Фёдор Басманов. Село Елизарово и Никитский храм

Скачать мою документальную книгу о Басмановых "Фёдор и Алексей Басмановы. Пять веков без права голоса" теперь можно на Бусти
https://boosty.to/maraproza


СОДЕРЖАНИЕ

- Примечание к статье;
- Елизарово. Небольшое лирическое вступление;
- Басмановы – землевладельцы;
- История села и Никитского храма;         
- Судьба храма после гибели Алексея и Фёдора Басмановых;
- Страдания маленького храма. Немного об истории реставраций;
- Практическая информация для тех, кто хочет посетить Елизарово;               
- Использованная литература и источники;



                Примечание к статье   

      Я не стану в своей статье подробно рассказывать про архитектурные особенности храма. Во-первых, шло время, облик объекта менялся. Во-вторых, статья не о самих архитектурных особенностях. Моя задача, как литератора – почвенника разобраться в предложенных (жизнью) исторических обстоятельствах. Собрать полный материал, дать его положительную и интересную (как сейчас модно говорить «экологически чистую») трактовку, которая позволит посмотреть на род Басмановых другими глазами и поможет увидеть читателям не многократно оболганных исторических деятелей, задыхающихся под слоями лжи от несправедливости, а русских национальных героев, отодвинутых на периферию. Как исключаются из Рода слабые на первый взгляд его члены – отодвинутые неприятием общественного сознания за смелое и дерзкое нарушение канонов, принятое в обществе, так и род Басмановых, словно под грузом многочисленных проклятий, полученных за свою великую дерзость быть лучшими, был выброшен за пределы исторического Олимпа, где демонстрируют, обсуждают, защищают «положительных».
    В – третьих, мой текст будет выглядеть одной большой и длинной цитатой из чужих работ. Я не культуролог, не архитектор, не искусствовед. Изучаю лишь сопутствующие обстоятельства. Вряд ли рассказывая о закомарах, кокошниках и портиках, я смогу порадовать читателя смелыми, внезапными выводами, парадоксальностью и новизной мысли. До меня прекрасными специалистами написаны статьи, которые позволяют изучить вопрос настолько глубоко, насколько это возможно сейчас, во втором десятилетии двадцать первого века. Эти статьи я обязательно (как и положено) перечислю в списке использованной литературы.
Многое упомяну и в самом тексте.


                ЕЛИЗАРОВО
                НЕБОЛЬШОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

     Елизарово…
    В этом названии есть и золото, и солнечное огненное зарево. И плеск округлых пенистых волн, омывающих  берега Плещеева озера, что находится в древнем русском городе с таким же многозвучным названием Переславль – Залесский и которое, безусловно, ещё помнит героев моей статьи.
     Впервые в Елизарово я оказалась осенью 2020 года. Аккурат на день святого Никиты, в честь которого построен Никитский храм. Специально не подгадывала, так сложилось. В огненном сентябре, когда по обочинам дорог полыхали леса, похожие на оперенье сказочной Жар-птицы. Именно тогда, без усилий и труда я вынула из самой себя образ, который лёг в основу моего будущего историко-художественного проекта «Дорога Фёдора Басманова». Посвященного изучению истории рода Басмановых – Плещеевых и конкретно молодому русскому воину, сыну славного и талантливого воеводы – Фёдору Алексеевичу Басманову. Юноши, которой мог бы, не сложись обстоятельства столь печально, быть для нас примером доблести, быть настоящей русской Жар-птицей. Но вместо этого досадно рано погиб, став жертвой навета. Умер без могилы и достойного упокоения, всеми забытый и словно проклятый. Даже в посмертии оставшись объектом для развлечения скучающих бездельников, с огромным животным удовольствием очерняющих и пачкающих всё русское.

    Идея проекта, основанного на попытках популяризации истории рода Басмановых, была тогда совсем робкой. Когда попадаешь в Елизарово – мыслить рационально сложно. Здесь можно лишь отдаваться собственным чувствам, которые наплывают словно волны Плещеева озера, расположенного здесь, в Переславле – Залесском. Древнем городке, не похожем ни на один другой древний русский город своей чудесной способностью сочетать не сочетаемое: древность и современность, христианство и язычество.
   В самом начале собственного долгого пути, посвященного Басмановым, я приехала сюда за ответами на свои нелёгкие вопросы.  И я эти ответы получила. На тот момент, увы, не документально. Но на чувственном уровне, что нашло отражение в моих художественных и поэтических работах.
   Родная земля Фёдора и Алексея, приняла меня с радостью. Тогда я этого ещё не знала. Как не знала, сколько будет впереди замечательных встреч, событий, знакомств с людьми, каждый из которых окажет мне бесценную помощь, войдет в мою жизнь и станет важным не только для успешного продвижения моего «исторического поиска», но и вне этого поиска.
     Так всегда бывает, если живёшь настоящей жизнью, а не фильмами или книгами. Если к собственным предкам (в широком понимании) и корням относишься не с глумом (свойственным современной фанатской «басмановской» субкультуре), а с уважением, как и должно.
А иногда и просто…
С любовью.

     Тогда и люди помогут, и озеро приоткроет свои тайны. И земля, по которой ступал сам Фёдор, даст ответы на вопросы, устроит случайно – не случайные встречи.

     Хотя я и была готова увидеть чудо, но то, что я увидела той осенью, меня потрясло. Никитский храм возник внезапно. Когда полыхающий лес, трепещущий, словно птичье оперенье, расступился, рассыпав золото по лобовому стеклу машины, я увидела белоснежную стройную звонницу, похожую на нераспустившийся бутон белой лилии, вросший в пронзительно голубое небо. В дальнейшем, от совершенно разных и незнакомых между собой людей я услышу «храм, словно парит». И он действительно парит над землей, взрывая пространство вокруг себя торжественной, но в тоже время доверительной, душевной белизной. Среди множества древних храмов, мне ещё не встречался настолько же восхищающий своей грацией, изяществом, пропорциями и главное, хрупкостью. Точно, это на самом деле цветок, сброшенный с неба на нашу грешную землю.
     Одновременно можно сравнить эту звонницу и с белой стрелой, в небо выпущенной. В тот момент, я ощутила, как эта стрела вонзается в меня саму. Уже тогда я знала – что эта стрела останется во мне навсегда. А само Елизарово станет первым (но самым главным) городом из числа тех, что войдут в мой проект «Дорога Фёдора Басманова». Первый город – точка отсчёта. Точка чистоты. Земля, сын которой, впитавший в себя золото лесов, серебро кольчужных озер, отрок, чьи глаза смотрели на Плещеево озеро, похожее на упавшее небо, не способна родить отцеубийцу.

               
                БАСМАНОВЫ - ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ 

     Историк В.Б. Кобрин, занимающийся изучением генеалогии опричников Ивана Грозного, составил максимально полные (на сегодняшний день) списки земельных владений оных. Басмановых он назвал в числе весьма крепких землевладельцев. Кроме села Елизарово, которое считается родовой вотчиной Плещеевых, на момент расцвета своей политической и военной деятельности воевода А.Д. Басманов владел целым рядом земель в Волоколамске, Дорогобуже, Кашине, Костроме, Юрьеве – Польском.
Вотчины числились в Дорогобужском у села Тучково, в Кашинском у села Ильинское. Две вотчины А.Д. Басманов продал еще до начала опричнины.  В июле 1549 года в Московском у. сельцо, селище и деревня были проданы Чудову монастырю. В 1555/56 в Сорогошинском ст. Юрьв-Польского, у. с. Адамцево продано И.С. Черемисинову. 
В Раменском вол. Московского уезда, Басмановым принадлежала пустошь Смолинская заводь. Кроме этого, в список басмановских владений входили и поместья в Волоцком у. села Никольское с деревнями, плюс в Костромском у села Бухалова.
     Кроме этого, по какой – то причине В.Б. Кобрин не отметил наличие поместья под Переславлем – Рязанским (Рязанью). Того самого, откуда Фёдор и Алексей отправились защищать плохо укреплённую Рязань в 1564 и героически держали оборону города несколько дней, сдерживая натиск шестидесятитысячного войска Девлет – Гирея.    Возможно, по объективной причине отсутствия какой-либо информации о данных владениях. Тем более что в нескольких летописных свидетельствах дана информация о том, что Басмановы находились под Рязанью по служебным делам, а не в своём поместье. К сожалению, подтвердить или опровергнуть и тот и другой вариант, не представляется сейчас возможным.
     Все перечисленные владения – к нашему времени остались абстракцией. Всего лишь списком названий земельного имущества, который зафиксировали документы. И только село Елизарово крепко и кровно связанное с Алексеем и Фёдором, до сих пор является эпицентром самых разных событий, время от времени бросающих отсвет на эти полузабытые имена, которые если и вспоминают, то чаще всего, лишь для того, чтобы выплеснуть на них очередной ушат грязи.
Здесь же, сохранилось то единственное материальное, что несёт на себе следы рук своих хозяев, пережив их на несколько столетий.
    А именно, уникальный шатровый Никитский храм, ктитором и устроителем которого является сам Алексей Данилович Басманов.

                ИСТОРИЯ  СЕЛА И ХРАМА

     Село Елизарово находится в восточной части Переславского района Ярославской области. Всего в трёх километрах от железнодорожной станции «Рязанцево», на реке Шахе. Это 172 км от Москвы.
    Впервые, на страницах документов Елизарово появляется в 1389 году. На тот момент оно числилось в перечне сел Юрьевского уезда и далее вошло в состав сел Нерльского стана Переславского уезда . Согласно духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича Донского, данное село в качестве промысла было отказано его сыну Василию. Он же, в свою очередь, завещал Елизарово великой княгине Софье Витотовне. Уже из великокняжеских рук село перешло в собственность боярских фамилий. В частности – в руки Плещеевых, от которых позже отделятся Басмановы.
   Напомню что Плещеевы – старинный московский род, берущий своё начало от Фёдора Бяконта . Настоящая служилая аристократия, на плечи коей могли положиться наши государи. Представители Плещеевых, хоть и продвигались по карьерной лестнице с разной скоростью, но обижены не были. Всегда получали весомые должности при дворе, практически всегда (за исключением нескольких эпизодов)  находились в почёте и имели обширный лимит царского доверия. Кому именно вручили Елизарово – неизвестно, но скорее всего, по законам того времени, село было отписано как награда за достойную службу.  Так или иначе, в шестнадцатом веке, Елизарово уже числилось собственностью воеводы, крупного политика и царского советника Алексея Даниловича Басманова.
 Краевед Л.Б.Сукина обращает внимание на то, что до знаменитого Казанского похода, А.Д. Басманов числился «тысячником 1 ст. по Переславлю». На этом она строит вывод, что переславское происхождение многих приближенных Грозного (И.Я. Чеботова, Бутурлиных, В.П. Зайцева, А.И. Вяземского И.Ф. Воронцова, И.Д. Колодки – Плещеева, Т.И. Козлова- Вяземского) в дальнейшем послужило причиной присоединения Переславля к числу опричных городов. Утверждение спорное. Вряд ли земли в опричнину включались по принципу «раз оттуда много людей, надо включить». Во-первых, ученые до сих пор не постигли все хитрости и премудрости опричного распределения земель. Во-вторых, остаётся не закрытым вопрос, когда в опричнину был включен Переславль – Залесский. Крупные специалисты, изучающие опричнину, год назвать не спеша и высказываются по вопросу более осторожно.
     Уверенно можно говорить лишь о том, что переславские люди играли весомую роль в жизни царского двора. И многие старались специально обзаводиться землями, поближе к негласной столице. Басмановым же просто повезло. Им суетиться было не нужно. Собственное родовое гнездо оказалось не где-то на периферии, а под крылом у государя, совсем недалеко от Александровской слободы, где в 1565 году решилась судьба страны.
    Никитский храм, вероятно, является самым первым вотчинным каменным храмом Переславского уезда и первым храмом на елизаровских землях. Сведения о более ранних объектах религиозного назначения отсутствуют.
     Посвящен храм великомученику Никите – готскому воину (4 век). Никита исповедовал христианство и принял мученическую смерть от рук «нечестивого» Атанариха. Некоторые исследователи, отождествляющие причину основания храма с «казанским взятием» (участником и героем коего был А.Д. Басманов) склонны видеть в этом интересном факте параллель с покорением «нечестивой» Казани .
     Данный храм принадлежит к распространенному тогда типу шатровых бесстолных церквей, конструкция которых была упрощена по сравнению с храмами первой половины 16 века. Но если храм типичен для басмановского времени, то для нас это чудом уцелевшая редкость.
 
   Во внутреннем декоре Никитской церкви специалистами замечена попытка повторения убранства столичного собора Василия Блаженного. Безусловно, проще и скромнее. Однако, мастер, занимающийся оформлением Никитского храма, очевидно со столичной архитектурой был знаком. Это и позволило ему создать ему упрощенный вариант. Более поздние исследователи, к мнению которых обращается в своей статье Е.К. Шадунц, отметили и очевидное знание строителей храма с готической архитектурой.
Кроме этого, говоря об особенностях архитектуры Никитского храма, специалисты отмечают его схожесть с Успенской церковью Брусенского монастыря в Коломне (1552), Ильинской церковью в селе Прусы (1578) и Воскресенской церковью в селе Городня (1578).
     Храм имеет три полукруглые апсиды, примыкающие с востока, выразительные кокошники, главный престол, освященный во имя великомученика Никиты и придел преподобного Онуфрия. Одного из первых монашествующих пустынножителей, причисленных к лику христианских святых. На Руси Онуфрий был популярен в монашеской среде, это имя принимали многие русские подвижники. Этот своеобразный нюанс, удивляет некоторых краеведов. По какой причине именно к имени святого Онуфрия обратилась воинская династия прогосударственников? Что могло связывать Басмановых со святым Онуфрием в то время, как обширен пантеон святых, покровительствующих именно защитникам отечества? Ответа на этот вопрос нет, но и вопрос когда появился данный придел спорный. Устраивался ли придел при Басмановых, для которых это имя что – то значило или всё же позже – неизвестно. Именно в приделе Онуфрия устраивались субботние обедни в память о Басмановых и их людях.

      Однако, Никитский храм уникален всё же не этим. Со времен Басмановых в храме сохранилась  храмозданная надпись, а помимо надписи, прямое подтверждение самого воеводы А.Д. Басманова указывающее мемориальное назначение объекта, содержащееся в дарственной грамоте.

     Долгое время, дата основания Никитского храма оставалась загадкой, а немногочисленные исследования данного вопроса носили полемичный характер.  Храмозданная надпись с прямым указанием года основания храма всё это время была у нас под носом (точнее, над головой), но её закрасили ещё в 18 веке, а вновь «обрели» лишь в шестидесятых годах века двадцатого. Первым исследователям оставалось лишь гадать и строить выводы, опираясь на логику. Что они и делали, ожидаемо увязывая постройку Никитского храма с победой русских войск под Казанью в 1552 году. Такое предположение со всех точек зрения казалось логичным. Во-первых, «казанское взятие» является крупнейшей военное победой в нашей древней истории. Данному событию были посвящены многие известные шатровые памятники. Т.Е. Казакевич приводит в пример храм Покрова на Рву или Василия блаженного в Москве (1553-1561), Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове (1553), Успенскую церковь Брусенского монастыря в Коломне (1552).
    Во – вторых, сам Алексей Данилович Басманов четырежды был активным участником казанских походов 1548, 1549, 1550 гг. 1552 год – стал победным. Данное завоевание являлось желанной победой не только для государя. Оно принёсло славу и почёт многим участникам похода, в том числе и Алексею Даниловича Басманову, для которого взятие Арских ворот стало долгожданным звёздным часом. После роковой оплошности князя М.И. Воротынского, которая привела к уничтожению Большого полка, А.Д. Басманов сумел спасти положение. Он выбил татар из окопов и загнал обратно в крепость, после чего возглавил штурм Арских ворот и два дня удерживал оборону захваченного объекта, пока не пришло подкрепление. Он же, во время генерального штурма казанской крепости руководил нападением на Царские ворота и обеспечил вход в город Государева полка.
После взятия Казани Басманов был оставлен в завоеванном городе в должности третьего воеводы и участвовал в окончательном разгроме Казанского ханства.
    Военный талант А.Д. Басманова единогласно признают практически все ученые – историки (даже настроенные против отца - основателя опричнины). Но, несмотря на такой расклад,  воевода Басманов очень долго находился на вторых ролях. Не по своей вине, а из-за особенностей служебной системы 16 века, которая часто оставляла в тени талантливых, не пуская их вперед, а выдвигала тех, кто имел право руководить, имея соответствующий статус и происхождение. 
Казанское взятие  подарило Алексею Даниловичу счастливый случай и изменило данную печальную ситуацию.  Постройка и основание храма по такому случаю, равно как и трепетное отношение А.Д. Басманова ко всему, что связано с «казанским взятием» выглядело весьма весомо. 
        Началом исследований Никитского храма, можно считать публикацию К.Н. Тихонравова  – в 1857 году во «Владимирском сборнике» он опубликовал  «дарственную» запись (грамоту) А.Д.Басманова, посвященную передаче причту села Елизарова пустоши Вишки, датированную 1573 годом:

«…и далъ язъ Алексей…ту пустошь Вишку на престол к Великому Христову мученику Никите… в Елизарове селе по своих родителехъ и по себе и по своим детемъ и по моим людцемъ, которые на государских служба под Казанью при мне Алексее побиты, а имена их писаны в большой церкви над жертвенником »… То есть был расписан порядок поминания церковным причтом за этот вклад. Род Басмановых и его «людцы», «которые на Государских службах под Казанью при мне, при Алексее, побиты, а имена их написаны в большой церкви над жертвенником», должны были повседневно поминаться в обеднях в Никитской церкви, а по субботам обедни должны были служить в приделе преподобного Онуфрия. В примечании к публикации (я так понимаю Тихонравова)  сообщалось, что «от бывшего в давнее время пожара имена, над-писанные над жертвенником, потемнели до того, что нет никакой возможности их разобрать».

    По словам Т.Е.Казакевич, на момент исследований К.Н.Тихонравова, данный список (документ) хранился в церкви.

    В 1895 в первом путеводителе по Елизаровской церкви составитель «Описания церквей и приходов Владимирской губернии» В. Г. Добронравов, не касаясь вопроса датировки построения церкви, рассуждает о наиболее вероятных причинах её постройки и целях Басмановского завещания (пустоши Вишка): 

«Строитель церкви боярин Басманов завещал, чтобы при этой церкви были два священника и диакон, чтобы при богослужении поминали род Басмановых и его собственных людей, убитых под Казанью, и за это пожертвовал причту пустошь Вишку, заключающую в себе 308 дес(ятин) 586 сажен» .

    Важно отметить, что на момент работы В.Г. Добронравова в архиве Елизаровской церкви хранилась копия с дарственной записи Басманова.

     В 1928 году М.И.Смирнов в статье «Прошлое Переславской деревни» не касается  обстоятельств постройки церкви, но предположительно высказывается о дате постройки:
 «Это небольшой шатровый храм…. Выстроен А.Д.Басмановым в 1552 г., сразу же после казанского похода Ивана Грозного. Это ярко выраженный триумфальный памятник, призванный воспеть языком архитектурных форм победу русского оружия под Казанью». 
      В списке памятников архитектуры, присланном в музей из Областного отдела Народного образования Ивановской промышленной области в 1933 г. церковь села Елизарова датируется также 1552 годом .
     В 1948 г. Н. Н. Воронин связывает постройку Никитского храма с участием А.Д. Басманова в «казанском взятии» и сообщает, что по низу шатра  расположена надпись  с именами павших воинов и завещанием их поминать.

     В  1959 году директор Переславского музея К. И. Иванов пишет: «Еще в начале столетия основание открытого изнутри шатра опоясывала надпись, в которой перечислялись имена убитых и наиболее отличившихся под Казанью воинов переславской дружины »
     Рассуждает о дате и обстоятельствах постройки храма, в своей работе (монографии) посвященной московскому каменному зодчеству конца 16 века и учёный А.Л. Баталов. Он выступает за иную датировку 1566 – 1567 гг., но в основе его версии –архитектурные особенности храма. Баталов отмечает Никитскую церковь как новый тип композиции шатрового храма, сложившийся в 1560-е годы под влиянием архитектуры центрального столпа собора Покрова на Рву, перечисляет признаки данного типа и, исходя из этого, выводит предположительную дату основания.
     Самый значимый вклад в процесс изучения Никитского храма сделала искусствовед ЯСНПРМ Татьяна Евгеньевна Казакевич. Еще в 1973 году ею был составлен первый паспорт памятника с кратким описанием истории и особенностей объекта. Но самое важное произошло позже.
     В апреле 1976 г. в процессе реставрационных работ, под слоем масляной живописи в верхней части четверика архитектор И. Б. Пуришев обнаружил фрагмент басмановской «летописи». Тогда находка не была изучена досконально, что привело продолжению развития мифа о том, что это запись имен павших под Казанью воинов. В этом был убежден сам И. Б. Пуришев, на это откликнулись и информационные источники. Например, вот как освятили в местной газете  «Северный рабочий» от 25 апреля 1976 г:

«В селе находится давно известная науке шатровая церковь, построенная вскоре после взятия татарской твердыни в 1552 г. «Во многих отношениях удивительное сооружение", как пишут о ней специалисты. Мало того, внутри сооружения вплоть до нашего века сохранялась надпись, в которой перечислены погибшие в походе на Казань воины, содержится призыв помнить о них как о людях, отличившихся при штурме города под руководством Басманова» (В.Ширяев)

    Однако, уже в мае этого же года, после окончания архитектурно-реставрационных работ началась расчистка храмовой летописи из-под нескольких слоев масляной краски. Расчистка, промывка и укрепление надписи были осуществлены реставраторами А. Васиным, А. Корниловым и К. Грибановым. Именно при этих работах посчастливилось присутствовать искусствоведу Т.Е. Казакевич и увидеть собственными глазами то, как капризная Госпожа История отдала учёным ещё одну свою тайну. Текст тридцатисантиметровой в ширину надписи, выполненной вязью, красной жженой охрой по тонкой штукатурной обмазке, открывшийся учёным, гласил:

 (начало на восточной стене, над иконостасом): «ЛЕТА 7074 (1566) ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОЧЕСТИВОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОСУДАРЯ И ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА САМОДЕРЖЦА ГОСУДАРЯ ЦАРЯ ВЕЛИКИЯ РОССИИ» (далее на южной стене): «БОЖИЮ МИЛОСТИЮ И ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ПОМОЩИЮ СЕ АЗЪ БОЛЯРИНЪ АЛЕКСЕЙ ДАНИЛОВИЧЪ БАСМАНОВ ПОСТАВИЛ СИЮ ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ХРИСТОВА НИКИТЫ И ПРИДЕЛ ПРЕПОДОБНОГО АНОФРИЯ В ПАМЕТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО СЕБЕ И ПО СВОИМ» (далее на западной стене): «ДЕТЕМ И ДАДЕ Ж СЕ ИМЕНИЕ С ЦЕРКВОЙ ДА ДЕРЕВНЯМИ ВПРОКЪ ВЕЧНЫХ РАДИ БЛАГЪ ПО СВОИХЪ РОДИТЕЛЕХ И ПО СЕБЕ И ПО СВОИХ ДЕТЕХ И ПО ТЕХ ЛЮДЦЕХЪ КОТОРЫХ ПРИ МНЕ ПОБИЛИ НА ГОСУДАРСКИХ СЛУЖБАХ» (далее на северной стене): «А ГРЕХЪ РАДИ МОИХ НЕ БЛАГОВОЛИТ БОГЪ ДЕТЕМ МОИМ ОТЧИНОЮ ВЛАДЕТИ И ТА ДЕРЕВНЯ И ЦЕРКОВЬ ТА СВОБОДНА НЕТ НИКОМУ ДО НЕЯ ДЕЛА ОКРОМЕ ЦЕРКВИ А СОВЕРШЕНА БЫСТЬ ЦЕРКОВЬ 75 ГОДА (1567. — Т. К.) ИЮНЯ 12 ДНЯ НА ПАМЕТЬ ПРЕПОДОБНОГО АНОФРЕЯ ».

      Теперь можно было не гадать, ибо появился точный год основания храма – 1567. Необходимо отметить разницу с тем текстом, который должен был находиться над жертвенником и о котором упоминается в дарственной А.Д.Басманова. Заниматься изучением храма, Казакевич начала еще в 1973 году. Обнаружение же фрагмента храмозданной надписи, подвигло её к серьезным поискам и изучениям. В 1983 году Казакевич составила историко-архивную справку, куда вошла новая информация, дополнила её в 1988 году, а позже, весь этот материал лёг в основу её статьи «О двух надписях в церкви села Елизарово». На данный момент эта небольшая, но ёмкая статья (на которую опираюсь и я) является лучшим и оптимальным источником для широкого читателя, заинтересованного историей храмов, грозненской эпохой или историей семьи Басмановых.
     Впервые, наработки Т.Е. Казакевич целиком были опубликованы лишь в 2009 году, увы, незадолго до смерти автора. В других же исследовательских работах научно-популярного характера участников процесса реставрации (например, Л.Б.Сукиной, И.Б. Пуришева) по какой-то причине, продолжала транслироваться гипотеза о связи содержания надписи с утраченным списком имен павших воинов, а храм опять датировался 1556-57 гг.
   Дата обнаружилась, что свело полемику к нулю. Однако Казакевич предлагала еще один аргумент в пользу 1567 года постройки. Историк обратила внимание, что текст настенной летописи повторял текст «дарственной грамоты», выданной елизаровскому причту и в тексте не обнаружилось упоминания духовного владыки. Для того времени – смелая вольность, даже дерзость, которую мог допустить крайне влиятельный человек. Практически первый после государя, имеющий безграничную власть. Пик такой власти А.Д. Басманова как раз приходится на шестидесятые годы шестнадцатого века.
     Единственное, о чем можно было бы поспорить с Т.Е. Казакевич – это с её предположениями о причинах устройства Никитского храма. Исследователь идёт по пути очевидному. Исходя из даты 1567 – Казакевич пробует обосновать строительство храма с моральным аспектом, а именно возможными угрызениями совести А.Д. Басманова, настигшими его в разгар опричных расправ. Легко догадаться, что данная (очевидная) версия не могла не появиться. Она основана на том портрете отца – основателя политического явления «опричнина», который нам упорно навязывали несколько поколений историков. В том числе и советских. Пытающихся показать опричнину, как массовый кровавый террор, затронувший всех и всё без разбору. Сам же подход и воззвание к возможным угрызениям совести Басманова, напоминает подход другого крупного историка Д.М. Володихина, который в своей книге «Опричнина и псы государевы» с чувством высокомерной снисходительности додумал за А.Д. Басманова ход его мыслей и последующие моральные мучения.
     1567 год – на самом деле разгар борьбы с государственными изменами и изменниками. Даже если отмести ровно половину прецедентов (или больше, дабы исключить любую предвзятость), списав на воображение Грозного, на привычку придворных вельмож сводить друг с другом счеты, придумывая сложные комбинации по уничтожению соперников, у России (Руси) всегда было чрезмерное количество изменников, предателей, врагов. Даже среди тех, кому Родина дала жизнь и взрастила в крайне благоприятных условиях. Пример беглого князя А.М. Курбского, первейшего врага Басмановых, вернувшегося на нашу землю с мечом и огнём – лишнее тому подтверждение. Хороший государственник в подобных условиях – на вес золота.  В 1567 году, еще не произошли самые неоднозначные деяния опричников. До новгородского погрома или же до свержения митрополита Филиппа, оставалось целых два года. Оставалось два года и до опалы самих Басмановых. Вряд ли в подобных условиях, человек величины Алексея Даниловича Басманова, смелый военный, умный дипломат, мог плавать по волнам собственной рефлексии. Некогда было воеводе заниматься подобной ерундой, зная, что на пяток изменников мнимых, приходится десяток настоящих. Да и с чего бы ему испытывать угрызения совести? Он исполнял свой долг. Прекрасно исполнял. Военный, советник, государев человек. Человек, который никогда не бегал от «прямого дела». Кроме боев, досталась ему и другая функция –защищать нашу страну от термитов, вечно подгрызающих нас изнутри. На подобные «угрызения совести» Басманова ничто,  не указывает. Зато сам факт существования как надписи, найденной учеными, так и документа, свидетельствует о широте мыслей А.Д. Басманова, его благородстве и истинно христианском понимании мира. Пусть и не имена павших боевых холопах, но повеление молиться о них – случай уникальный. Других подобных случаев от шестнадцатого века история для нас не сохранила.
    Между «казанским взятием» и 1567 годом прошло более десяти лет. Тем не менее,  воевода Басманов всё же не исчерпал христианское чувство благодарности к собственным воинам и вложил этот душевный порыв в строительство храма. Порыв настолько сильный, что вопреки всем невзгодам, времени, потрясениям в стране, маленький храм устоял.  Храм пережил и собственных ктиторов и весь сгоревший род Басмановых. Чего только не видела история, рушились «Карфагены», а первые камни Никитского храма, заложенные возможно не без присутствия и не без участия Алексея Даниловича Басманова, до сих пор лежат на земле его родной вотчины…словно храм этот не песчинка в водовороте времени, а несгибаемая твердыня. Не это ли лучшее свидетельство высшей чистоты помыслов?

     Если затронуть не лирику, а рациональные и материальные вопросы, здесь тоже всё не так просто. Необходимо понимать, что само по себе строительство – дело не быстрое. Особенно, с учетом отечественного менталитета. Сколько храм строился, чтобы оформиться как единое целое именно к 1567 году – неизвестно. Сколько лет заняло строительство от задумки до освящения? От первого до последнего камня? Даты, обозначенные на стене – равны записи в любом другом официальном документе. В документах обычно не рассказывается подноготная, «как оно там всё было». Вполне возможно, первые шаги к обустройству храма А.Д.Басманов мог предпринять и до временного промежутка 1566-67гг., всё еще находясь под воздействием чувства благодарности к событию под названием «казанское взятие» и всему, что с ним связано.
Нужно отметить и то, сколько усилий в принципе мог вложить в данное дело А.Д.Басманов. Построить храм и в те времена было непросто. Во-первых, это обременительно финансово. Стоимость каменного храма достигала около 1000 рублей . Допустим, финансовый вопрос для крупного политика – вопросом (как и проблемой) не является. Были и другие ограничения. В шестнадцатом веке настроив храмов по самым разным поводам и причинам, ктиторы (основатели) свои храмы забрасывали. Элементарно прекращая финансирование. Ведь мало построить. Свое «детище» желательно еще содержать. В результате появилось множество заброшенных храмов, в которых не проводилось служб. На Стоглавом соборе 1551 года этот вопрос поднимался и обсуждался. Прозвучал призыв не строить новые, а поддерживать в порядке уже существующие религиозные объекты, требовавшие вложений. Поэтому на постройку нового храма требовалось особое разрешение церковных властей, для получения коего нужно было приложить немало усилий. Скорее всего, не смотря на влияние, Басманову всё-таки пришлось приложить определенные усилия, чтобы претворить задуманное в жизнь.

    Облекает в негативную форму Т.Е. Казакевич и дарение Басмановым  пустоши Вишка причту. Усмотрев в данном жесте, подражание действиям самого царя, который 24 мая 1564 года присутствует на освящении нового каменного собора Никитского монастыря. В собор Грозный вложился собственноручно, а вдобавок подарил монастырской братии два села –  Конюцкое и Фалелеево.
     Стоит смотреть на данный факт, лишь как на тенденцию времени. Собственно, во все времена и в любом веке, приближенные старались следовать «моде», которую задавал правитель. Да и не только приближенные. Простой народ занимался этим же, только возможностей у простого народа всегда меньше. Постройка же храма «по случаю», целиком и полностью вписывается в рамки религиозного сознания шестнадцатого века.
    К подобной традиции обращается даже А.К. Толстой, знатно перевравший историю Басмановых. В его романе «Князь Серебряный» царский сокольничий Тишка, самый обычный человек, упустив царского кречета, находит птицу благодаря помощи своего святого патрона. Естественно, с этого момента, мечты Тишки устремлены к недостижимой (именно для него, простого человека) мечте, построить храм в честь этого святого.
     О мотивах А.Д. Басманова можно полемизировать бесконечно и доказательств не будет ни у одной стороны. Тем не менее, человеку свойственно человеческое. Вряд ли, закладывая первый камень собственного храма на родовой земле, Алексей Данилович, не мечтал о самом простом, что может быть… Увидеть, как здесь повенчаются его дети, водить внуков на праздничные службы…Быть отпетым и обрести покой где-то рядом. И если альтернатива, то лично я оставляю за Алексеем Даниловичем Басмановым – право на благородный порыв христианина, человека и воеводы… понимающего цену человеческой жизни и смерти. В том числе, жизни царских воевод, многие из которых были обязаны простым людям, холопам, посохе.


       Как я уже сказала, я не стану касаться всех архитектурных особенностей храма. Отмечу лишь несколько моментов.
     Помимо надписи, были обнаружены украшения 16 века, на гранях шатра спиралевидный ячеистый охряной орнамент светло-желтого оттенка, а на тромпах трехцветный травной орнамент, обычный для своего времени. Остальное пространство в интерьере церкви ничем, скорее всего не украшалось, а оставалось к моменту освящения под известковой побелкой. Кроме этого, приведу отрывок из статьи Т.Е. Казакевич для всех, кому интересна сама архитектура. Думаю, это не будет лишним. А всех заинтересовавшихся архитектурными достоинствами объекта, подвигнет к прочтению статьи Т.Е. Казакевич целиком:

«Никитская церковь сложена из большемерного кирпича. Небольшой, с трехабсидным алтарем четверик церкви завершен стройным восьмериком с шатровым верхом и глухой круглой главой. Переход от четверика к восьмерику украшает двойной ряд кокошников. Причем нижний ряд больших и малых, поставленных «вперебежку» кокошников был раньше закрыт четырехскатной кровлей. Восьмерик украшают глубокие впадины в кладке. Такие же впадины покрывают и грани шатра, на которых образуют подобие жгутов. В стенах восьмерика расположены узкие щелевидные арочные окна с простым валиковым обрамлением, в широком с большим выносом карнизе — крупные декоративные «сухарики», на главе — декоративные арочные «нишки». Внутри жертвенник отделен от центральной абсиды глухой стеной. В нем помещался отдельный придел преподобного Онуфрия Афонского, где устраивались субботние обедни специально в память Басмановых и их людей. В южной стене Онуфриевского придела сохранился отдельный вход в форме перспективного портала с килевидным верхом и декоративными «дыньками». Возможно, такие же порталы были в северной стене храма, а с западной стороны было крыльцо, формы которого остаются для нас неизвестными. Внутри храма обращают на себя внимание декоративные арки в восьмерике, в большинство из них вмонтированы «голосниковые» глиняные сосуды…»


  СУДЬБА ХРАМА ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ФЁДОРА и АЛЕКСЕЯ БАСМАНОВЫХ

      Жизни воеводы Алексея Даниловича Басманова и Фёдора Алексеевича Басманова оборвались внезапно, трагично и загадочно. Я не буду здесь повторяться,  у меня есть крупная статья на данную тему. В ней я попыталась проанализировать все известные факты, связанные с гибелью и исчезновением посмертных следов Басмановых, разобрать сплетни, собрать и сравнить мнения крупных историков по этому вопросу, отсеять зерна от плевел и предложила свою реконструкцию событий 1569-71 годов.
    В официальной историографии, смерть и опалу Басмановых принято связывать с так называемой «новгородской изменой». Свидетельств существования которой до сих пор не обнаружено ни в отечественных, ни в зарубежных архивах. Большинство ученых (кроме самых идейных фанатиков изо всех сил старающихся причислить Ивана Грозного едва ли не к святым, а потому активно популяризирующих тезис «царь хороший – бояре плохие»), вне зависимости от своего отношения к личности царя, пришли к выводу: измена была инсценирована. А ряд первых советников (в том числе и Басмановы) стали жертвами ожесточенной борьбы нескольких придворных группировок.
     В результате «новгородского расследования» полетели головы не только простого люда и аристократической новгородской прослойки, сброшенных в быстротечный и ледяной Волхов, но и целиком был уничтожен состав первого опричного руководства.
В числе казненных оказались советники царя, служившие верой и правдой много лет подряд. Не замеченные до этого в попытках «смотреть на сторону» внешнего врага, будь то Литва или Крымское ханство. Пункты обвинений, предъявленных «изменникам», чудовищно противоречили друг другу и вызвали усмешку даже наших заграничных оппонентов.  Множество советников казнили, некоторых сослали, но так или иначе их судьбу после падения проследить можно. Басмановы же просто исчезли, оставив об обстоятельствах своего падения лишь сплетни, мифы и предположения, которые даже в устах крупных профессионалов выглядят кусками нескольких разных пазлов.
     Так или иначе, места гибели и дальнейшего захоронения Фёдора и Алексея – тайна покрытая мраком. Известно (и то условно), что Никитский храм села Елизарово, семейной усыпальницей Басмановых – Плещеевых (как наверняка мечтал Алексей Данилович) – не стал. По каким причинам – сложно даже предположить. Ибо версии о страшном гневе царя, способного разбросать предателей «по кусочкам» противоречит удивительно лояльное отношение Ивана Грозного к молодой вдове Фёдора Варваре Сицкой (Басмановой) и его малолетним сыновьям Петру и Ивану.
     То, что Варвара находилась в родстве с первой супругой Грозного Анастасией, а Петр и Иван соответственно являлись кровными родственниками царевичей – аргумент слабый. Все любители истории в курсе, что родство с кем – либо, государя в гневе не останавливало. Изменников (ложных или настоящих) он годами не преследовал, прежних заслуг не вычеркивал и такого понятия как «сын врага народа» тоже в обиход не ввел. Любой опальный опалу свою мог пережить и вернуться к прошлой жизни. Сын за отца, а отец за сына отвечали лишь непосредственно в момент царского гнева. Однако, этот момент ещё нужно было пережить и многим пережить не удавалось. Не останавливали царя и кровные связи. С семьями изменников, в том числе из списка родичей, Грозный расправлялись жестоко.
   Варвара Сицкая этой участи избежала. Можно даже сказать громко – с её головы не упал и волос. Как и с головок сыновей Фёдора.
     Сразу после опалы Фёдора и Алексея, молодую вдову с детьми отправили в Великий Новгород, отобрав имущество (земли). В том числе Елизарово. Конфискованные земли были отданы опричнику П.Т. Шейдякову .

    Пройдет немного времени и Варвару вернут. Выдадут замуж, а детей (Петра и Ивана), по словам потомков Басмановых, государь возьмет во дворец, где они вырастут отнюдь не как «сыновья изменника», а в благополучии. В период правления Бориса Годунова их ожидает блестящая служебная карьера.
     Точный год этих событий неизвестен, но В.Б.Кобрин склонен считать, что в пору реабилитаций, после того как опричнина себя исчерпала.

     В 1588 году Елизарово было сыновьям возвращено. По раздельной от вышеуказанного года, село досталось Петру Фёдоровичу Басманову. Об этом можно узнать из сохранившейся деловой бумаги:

« Се яз, Петр Федорович Басманов, пожаловала нас государыня наша, матушка, княиня Варвара Васильевъна, поделила нас с братом, с Ываном Федоровичем, полюбовно государьским жалованьем вотчинами и поместьем. Меня, Петра пожаловала матушка вотчиною в Переславском уезде селом Елизаровым з деревнями против Дорогобужской вотчины села Тучкова, да вотчиною же в Кашинском уезде селом Сенькиным з деревнями против Волоцкой вотчины села Ильинсково, да поместьем в Вологоцком уезде селом Никольским з деревнями против Костромсково поместья села Бухалова. И мне, Петру Федоровичи), до братных, до Ивановых Федоровича до вотчин и до поместья дела нет, а владети мне но благословенью государыни своей, матушки, княгини Варвары Васильевны своими вотчинами и поместьем. А запись писал Петров человек Федоровича Вьялицка Олферьев. К сей записи княиня Варвара Васильевна печать свою приложила лета 7097, октября в 31 день. На обороте : К сей записи Петр Федорович руку приложил » 

     Из жизни Пётр ушел бездетным в мае 1606 года, защищая Лжедмитрия (Григория Отрепьева). Елизарово перешло его племяннице – дочери Ивана Фёдоровича Басманова (на тот момент уже погибшего) и Ирины Салтыковой – Фетиньи Ивановне Басмановой. Село досталось ей в качестве приданного, когда внучка Фёдора вышла замуж за царского кравчего князя Василия Яншеевича Сулешова.
     Вотчина оказалась настолько значимой для остальных Плещеевых, что данный жест Ирины Басмановой, давшей Елизарово в качестве приданного, вызвал настоящую бурю и даже привел к судебному разбирательству между Плещеевыми и Басмановыми. Суд Ирина Басманова выиграла . Имение осталось за Фетиньей и Василием Сулешевыми.
    В декабре 1641 года Фетинья Басманова – Сулешева, вложила семейную вотчину вместе с другими деревнями в Троице – Сергиев  монастырь. М.И. Смирнов утверждал, что данное вложение было за помин души её «грешных предков», однако, согласно Вкладной книге Троице-Сергиевого монастыря, Фетинья сделала вклад – помин души за своего супруга Василия Яншеевича, которого не стало как раз в 1641 году.

     Увы, на Фетиньи, ветвь Басмановых угасла. Женщина ушла из жизни бездетной.
     Как я уже сказала – очевидного не произошло. Никитский храм села Елизарово, к сожалению,  не стал усыпальницей Басмановых или даже Плещеевых. По каким причинам остаётся лишь гадать. Думал ли о возможности найти покой на родной земле Алексей Данилович, берясь за строительство храма? Не мог не думать. Тем не менее, неведомая злая сила, та самая, которая столь жестоко лишала детей рода их отцов… Обрекала на сиротство, затянувшуюся бездетность, ранние смерти, безмогильность… Та самая, которая и сейчас, уже в посмертии, обрекает Басмановых на поганую славу и испорченную память, на бесчестие и мороки вокруг их имен, беспощадно разбросала членов семьи по самым разным местам. 
   Иван Фёдорович Басманов, погибший при подавлении восстания атамана Хлопка,  похоронен вместе с супругой Ириной Салтыковой – Басмановой, её матерью, а также супругой брата Дарьей Турениной в Троице – Сергиевой лавре.
    Возможно, похоронив супругу, ушедшую раньше себя, Пётр Фёдорович подразумевал, что собственное место упокоения он также отыщет в Троице-Сергиевой Лавре. Но смерть его была внезапной, а обстоятельства неоднозначными. Захоронение Петра Басманова находилось на месте ныне несуществующей церкви Николы Мокрого в Москве.
   Фетинья Сулешева (Басманова) по старым традициям была похоронена при своём муже в Симоновом монастыре Москвы, где находилась родовая усыпальница Сулешевых.   
     Представители рода Плещеевых похоронены в самых разных местах Москвы, московской области и других городах, но только не на переславских землях, которые издревле им принадлежали. До сих пор, ни при одном монастыре  Переславля – Залесского не найдено ни одной могилы Плещеевых. Что уж говорить о Никитском храме…
   Кроме Фёдора и Алексея, места захоронений коих неизвестны, загадкой осталось и место захоронения вдовы Фёдора, матери Ивана и Петра Варвары Сицкой. В целом, о её судьбе после 1588 года сведения отсутствуют. В период борьбы Годунова за власть, Сицкие пострадали как близкие родичи Романовых. Но Варвары в списке «пострадавших» (что могло стать ещё одним весомым аргументом для Петра Басманова, чтобы перейти на сторону Отрепьева) не имеется. Нет ни сведений о судьбе Варвары, ни даты её смерти, ни места захоронения. Среди других Сицких, чья родовая усыпальница находилась и находится в Новоспасском монастыре Москвы (и была тщательно изучена, вплоть до неопознанных могил) Варвара Васильевна учёными не обнаружена.
   Никитский храм в Елизарово удалось максимально исследовать и восстановить. Но это не предел. Как для процесса реставрации, так и для научных исследований. На данный момент сведения, полученные в результате разных этапов изучения, позволяют сказать, что захоронений хозяев данной земли при Никитском храме не найдено.


                СТРАДАНИЯ МАЛЕНЬКОГО ХРАМА
                НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ РЕСТАВРАЦИЙ
   
   На тот  момент, когда Фетинья Сулешева (Басманова)  пожертвовала землю Троице – Сергиеву монастырю, в селе находился каменный храм, деревянные звонница и тёплая церковь, боярский двор и мельница на реке Шахе. Непосредственная локация боярского двора – вот, что могло серьёзно заинтересовать всех любителей темы, однако, к сожалению, никаких сведений и подробностей о местоположении построек, не сохранилось.
    Монастырь владел селом до секуляризации церковных земель 1764 года. Естественно, деревянные строения, приходили в ветхость. Тем более, что потеряв рачительных хозяев, они постепенно приходили в ветхость. Сохранилось «Дело о возобновлении в селе Елизарове ветхостей» от 14 февраля 1761 года. Староста Трофим Борисов сообщал:

«В вышеписанном селе Елизарове на церкви великомученика Никиты с приделом преподобного Ануфрия кресты да деревянная колокольница от ветру покривилась, также на показанной церкви крышка от давнего построения обветшала ...»

    В 1785 г. было подано прошение старосты Андрея Афанасьева и дьякона Трофима Прокофьева:
«При вышеозначенной церкви колокольни не имеется, колокола висят на столбах, на которую колокольню бревна и прочие материалы имеются в готовности »

    Результатом, хоть и сильно отдалённым от момента, когда старосты забили тревогу, стало то что в 1820- х годах (1822-29 гг.) деревянную колокольню сменили на четырехъярусную каменную. Именно её мы созерцаем и по сей день. Специалисты относятся к звоннице Никитского храма довольно критично. Считается, что типичная для своего времени, не самая примечательная колокольня, в полтора раза превышающая древний храм  по высоте и превосходящая его по архитектурным массам, исказила своими визуальными пропорциями стройную пространственную композицию. Особенной ценности колокольни специалисты тоже не отметили. Ибо, если присмотреться, не трудно узнать в визуальном облике данного объекта типичность. Подобные колокольни имеются у множества храмов и монастырей, в том числе владимирской и ярославской епархии.
   С ними сложно не согласиться в том, что звонница действительно массивна и вряд ли обладает творческой уникальностью. Но, как сторонний наблюдатель, не обладающий знаниями в архитектурном искусстве, хотелось бы заметить, что, на мой взгляд, она не слишком сильно портит вид. Вблизи огромная и массивная, издали колокольня кажется тонкой, изящной и очень поэтичной. Эта звонница первой появляется в поле зрения, когда расступается лесной массив, встречает путника, приближающегося к Елизарово и словно защищает маленький басмановский храм.

     В1822 году к храму была пристроена тёплая трапеза. Забегая вперёд, скажу, что современные службы проходят именно здесь, в бывшей трапезной. Ныне она заменяет зал для богослужений, в то время как крохотный храм построенный ктитором А.Д. Басмановым является чем – то вроде холла (предбанника, увы)  если выражаться языком мирским. На момент моих активных поездок для сбора материала о Воскресной школы (2021-2022)  основной храм и звонница стояли в состоянии, которое можно назвать «консервацией на период ограничения ремонтных работ». В этих помещениях хранились и хранятся не громоздкие строительные материалы и инструменты, необходимые для ремонтных работ.

     Трапезная длинная, вытянутая и соединяет старинный храм со звонницей. В процессе этого строительного этапа по распоряжению владимирского архиепископа Парфения, в пряслах храма были пробиты три круглых окна и два прямоугольных. Древние узкие окна на фасадах и в абсидах – растесали, а северный перспективный портал придела Ануфрия был заложен и тоже заменен окном. Безусловно, стало светлее. А вот облик древнего объекта шестнадцатого века впервые начал искажаться. Помимо растесанных окон в первоначальном храме была заложена северная дверь, а тесовая кровля заменена железной.
     В тридцатых годах к трапезной пристроили придел Сергея Радонежского.
     По мере того, как занимались обустройством новых построек, древний храм Басманова приходил в упадок. В конце девятнадцатого века ситуация стала критической.  Появились протечки в шатре древнего храма. Все знаю, что вода обладает поистине разрушающей силой. Просто действует намного медленнее, чем огонь. Хотя и не менее беспощадно. Например, в другом храме Переславля – Залесского Сорока Севастийских мучеников, что стоит у воды, на берегу Плещеева озера, по воспоминаниям протоиерея Иоанна Герасимова влажностью были выедены даже кирпичи . Одним словом, не трудно догадаться, что методичное попадание воды в Никитский храм, грозило большими проблемами. Возник вопрос о сносе или переустройстве холодной церкви.
Из протокола Благочиннического совета 12 октября 1879 года: 

«Эта церковь по давности времени устройства своего пришла в ветхость, в куполе ее в алтаре и в самой церкви трещины, которые видны и снаружи церкви с трех сторон ее, во время больших дождей, по показанию старосты, вода проходит внутрь церкви и оказывается на полу в значительном количестве…. колонные из кирпича столбы под фронтоном снаружи церкви обваливаются, требуют переустройства …»

      Далее последовало обращение в Императорское Археологическое общество о сломе и переделке старинной части Басмановского храма. По большому счёту мы уже тогда могли потерять эту жемчужину шестнадцатого века. Новым же чудом стало вмешательство специалиста, археолога и археолога Николая Андреевича Артлебена. Именно он спас положение, предложив отремонтировать древний храм, а рядом построить храм новый, зимний, удобный для современников. Данная задумка успешно осуществилась. Архитектурный комплекс довершил крестообразный краснокирпичный храм Пресвятой Троицы, выполненный в «ложно – византийском» стиле. Начало строительства датируется 1882 годом. Увы, Артлебен не дожил до освящения уже отстроенного храма, которое произошло в 1889 году. Однако, пока же строили новый храм, старому нанесли очередной урон. Параллельно со строительством Троицы, шатёр древнего Никитского храма был обмазан серым цементом, что привело к повреждениям древней кладки.
      По окончанию ремонтных работ, в 1887 году, священником Николаем Парийским был составлен интересный документ «Метрика» с подробным описанием технических особенностей Никитского храма.

«… Пол прежний кирпичный заменен мозаическим, одинаковым как в алтаре, так в храме и притворах. Помост в алтаре возвышен в одну ступень. Пол как в алтаре, так и в храме поднят, в приделе преподобного Онуфрия оставлен в прежнем виде, так что нужно в южные иконостасные двери спускаться на три ступени в алтарь преподобнаго Онуфрия.
В приделе преподобного Онуфрия иконостас оставлен древний. Царские двери в два створа, дощатые глухие …иконостаси иконы древнего византийского письма. В приделе преподобного Онуфрия образ Спасителя и Преподобного Онуфрия на правой стороне от царских врат. Эти три иконы и составляют весь иконостас. Южной двери нет. А северная, как видно, снята и уничтожена…  В алтаре была надпись, как сказано в завещании боярина Алексея Даниловича Басманова… Вся надпись и прочее впоследствии закрашены»
   Особенно ценно в данной «Метрике» наличие описания состояния полов, так как именно под полом в древние времена часто захоранивали. И мы видим, что уже в 1887 году, полы подверглись тщательному (хоть и не научному) исследованию.

    Далее сведения о печальном состоянии древнего храма поступили от священника Загорского в Императорскую Археологическую Комиссию в 1903 г. Было даже заведено дело под номером 169. Но на этапе получения фотографических подтверждений, дело заглохло.
    После 1919 года Никитский храм оказался в аренде общины верующих. В двадцатых годах за исследование храма взялся реставратор и старший научный сотрудник
Московской секции Академии истории материальной культуры П.Д. Барановский. А с 1925 г Никитский храм оказался под охраной Переславского художественно-исторического музея. В 1928 году, по рекомендации директора Переславского музея М.И. Смирнова отдел Главнауки НКП (занимающийся) охраной памятников, поставил Елизаровскую церковь как памятник высшей категории. Поднимая вопрос о статусах, забегая вперед, отмечу, что уже современные специалисты немало обеспокоены: до сих пор Никитский храм в качестве ценного памятника не имеет утвержденного предмета охраны и границ охранной зоны .

     Но не всё шло так, как хотелось бы. Безусловно, басмановскому храму повезло не стать жертвой борьбы с религией. Его не взорвали и не разрушили специально. Наоборот, ученые стали проявлять к нему интерес. Но и запустения, характерного для религиозных объектов в первые десятилетия существования СССР он не избежал. В 1931 году здание было передано колхозу. Службы прекратились, а в трапезной разместился совхозный склад запасных частей и мастерские по ремонту тракторов и машин. Естественно это отразилось на состоянии объекта. В результате: рухнула крыша паперти, утрачена кровля, обрамляющая основной куб храма в местах его перехода в восьмигранный шатер, железо на шатре проржавело, обрушилась часть карнизов. По всем стенам протянулись жуткие, пугающие даже специалистов трещины. В том числе, пятисантиметровая по ширине, сквозная над алтарём. В критическом аварийном состоянии оказался фундамент храма. Цементный раствор, которым ранее оштукатурили стены, начал опадать, после чего запустился процесс выветривания кирпича. Окна заколотили, сильно пострадали полы.
Неизвестно в какой период храм лишится креста и сильно пострадает маковица.

    Постановлением Совета Министров РСФСР № 389 от 22 мая 1947 г., Никитский храм был взят под охрану, но каких-либо серьезных подвижек в вопросах изучения, ремонта или реставрации за этим не последовало. Ожидание растянулось на несколько десятилетий. В пятидесятых годах двадцатого века началась подготовка к будущим работам. Сбор документов, обмеры, замеры, фотофиксации. Не обошлось и без бумажной волокиты (которая, как известно, способна затормозить любое хорошее дело) по инстанциям.
      В октябре 1957 года директор Переславского музея К.И. Иванов и архитектор Переславского реставрационного участка ЯСНПРМ Е.М. Караваева направили письмо министру культуры СССР с просьбой поставить храм на учёт. И он снова был поставлен как памятник архитектуры 16 века .
     В 1966 г. архитектор ярославской реставрационной мастерской И. Б. Пуришев составил «Описание технического состояния памятника» и забил тревогу. Ведь ещё в шестидесятых храм продолжал использоваться в качестве  склада запасных частей для сельскохозяйственных машин (древняя часть) и мастерскую по их ремонту, которая расположилась в трапезной. На тот момент состояние храма на официальном языке было названо «неудовлетворительным», а по сути – трагически плохим. Фундамент местами осел, полностью пропали кровля и стропила на полицах (на них повредилась кладка). Были утеряны все кресты и главы, разрушились барабаны над храмом и приделом. Штукатурка шатра частично выветрилась вместе с кирпичной кладкой. Самое страшное, что к 1976 году в критическом состоянии оказалась восточная стена храма, на которой архитектором И. Б. Пуришевым были обнаружены следы уникальной надписи А.Д. Басманова. Как я уже рассказывала, именно в 1976 году под руководством И.Б. Пуришева начались самые серьёзные по своему уровню реставрационные работы, в процессе которых с помощью домкрата были укреплены арки алтарной преграды и доложены кирпичом полуразвалившиеся опорные столбы восточной стены, проведено укрепление кладки.  Благодаря старанием учёных и мастеров – каменщиков (под руководством Н.И.Котова) надпись всё-таки  успели спасти. А еще некоторое время спустя, реставраторы  В. Васин, А. Корнилов и К. Грибанов расчистили саму надпись, сделав возможным её прочтение.
   Реставрационные работы притормозились в конце 70-х годов в связи с тем, что вся страна готовилась к «Олимпиаде – 80». К реставрации вернулись в 1982-83 гг. Когда состояние памятника снова ухудшилось. В 1982 году специалисты назвали его «аварийным».

«…были сделаны зондажи и начаты расчистки фасадов в переходе от четверика к восьмерику и шатру. В интерьере обнаружены следы деревянного тяблового иконостаса Онуфриевского придела и первоначальный уровень пола, о котором писал в «Метрике» священник Парийский »

      Елена Константиновна Шадунц, отметила, что по какой-то причине, сами реставраторы не ввели в научный оборот свои находки. А.Г. Мельник, А.Г. Набилкин и В.Н. Хохлов, возможно, после знакомства с трудами Т.Е. Казакевич (на тот момент еще не опубликованными),  в 1986 году предприняли архитектурно-археологическое обследование памятника, результатом которого стала подробная статья с интересными описаниями храма, его архитектуры и тектоники.

     Работы на объекте возобновились в 1989 году. В 1990—1997 гг. восстановительные работы вело ТОО «Реставратор». Были восстановлены главы и крест, барабан, шатер, фасады, восстановлены первоначальные формы окон второго света рядом с алтарем, укреплены стены. Однако в сложном для всей страны 1997 году, финансирование ожидаемо прекратилось.
     Последний этап реставрации пришелся на наше время и выполнен был усилиями архимандрита Переславского Никитского монастыря Димитрия (Храмцова). Современное преображение храма удалось видеть даже мне. Впервые я попала в Елизарово проездом, в 2011 году, когда путешествовала со своим батюшкой по городам, входящих в состав «Золотого кольца России». Тогда, храм был «украшен» строительными лесами и совершенно не приметен для случайно (или не случайно) проезжающих путешественников. Ни о какой красоте и эстетике не могло идти речи. Этот ценный и просто красивый исторический объект банально затерялся. Следующий раз я прибыла в Елизарово уже в 2020 – 2022 гг. году как автор. Для сбора информации о Басмановых. Благодаря членам Воскресной елизаровской школы, мне удалось попасть внутрь храма, в обычные дни закрытого. Но и без знакомства с внутренним убранством, а исключительно с внешними параметрами, разница ощущалась колоссальная.
     Под руководством Димитрия, без документации и уведомления органов охраны (как отмечает в своей статье Е.К. Шадунц) в 2009—2015 гг. был проведён ряд работ. Что само по себе, несомненно, важное и нужное дело. Тем не менее, результат вызывает у специалистов ряд вопросов. Поскольку проведенные работы, по определению Е.К. Шадунц более похожи на ремонт, нежели на реставрацию, в которой столь редкий памятник нуждается еще больше, чем просто в энтузиазме и аккуратном подходе к делу. В результате, специалистом оказались неизвестны ни точный состав работ, ни использованные материалы. И самое главное – был искажен первоначальный облик храма.
В своей статье «История исследования и реставрации Никитской церкви (1566 – 1567) Елена Константиновна задаётся прекрасным вопросом: «На современном этапе, когда церкви вернули общинам верующих, часто встает вопрос: что важнее — дом Божий или исторический памятник?»  Вопрос интересный и важный. Сама же Елена Константиновна отмечает, что в прошлые десятилетия, этот вопрос не стоял. Удавалось находить определенную гармонию.

     На данный момент Никитский храм в селе Елизарово, вместе с примыкающей к нему Воскресной школой, является подворьем Никитского монастыря города Переславля – Залесского. Это обычный действующий храм, куда примерно с 2021 года, может зайти любой проезжий. Ну, или почти любой. Храм, в связи с продолжающимися ремонтными работами и его удаленностью от городской жизни, большую часть времени стоит закрытый. Открывается в определенные дни для совершения литургий и праздничных служб.
   О современной жизни в храме и вокруг него, я непременно расскажу в отдельной статье, посвященной Елизаровской Воскресной школе.


 Практическая информация для тех, кто хочет посетить Елизарово

     А теперь о земном, бытовом и рациональном. Когда я начинала заниматься
историко-художественным проектом «Дорога Фёдора Басманова», я не подозревала, что читатели пойдут по моим следам. В самом прямом и широком смысле. Какими же были мои удивление и радость, когда незнакомые люди, стали присылать свои рассказы и фотографии из путешествий по Переславлю, Елизарово, Рязани, Калуге, Полоцке, признаваясь, что на это их подвигли мои статьи о Фёдоре. Многие привозили подарки, делились своими историями, с некоторыми (что особо важно и ценно) состоялись в дальнейшем совместные поездки, последовавшие после личного знакомства.
   История Фёдора Басманова способна увлечь. И она увлекает. Не только фальшивая  история, придуманная скучающими бездельниками, распространяющими по сети грязные сплетни про отцеубийство, фанфики про содомию и отрывки из романа Толстого с «танцами в летниках», выдавая их за правдивые отрывки из настоящих летописей. Но и настоящая история. Драматическая, трагическая, высокая история юного русского воина, сподвижника Ивана Грозного, сына смелого и талантливого воеводы. Молодого мужчины, который погиб по ложному доносу, где-то на Белом Озере. Вдали от дома, жены и маленьких сыновей, перед этим потеряв всё, к чему привык с рождения. И неизвестно, что перед этим пережив. Оставив после своей гибели настолько неприкаянную и печальную энергию, что она вот уже пять веков продолжает бродить по свету, стучась в двери поэтов, художников, писателей и всех, кто способен слышать. Надеясь отыскать человека, способного рассказать миру его историю. Настоящую историю. Не перескажет очередной раз гадости беглого А.М.Курбского, не напишет очередной гомо-фанфик на тему «любви Фёдора с царём», не назовет «содомским любимчиком», «царской Федорой», «Федькой» или «отцеубийцей». А вопреки той злой силе, что бесстыдно запачкала и выставила на поругание славный род Басмановых, разглядит  (и поможет разглядеть другим) совершенно иного, настоящего Фёдора Алексеевича Басманова. Русскую опричную Жар – Птицу. Молодого перспективного военного, отпрыска славного Рода, защитника русских городов от полчищ татарвы. Достойного сына, чьего – то друга и возлюбленного, жестокого возможно опричника, интересного и прекрасного в своей человеческой неоднозначности.
    И не моя в том заслуга, что люди увлекаются «Дорогой Фёдора Басманова», начинают двигаться этим путём. Настоящая история всегда ярче выдуманной. Трагичнее, пронзительнее, выше. Кто-то двигается в ожидании неких мистических чудес, о которых я восторженно писала ещё пару лет назад. Писала даже слишком много и чрезмерно. Ведь человеку, который отправляется в Путь след в след за автором – поэтом (главная роль поэта – трансформировать обыденную реальность и находить те мелочи, которые другой человек пройдет, представлять их в новом свете) не объяснишь, что главное чудо – внутри нас самих. В способности видеть, слышать и чувствовать то, что расскажет тебе город, храм, земля. К сожалению, такие люди оставались разочарованными. Потому что они ждали чего-то сверхъестественного, вместо того, чтобы сделать «Дорогу Фёдора Басманова» своей. Бредя по ней, проживать каждый день, минуту, чувствовать небо над головой, видеть ожидаемое чудо в знакомствах, встречах, помощи, странных случайностях. Были даже такие, которые умудрились сделать бабочек, которые летали над моей головой в январском рождественском храме и о которых я писала в своих заметках, посвящённых Воскресной елизаровской школе – символом зависти. Как поинтересовалась одна молодая особа «…почему кому-то достаются бабочки, а кому – то дохлые мухи на подоконнике?». И особа совершенно права. Чудеса и бабочек, разбирают те, кому они нужны, те, кто их видит и знает, что с ними делать (ответ – любить, ценить и беречь). А главное – не ждет и не вытрясает их капризно из Вселенной. «Не ждите чуда, чудите сами!» - гласит народная мудрость, тем более, что двигаясь по «Дороге Фёдора Басманова» словно на дороге заповеданной, можно встретить что угодно и кого угодно. Я – поэт, но я обычный человек. Я точно также, могла пройти мимо новых встреч, знакомств, знаний, друзей, даже отношений. Не обратить внимания на шёпот Плещеева озера, на таинственный древний сумрак в углах Данилова монастыря, на кольчужный блеск Рязани или белое безмолвие северной русской Фиваиды. Разве всех удивишь шёпотом трав, похожим на голос издалека, что слышится, если присесть на порог Никитского храма? Или алой луной над Всесвятским храмом. Долгим, бесконечным закатом кроваво – брусничного цвета над Плещеевым озером, за которым можно брести и брести бесконечно. Начитавшись художественных статей, такие люди жду встречи с мистикой, едва ли не самим Фёдором Басмановым то ли в качестве призрака, то ли вообще не пойми каким образом… А не дождавшись, испытывают чувство разочарования и обиды. Как же так…Они не попали в число избранных, не получили и не испытали то, что испытал автор статей. Дорогие мои, любая мистика – это всего лишь минутная, а то и секундная возможность, подаренная вам вселенной, увидеть сакральные, проистекающие в ней процессы поближе и чётче, чем обычно. Случайно ли, при истончении миров и пространства, специально ли, в тот момент, когда вы готовы принять особенное знание.
Переплетение прошлого, настоящего и будущего, связь времен, существование мира ушедших людей, возможность чувствовать их, помогать им и принимать помощь от них. Мистика – это поддержка наших предков, возможность получить помощь от окружающих тогда, когда ты этого уже не ждёшь, в самый решающий момент и осознать тут же, какое сокровище тебе ниспослали.
    Нужно не искать, не ждать, а видеть и принимать. Правы, мудры и счастливы, оказались те мои читатели и единомышленники, которые отправились в путь просто за новыми впечатлениями, знаниями, возможностью пополнить свою сокровищницу путешествий, расширить культурный уровень. У каждого из них вышла своя насыщенная история, о каждой рассказанной истории можно (и нужно) писать отдельный роман.
   Для всех же, кто без задней мысли, заинтересовавшись моими историческими поисками захочет повторить этот Путь, чтобы обогатить себя, могу оставить в помощь следующую информацию практического характера.

     Точный адрес Никитского елизаровского храма –  Ярославская область, Переславский район, с. Елизарово, ул. Центральная, д. 46. Добраться до храма и соответственно до самого Елизарово можно следующими способами (для пешего):

- Самый простой и очевидный, доехать с Ярославского вокзала до Александрова, а там пересесть на электричку до станции «Рязанцево». Ради пересадки далеко ходить не требуется. Платформа, откуда электрички идут на Ярославль и проезжают Рязанцево, расположена рядом. При использовании данного маршрута, необходимо помнить, что от с.Рязанцево до с.Елизарово Вам всё равно придётся идти пешком три километра. Ибо в само Елизарово ни поезда, ни даже автобусы не ходят. Дорога прямая и заблудиться сложно, однако, придется немного побыть любителем пешей ходьбы. Ну, или попробовать найти такси в Рязанцево. Кроме этого, необходимо перед выездом внимательно изучить расписание электричек и состыковать александровскую и рязанцевскую. Это не сложно, но придётся посидеть и подумать. Если в Александрове проблем с электричками нет (туда и обратно), выехать из города можно самое позднее около десяти вечера, то электричек идущих до Рязанцево (и из Рязанцево) не более пяти за день. Пропустив последнюю, вы останетесь в Рязанцево/Елизарово.
Чтобы успешно пользоваться данным способом, могу посоветовать внимательно изучить официальный сайт РЖД «Ту-ту-ру». Там есть вся необходимая информация о поездах;

- Сложный способ. От Переславля добраться до Рязанцево на автобусе. Отходит данный автобус от центрального переславского автовокзала, куда приходят и московские автобусы. Но… Один раз в день и рано утром. Идет также до Рязанцево, а далее Вам придётся топать пешком. Обратного автобуса можно не ждать, заберет вас в Рязанцево лишь на следующий день. Увы! Данный способ можно использовать в случае сочетания. Добраться в Елизарово из Переславля, а обратно, до Рязанцево. Откуда уехать до Александрова на одной из электричек, упомянутых выше. Опять же, здесь необходимо и важно иметь перед глазами расписание электричек.

- Способ легкий, но дорогой. Банально сесть в Переславле на такси. Обычно, возле переславского автовокзала большой выбор таксистов. Они доставят вас до Елизарово (а если хотите до Рязанцево) быстро, легко и удобно минут за 30-40, но… Возьмут весомую плату. В 2020 году такое милое путешествие обошлось мне в восемьсот рублей. В 2022 году я прокатилась по делам чуть дальше Елизарово за 1200. Сами понимаете, способ не для всех и не на каждый раз. К тому же, с возвращением у вас возникнут всё те же проблемы. В Рязанцево нет выбора такси. Вам придётся договариваться об обратной дороге или с тем таксистом, который вас довез (они вполне охотно идут на такую сделку, ибо не бесплатно, сами понимаете) или звонить в официальное переславское такси или голосовать или искать частника в Елизарово/Рязанцево. Такое тоже возможно, но зависит от везения.

     Отправляясь в Елизарово, необходимо понимать и осознавать, что вы едете в обычное село без городской инфраструктуры. Здесь нет выбора такси, транспорта, гостиниц, хостелов и пр. Объектов для просмотра, кроме храма, уголка посвященного Великой Отечественной войне и живописных природных мест – тоже нет. Поэтому, выбирая и составляя маршрут передвижений, необходимо чётко его придерживаться, понимая, что нарушение этого маршрута, отклонение от запланированных поездов может оставить вас без крыши над головой ночью.
     Сам храм также, основную часть времени (как я уже упомянула) – закрыт. Попасть внутрь возможно во время праздничных служб, литургий и по определенным дням. Можно быть и посмелее: попробовать постучаться в двери местной Воскресной школы и объяснить, что вы очень хотите попросить посмотреть храм, как сделали несколько самых решительных моих читателей. Однако, необходимо понимать, что на подворье Воскресной школы тоже обитают живые люди, их тоже может не оказаться на месте в том момент, когда вы приехали.
   Самые увлеченные темой, самые смелые, могут всегда написать мне личное письмо, и я охотно поделюсь контактами Елизаровской воскресной школы, в частности, её руководителя Елены Викторовны Евдокимовой. И здесь необходимо понимать, что Воскресная школа – это не гостиница и не хостел. Но людям, которые там находятся и бережно ухаживают за Никитским храмом, всегда требуются друзья – помощники, а значит договориться о каком – либо взаимодействии на волонтёрской основе, всегда возможно. Вы – поможете не просто им, вы поможете храму Басмановых. Работой, руками… Взаимен Вы получите уникальные впечатления, которые возможны только здесь, в Елизарово… Под стенами белоснежной «жемчужины», случайно уцелевшей от шестнадцатого века.




                Список использованной литературы

- Актография Переславль– Залесского уезда 17 в. Труды  Переславско – Залесского Историко- Художественного и Краеведного Музея. Выпуск 5. г. Переславль-Залесский. Госуд. Типография №12. 1928

- Акты относящиеся до гражданской расправы Древней России. Собрал и издал А.Федотов – Чеховский. Киев. Типогр. А.Довиденко. 1863. Второй том.

-  Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца 16 века. М., 1996.

-  Барановский Петр. Труды. Воспоминания современников. М., 1996 г.

- Беляев Л. А., Медникова М. Б. В поисках бояр Романовых: междисциплинарное исследование усыпальницы XVI–XVIII вв. в Знаменской церкви Новоспасского монастыря в Москве / В 2;х вып. / Отв. ред. Н. А. Макаров / Ин-т археологии РАН. – М.: Club Print, 2018. Вып. 1. – 208 c.

- Володихин Д.М. «Опричнина и псы государевы» (электронный вариант)

- Вкладная книга Троице Сергиева монастыря. Издание под-ли Е.Н.Клитина, Т.М.Манушина, Т.В.Николаева. Москва. «Наука» 1987. с.165

- Владимирский сборник: материалы для стаистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/сост. Тихонравов. М., 1857 год.

- Воронин Н.Н. Переславль – Залесский. 1948 г.

- Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей 14 – 16 вв. М., Л. 1950

- Зимин А.А. Опричнина (эл.вариант)

-  Иванов К.И. Переславль-Залесский: Путеводитель / Под ред. Б.В. Гнедовского и М.Г. Мейеровича. Ярославль, 1959

- Известия археологической комиссии. 1908 г. Выпуск 26.

- Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: памятники середины 16 века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М.. 1980.

- Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 2: Переславский и Александровский уезды / Сост. В. Добронравов.

- «Историко-географическая номенклатура Переславль-Залесского края». Труды Переславль-Залесского Историко-Художественного и Краеведного музея. Переславль- Залесский. Гос. Типография №12. 1929 г. выпуск 11.

- Казакевич Т.Е. «О двух надписях в Никитской церкви села Елизарова» (статья)

- Казакевич Т.Е. Историческая справка. 1983 г.

- Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика: Избр.труды. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т.  2008.369 с.

- Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Моск.рабочий, 1989. – 175 с. – (История Москвы: портреты и судьбы).

- Ковчег. Издание Переславской епархии. №2 (41), май 2021.

- Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 г. (исследования и публикация). – М.: Изд-во «Индрик», 2008. – 520 с. Л.А.Кириченко, С.В. Николаева.

- Лукомский Г.К. «О памятниках архитектуры Переславля – Залесского»

- Мельник А.Г., Набилкин А.Г., Хохлов В.Н. Новые данные о Никитской шатровой церкви (1566—1567 гг.) с. Елизарова близ Переславля-Залесского / / Плесский сборник. Плес, 1993. Вып. 1.

- Назаров В. Басманов и его «людци», Родина №12, 2004

- Парийский Н. Метрика. 1887 г.

- Смирнов М.И. Прошлое Переславской деревни. 1928 год.

- Список погребенных в Троице-Сергиевой лавре, от основания оной до 1880 года. 1880 г.(изд.И. И-ом). – Москва: Тип. Т.Рис, 1880. 101 с.

- Сукина Л.Б. История и культура Переславского края. Курс лекций. Учебное пособие для студентов. – Переславль – Залесский: «Университет города Переславля», 2002. – 108 с., ил.

- Сукина Л.Б. Никитская церковь в селе Елизарово – памятник «Казанского взятия»//Pro memoria.Сб.материалов научной конференции. Курск: Изд-во МГСУ «Союз», 2006.

- Сукина Л.Б., Левицкая Н.В. Вкладные книги переславских Никитского и Троице – Данилова монастырей: источниковедческие аспекты исследования.

- Сукина Л.Б. Энтузиазма не достаточно//Коммунар 1988 г.

- Шадунц Е.К.  «История исследования и реставрации Никитской церкви (1566–1567) села Елизарова». Из сборника Актуальные проблемы изучения и сохранения памятников архитектуры: Чтения памяти И.И. Кузнецова. Вып. 1. Материалы научной конференции. Москва, 12-13 ноября 2019 г. 296 с. : ил.

- Архивный фотоматериал взят с сайта Соборы.Ру http://sobory.ru/


Рецензии