22июня ровно в 4нам объявили, что начиналась война

            22 июня, ровно в 4  утра, нам объявили, что    начиналась война...

Воскресное утро 22 июня. Безоблачное голубое небо, утренние солнце светит в окно. Шурочка нежится в постели. В квартире тихо. Дочку с матерью в начале июня они отправили в Копорье к родственникам. Брат с женой и сынишкой уехали в Вырицу, к другу на дачу.
  – Киска! Ты спишь?  – Иосиф наклоняется и целует жену. Шурочка с закрытыми глазами обнимает мужа и шепчет:
 – Мне так хорошо. Я тебя очень люблю.
Иосиф в ответ целует ее, поднимает на руки и несет к распахнутому окну.
  – Смотри, какое утро! Может поедим в Петергоф? Сегодня откроют фонтаны, – предлагает муж.
– Ой, как хорошо!  – Шура потягивается, и обнимает Иосифа.
Ей не хотелось спешить сегодня. Они редко бывали дома одни. Приготавливая завтрак, поглядывая в окна, она думала о том, что они через неделю поедут в Москву. Там открылась Выставка достижения народного хозяйства (ВДНХ). О ней так много говорят. И вообще, она никогда не ездила дальше Ленинграда. Это будет первая поездка. Как замечательно! Билеты на поезд «Красная стрела» лежат на письменном столе. Два костюма, для нее и мужа, из серого шевиота в мелкую клеточку, сшитые по этому случаю в ателье, висят в шкафу.
А сегодня, Шура решила, раз едем в Петергоф, надеть новое крепдешиновое платье. Она стояла перед зеркалом, любуясь собой. Как ей к лицу была расцветка: желтое поле и по нему разбросаны букетики белых ромашек.
Кто-то позвонил в дверь. Шура слышала, как Иосиф пошел открывать. С кем-то говорил.
  – Шура!
Она медленно поворачивает голову к вошедшему мужу.
  – Посмотри милый, тебе нравится мое платье?
Но почему Иосиф так странно на нее смотрит?
  – Шурочка! Война! Немцы перешли границу.
Она бежит в гостиную, включает репродуктор. Играет марш. Вдруг твердый голос произносит» «Внимание!.. Внимание!.. С рассветом, 22 июня 1941 года, регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийских до Черного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Во второй половине дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной армии»
Сердце дрогнуло. Шурочка подошла к Иосифу, очень тихо сказала: «Война… Что же будет?» Она прижалась к нему.
Солнце заливало всю комнату. Занавески мягко раздувались в окне. Мирно тикали часы. Шурочка с Иосифом стояли посередине комнаты. Он увидел в зеркале их отражение. Шурочка в новом платье, такую маленькую, беззащитную. Иосиф прижал ее и сказал:
  – Какая ты у меня красивая в новом платье. Ты его наденешь, когда война кончится.
Люди на улицах, в магазинах, на заводах, дома с настороженным вниманием слушали речь Молотова. Он говорил спокойно, в обычной, сдержанной манере:
«Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление. Сегодня в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города  – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие…  Нападение на нашу страну  произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Правительство призывает вас, граждане и гражданки  Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашего советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Многие удивлялись, почему Молотов, а не Сталин говорил с народом. После выступления Молотова на всех предприятиях состоялись митинги, люди объединились в патриотическом порыве. Добровольцы толпами осаждали военкоматы. Мобилизация в регулярную армию в Ленинграде шла успешно. Иосиф на другой день был мобилизован и причислен к Ленинградскому  военному округу.

Первые дни вызвали массу волнений, слухов, никто представить себе не мог, что принесет им война, сколько она продлится. Многие кинулись в продовольственные магазины, покупали все что можно, покупали все подряд, в сберегательных кассах выстроились длинные очереди.  Поступали сообщения о быстром продвижении немецких войск  в глубь страны. Люди начали осознавать, что началась война.
                ВОЙНА! Страшное слово.   


Рецензии