Происхождение термина Кайтаг
В источниках имеются несколько предположений и версий на счет происхождения данного древнего термина. Кайтаг или Хайтак -это относительно молодые слова примерно времен арабских завоевании и т.д.
А.-К.Бакиханов .Объясняет происхождение термина так:"Кай"-это-"болшой и высокий" а "Таг"-это гора.
Через персидский язык. Не в упрек автору, а что у нас на Кавказе не было языков ?
Народная этимология связывают данный термин с местными языками, и народ всегда прав.
Б.Г.Алиев, М-С.Умаханов.возводят его из словосочетания слов как:"Гъай"и Дакь"(Гъай+дакь),
в значении "Гнат скот",(погонят скот).
Алиев Камиль. Он выводит данный термин из тюркского языка как: Кайы-это этноним одного из 24 племен Огузов, которые переселились на Кавказ 12-13 века .Этноним Кай+Таг ,гора .(Горы каев).Здесь также можно задать тоже самый вопрос .А до того ,
(12-13вв.),данное название не существовало?
С.М.Броневский. Отмечает ,что она происходит от древнего города-Кодака.Это и есть крепость-Жалаги
Жалагъи-ранее средне.вековой город крепость,
который был разрушен арабами во время их завоевании, Южного Дагестана.
Р.Ф.Агеев считает, что Кайтагцы являются коренным населением Кавказа",и это ученными доказано ,что это так и есть.
Мы же остановимся на некоторых языковых материалах .На анализе терминов .В частности на даргинских и лезгинских параллелях и т.д.
Алиев Багомед Гадаевич, отмечает, что в состав
"Жалагъант входило несколько поселении, в т.ч.и поселение"Гъадагьла ша",и что нижний участок территории "Жалагъант и ныне называется"Жалагъла"
Гъадагьала ша",...и т.д.(Вестник .ДНЦ.РАН.1999.с.93.
№83.). Остановимся на некоторых терминах из данного текста как:
1."Жалагъант",полное название звучит в форме
"Жалагъкант",приведем некоторые ее значения на лезгинском языке как:
Жалагъ или ( жалах), это крепкий
Жалагъи,Жалгъан, название др.города .
Жалгьан -это "крестец",(животноводческий термин)
Жалгьан-гора на котором расположен кр.Дербент.
Жакъан - ущелье
Жагъа- гребень
Жалагъун- закрепить
Жалгъа- расстояние ( от и до).
Жалгъаба- рядом и т.д.А окончание термина в данном случае означает ,"Кант",как част чего либо в данном случае часть ,сильной крепости .(часть поселения крепости).
о котором упоминает наш уважаемый доктор исторических наук Алиев Б.Г.
2.Что же может означат сложный термин как:
Гъадагьала ша ,данный сложный термин состоит из нескольких слови довольно сильно искажена как:
*Гьен,гъай,гьей-Усеченая форма древнего Албанского произношения слова Амулет-"Гьайкал"(гъай).Она своими корнями уходит в Кавказскую Албанию и
принадлежит албанским племенам. В основу его лежит древний божества ,"Бог земли".Теоним-Гьен
восходит к Гьен-послед, и Гьен -подол.В значении "нежный, находящийся в низу".Отсюда и географическое расположение Кайтака.(топоним)гора Кайтак,и расположение под горой (подол) данной одноименной племени и т.д.
Данный древний эпоним со временем примерно трансформировался так: Гьен,Гьей,Гьай(Гъай),и
далее в кьай ,къай,на русском языке Кай.
В Иранских и Арабских источниках как :Кайтаг/Хайтак.
*Даг,дагь-это гора ,не путать с тюркским "Тав".
Слово "Дагь"Кавказского происхождения .
(см.этимологию Дагестан на Проза.ру.в моем ред.)
*гьала.гала.къала- на Дагестанских яз. это крепость.
*Ша,искажена должно быть Ши-это село на дарг .яз.
Для ясности приведем некоторые слова как:Кайтаг,Кайтак.Хайтаг,Хайтак,Хайдак,Гайтаг.Гаптаг,
Гъетег,Гьетег,Этег,Гькал,Гъайкал,Гьайкал,Гьен(Гьай)
и т.д. Корен слова здесь "Гьен",от которого и происходит все производные слова .
Гьетег- это подол. Этег- та же самая нижняя часть верхней одежды. В топонимике нижняя часть горы.
В другом значении-Гьайкал- это амулет, оберег.
1.Гьен-.это эпоним божества "Гьен", в значения как: Бог земли, Подол, утроб матери, платие матери,Подол горы.нижная часть горы ,нижняя часть БКХ. и т.д.
2.Амулет-Оберег,которая на лезгинском яз. звучит в усеченной форме как" Гъай",в полной как"Гъайкал".
В древнейшие времена Албанцы обращались к божествам земли и гор, чтобы они оберегали их от стихийных бедствий, землетрясений и других бед, носили на себе амулеты и приносили животных в жертвы и т.д. Кроме того в женском костюме важным
элементом был Кушаки передник. Считалось ,что он защищает свою обладательницу от сглаза и недругов.
Для усиления защитной функции этого предмета
гардероба на передник нашивали оберег(амулет),и т.д.
Заключение.
В заключении сделаем некоторые выводы из сказанного.
Как известно гора где находится цитадель города Дербент называется - Джалгьан (Джалган),автор
этих строк несколко лет назад обратил внимание на этот термин т.е.на этимология и вывел его .
Джалгьан или Жалгьан ,в принципе здесь разницы нет. Всё зависит от наших диалектов и формы произношения .Например лезгины произносят её по разному (джалгьа, жалгьан), она означает сустав или крестец животного и т.д. Относительно Дербентского Джалгьана можно сказать что с высоты птичьего полета данная гора похожа на "голову и ноги, которые расходятся по сторонам"в разные стороны, на юг и север, образуя при этом форму крестца и т.д.
Относительно временных рамок мы знаем, что человек освоил данную гору 5000 лет назад, значит и Кайтакскую гору или подножие с этим же одноименным названием, наши предки освоили эту гору примерно в это же время и т.д. Иначе такие совпадения в топонимах просто не бывает. Ведь топонимы сами по себе на расстояния не перелетают, а их переносят родственные носители данных языков и т.д.
Древний эпоним Кавказа"Гьен",в различных формах произношения (Гъен,гъан,гьей ),один из древнейших
слов наших родственных народов.
При этом нам всем необходимо вспомнит (КАК.)Кура-аракскую културу ,которому не было равных более
6 тыс.лет назад. Не только на Кавказе но и в Малой и Передней Азии и т.д. А Кавказские Албаны(т.е.Нахо-
Дагестанцы),как известно это племена той самой
Кура-аракской культуры и т.д.
На сегодня Кайтакцы как тухум живут в Дагестане,среди даргинцев,лезгин,и кумыков в Азербайджане в Кусарском районе, например :
Среди 63 сел района, обнаружен один тухум, в с.Эвечух, один тухум в с.Ясаб, и целый квартал в с.Манкули хур.В с.Куруш РД, также живет тухум один из довольно больших тухумов -Кайтаки, на лезгинском пишется -Гъетегь ед.ч.Гъетегьар мн.ч. Дословно переводится как Подол,(нижняя часть горы).
Однако вернемся к значению термина Кайтак
Наш уважаемый земляк Б.Г.Алиев почти, правильно подошел к этимологическому значению данного термина .Произношение древнего термина он разделил на две части как:
1."Гъай",который со временем переходит в "Кай" или "Хай".
2."Дакь" ,который со временем переходит в "Дагь" или"Таг".Однако в значения он пошел по другому пути. так как любые слова имею ряд значения.
*В нашем случае "Гъай"на даргинском и" Гьав"на лезгинском имеют одно и то же значение как погон
или окрик на КРС.коров.Гьав -это КРС, в древности
горный Кавказский дикий бык и т.д.
*Слово "Дакь" немного искажена в диалектах должно быт "Дагь"-это на Кавказских языках гора
т.е.здесь происходит смешение букв по закону Дэвида Роля .Буквы Г,Гь,переходит в К ,Къ.
В результате чего истинная этимология меняется на ложную .Какие же значения мы имеем.
1. Не"Перегон животных" А перегон КРС в горы.
Более точное значение в словосочетании -это
Гьай- Оберег/Амулет и Дагь это гора. Дословно
означает "Оберег гора".В смысле "Оберег нас гора от бед".(имеется в виду гора Кайтаг). Итак
данный термин одновременно является и этнонимом народа и топонимом горы ,где данный народ жил спокон веков и т.д. Примерно в таком ракурсе мы хотели изложит свое видение данного вопроса.
Удачи Вам!
Литература.
Б.Г.Алиев. Арабские походы и судьба доисламской столицы Хайдака.Махачкала: Вестник.ДНЦ.РАН. С.93.№83.
З.Ризванов .Р.Ризванов .История лезгин.Махачкала.
1990.С.32-36.44-49.
НагиевФ.Р.НагиевР.Ф.Народы и землиАлбании Кавказской.Махачкала.2011.с.72.73.
А.К.Седрединов С.А.Седрединов. Народные термины Кавказской Албании.Махачкала.2016.С115-118.
А.К.Седрединов Куруш-намэ.2001.С.239-242.
С.Б.Юзбекова Русско -лезгинский словарь .Махачкала 2013.
М.Б.Бабаханов Лезгинско-русский словарь .Махачкала 2019.
К.Х.Акимом .Лезги -урус гафарган.Махачкала 2017.
М.Р.Гасанов. Загадки этнонимов Дагестана.Махачкала
1997.с.30-37.
Алиев Камиль. Кумыкский мир. Тайны кумыкской этнонимики.2022.
Дэвид М.Рол.Генезис цивилизации.М.2002.ЭКСМО.
Русский пер.с анг.С.Голова.А.Голов.
Полевые материалы автора.
Свидетельство о публикации №222060701817