И погромче нас были витии

  Ещё Горький отметил в своё время жёлчный и злобный характер- писателя Бунина: - Странный человек Иван Алексеевич, - про всех до единого знакомца гадости написал.
  Злюка Бунин в числе прочих персонажей своей ядовитой критики особенно «оттянулся» на собрате по эмиграции Мережковском, выставив того чуть ли не клоуном фиглярствующим. Особенно ядовиты страницы бунинских воспоминаний о днях, предшествующих присуждению нобелевской премии.
  Как-то сложилось, что мои представления о Мережковском так и оставались «пробунинско-ориентированными».
Не могли переубедить даже мемуары Зинаиды Гиппиус, уважительно-объективно излагавшей сильные стороны натуры своего мужа.
  Прошли годы. То здесь, то там натыкался мой взгляд на это имя. Даже приобрёл я по подписке «огоньковский» четырёхтомник Д.С. Листал его даже. Но отравленный Буниным, «не признавал» своим.
  К тому же политические взгляды ярого антисоветчика и коллаборанта, сторонника Муссолини и Гитлера* усугубляли негатив.

  Но вот, по прошествии многих лет, встретился мне его ёмкий и точный пассаж с характеристикой наших литературных авторитетов:
 -«По изумительной трезвости взгляда на мир Гончаров приближается к Пушкину. Тургенев опьянён красотой, Достоевский- страданиями людей, Лев Толстой- жаждой истины… У Гончарова нет опьянения… Всё огромное здание его эпопеи озарено ровным светом разумной любви и человеческой жизни».
  Стал я понемногу узнавать этого незаурядного литератора, моралиста и философа. Стал перечитывать кое-что из его наследия. Да и времена наши способствуют осмыслению многого.

  Похоже, наша эпоха катастрофична не для одного какого-то государства, а для всего мира. Речь даже не о пандемии, экологических угрозах, о балансировке мира на грани всесокрушающей войны. Надежды на здравый смысл и инстинкт самосохранения человечества – не иссякли.
 Стоит задуматься об опасности торжества «Грядущего хама». Именно так назвал русский писатель Дмитрий Сергеевич Мережковский в начале ХХ века силы «духовного рабства и хамства, безличности, серединности и пошлости». При этом «хамство» для него было не поведенческой характеристикой, а определением бездуховности, атеизма, мещанства.

  Русский писатель и философ Александр Иванович Герцен называл мещанство «самодержавной толпой сплочённой посредственности». Мережковский вслед за Герценом говорил о демократии западного образца как власти толпы, осреднённого мелочного и лишённого высоких идеалов человека, который сводит жизнь «на интересы торговой конторы или мещанского благосостояния».

  В наше время слова «мещанство», «мещанин» ушли из общественного понятийного обихода, но их суть: торжество безыдейности, безверия, добыча материальных благ, отстранение от высоких общественных идеалов – господствует в умах и жизни. Вожделенный сытый «земной рай», опирающийся на материальные ценности, стал общественным идеалом не только западной демократии, но и российского образа жизни.

  Часто сегодня мы наблюдаем кризис веры в торжество добра, полное смещение нравственных норм, тщательное описание до смакования жестокости и насилия. Ложное становится истинным, а истинное ложным. Легко снимается моральная ответственность за грех и кровь, мерзость становится близка сердцу. Во всех явлениях жизни мы видим торжество злобного, упорного в своём невежестве мещанина – посредственности, который стал играть первые роли в обществе и определять будущее своих стран. Разве не актуальны сегодня слова Мережковского: «Какая самодовольная пошлость и плоскость в выражении лиц! Смотришь и “дивишься удивлением великим”».

  Именно эти люди прибрали в России её богатства и продали за бесценок ради собственной выгоды. Именно они на Западе беснуются от русофобии и развязывают торговые и санкционные войны против тех, кто не хочет жить по их указке. Лживые души власть имущих на Западе убеждают свои народы, что при этом борются за мир и демократию, игнорируя сказанное святым апостолом Павлом: «Когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3).

  «Религия современной Европы – не христианство, а мещанство. От благоразумного сытого мещанства до безумного голодного зверства один шаг. Не только человек человеку, но и народ народу – волк. От взаимного пожирания удерживает только взаимный страх, узда слишком слабая для рассвирепевших зверей. Не сегодня, так завтра они бросятся друг на друга, и начнётся небывалая бойня». Эти пророческие слова Мережковского, сказанные более ста лет назад, очень точно описывают сегодняшнюю ситуацию в мире. Они подтверждают, что внешняя политика – это обнажённая внутренняя. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20).

  «Мещанство победит и должно победить, – пишет Александр Иванович Герцен в 1864 году в статье «Концы и начала». – Да, любезный друг, пора прийти к спокойному и смиренному сознанию, что мещанство – окончательная форма западной цивилизации».
 И как бы нам ни хотелось этого не признавать, но приходится согласиться, что его пророчество сбылось.
 Тяжело читать подобные пророчества!


     Фото- Д.С. Мережковский



    *-Дмитрий Сергеевич Мережко;вский (2 [14] августа 1865, Санкт-Петербург — 9 декабря 1941, Париж — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.

   Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский (начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский) был 10 раз(!) номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

   Философские идеи и радикальные политические взгляды Д. С. Мережковского вызывали резко неоднозначные отклики, но даже оппоненты признавали в нём выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века. Википедия


  **- восторги Д.С. по поводу гитлеровского похода на СССР уменьшились после первых месяцев Войны и сведений о зверствах фашистов


Рецензии
Добрый вечер, Евгений Васильевич!
Благодарю Вас за визит, правда, молчаливый и
прочтение. А когда стал читать Ваше - мне очень понравилась
Ваша бесподобная, хотя и сложная для врача, публикация. Поражаюсь, сколь далеко "видел" А.И. Герцен о мещанстве! Не говоря уже о великом Д.С. Мережковском. Доброго здоровья Вам и новых творческих озарений! С уважением к Вам,

Виктор Сургаев   16.06.2022 17:14     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, уважаемый Виктор Владимирович.
Всего ВАм доброго

Евгений Прокопов   21.06.2022 05:33   Заявить о нарушении
На доброе здоровье, Евгений Васильевич!
Здоровья Вам, удачи, и творений.

Виктор Сургаев   22.06.2022 10:02   Заявить о нарушении