Шестнадцатая сказка про Яшку. Про чердак, хатку бо

– Скучно, Кот…. Я скоро от безделья тебя вычешу и шапочку дятлу свяжу, – лесная хозяйка Яшка почесала за ухом и швырнула в компаньона валенком.
– Мяяяу! Не хулигань, старая! Лучше уж в город наведайся. Видишь, как иногда полезно к людям присматриваться: ты ж там сменила осенью валенки с галошами на берцы. Может быть, ещё что-то присмотришь.
– А и то верно! Не люблю я это время начала весны: дела к новому сезону переделаны, а в лесу все жители досматривают последние зимние сны. Эх, пора в отпуск! – Яшка спрыгнула с печи, достала рюкзак с полки. Тоже слизнула идею у городских детей. Очень удобно оказалось ходить с такой ношей – руки свободны, и спинка согревается.

Город – территория опасная для негорожан, поэтому в рюкзак были закиданы и кружка-чаескороварка, и шляпа-невидимка, и баночка варенья из молодых еловых шишек для поднятия духа. Ну, и прочие мелочи, чтоб выкрутиться из любой сложной ситуации.
– Ступа готова, моя лесная королева. Погуляй недельку, а я пока похозяйничаю, лесом позаведую, – встряхнув белым пушистым хвостом, Кот важно прошествовал к печке.

Через полтора часа на окраине города метелица позёмкой пробежалась по крышам. Мелкие снежинки своим танцем укрывали ступу от любопытных глаз. Долго выбирала Яшка место для приземления. В новостройках совершенно отсутствовали чердаки!
– Фуууух! Где ж в городах современные домовые обитают, если чердаков нормальных нет – с пылью, старым хламом и пауками?
Наконец, удалось припарковать ступу у чердачной двери старого двухэтажного дома на окраине города. Потянувшись, подхватила рюкзак и шагнула в чердачное пространство лесная правительница. Надо же подкрепиться! Пара ложечек варенья и несколько глотков крепкого чая с малиновыми листьями должны вернуть силы. Включив фонарик, Яшка присела на комод.

Но тут её ждало такое! Такое! На стенах, на подрамниках, везде были картины! Никакой паутины и  аромата затхлости, только скрипящие половицы подтверждали, что она не в музее, а под крышей домика.
Портреты, пейзажи, натюрморты – сколько здесь было картин! Но, приглядевшись к одному, потом другому пейзажу, Яшка пришла сначала в недоумение, а потом и в раздражение. На одной картине ласточка сидит на гнёздышке, устроенном на ветке липы; на другом пейзаже и того хлеще – медведь по колено в сугробе калину объедает.
– Да что ж это за невежество! – только и успела воскликнуть хозяйка лесных тропинок. Как вдруг тишину разорвал пронзительный звук. И домишко затрясся, зашатался, этажом ниже затопотали десятки ног.
– Я отнесу это на чердак, – раздалось совсем рядом.
Яшка сама не заметила, как вихрем впрыгнула в ступу, и рванула подальше, забыв даже опутать ступу облаком невидимости. Три минуты в воздухе, и трах-бабах! В глазах темно, ступа стонет, а коленки почему-то воткнулись в сугроб.
– Ну, это ж по каким-таким правилам мою клумбу кастрюлями и бабульками топчут?

В следующую секунду Яшка опять взлетела – её шмякнули на лавочку напротив.
– Ой, да тут гостья из леса! Прости, сестричка. Это вы с вороной небо не поделили. Не привыкла она к летающим посреди города ступам.
Поправив шапку-невидимку, Яшка сфокусировала взгляд на говорящем…
– Кошмар. Ты мне чуть бока не сломал. Домовой, что ли?
– Прошу прощения. Меня зовут Архип, я – местный дворовый. Ну, сейчас на все дома домовых не хватает, вот я и опекаю не один дом, а вот эти все четыре, что вокруг нас, и этот двор. А пошли чай пить? У меня на чердаке и уютно, и самоварчик уже кипит.
Вот за беседой Яшка и узнала, что сбежала она с чердака художественной школы, а картины – лучшие детские работы, что хранят для выставок.
– Да как же так? Они же рисуют с грубейшими ошибками! – возмущалась Баба-Яга. – Ласточка не вьёт гнёзд на деревьях, а медведи в спячке с осени  до весны.
– Ну, что ты хочешь от городских детей? Они ни коровы не видели никогда, ни ласточек. Лето теперь принято не в деревне у бабушки с дедушкой проводить, а в лагерях для детей. Вот ты бы и занялась образованием молодёжи, раз уж так задело тебя невежество городских мальчишек и девчонок.

Засела эта мысль Яшке в голову крепко. Целое лето она думала, готовилась, жителей леса уговаривала попозировать для детей.
– Не уговаривай нас, Яшенька. Мы людей сторонимся, прячемся от них, – сказала барсучиха. Очень страшно пускать в лес людей, показывать свою жизнь посторонним.
– Дети – ещё не совсем люди. Их можно спасти от жестокого отношения к природе, если они будут понимать лес, поле, речку, – уговаривала лесная хозяйка своих друзей. И к директору школы сходила со своим предложением. Всё сладилось.
И вот, в середине сентября дюжина ребят с этюдниками вместе с учителем и Яшкой сели в микроавтобус и поехали в гости в лес. Всю дорогу Яшка рассказывала о жизни бобров. Ведь сегодня у этого речного семейства начались осенние хлопоты. Это надо видеть! Бобры зимуют в реке, а значит, надо делать припасы, чистить хатку, строить плотину и обучать молодых бобрят  азам взрослой жизни. Вот и разъясняла Яшенька заранее все заботы бобриного семейства детям. А потом они два часа делали наброски, удивляясь и восторгаясь слаженности работы большой водной семьи. В березняке в это время на большом пне грелся самовар, а белки таскали к столу пряники медовые, баранки и блинчики, мёд. Когда дети озябли, Яшка позвала их к столу. Но вдруг над головами застрекотали сороки, да так громко и настойчиво!

– Ну, что стряслось, трещотки? – Яшка отбежала за куст рябины узнать новости. Сороки в лесу как бабульки у подъезда: всё знают про всех.
– Беда, Яшенька, беда! Лисёнок в капкан попал, лапку ему зажало. Он от страха и боли плачет, криком кричит. А Потапыч на другой конец леса ушёл. Родителям малыша одним не раскрыть капкан.
Но, если дружно всем вместе броситься на помощь, то можно с любой бедой справиться. Вот и кинулись все, кто только что чай пили, да бобрами любовались, на помощь лисёнку. Яшка обняла малыша, успокоила и лапку перебинтовала.
– Можно мы его ветеринару покажем, полечим, а через месяц обратно привезём? – спросила высокая девочка с двумя косичками. – У меня мама лечит животных, она знает, как помочь.

На том и порешили. На следующей неделе начались дожди. Но дети рисовали картины золотого леса, хатку бобров и спасение лисёнка из урока в урок, из раза в раз. И мечтали о новой экскурсии в лес. А Яшка радовалась, заглядывая в их рисунки: всё правильно показывают на своих картинах дети, потому что лес полюбили.


Рецензии