Не буди лихо...

                          
     — Мам, а мам… А почему нашу бабу, ну папину маму, никто не любит? А ещё, ребята говорят, что она ведьма? Это что такое, мам? Расскажи...
     Молодая женщина тяжело вздохнула:
    — Ну что ты, Машенька… Просто бабушка прожила тяжёлую жизнь и у неё, немного испортился характер — так  иногда с людьми бывает…
    — А про ведьму почему ничего не говоришь?… Это тоже плохо? — пытала четырёхлетняя девочка.
    — Как тебе сказать, милая, чтобы понятно было?… Ну ты помнишь, я тебе недавно сказку рассказывала — волшебную. Там тоже есть ведьма — старая и некрасивая бабушка с большим, вот таким горбом на спине. У нашей  — же его нет, да и она довольно симпатичная — правда?
     Маша согласно кивнула.
    — Ведьма, это такая женщина, слова которой сбываются — понятно?
    — Нет… — отрицательно кивнула девочка.
    Мама задумалась — как объяснить девочке.

    Прошлое, как всегда набежало неожиданно и обильной волной, которая захлестнула её полностью. Вспомнился давний — давний разговор взрослых случайно подслушанный ею. Тогда она была малость постарше дочки. И тоже разговор шёл о проделках ведьмы, которая, увы, оказалась бабушкиной свекровью.
    ...В эти глухие, таёжные места, казалось Богом забытые, мама попала в Столыпинскую реформу 1905 года — по переселению .
    Из Черниговщины сорвались всем скопом в поисках лучшей доли — буквально все — от мала до велика.
     — Представляете… — промолвила мама, — Выехали весной… Она только — только набирала силу. Обоз был большим, ведь помимо людей, с собой взяли живность. Подались ведь на необжитые места…
    Она горестно вздохнула и надолго замолчала.
    Молчали и окружающие. Видимо тяготы переезда с новой силой, вновь напомнили о себе лишениями и трудностями.
    — Так вот… — мама Галя вновь напомнила о себе, — А в эти места мы приехали глубокой осенью, когда морозы всё надёжней и крепче сковывали землю, а снег шёл чаще и обильней. Нам повезло — как и обещали, земли дали вдоволь, правда всех расселили по хуторам.. Конечно мы, по сравнению со старожилами были нищей голытьбой.
     Здесь женщина вновь улыбнулась  и не надолго замолкла.
    — Но у меня было нечто другое — никак не хуже богатства… — сказала она загадочно. — Это сейчас я старая вешалка… — улыбнулась она, явно напрашиваясь на комплимент. — Девкой я была угу — всё при мне. Не только холостые, но и женатые норовили свернуть шею.
    Все расхохотались.. Дочка на печи тоже , представив как взрослые дяди, сами себе, зачем — то сворачивают шеи.
    — Особенно настырным был Афанасий, ну тот, что из богатеньких — проходу не давал. Всё старался подарками завлечь. Но мы блюдили себя — как иначе. Хоть бедные, но гордые. Скажу честно — Афанасий был очень красив и умел добиваться своего, но чур  — без рук и чего греха таить, тоже лёг мне на душу.
    Немного помолчав, Галина заговорила вновь, но более печально и тихо.
    — Только одно было плохо, мама Афанасия, на дух не хотела принимать меня.и старалась, как могла, вбить клин между нами. Но нужно отдать должное парню — он настоял на своём и мы поженились…
    Но, как говорится… — продолжила она, — Человек предполагает, а Бог располагает… Но скорее Богом здесь и не пахло… Видя, что уговоры на сына не действуют, а наоборот, он всё больше прикипал к любимой жёнушке — свекровь пошла на крайнее, хотя догадывалась, что последствия могут быть ужасными. Но бес… — при этом мама трижды осенила себя крестом — за ней другие, — А средство это было, как вы уже поняли — колдовство, в котором она кое — что смыслила. Ну и пошли в ход отвары, заговоры и прочая чертовщина…
     Женщина вновь перекрестилась и глянув на дочь молвила:
    — Вот а тебе, милая доченька, на ночь глядя, не пристало слушать подобное безобразие… Хотя-а-а-а… Хотя знания, пусть и ранние, в дальнейшем помогут и оградят от этой напасти, которой в Мире ещё много.
    — Так вот… — речь вновь потекла неспешно и проникновенно, — Не знаю, что там сотворила коварная мамаша, но с какого — то времени, так не люб стал мне Афанасий… Да что не люб — противен, что очи воротила в сторону. А о какой — то близости — вообще не было речи… В то время у меня дочь уже была на руках….
   Она кивнула на печь, на которой притворившись спящей, лежала Варвара — будущая мама Маши.
    — Понимая, что я делаю не богоугодный поступок, я однажды подхватила дочь и в чём была, сбежала к родителям. Они уже давно видели, что в наших отношениях с мужем был полный швах..
    Афанасий ещё долгое время ходил за мной по пятам, но колдовская сила видимо была по прежнему сильна, что я при виде бывшего мужа, как можно быстрей ретировалась.
    Однажды, за шутейным разговором, я поведала свои злоключения Ивану, — она погладила мужа Ивана по руке, —  он возьми и ляпни — А ты выходи за меня…
   Она вновь ласково погладила мозолистую руку мужа.
    — А что, давай!… Хотя, честно вам скажу, вначале его не любила…. Это уже потом, когда открылась его удивительная душа — полюбила всем сердцем. И надо — же, пошла на его троих детей, в придачу ещё моя сорви — голова. Когда маленькая была, вовсе была шебутная… Да и сейчас не лучше
     Но видно здесь уже было так Богу угодно и наша жизненная песня сложилась хорошо — полюбовно. Да, трудностей, особливо по началу было страсть — сами понимаете дети все малые. Но когда любишь и веришь, то всё не почём… Хорошо — бы вот так век свой дожить…
   — А что с Афанасием? — — поинтересовались внимательные слушатели…
   — Помыкался один горемыка. От тех невест, которых предлагала маманька — воротил нос.. Вскоре и вовсе обвинил её, что та сломала его жизнь и ушёл на чужбину, где и сгинул бедняга.
    Вот такие дела бывают. если связываться с ведьмами и пользоваться их услугами. Как говорится — Не буди лихо, пока оно тихо....

    ...— Машенька, милая, давай я тебе лучше расскажу сказку на ночь глядя, но другую, в которой нет ни ведьм и колдунов. Пусть она будет добрая и со счастливым концом?…
   — Хорошо, мама...
    
    


Рецензии