О трамваях и о том, что надо ценить в людях

Очерк, комментарии.
Автор — Лидия Шатилова

От автора: Трамвай наших желаний бывает весьма опасен, особенно, в период безработицы, когда от отчаяния душа с телом расстается...
,,,,,,,
Елене, главной героине рассказа Елены Морозовой «Трамвай», сорок лет. Она математик, аналитик, научный работник, всю свою трудовую жизнь проработавщая в НИИ небольшого городка и попавшая под сокращение в трудное для нее время, когда взрослая дочь уехала учиться за границу, муж в длительную командировку, а она осталась один на один со своими проблемами. Вокруг — «пустота и молчание комнат». Город, вывески заведений которого говорят сами за себя: «Акула», «Эгоист»...
Странное и непонятное ощущение себя — безработная. Емкое, глубокое и страшное. Для человека, прожившего стабильно и без потрясений всю свою предыдущую жизнь, но в миг потерявшего уверенность в себе и завтрашнем дне. Ощущение себя — жертвой. Ощущение, что и другие ее воспринимают, как не здравомыслящую — иначе бы давно взяли на работу.
Елена ходит по городу, который своей соразмеренной и неспешной жизнью напоминает ей большую черепаху. Городские трамвайчики тоже напоминают черепашек, медленно ползающих по своим неизменным маршрутам. И она ездит в поисках работы на этих трамвайчиках изо дня в день, постепенно начиная ощущать себя странно и необычно — «транспортнодоступной». Потому что может ехать, куда и когда захочет, столько, сколько захочет, но только по строго намеченным маршрутам. А тут еще встреча со старой знакомой, которая поведала о новости, прочитанной в газете— появился трамвай, который может увезти неизвестно куда, да еще и исполнить желание. Это и определяет дальнейший ход мыслей главной героини — а что, если...
Город обслуживают 10 трамвайных маршрутов. Исследовала все, каталась до трамвайной качки, но №11 на ее остановку так и не приходил.
И тополя в городе не желтели никак, хотя наступил последний месяц осени — ноябрь. «Осыплются сразу же, при первом морозе, и будет хрустеть под ногами их ломкая зелень» - думала Елена, чувствуя себя таким же перезревшим, но зеленым тополиным листочком.
Не мудрено, что в таком состоянии могут появиться навязчивые идеи. Елена решила опросить тех, кто уже прокатился на трамвае №11. Кто эти люди?
Старушка-соседка Ольга Петровна, бывшая учительница младших классов, мирно и трудно доживающая свою старость со взрослой внучкой. Первоклассник Митя, неумеренно поедающий мороженое за чужой счет, хитрый, изворотливый, предприимчивый малый. Пухлый, к тому же, что говорит о его не здоровье. Далее были неформалы и их лидер Николай Степанович — люди, организующие оппозицию к властям. Не важно, какую, лишь бы против чего-то — эти организовали «Штаб защиты трамвая №11». Игры современности - «играют, сами не знают, чем!», по выражению того же Николая Степановича. У него дома остановились часы и он поехал покупать батарейки, а трамвай привез его на встречу с умершим год назад другом Василием Ивановичем, который и объяснил, что трамвай №11 приходит, как предупреждение, как сигнал, как генеральная репетиция.
Между тем, Елена продолжает посещать биржу труда и очередной бессмысленный поход к инспектору, который объяснил, что кризис, работы нет, только усугубил ее состояние. И снова она один на один со своими мыслями, фантазиями, видениями. Город теперь представляется уже ей огромной черепахой, поглотившей всех, «а внутри у нее, в животе, бегают маленькие трамвайчики, из окон выглядывают кондуктор Ася в галстучке и Геннадий Кузьмич с веслом»...
Далее Елена живет уже в своих грезах, когда реальное и нереальное перемешиваются в сознании.
Она машинально делает генеральную уборку в доме, встречает в своих грезах приехавшего мужа, рассказывает ему все, что с ней произошло. Они гуляют, ходят в кино и много беседуют. Муж снова "уезжает", а Елена снова ищет свой трамвай №11.
Конечно, она понимает, что воплощает мечты и желания в своих фантазиях, что ищет не реальное и что она уже на грани. И что все это знаки, которые она получает, чтобы определиться, нужен ли ей ее трамвай №11?
Предчувствие есть у всех. Оно приводит в нужное время, в нужный час. Вот и Елена дождалась своего трамвая, чтобы изучить «Права и обязанности пассажира трамвая №11». Что в пути У Елены? Пустота за окнами, воздух только и больше ничего. Пассажир Роман, которому Елена оставляет свой телефон, пытаясь перехитрить обстоятельства. Еще кино, в котором показывают всю жизнь пассажира, чтобы переосмыслил и подумал еще раз. И свои впечатления. И даже водитель, а не лодочник. Иван Иваныч! Потому что она — не пассажир, а экскурсант, туристка. Встреча с Семеновной из фирмы «Ангелы — Хранители». Конечный пункт:»Ворота Главного входа». Билет №23-28. Время отправления и время прибытия: 13-25 и 15-30. Вот трамвай и привез ее в назначенное время к пункту назначения, к тому, кто ей нужен и поможет — к «суженому-ряженому», потому что «и в горе, и в радости...».
Елена нашла свое утешение и опору — в муже, который ее любит и поможет ей выстоять все невзгоды, защитит и подставит надежное мужское плечо. И главное, который появился очень во время — еще немного, и главная героиня просто попала бы в клинику для душевно больных.

Такой вот «Трамвай» желаний у Елены Морозовой в моем прочтении и понимании, как читателя и автора. И что осталось, как говорят, "за кадром"? Итак, по-порядку.

Героиня Елена, столкнувшаяся с положением и состоянием «безработная», проходит предначертанные ей круги ада.
Возможно, она пробовала подрабатывать по уходу за пожилой соседкой Ольгой Петровной, няней по уходу за детьми — встречала и провожала Митю, учила с ним уроки, потом подалась в политику — куда еще, когда не знаешь куда. А там и обещали тот самый трамвай, который исполняет желания. Или записалась на курсы экстрасенсов, по совету знакомой, по объявлению в газете. И все люди, с которыми она сталкивалась — им всем обещали тот самый трамвай, который исполняет желания. Мало ли о чем пишут газеты — когда человек в отчаянии, он хватается за соломинку.
Другое. Елена — математик, поэтому вокруг нее цифры и числа. Логично, что трамвайный № — 11. Потому что это просто следующее число. Потом уже можно домысливать, что не случайно, ведь каждое число в нумерологии имеет свое магическое значение. Или № билета: в 23 она могла выйти замуж за 28-летнего мужчину. Время 13-25 и 15-30 — какие-то другие значимые даты их жизни.
Следующее. Общепринято, что в состоянии клинической смерти все видят длинный коридор и яркий белый свет впереди, что уходят боли и человек находится в эйфории. В городе Елены принято в подобных состояниях путешествовать на трамвае, который исполняет последние желания. Ольгу Петровну он привез прямо к дому, потому что старушка устала ходить взад-вперед за всю свою длинную жизнь. Мите купили футбольный мяч — больной мальчик не мог бегать во дворе, как все, да и у мамы не было лишних денег. Николай Степанович, политический деятель, уставший от игр современности, и так получил знак — остановившиеся в доме часы, но ему мало. Возможно, он перенес еще и инфаркт, вот и повстречался с бывшим приятелем во время сердечного приступа.
И всех их возил лодочник именно потому, что это однозначно аналогия с Хароном. А у Елены вполне мог случиться сердечный приступ или гепертонический криз, на фоне нервных состояний, поэтому она и была всего лишь туристка, экскурсантка. И Семеновна — ухаживающая за ней в больнице санитарка, которая и привела перепуганного мужа, вызванного из командировки по случаю болезни жены.

Безработица — страшное социальное явление. У меня есть свое обращение к подобной теме, рассказ "Что вы цените в людях?", только там больше реалий, чем мистической составляющей, а суть перекликается - никакого оптимизма может не хватить и однажды захочется найти свой Трамвай ...
Две полные противоположности — наши героини. И мы, два совершенно разных автора, которые не смогли пройти мимо этого страшного недуга, которым не дай Бог «заболеть» никому! С совершенно разной подачей темы, но с одинаково сильным желанием рассказать о том, как трудно оказаться женщине в сорок лет выброшенной на улицу и никому не нужной. Трамвай наших желаний бывает весьма опасен, особенно, в период безработицы, когда от отчаяния душа с телом расстается.
.
Героиня Елены Морозовой — женщина, которая не смогла выдержать свалившиеся на нее трудности. Она привыкла к стабильности, комфорту и надежной опоре и защите, в лице мужа и бывшего НИИ. Выбитая из привычной колеи, словно брошенная и преданная теми, кого любила и кому была верна все годы, она не смогла найти свою новую дорогу и ее слабая душевная организация привела ее на край отчаяния. Душевного и физического. Это тип людей зависимых и несостоятельных. Истинно слабая женщина. И Елена Морозова нашла очень удачный прием, как передать все душевные и физические муки героини — поиски несуществующего трамвая желаний, который либо исполнит ее желание и вернет все на круги своя, или увезет ее раз и навсегда от всех проблем.
Владение словом и построение сюжетной линии у автора просто великолепное. Мне еще учиться и учиться. Так увлекает и затягивает чтение, что невозможно оторваться, невозможно не поддаться на соблазн прокатиться со всеми героями по их маршрутам. Что, кстати, полезно — у читателя есть право выбора, в отличие от героев рассказа.
Моя Героиня Кира — как раз тот тип женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Да и стиль повествования в моем рассказе больше хронологический, документальный, вместивший все в один день жизни такой же сорокалетней женщины, с таким же статусом — безработная. И моя героиня с тонкой душевной организацией, но всегда умеющая находить выход из трудных ситуаций. Она так же подрабатывала везде, где только получалось, потому что рядом двое детей школьного возраста, а трамвай желаний - не ее спутник жизни. Цифры и числа есть и в моем рассказе, но они совсем другие, отображающие реальную окружающую действительность. Чтобы никогда не забыть, в каких условиях этому поколению пришлось выживать и растить детей.
Когда я писала свой рассказ, то не понимала до конца, почему выбрала именно такой типаж главной героини. Рядом было достаточно примеров, когда женщины не выдерживали и ломались, пускаясь во все тяжкие. Многие не смогли вернуться к нормальной жизни уже никогда. Многих нет на этом свете.
Теперь поняла. Нельзя плыть по течению, нельзя сдаваться. И надо жить, во что бы то ни стало!
Ведь обе наши героини все равно нашли свою точку опоры, пройдя через посланные им и свыше, и нашим социумом, испытания. А когда на этом фоне открываются еще и паранормальные способности, которые сродни психическим расстройствам, то кто может знать, что произойдет с каждым из нас, не говоря уже о наших литературных героях!
Надеюсь, Елена Морозова простит мне трактовки, изложенные выше — это всего лишь мое мнение, которое можно было и не высказывать «вслух». Но слишком уж близко, в одном времени и возрасте, почти параллельно, сосуществовали наши героини - эти созвучия и дали толчок к более глубокому прочтению и переосмыслению темы и ее героев.
Прочла и критическую статью А.Н. Лупоокова, с большим интересом. Не меня одну Елена Морозова «прокатила» на своем «Трамвае», вот и Александр Николаевич не остался равнодушным. Только у него мужской взгляд на происходящие события, а мужчины и женщины — все же «с разных планет».
По сему, я присоединилась к обсуждению, написав свой отдельный комментарий — целый очерк получился. В комментариях, точно, не разместишь.
В одном я не согласна — какая же это сказка? Ничего сказочного не вижу даже в мистической составляющей. Рассказ, в жанре мистического трагифарса, скорее всего. А в остальном — моя признательность автору.
14.01.16г.
(опубликовано по согласованию с Еленой Морозовой, как мой отдельный отзыв и комментарий. А что ему "пылиться" - пусть люди читают!))
..............
Комментарии авторов:

Спасибо, Лидия!
Дам ссылку на очерк в комментарии под рассказом.
Спасибо Вам за проделанную работу, анализ моего рассказа, за внимание к тексту.
Конечно, автору интересно, как читатель воспринимает его мысль, образ, задумку. Наверное, чем абсурднее вещь, например, "Черный квадрат" Малевича, тем более разнообразнее смыслы, вкладываемые в трактовку произведения. Ну и, наоборот, чем проще, понятнее, ближе к нашем восприятии текст, тем однозначнее расшифровка.
Все же "Трамвай" это мистика, не фантастика, а именно мистика. Наш мир, да, жесток, но он не прост, непонятен, загадочен. Героиня не душевнобольная, из-за событий в жизни она переживает, страдает, она попадает не в простую ситуацию, но все, что происходит с нею, эти странные вещи в нашем загадочном мире, все это не в больном её воображении. Доказательство: звонок Романа в последнем эпизоде. Помните у Булгакова эпизод в цирке с раздеванием или червонцами. Мастер и Маргарита - сказка, мистика? Герои, хватающие червонцы не были душевнобольными. Так и героиня "Трамвая". Это случалось с нею. На фоне её тревожности это показывать было легче.
Ваша трактовка тоже хороша, она интересна, но тогда нужно было бы убрать звонок Романа в последнем эпизоде. Просто психические аномалии с героем. Но тогда наш мир становится просто жестоким миром без чуда и без надежды на чудо. А я люблю Чудо. Люблю булгаковского кота Бегемота, прыгающего на подножку трамвая :)
Очень тронута анализом.
С теплом, Елена.
02.08.2016 г.
..........
Елена! Спасибо, что разъясняете мне свои замысли и полученные результаты)). Конечно, автору всегда виднее, да и мои взгляды могут еще не раз переосмысливаться. Как те же произведения Булгакова - сколько читаю, столько раз по-новому вижу и воспринимаю давно известное. Для меня "Мастер и Маргарита" - скорее политика, потом мистика, фантасмагория и прочее. Там все четко опирается на время, в котором происходили события. Я бы совсем не сравнивала ваш рассказ с прообразами Булгакова - я еще не так смела)).
Прообразы вашей героини вокруг и рядом, а "диагноз" всему этому - именно статус "безработный". В своих размышлениях я и предполагаю, что парапсихология, мистика, экстрасенсорика - все рядом, ежесекундно вокруг нас, а в минуты стрессов все проявляется так или иначе. Что многим удобно записать людей с крепкой, здоровой психикой и развитыми способностями - в душевнобольные. Все на грани.
Звонок Романа и сам Роман. Мое видение и прочтение такое: Елена сделала ошибку, попытавшись перехитрить саму себя и то необъяснимое, непонятное, что происходило с ней, вот если бы она не назвалась чужим именем и откликнулась - то точно бы сломалась и у нее бы "крыша поехала", а так - не заведя "роман" с Романом - она и очистилась от навязчивых идей и состояний.
Ваши герои уже живут своей жизнью и каждый читатель будет видеть их, кто во что горазд и сколько не разъясняй, а каждый останется при своем мнении. Все, что хочется мне - просто обсудить наших героинь, понять, примут ли читатели вообще тему, ведь есть другие, более востребованные, а я вот именно о безработице, о том, через что приходится пройти нашей современнице, чтобы выжить и не сломаться.
Спасибо, что не отрицаете мой взгляд в принципе.
Вот еще. И мир не становится жестоким, если убрать звонок Романа - он жесток и так, и этак. А чудо есть всегда, независимо ни от чего.
А может, я просто многого еще не поняла, из того, что хотели сказать вы, как автор, между строк, иносказательно. Оптимизм увидела лишь в том, что только семья способна спасти от всех бед, только любовь дает защиту и силы, только вдвоем можно все преодолеть. Все слишком реально в рассказе, для меня лично там мало мистики, а уж сказки не увидела совсем. Сердце сжималось, представляя все страдания героини - такие трамваи ждут в минуты отчаяния и то, что он пришел - совсем не чудо, а беда, которая, слава Богу, уехала в своем направлении дальше, к тем, кто менее устойчив.
Уж простите, но всему "виной" - ваш "Трамвай", оказавший впечатление на меня, как читателя. "Мы в ответе за тех, кого приручили")) Так и родился этот очерк. Л.
03.08.2016 г.
…...

В заключение, стихотворение на ту же тему - о трамваях и их пассажирах, написанное мною два года спустя.

ТРАМВАЙНЫЕ ПАССАЖИРЫ

...едет, едет наш трамвайчик
по привычному маршруту,
за окном пейзаж знакомый
и в вагонах «зайцев» нет.
Едем сидя, едем стоя -
и чего уж тут бояться?
лишь бы рельсы не кончались
и водитель не уснул.
А трамвайчик, наш трамвайчик -
ничего ему не станет,
Вновь покрасят, подлатают
и по рельсам побежит.
Пассажиры эти выйдут -
он других насобирает,
Им, трамваям, не впервые
пассажиров вдаль вести.
Что ж, что бегает по кругу
неустанный наш трамвайчик -
круг есть круг - не разомкнется,
и кондуктор не сбежит.
По сему и не боимся
мы кататься на трамваях,
слушать песни удалые
и дубинушкой махать.
Наш маршрут - он неизменен,
наш характер - непреклонен,
нас таких Господь сам создал
и таких родила мать.
... едем дальше на трамвае,
не боимся, не стыдимся,
нам, трамвайным пассажирам -
все дороги по плечу!

26.08.2018

Тема не отпускает  -  возможно, закончу вторую часть рассказа про Киру...
Очерк составлен, как послесловие и дополнение к моему рассказу «ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ В ЛЮДЯХ?», опубликованному ранее на сайте.
 Рассказ Е.Морозовой "Трамвай " лучше искать через поисковик, старые ссылки не действительны.
июнь 2022 г


Рецензии