Главное в жизни в чем?
Свидетельство о публикации №222060801074
Игорь Тычинин 08.06.2022 18:04 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2018/12/06/592
К вопросу методологии и психологии познания
Смею предложить Вам мои соображения в части некоей методологии познания окружающего мира, сложившейся у меня за прожитое мной время. Буду рад, если они Вам помогут в чем-то.
Как и любой нормальный человек я был воспитан родителями, школой, ВУЗом, господствующей идеологией и т.д.
Естественно, сложилось определенное представление об окружающем мире.
В процессе моих попыток познания этого самого окружающего мира появлялись какие-то факты, идеи ученых и исследователей-любителей, которые не вписывались в сложившееся в то время мое мировоззрение.
Приведу пару примеров на эту тему.
Оба касаются происхождения человека.
Первый пример.
В школе по ботанике стали изучать основы генетики. В частности, теорию Дарвина.
Я задал учительнице вопрос о том, каков механизм перехода приобретенных признаков в наследственные. Естественно, сформулировано мною как школьником было по-другому, сейчас уже точно не помню, как конкретно.
Реакция учительницы была таковой, что на следующий день в школу были вызваны родители с мотивировкой, что я срываю занятия и т.д. Просто, как я понял, у учительницы не было ответа на этот мой вопрос, который является краеугольным для теории Дарвина.
Гораздо позже (лет через 25) я рассказал эту историю сыну, который задал этот же вопрос своей учительнице. Ответа им получено не было. Правда, обошлось без скандала.
Второй пример.
Как-то прочитал (лет 40 тому назад) поразившую меня фразу одного ученого (фамилию не помню) примерно следующего содержания:
Вероятность возникновения человека разумного в результате естественного отбора (по Дарвину) равна вероятности следующего события: если собрать все детали, из которых состоит телевизор, сложить их на некий противень, затем подбросить их вверх, то они в воздухе сами собой соберутся, и на противень упадет готовый телевизор.
По мере накопления такой информации и попытках ее объяснения с существующих на то время моих знаний и убеждений родился такой для меня чисто психологический метод.
Сначала я не верю новым фактам и идеям с позиций своего нынешнего мировоззрения, но продолжаю дальше их анализировать, как бы уговаривая себя в том, что я же всегда могу вернуться к моему нынешнему мировоззрению.
В один прекрасный момент согласно закону Маркса о переходе количественных изменений в качественные (а может еще по каким-то причинам) происходит то, что мое мировоззрение меняется.
Ну, ладно! Вот еще:
Смысл жизни. Вопросы, вопросы
Будучи совсем молодым человеком (примерно 22-23-х летним, сейчас мне 66), у меня возникла мысль о цели и смысле жизни.
Причем подавляющее большинство людей, которых я спрашивал впоследствии и до сих пор, отвечали так: «жить и продолжать потомство».
На такие ответы возникала одна единственная мысль:
- А чем тогда человек отличается от животного?
По тем, молодым временам, первый ответ, который лично я для себя определил, был следующим:
Смысл жизни в цели, которую ты себе ставишь!
Прожив некоторое время с таким понятием о цели жизни и неоднократно эту самую цель достигнув (надо сказать, что этой целью в то время для меня являлись чисто производственные задачи, типа разработки и внедрения в серийное производство неких изделий вычислительной техники), как-то пришла на ум мысль о том, что больно просто все (в смысле цели жизни).
Родилась сентенция о том, что:
Цель – это не главный смысл жизни, потому что те единственные и неповторимые ощущения от хорошо выполненной своей и коллектива работы, – это какие-то мгновения, миллисекунды и все!
Тогда что же главное?
После некоторых размышлений на эту тему для меня появилось следующее объяснение цели:
- Цель (в смысле результата) – это не главное – главное процесс достижения этой самой цели. Другими словами, цель вторична, она только затем нужна, чтобы процесс ее достижения делать интереснее.
Эти мои ощущения продолжались определенное время до тех пор, пока я не попал я в ситуацию, когда пришлось лично саму отвечать за огромное количество ошибок, допущенных с самого верху до самого низу, но совершено не мной и теми ребятами, которые со мной приехали, и было это для меня совсем все плохо.
Тут мне как некий транспарант в голове (т.е. это я нигде не прочитал) появилось:
«Смысл жизни: познать свое предназначение и с радостью его исполнить».
Насчет смысла и цели в жизни на этом остановлюсь.
Далее насчет амбиций и возможностей.
Что такое простейшее чувство ГАРМОНИИ для человека?
По-моему, – это залог нормальной и здоровой жизни любого человека.
Мой ответ: ГАРМОНИЯ - это когда амбиции соответствуют возможностям.
Теперь следующее.
Я достаточно сильно уверен в том, что многие разногласия между людьми возникают из-за различного толкования одного и того же термина.
В данном случае под амбициями я понимаю следующее:
Амбиция (лат. ambitio – обостренное самолюбие) – деформация сознания, выраженная в стремлении доказать свое превосходство посредством достижения определенных целей.
Некие мои комментарии на эту тему. Все изложенное далее надо воспринимать в сочетании с ответом на вопрос о смысле Вашей жизни.
Варианты:
1). Когда амбиции превышают возможности - это предвестник психического заболевания, от которого достаточно трудно вылечиться традиционными (таблетки, уколы и т.д.) методами.
2). Возможности превышают амбиции.
Примеры: монахи (один вариант), рохли и "ботаники" (другой вариант), писатели (Чуковский, С. Михалков, Маршак, Олеша и др. по принципу: я умнее ИХ всех дураков, но хочу комфортно пожить и т.д.)
Так все же, в чем смысл Вашей жизни?
Далее обойдемся без обсуждения амбиций и возможностей, т.к. вполне очевидно, что эти понятия вторичны по отношению к цели.
Вернемся к понятию, что такое ЦЕЛЬ?
Для этого надо отметить, что есть еще одно понятие, которое некоторые авторы называют: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Другими словами, отличие ЧЕЛОВЕКА от животного заключается в наличии у него некоего свойства, которое позволяют считать его ЧЕЛОВЕКОМ, а не животным.
Мое мнение на этот счет следующее.
У любого животного элементы целеполагания присутствуют. Причем не только в смысле попитаться и размножиться.
Например, наша кошка всегда предпочитает, чтобы не просто залезть на кровать, но и чтобы ее после этого накрыли покрывалом. Мне думается, что ей так комфортнее ввиду того, что она чувствует себя более защищенной от, как ей ЧУВСТВУЙТСЯ, агрессивной по отношению к ней внешней среды.
Я не зря выделил термин «чувствуется». Ну, да это в данном изложении не главное. К этому можно вернуться при желании.
Теперь о цели и целеполагании.
Что такое в моем понимании термин «полагание». Это для исключения различных трактовок этого термина читателем.
Это возможность ставить себе цели, не зависимо от своих физиологических потребностей (ведь у каждого человека, как и у животного, они присутствуют).
Откуда появилось такое свойство у человека?
Кто ему это дал и зачем?
Как и для чего, он этой своей особенностью пользуется?
Вот вопросы, достойные обсуждения.
Сергей Толочанов 08.06.2022 18:14 Заявить о нарушении
Игорь Тычинин 08.06.2022 21:41 Заявить о нарушении