Патриотам своей страны. ч. 2

  Речь пойдёт о помощи, о благотворительности, которую могут осуществлять обычные граждане среднего достатка, даже и пенсионеры.
          (30 лет проработал с пожилыми людьми, и видел, что у многих, особенно достигших возраста восьмидесяти лет, доходы превышают расходы, в результате копятся приличные суммы, которые они, зачастую без особой радости, оставляют троюродным племянникам, которые и звонили то пенсионерам при их жизни крайне редко).

            Пятнадцать 15 лет я занимался оказанием помощи талантливым школьникам из малообеспеченных, неполных семей получать после школьное образование в ВУЗе, колледже (для краткости далее я буду называть это учёбой в ВУЗе):
 - выступал сам в роли благотворителя: один или вместе с товарищами, родственниками учреждал и выплачивал стипендии;
 - пропагандировал такую помощь, консультировал тех, кто решался принять участие в таком виде помощи талантливым школьникам.

             Сразу хочу предупредить, чтобы у читателей не было никаких «задних» мыслей по поводу написания мною данной статьи. Фондов не создавал, не планирую это делать, никаких материальных выгод не имел и сейчас извлечь не рассчитываю.
             Все 15 лет были только собственные расходы - денег и времени.

             А ещё, не скрою - моральное удовлетворение и некоторая гордость.

     Кратко о сути помощи:
     Благотворитель совместно со школой учреждает стипендию (я её назвал «школьной стипендией»), которая выплачивается талантливому старшекласснику из малообеспеченной семьи, или воспитывающемуся без родителей в период завершения учебы в школе и далее во время учебы в ВУЗе. Помощь оказывается той талантливой молодежи, которая без такой финансовой поддержки вероятнее всего не сможет получить образование в ВУЗе.

              Главное достоинство такой формы помощи молодежи – всю сумму, до рубля, минуя всякие фонды, получает конкретный человек, с которым благотворитель лично знакомится и на его счет перечисляет стипендию.
             Недостаток действующих в нашей стране фондов в том, что даже в самых, так сказать, порядочных из них, часть средств, получаемых от благотворителей, расходуется не на конкретную помощь, а на аренду помещения, приобретение оргтехники, зарплату сотрудникам фонда, и проч. Эти расходы бывают довольно значительными.
     Не говоря уж о том, что, перечисляя деньги в фонд, вы не можете эффективно контролировать их расходование.

              В этой статье хочу немного «соблазнить» читателей -             расскажу о положительных моментах для ПЛАТЕЛЬЩИКА стипендии, благотворителя.
              Ведь чем большее число прочитавших эти статьи заинтересуются и решат подключится к такому виду помощи, тем большее количество молодёжи получит возможность развить свои таланты, внести достойный вклад в развитие своей страны.

             Тысяча стипендиатов - это несколько тысяч счастливых людей: те, что получили образование; затем - благотворители, которые помогли в этом; и ещё - родные стипендиата, которые по какой-то причине не могли без помощи со стороны дать образование ребёнку.

              Для «школьной стипендии» я разработал три документа: договор между школой и благотворителем, обязательства стипендиата и сертификат стипендиата.
              Красиво оформленный сертификат вывешивался в школе, в нём указывалось, что стипендия учреждена совместно с благотворителем таким-то.

              Так вот, расскажу о полученных мною радостях от благотворительности.

              Первое удовольствие я получил, когда мои знакомые, родственники, работающие в школе или приходящие туда за внуками и видевшие сертификат, при встрече говорили мне тёплые слова.
      Вообще это было круто. Представляете, в посёлке, думаю, тысяча человек состоятельнее меня, у них более крутые машины, но имею своего стипендиата - я, как какой-нибудь меценат- миллионер.
             
Ещё большая радость была, когда моя первая стипендиатка, получив диплом, весёлая, счастливая, позвонила мне и благодарила.

...

      Кандидатуру стипендиата предоставила школа, где я когда-то учился.
              Как рассказывал директор школы, Александра Л. - весёлая, жизнерадостная, способная, жила в очень неблагополучной семье. Пьющая мать, нигде не работающая, и младшая сестра, воспитывающаяся в интернате.
              Подписав договор, я уехал к себе в Новосибирск. Девушка поступила в колледж.
             Через год, снова приехав на малую родину, пошёл знакомиться с ней.
             Когда я подошёл по указанному мне адресу, и увидел маленький домик с заколоченными крест-накрест окнами, ну точно, как во время войны, то понял, что шансов на нормальную жизнь после школы у девушки было мало. Хорошо, если бы потихоньку не спилась вместе с матерью.
             По окончании колледжа она приехала работать в Новосибирск, поскольку в посёлке были мизерные зарплаты, заочно окончила ВУЗ, вышла замуж, родила ребёнка, может сейчас уже и не один ребёнок. Состоялся успешный гражданин страны, образовалась замечательная семья.

...

               Первые стипендии были, скажем так, не именные.

               Потом мне пришла в голову мысль учредить школьную стипендию имени нашей мамы.
               Наша мама, которой уже давно нет с нами, отличалась необычайной отзывчивостью к чужим проблемам (в «Повести о счастливом поколении» я рассказывал об этом).
                В очередной приезд я отправился в родовое село наших родителей, рассказал директору школы о своей деятельности и сказал, что готов оказать помощь в получении образования талантливым детям из малообеспеченных семей. В этом году одну стипендию, на следующий год прибавляем ещё одного стипендиата, и так до четырёх человек (тогда ещё работал и уже получал пенсию, поэтому надеялся потянуть четверых стипендиатов одновременно. В крайнем случае - обещали поддержать родные).
               
                У меня было только одно условие к школе: стипендия будет имени моей мамы.
                По общему правилу, установленному мною ранее, сертификаты должны вывешиваться в фойе школы. (1)
 
                Маму мою хорошо знали в этом селе и мне было очень приятно осознавать: люди, прочитав её фамилию и имя, вспомнят её, вспомнят добро, которое она делала кому-то из них, их родным или знакомым.

...

               
                Потом появилась ещё одна разновидность «школьной стипендии».

                Класс, в котором я учился, был очень дружным, таким остался и после выпуска. Минимум раз в пять лет мы организуем встречи. И вот на одной из них, когда мы говорили обо всех и обо всём, зашёл разговор о стипендиях. Я предложил одноклассникам: «А давайте классом возьмём «на прицеп» одного выпускника из нашей школы. Возможно, ни разу в мире ещё не было, чтобы класс учредил и выплачивал стипендию. Представляете каково это?».
                И вот у нашего класса появился свой стипендиат! Мы четыре года, по очереди, помесячно, то один, то другой, платили стипендию.

                Гордый за своих одноклассников я написал о них статью в газету - «Выучился сам – помоги земляку». (2)

...


                Приближался юбилей, 75 лет Победы во Второй мировой войне.
                Как и многие мои родственники, наш отец прошёл всю войну, был ранен, имел награды.

                В память о нём я надумал учредить в одной из школ посёлка, где отец прожил большую часть жизни, стипендию. Поговорил со своими детьми, племянниками и появилась стипендия от нашего рода в память о ветеране.
                Мне было очень радостно за моих детей, детей моих сестёр, что они вот такие неравнодушные. Возможно и они сами немного гордились.
                (Когда я поехал через год знакомиться с семьёй стипендиатки, оказалось, что живут они получше меня, девушка и без нас, с помощью родителей получит образование. Мы обратились в школу по поводу нового стипендиата, но уже во вовсю свирепствовал коронавирус. Сейчас эта стипендия не выплачивается, наверное, только в этом году мы вернёмся к вопросу).


...

                Вспоминаю своего друга, недавно ушедшего из жизни, Разуваева Владимира Ивановича. О школьной стипендии он услышал от меня года через три после того, как я начал ею заниматься.
                Мне как-то не приходило в голову об этом рассказывать, да и неудобно было, будто хвастаешься. Потом только до меня дошло: ну помогу я своими скудными средствами до конца жизни десятку-другому молодых людей. А в помощи нуждаются тысячи и тысячи талантов.
                После того, как Володя меня поругал: «Ты чего же мне не рассказал раньше?», я понял - наоборот, нужно пропагандировать, агитировать.
                Друг был владельцем солидной фирмы, я подготовил комплект документов для выплаты стипендии через предприятие и связался с директором Горно-Алтайской школы № 2, в которой когда-то учился Разуваев. Десятки земляков будут теперь вспоминать дядю Володю, который помог получить им высшее образование.
                Разуваев был кандидатом наук, учёным, и понимал роль образования, знаний в жизни человека. Мне казалось: тем, что у него есть свои стипендиаты, прекрасные студенты, он гордился больше, чем тем, что создал солидную, процветающую фирму.
                По крайней мере, когда приезжали товарищи, с которыми он давно не виделся, он показывал на ряд сертификатов и говорил: «Это мои стипендиаты».

(Прошу прощения у читателей: ответы на рецензии и задаваемые вопросы ввиду временных проблем со зрением будут не отдельно каждому, а в подборке, по мере накопления).

_______________________

(1)    Решение о необходимости вывешивать в школе сертификат стипендиата, с указанными фамилиями стипендиата и благотворителя, я  принял с самого начала по следующим причинам:

- талантливые школьники, их родители увидят, что у них может тоже появится возможность получить подобную поддержку, у ребят появится стимул лучше учиться, у родителей - поискать благотворителя;

- сертификат увидят потенциальные благотворители.
        Например, кто-то из них скажет: «Это Санька? Бегал тут, малявка, я ему ещё щелбаны ставил, а теперь он - спонсор?». И тоже захочет заключить договор с родной школой.

В данном случае несколько человек из села имели серьезный бизнес в областном центре и была надежда, что кто-то из них последует моему примеру, учредит стипендию в память о любимых родителях.

(2)                Выучился сам – помоги земляку

Продолжить образование после школы для многих стало непростым делом. Конечно, чтобы найти свое место в жизни, быть счастливым – не обязательно окончить ВУЗ, колледж. Но если у тебя есть способности, то конечно хотелось бы их реализовать.
Немало талантливых ребят среди выпускников школ Переволоцкого района, однако, если ты из малообеспеченной семьи, то учиться дальше непросто. На одну стипендию не проживешь.

Группа бывших учеников Переволоцкой средней школы (1955-1966 гг. учебы: Жимолостнова Л., Керин А.П., Маликов В.В., Петин Ю.А. и др.) решила помочь получить образование одному из своих земляков и подписала договор со школой. В соответствии с этим договором и, принятым в школе, «Положением о стипендиатах школы», одна из старшеклассниц начала с 2008 г. получать от них ежемесячную стипендию. Затем девушка поступила в ВУЗ и стала получать две стипендии: одну от государства, а другую – от своих земляков. Бывшие одноклассники договорились, что каждый из них участвует в этом проекте по мере своих возможностей и стипендия будет выплачиваться ежемесячно ещё не менее 4-х лет учебы в ВУЗе.
 
Нужно отметить, что это не первый случай учреждения стипендий бывшими учениками п. Переволоцкий, а одна из стипендиаток, Лаврентьева Саша, уже и диплом получила, но, чтобы бывшие одноклассники учредили свою общую стипендию, от класса – это впервые в Переволоцком районе, а может даже и в стране.
        И очень хотелось бы, чтобы как можно больше бывших учеников нашей школы, других школ Переволоцкого района, отдельно или всем классом, поддержали это доброе начинание и помогли нынешним мальчишкам и девчонкам.
        Поверьте, будет приятно прочитать на стенде в родной школе, что «В.Петров – стипендиат такого-то бывшего ученика, или класса такого-то года выпуска». Будет гордость за себя, или за «наш класс»! А этот мальчишка на всю жизнь запомнит, как ему помогли и, возможно, тоже сделает потом какое-то доброе дело.

                Курамшин С.


Рецензии
Низкий поклон Вам, Саша, за такую конкретную помощь детям. Хороший пример!
Я задумался тоже. Со стипендией пока не знаю, получится ли... Если удастся запустить экранные клавиатуры серии Ladonnik для российской мобильной операционной системы, и появятся доходы, то однозначно займёмся и благотворительностью по отношению к девушкам и парням из необеспеченных семей.

А вот идея "Выучился сам – помоги земляку" понравилась. Думаю, достроим с женой дом недалеко от Екатеринбурга, и дадим возможность бесплатно жить во флигеле кому-нибудь из девушек или парней, оказавшихся в трудном финансовом положении, из тех кто поступит в колледж, техникум или вуз. На электричке полчаса - и в Екатеринбурге. Думаю, будет удобно.
Пока ещё сами в проблемах. Но постараемся не отступать от идеи.
По идее, и сейчас уже можно поработать. В городах, как я уже писал, много людей, у которых есть и свободные комнаты в квартирах, чтобы бесплатно или хотя бы за полцены предоставить их девушкам и парням из необеспеченных и бедных семей на период их учёбы в техникуме или вузе. Надо поискать таких. И чтобы хозяева поверили, что тоже важно. Подумаю над этой темой.

Дай Бог Вам здоровья и процветания!

С уважением,

Владимир Щеблыкин   06.11.2022 11:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.