Око возрождения. Шаг 1. Вихри. Точность

На примере практики "Око возрождения" рассмотрим применение инструмента "точность". Сравним собственные наблюдения с комментариями в интернете. Внимательно читаем этот шаг до конца прежде чем выносим какое-либо суждение.

 

Ознакомиться с практикой "Око возрождения" можно, прочтя книгу "Око возрождения", автор Питер Келдер, в переводе Андрея Владимировича Сидерского. Ниже пойдёт речь о первых пяти ритуальных действиях, которые обычно рекомендуют в качестве первой фазы ритуала "Око возрождения".

 

Ритуальное действие первое. Разгон вихрей.

 

Читаем. "– Исходное положение для первого ритуального действия – стоя прямо с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Приняв его, нужно начать вращаться вокруг своей оси до тех пор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. При этом очень большое значение имеет направление вращения – слева направо."

 

Обращаем внимание на слова "пока не возникнет ощущение легкого головокружения". Нигде не сказано, что количество оборотов должно в точности равняться количеству раз, которое вы собираетесь выполнить последующие упражнения (ритуальные действия).

 

Например, рекомендуют начинать с трёх (или с пяти) раз за "подход", то есть, скажем, вы намереваетесь повторить каждое из пяти ритуальных действий (кроме первого) три раза за один подход (серию). При этом, когда осуществляют видео презентацию исполнения этих пяти действий (их ещё называют "пять тибетцев"), показывают в первом упражнении (действии) исполнение трёх оборотов (а не до лёгкого головокружения), или же пяти оборотов (некоторые даже вслух их подсчитывают).

 

Почему так происходит? Можно только гадать, или спросить того, кто сделал видео презентацию. Моя догадка была поначалу следующей. Во-первых, им так проще, иначе придётся говорить о головокружении, а это уже не настолько просто. Также, это безопаснее, так как маловероятно, что всего три-пять оборотов вызовут у кого-то головокружение. Во-вторых, это может быть ошибка "экстраполяции",  сходной с математической индукцией "в обратную сторону".

Проще говоря (думал я), это такое сглаживающее предположение, переходящее в уверенность - раз все последующие упражнения делаются по три раза, то и первое также делать три раза, а не в точности как сказано - "до лёгкого головокружения".

Также, я встретил комментаторов, ругавших чьё-то видео, мол, мужчины и женщины должны вращаться в разные стороны,  на основании того, что так было у кого-то там (в передаче у Малахова?)

Открываем источник и читаем: "Женщины вращаются в ту же самую сторону."

/Зато на другой вопрос я ответа в источнике не нахожу: влияют ли полушария планеты на направление вращения? Следует ли вращаться в ту же сторону в южном полушарии? Ответа в источнике нет. Для того, чтобы дать ответ на такой вопрос, следует больше знать о природе упомянутых вихрей. Но это отвлечённый вопрос, и раз на него нет ответа в источнике, следует полагать, что местонахождение на поверхности Земли не меняет правила "слева направо", в противном случае автор бы оговорил и это, всё-таки образованный англичанин./

 

Также, жёсткой привязке количества вращений к количеству повторений последующих ритуальных действий могло поспособствовать и следующее замечание из книги-источника: "Подавляющему большинству взрослых людей для начала достаточно полдюжины раз обернуться вокруг своей оси, чтобы ощутить головокружение. Потому ламы рекомендуют начинающим ограничиваться тремя оборотами."

 

Так как остальные ритуальные действия, для начала, также рекомендуют выполнять три-пять раз, то жёсткая привязка просится будто сама. Однако, внимательный и точный ум отметит для себя, что такой жёсткой привязки нет. Есть забота о безопасности: "Если после выполнения первого ритуального действия вы почувствуете потребность присесть либо прилечь, дабы избавиться от головокружения – обязательно последуйте этому естественному требованию вашего тела. (...) В период начального освоения ритуальных действий очень важно не переусердствовать. Старайтесь никогда не переходить ту грань, за которой легкое головокружение переходит в весьма заметное и сопровождается слабыми приступами тошноты, поскольку практика последующих ритуальных действий в этом случае может вызвать рвоту. По мере практики всех пяти ритуальных действий вы со временем постепенно обнаружите, что можете вращаться в первом действии все больше и больше, не доводя себя до ощутимого головокружения."

 

Как видим, при всей приоритетной заботе о безопасности, всё же автор мягко оговаривает, что будто можно вращаться больше и больше - а не столько раз, сколько повторений вы делаете для других ритуальных действий. Что и, кажется, подтверждается следующими словами из источника: "Кроме того, чтобы “отодвинуть предел головокружения”, можно воспользоваться приемом, который широко применяют в своей практике танцоры и спортсмены;фигуристы. Прежде, чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой;нибудь неподвижной точке прямо перед собой. Начав поворачиваться, не отрывайте взгляд от избранной вами точки, сколько это будет возможно. Когда же из;за поворота головы точка фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая вращение туловища, и как можно быстрее снова “захватите” взглядом свой ориентир. Такой прием работы с использованием опорной точки позволяет довольно заметно отодвинуть предел головокружения."

 

Зачем бы автору вообще упоминать о таком отодвигании предела головокружения? Если не для того, чтобы практикующий, проявляя все предосторожности, стремился бы, всё же, ко всё большему и большему числу вращений? К сожалению, здесь не всё так однозначно, так как дальше источник всё-таки ограничивает самое число вращений! Вот что там пишется.

 

"– Я спросил у одного из лам;учителей в обители, связана ли практика пляшущих дервишей с ритуальными действиями. Он ответил, что дервиши в своей практике пользуются тем же самым принципом, однако доводят его до абсурда. В результате гиперстимуляции во взаимодействии тела и вихрей в какой;то момент наступает серьезный дисбаланс. Происходит нечто вроде “внутреннего взрыва”, имеющего весьма разрушительные последствия для тела. Дервиши трактуют этот взрыв как “психическое прозрение” – своего рода вспышку религиозного просветления. Однако в большинстве случаев это – ошибка, поскольку результирующее состояние имеет очень мало общего с “истинным просветлением”.

– В отличие от дервишей, ламы в своей практике никогда не вращаются до полного изнеможения, вращаясь не несколько сотен раз, а всего лишь раз десять;двенадцать – ровно столько, сколько в каждом конкретном случае необходимо для стимуляции вихрей. Максимальное же число оборотов за один раз в большинстве случаев не превышает двадцати одного."

 

Наконец получаем однозначную рекомендацию: не более двадцати одного!

 

Теперь становится окончательно понятной тенденция видео презентаций связывать число вращений с числом повторений других ритуальных действий. Дело в том, что источник оговаривает предельное число повторений ритуала в день: 21 раз. И так как видим, что и число вращений также ограничивается источником 21 разом, то возникает естественное стремление упростить счёт числа вращений до стольких же повторений, сколько раз планируется повторять и остальные ритуальные действия, а упоминание о головокружении в таком случае выступает как дополнительное ограничение. Например, если я могу повторить все действия по 10 раз, но уже с пятого вращения у меня возникает головокружение, то мне следует остановиться уже на пятом вращении. Однако, по причине отсутствия жёсткой привязки (как рассмотрено выше), нет нужды сокращать количество повторений остальных ритуальных действий.

 

Я специально так подробно разобрал первое ритуальное действие, точнее, его описание. По мере построчного чтения выстраивались предположения, которые казались обоснованными, однако ближе к концу описания всё изменилось. Вроде бы простой и банальный, но важный вывод: чтобы точно понять смысл сложного сообщения, необходимо терпеливо слушать до конца, и только тогда приступать к выводам.

 

Большинство людей слушает как бы "построчно": выхватывает что-то одно из сказанного, и реагирует, нередко в полной противоположности к тому, что на самом деле пытается (но не успевает) сказать собеседник в общем и целом. Из этого можно сделать ещё один вывод: не стоит быть многословным с большинством, задайте сначала общее направление, а уж потом уходите в детализацию, так больше шансов быть услышанным правильно. Но для этого нужно проделать внутри себя работу: понять, в общем и целом, что желаешь сообщить ближнему, и только тогда приступать.


Рецензии