Пустынные гули - арабские вампиры

В ночной тиши ты идешь по извилистым улочкам Бухары, с каждым шагом все сильнее вслушиваясь и всматриваясь в ночную мглу. Внезапно ты видишь за ближайшим поворотом свет, расползающийся по стенам рядом стоящих домов. Ты спешишь на свет, как мотылек, и с облегчением в душе понимаешь, что это пляшут языки костра около старого рынка. Подойдя поближе, ты замечаешь молодую девушку, греющуюся около этого ночного очага. Ты приближаешься к ней, чтобы заговорить и спросить дорогу, ведь вот уже как пару поворотов назад ты должен был оказаться около своего дома. Но она молчит, а ты краем глаза замечаешь движущиеся вокруг тени. Твое чувство тревоги нарастает, ты начинаешь пятиться назад. А молчаливая девушка откидывает назад платок и начинает трансформироваться во что-то страшное и зловещее. Отец в далеком детстве предупреждал тебя не ходить ночами по старому городу, но ты вспомнил об этом слишком поздно. Гуль уже бежит в твою сторону …

--

Гуль - это монстр восточного мира. Принято считать, что своей историей возникновения гули уходят в мифы о демонах галлу – хранителях подземного мира Междуречья (современных Ирака и Сирии). Галлу нападали на беспечных путников, бредущих по пустыне, и уносили их в страну мертвых, что бы там полакомиться их плотью и кровью.

Впрочем, не важно, как появились гули в арабских преданиях. Важно, что они прочно осели в культуре востока. Больший объем информации, что европейцы знают об этих монстрах, историки и культурологи подчерпнули, в первую очередь, из переведенной «Тысячи и одной ночи».

Основными «особенностями» этих арабских существ является их схожесть с обычным человеком и невероятная сила, позволяющая нападать и утаскивать даже взрослых крепких мужчин. Обитают гули, как правило, в глухих районах и на кладбищах, где высматривают беспечных путешественников и праздно гуляющих горожан, нападают на них и пожирают прямо на месте.

Первые упоминания об арабских гулях, естественно, восходят к мифологии и легендам. Но удивителен и тот факт, что гуль упоминается в священной книге всех мусульман – в Коране и до сих пор является известной страшилкой в исламской культуре. В самом Коране гули появились по ряду причин: одни предполагают, что гули пришли в Коран вслед за джиннами и ракшасами (как представители того же зловещего мира), другие – что гули стали отличной страшилкой для привлечения последователей к вере. Ведь Аллах Милостивый и Милосердный защитит своего правоверного мусульманина от этих монстров. А если ты не исповедуешь ислам, то и на защиту уповать не приходится.

Если копаться в родословной этих кровососов, то в ранней арабской мифологии упоминается, что гули были рождены Иблисом (читай «Сатаной»), что технически обозначает этих пустынных вампиров как джиннов.

Так же упоминается, что гули обитают в районах старых кладбищ и пустынных частях города, где им проще спрятаться от палящего солнца и зоркого взгляда Аллаха.
Хоть гули и похожи на людей, но из-за искаженного, обезображенного внешнего вида они чаще ползают на четвереньках, нежели ходят прямо, как обычные горожане.


Согласно преданиям, излюбленной пищей гулей являются маленькие дети. Возможно, это вошло в легенды как попытка предупредить детей от ночных прогулок и общения с незнакомыми взрослыми, но факт остается фактом – как и в сказках любых других стран «не ходите дети за полночь гулять». Не брезгуют эти арабские кровопийцы и трупами, но, все таки, предпочитают свежее мясо и, соответственно, свежих людей. Согласно легендам, гули зажигали костры на разных тропах и дорожках, чтобы заманить туда незадачливых путников.

А сами тем временем, обернувшись молодой красивой девушкой (охотясь на похотливых мужчин) или немощным стариком (охотясь на услужливых молодых людей, готовых помочь дедушке), они поджидали своих жертв, чтобы в нужный момент наброситься на них и сожрать.

Но не все так страшно, как описывают легенды. Все в тех же арабских преданиях вязью по бумаге описаны способы борьбы с этими пустынными монстрами. И главный из них, конечно же, обезглавливание.

Оборачиваясь на мировую культуру можно с уверенностью резюмировать – мало какое существо и какой монстр выживали после отрубания головы. Разве что греческая амфисбена может похвастаться большей живучестью, но точно не арабский гуль.
В случае с последним очень важно быть быстрым и точным и, соответственно, отрубить голову с одного удара сабли. Ведь если верить всё тем же легендам – второй удар воскрешает гуля, а третий возвращает ему нечеловеческую силу, что по объективным причинам чревато гибелью человека.

В более поздних описаниях этого монстра фигурирует так же способ борьбы с тварью, как огонь. Сожжение не менее эффективный способ, как и обезглавливание. Но более проблематичный, ведь человеку, кто решится сжечь монстра, нужно сделать костер такой силы, что бы гуль превратился в пепел за считанные минуты.
Ну и последний вариант, который можно встретить на страницах мифов и преданий – солнечный свет. Этот способ хоть и менее действенный, но вполне надежный в плане своего использования. Солнце не убивает пустынного гуля, но, во-первых, ослепляет его, а во-вторых, причиняет невыносимую боль, заставляющую забыть о жертве и бежать спасаться в тень.


Рецензии