1967-1970 гг. Научные исследования в вузе

На третьем курсе я продолжал усиленно изучать вопрос распознавания образов, читал разные книги и статьи, искал задачи, на которых можно было бы попробовать распознавать разные ситуации.

При этом выполнил одну проходную работу «Линеаризация уравнения шкалы расходомера с помощью рычажно-кулачкового механизма» в рамках курсового проекта, которую доложил весной 1968 г. на 29-й научно-технической конференции МИХМа. По итогам которой: «За участи и активное содействие в решении научно-технических проблем, имеющих народнохозяйственное значение, приказом ректора объявлена благодарность и премированы следующие студенты: …; Качала В. (341 гр.); …». 

Осенью 1968 г. шеф сказал, что надо думать о дипломе и для этого выбрать тему, которая соответствовала бы специальности (автоматизация химических процессов), поэтому исследования по распознаванию образов пока надо прекращать. Он предложил заняться вопросом оптимизации плазмохимического процесса производства ацетилена из метана.

В Москве одним из НИИ проводились работы по отработке технологии производства ацетилена из метана в плазмотроне. При этом стояла задача определения места впрыскивания воды для получения максимального выхода ацетилена. Я принялся за выбор метода оптимального управления и разработкой соответствующего алгоритма. В конце концов, остановился на методе динамического программирования Беллмана.

В МИХМе установили польскую ЭВМ «ODRA». Программа и данные вводилась в машину с помощью перфоленты. При ошибке в программе проходилось создавать новую перфоленту, а старю выбрасывать. Результаты расчетов тоже выводились на перфоленту, которую вставляли в специальное устройство с пишущей машинкой, печатающей результаты.

Так как мой шеф был назначен начальником вычислительного центра, то я имел доступ и к машине, и ко всей документации к ней. Предстояло выбрать язык программирования. В школе я изучал программирование в машинных кодах, а в институте мы изучали обобщенные операторы программирования без привязки к языку программирования и без ЭВМ.

Правда, в институте мы выполняли лабораторные работы на машине «Промiнь», разработанной в Институте кибернетики АН Украины. ЭВМ была предназначена для выполнения несложных инженерных расчетов. Она была простой в управлении, а программирование сводилось к выбору штекеров, последовательно втыкаемых в наборное поле из 100 ячеек. Числовые данные вводились с клавиатуры, а результаты выводились на печатающее устройство. В свободное от учебы время я разработал несколько программ для выполнения расчетов для курсового проекта, что значительно ускоряло работу по сравнению с расчетами на логарифмической линейке.
Для работы на ЭВМ «ODRA» я выбрал язык программирования МОСТ 2, и только впоследствии узнал, что это был полный аналог языка ФОРТРАН.

Я принялся за изучение языка МОСТ 2, но была одна «загогулина» – вся документация по программированию была на польском языке (другая документация была на английском языке и немного документации на русском). Предстояло решить триединую задачу: 1) выучить польский на уровне достаточном для перевода техдокументации и перевести описание языка МОСТ 2; 2) научиться печатать на машинке, чтобы был печатный вариант перевода для других пользователей; 3) научиться программировать на языке МОСТ 2.

Купил польский самоучитель и польско-русский словарь. Поскольку набор слов в документации был небольшой, то перевод продвигался быстро.

Я с детства мечтал научиться печатать на пишущей машинке. Когда меня укоряли за плохой почерк, то я говорил, что буду печатать на машинке и это реализовал. Даже заявления о приеме на работу и увольнении печатал на машинке, чем вызывал большое недовольство кадровой службы.

У шефа в вычислительном центре была свободная канцелярская пишущая машинка. Я купил самоучитель по машинописи и стал методично отрабатывать приемы слепой десятипальцевой печати, в чем вскоре преуспел. По мере перевода документации с польского я тут же печатал полученное на машинке.

Изучение языка программирования надо было подкреплять практикой, и я взялся за освоение работы на ЭВМ. К моему счастью, у меня целый год был только один конкурент – претендент на машинное время – аспирант Саша. Позже начали приобщаться к работе на ЭВМ некоторые продвинутые преподаватели.
Поскольку предстояло решать сложную математическую задачу, то пришлось изучать методы вычислительной математики.

Первые результаты я доложил весной 1969 г. на 30-й научно-техническая конференция МИХМа в секции «Техническая кибернетика и автоматизация химических производств»: «при подведении итогов конференции секции единодушно выделило доклады следующих студентов: …; В. Качала (441 гр.); …».

На конференции возникла одна неприятная ситуация: в программе конференции не было моего доклада. Я стал выяснять и узнал, что мое название доклада: «Оптимально управление плазмохимического процесса» противоречит требованиям Главлита (главного цензора страны) не упоминать в открытой печати и докладах слово «плазма». Мой шеф договорился, что невзирая на отсутствие моего доклада в программе, я выступлю, но… слово «плазма» буду заменять словами «высокотемпературная газовая струя».

Весной 1970 г. выступаю на 31-й научно-техническая конференция МИХМа с докладом по теме будущего диплома: «Определение оптимального управления сложного химического процесса с использование итерационного алгоритма».

Еще немного про научную работу. В то время все предприятия имели задания по финансированию науки, поэтому всем вузам доставались деньги на исследования. Для их освоения имелись подразделения под названием НИС (научно-исследовательский центр), но при этом возникала возможность «подкормить» преподавателей, аспирантов и студентов. Все занимались наукой по договорам с предприятиями. Кроме зарабатывания денег работа по договорам давала тематику и объекты исследования для диссертаций. Диссертанты были самыми добросовестными исследователями, тогда как остальные часто были формальными участниками.

Вот одна из таких научных тем «подкармливала» меня в студенческие годы с 3-го по 5-й курс. Я писал какие-то планы работы, какие-то краткие отчеты и получал деньги. Порой даже не зная кто и как реально выполнял эти исследования. Но уже будучи аспирантом я реально работал по теме, совпадающей частично с моей диссертацией, что позволило мне получить акт о внедрении с завода.

Продолжение: http://proza.ru/2022/06/06/719


Рецензии