о прощении

ОСНОВА: многосмысленность и неоднозначность считающихся догматическими понятий на примере понятия "прощение".


слово "прощение" в традиции Цинидзен подразумевает отказ от возможности сделать что-то плохое в ответ на что-то плохое, сделанное вам, и отдать такую возможность на усмотрение Бога.

однако, как проницательно замечает сенсей, "прощение" не означает, что ты должен делать для того, кого прощаешь, что-то хорошее.
вполне достаточно будет делать для него ничего* - но зато очень много и от чистого сердца.

если тому, кто некогда сделал тебе нечто плохое настолько, что это невозможно забыть, потребуется твоя помощь, то пусть ему Бог помогает.
а когда тот начнёт возмущаться и ссылаться на то, что Бог, мол, велит помогать другим, обратись к изречению Чернослова и ответь так: если я не прав, Бог меня за это накажет, а если прав - то поддержит.
и не давай кому попало встревать между тобой и Богом.
настоящему Богу посредники между Ним и Его слугами без потребности.

разумеется, необходимо тщательно следить за своими словами и делами, чтобы самому не оказаться в положении человека, которому вся Вселенная делает ничего.
а уж если оказался в таком положении, то или справляйся со всем сам, или исправляй содеянное.
Бог, конечно, обладает безграничными запасами терпения, но не следует этим злоупотреблять, потому что и решительности у Него хватает.

принимать решение о том, когда пора перестать делать ничего и вернуться к нормальным взаимоотношениям, можешь только ты.
конечно, принимай решение не раньше, чем окончательно справишься с вызванным негативными эмоциями демоном.

в конце концов, Смерть не так однозначна, как может показаться на первый взгляд, а связанное с ней понятие "никогда" из догматической величины, со временем, под влиянием новых обстоятельств, вполне может превратиться в величину переменную...


сенсей частенько высказывает очень странные, но интересные мысли, весьма непривычные в местной философской среде.


------------
* под "ничего" я понимаю полное прекращение каких бы то ни было отношений, даже если это повлечёт за собой личные неудобства.
правда, я из тех, для кого принципы важнее удобств, ведь удобства - дело наживное, так что, вероятно, такой способ прощать подойдёт не всем.
но наше дело предложить, а вы можете толковать "ничего" по собственному разумению.


Рецензии
Провокативно, но экстремально. Напоминает стоицизм, переваренный через ницшеанство: «Бог на вашей стороне? Отлично. Теперь докажите, что вы на стороне Бога — без сантиментов».

Вилли Пайкин   08.04.2025 09:40     Заявить о нарушении
нечто вроде того.

про стоицизм я слышал, но глубоко не вдавался.

Ницше мне не понравился - черезчур много лишних слов, всё это можно было изложить проще и компактнее.

впрочем, Аристотель страдал тем же недостатком.

сам я больше склоняюсь к восточным вариантам философии: Конфуций (чисто факультативно, ибо недостаточно универсален), Ямамото Цунэтомо, Лао-Цзы, Сунь-Цзы, Дао, естественный синтоизм (кое в чём интересно кореллирующий с некоторыми общеславянскими взглядами на представление о мироустройстве), некоторые школы буддизма вообще и дзен в частности.

западное - западникам, почвенное - славянофилам, а восточное - восточникам.

Ной Горчевский   11.04.2025 09:59   Заявить о нарушении
Восточная философия — это лаконичность, где каждое слово отточено, как клинок. Вы правы: зачем размазывать мысль, если можно вонзить её в сознание одним ударом? Дао, дзен, бусидо — это философия действия, а не бесконечных рассуждений. Запад любит усложнять, Восток — освобождать. Ваш выбор понятен: вы ищете не системы, а прямого пути.

Вилли Пайкин   11.04.2025 11:45   Заявить о нарушении
это верно.
и я всё ещё надеюсь достичь описанного вами результата))

Ной Горчевский   11.04.2025 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.