Помни о хорошем!

От автора: "Письмо от Арины Х. получила : "Я сейчас часто стала вспоминать то время, тот свой маленький возраст и даже всё вижу перед глазами так, словно это происходит сейчас, в настоящем. Кому рассказываю - не верят, что  тот возраст и те события можно запомнить на всю жизнь, но я то знаю, что все это действительно было! Решила отправить тебе эти свои воспоминания. Надеюсь, пригодятся для твоей книги о вашей улице и нашем детстве"

.....
История первая, про братьев наших меньших...

Когда произошла эта история, мы ещё жили на проспекте Ленина, и было мне три с половиной года. Погода была, примерно как в конце августа, начале сентября — ещё не холодно, но уже и не лето. И был это год — одна тысяча девятьсот шестьдесят четвертый...
Не помню, по какой причине, но я оказалась дома у тёти Зои, папиной сестры. У них был свой дом, с большим двором, а главное — огромная собака, черная немецкая овчарка по имени Марс. Он был очень красивый и очень злой пёс. Все его боялись, потому что он никого не пропускал в дом и нужно было быстро пробегать мимо веранды, пока кто-то из хозяев держит его за цепь. Он прожил у них лет пятнадцать, исправно охраняя дом и его хозяев, но тогда он был ещё очень молодой.
Так он мне понравился и так захотелось подойти к нему и погладить, что я дождалась, пока все зайдут в дом и потихоньку — помаленьку стала подступаться к будке. Пол шажочка, потом ещё, и ещё, всё ближе и ближе, и вот я совсем уже у будки. Марс сидит в будке, смотрит и молчит. Видать, сильно удивлён моей смелостью и наглостью. А будка оказалась выше моего роста, вход в будку большим и просторным, а сам Марс — со мной наравне или даже повыше меня. Вплотную приблизившись к дырке, я стала потихонечку протягивать руку и приговаривать:"Марсик! Марсик!", а он прижался к углу и стал рычать. Но я не отступаю, делаю ещё полшажка вперёд и протягиваю к нему руку, чтобы погладить.
Тогда он и клацнул меня за руку, попав зубами между большим и указательным пальцем. Было совсем не больно, я даже не заплакала и даже не вскрикнула. Я поняла — он просто предупредил меня, что дальше не суйся и не нарушай мою территорию! Тихонько отошла назад и стою, на руку смотрю, а Марс лёг и заскулил. Наверное, он сам испугался такого моего рвения, ведь он мог меня просто порвать на куски, если бы захотел. Я поняла, что собаки очень умные и нельзя так глупо себя вести.
Тут вышла на улицу тётя Зоя — хватились, где же я? Как увидела, так у нее был шок сначала. А женщина она у нас была шумная, громкоголосая. Схватила потом меня на руки, запричитала, как же так? Зачем я полезла в будку к собаке? И бегом со мной в скорую. Там мне просто обработали руку йодом, забинтовали и сказали, что всё заживёт, как на собаке!
И никогда в своей жизни я не боялась собак и после этого случая. Даже ещё больше любила и понимала. Они же — братья наши меньшие!

История вторая, в двух частях, как воспоминание и тема для размышления...

Нас у родителей - пятеро детей, но тогда как раз было еще четверо. Старшему брату, Владу, было семь лет, мне три года и семь  месяцев, среднему брату Игорьку -  два  года с небольшим и младшей сестре Але - пять  месяцев.
Средний брат, Игорёк, после года постоянно болел. В этот раз заболел так сильно, что его положили в больницу. С ним была мама и младшая сестра. Мы со старшим братом остались сами себе предоставленные, потому что отец с шести часов утра уходил на работу.
Повел меня старший брат Влад к тетке, папиной младшей сестре тёте Зое. Там тоже все взрослые на работе. Дома был один лишь двоюродный брат Лёшка, которому тогда было шесть лет. Братья мои мажут хлеб смородиновым вареньем и едят, а я так и хожу целый день голодная — мне они не предлагают, а сама я стесняюсь попросить.
Вечером пришла домой тетя Зоя. Увидела нас обоих и решила, что Влад останется у них, а я побуду у своей крестной. Взяла меня за руку и повела к ним, они жили по улице Горбачева. Дошли до их дома, а они на тротуаре стоят, мой дядя Коля и его жена тётя Маша. Пока взрослые разговаривают, я стою рядом, жду, что решат. В это время с работы идет ещё одна моя тетя, жена маминого брата, Роза. Узнав, в чём дело, предложила отвести меня к своей сестре, так как там две девочки как раз моего возраста и так будет лучше. На этом и разошлись. Идет она впереди, а я неохотно плетусь сзади. Пришли туда, а там этому никто, как видно, и не рад. Но делать нечего, оставили меня там.
Девочки как раз играли на улице, возле веранды и мне сказали быть с ними. Старшая, Аня, ей было четыре с лишним года, начала таскать песок ведерком и сыпать под веранду, я ей говорила, что будут ругать. Но она туда же налила и воды. Тут вышла ее мама, увидела все это и давай ругаться! « Сейчас же уберите все!» - сказала она в итоге и зашла в дом. Следом за ней забежали и девочки. Мне ничего не оставалось, как все это разгребать. Было, наверное, часов девять вечера, когда я управилась. Летом темнеет поздно, но уже явно вечерело. И было это всё тринадцатого августа, я запомнила точно этот день, потому что еще с утра папа сказал, что тринадцатое, пятница — тяжелый день...
Наконец, меня позвали в дом. Девочки были уже вымыты, я тоже помыла ноги и руки под рукомойником в кладовке. Затем дали манную кашу и за целый день я хоть что-то поела. Уложили спать. Утром я встала, оделась, вышла во двор и пошла за калитку. Никто меня не остановил, так как никому я там была не нужна.
Местность я знала хорошо, мы часто с родителями ходили и к дяде, и к тёте - территория была не большая. Где находится больница, я тоже знала, так как мы ее очень часто посещали. Вот иду я в больницу и думаю, как мне там с мамой остаться? Рассуждаю сама себе — надо сказать, что я заболела. Так и дошла до больницы, так и сказала, что болею тоже и меня нужно положить с мамой, братом и сестрой.
Оставили меня в больнице. Палата была пустая, коек много, а кроме нас была только ещё одна женщина с ребенком. Я очень обрадовалась, что я, наконец, со своей мамой. Но тут началось странное:  то ли в шутку, то ли всерьёз, но врач прописала мне уколы - раз я болею. Но тогда я понимала это, как истину. И, думаю, раз я не болею, значит и уколы колоть мне нельзя. Сказать не могу об этом - вдруг меня опять на улицу выгонят? Но и колоть нельзя — я же здоровая! Но согласилась - уколов я не боялась. Видать, они все поняли, потому что посмеялись и больше ко мне не приставали. Витамины прописали и я их исправно пила, пока нас не выписали домой.
Такая история точно была в моей жизни! Я сейчас часто стала вспоминать то время, тот свой маленький возраст и даже все вижу перед глазами так, словно это происходит сейчас, параллельно, в настоящем. Кому рассказываю - не верят, что в тот возраст и те события можно запомнить на всю жизнь, но я-то знаю, что все это действительно было! Помню, сколько тогда испытала унижений от того, что видела, как никому я не нужна. Так никто и не спросил меня, ела ли я что нибудь, пила?  Каждый жил своей жизнью.
А вспомнила я эту историю потому, что тётя Роза теперь сама вызывает по скайпу поговорить — одиноко ей, старенькой, скучно, а раньше нас не больно привечала. Я скажу больше - мы ей были совсем не нужны, стыдилась нас и сторонилась.

Ещё одна история, связанная с тётей Розой. Как её не помнить — у нас дни рождения в один день, но она свой отмечала почему-то второго числа. Недавно она приезжала к нам в гости издалека, чтобы повидаться, повспоминать, поговорить...

Жили мы тогда уже в Камышах — район наш так называли, если помнишь, потому что дома там построены были из камышей, когда ещё только посёлок возводили. Мне было семь с половиной лет. Как раз это лето было перед школой, я была уже достаточно большая девочка, чтобы запомнить все события. Помню, что это было воскресенье и в городе было очень жарко.
Зашла к нам тётя Роза с племянницами её любимыми, Аней и Люсей, собираются идти на водоем купаться, мимо проходили, что-то у мамы им надо было взять.
Мама меня отправила с ними и я иду, радостная, считая, что я такая же племянница, как и они, Анька и Люська Поздняковы — любимая, хоть бы на это время. Оказалось, всё не так. Как только мы дошли до их дома и я отдала сумку, что мама передала, то мне велено было идти самой обратно к себе домой — меня на водоём купаться они с собой не берут! Но мне так интересно, где это место, на котором я еще не была, что я выждала, когда они уйдут на приличное расстояние и пошла следом.
По пути они встретили знакомых, которые оставили с ними своих двух дочек, примерно нашего же возраста, а сами ушли. И вот они все идут впереди, а я сзади, на приличном от них расстоянии, чтобы они не думали, что я с ними.
Пришли на водоем, который за Камышами был, возле ветлечебницы. Народу много было, все плескаются и я разделась, зашла в воду. Плавать я тогда не умела, поплескалась немного, одна, в стороне от своих родственников, вышла и пошла домой. Сначала растерялась, что заблудилась, но когда дошла до угла и увидела базарную улицу, то смело уже шла, так как ту местность знала хорошо.
Прошла базар. Тротуары тогда были из простых бетонных плит. В начале, на одной из таких плит торчала арматурина и как я ее зацепила, сама до сих пор не знаю, ведь шла вроде осторожно, стараясь пройти мимо. Воткнулась она мне глубоко в икру левой ноги и сделала хорошую дырку. Закрыла я ее рукой, а кровь льется темная, густая - так и доковыляла до дому. Мама мне сразу приложила мою же мочу к ране - вот и всё лечение. Долго она у меня затягивалась, до сих пор на этом месте у меня очень тонкая кожа, как прозрачная шкурка.

Вместо эпилога.

Р.S. Помни о хорошем! Я часто вспоминаю, как вы жили у нас, как спали все вместе в маленькой детской комнатке. Вы перед сном всегда обнимались, целовались и твоя мама рассказывала сказку или ещё что-нибудь, а я лежала и завидовала. Как мне хотелось вот так же прижаться к своей маме, быть рядом с нею, но там и без меня хватало!
И всё равно я благодарна своим родителям за всё то, что они сделали для каждого из нас!
Играю на синтезаторе и думаю:"Спасибо маме, что отдала меня в музыкальную школу! Спасибо папе, что зарабатывал деньги для семьи!" Ведь платить по семнадцать с половиной рублей каждый месяц четыре года — для многодетной семьи было весьма накладно, не всем родителям с одним ребёнком это было надо. Не бросила бы — платили бы и дальше. Меня так до восемнадцати лет и опекали, пока замуж не выдали, потом тоже помогали, как могли.
Как и всем остальным детям, каждому в своё время.
Меньше всех заботы и внимания досталось, как ни странно, самому младшему, Гоше, просто потому, что жил далеко от нас всех. А вот старшего, Влада, до последнего своего вздоха родители оберегали. Как и Алю, и Игорька.

Помни о хорошем. Вспоминай всегда только о хорошем! Будем всегда помнить с тобой только хорошее!

01.09.2016г.


Рецензии
Детские воспоминания, очень дороги для нас. Память, вообще самое дорогое у человека. Одно своё воспоминания, я постарался изложить в рассказ, но я был постарше, мне тогда было шесть. Самое интересное, что память запомнила, не только последовательность действий но и переживаемые чувства, а минуло уже 50 лет! Если будет желание, загляните. http://proza.ru/2021/10/04/1331


Виктор Саж   08.09.2022 22:22     Заявить о нарушении
Наверное, потому что детские воспоминания чисты и невинны, как и само детство.
Спасибо, Виктор, за отзыв и приглашение, загляну непременно)

Лидия Шатилова   09.09.2022 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.