Пленник с Мессера

Книгу воспоминаний «Илы атакуют» дважды Героя Советского Союза прославленного летчика-штурмовика Талгата Бегельдинова я прочитал много лет назад, если не ошибаюсь, в 1967 году. Интерес возник уже при прочтении первых глав книги, в которых описывается начало боевой деятельности молодого парня из Казахстана. Тогда ещё 20-летний сержант Бегельдинов был пилотом самолета Ил-2 и воевал в составе 800-го штурмового авиаполка. Особое внимание я обратил на эпизод, когда в первом же воздушном бою Бегельдинову повезло сбить матерого немецкого аса.

Произошел этот бой в районе деревни Глухая Горушка южнее Старой Руссы и в книге описан достаточно подробно. Однако я процитирую его лишь вкратце:
 
«...Немец совершенно обнаглел. Высокая скорость сейчас была для него помехой, и он выпустил шасси, чтобы уменьшить ее. Это почему-то взбесило меня. Ну, думаю, гад, я тебе не котенок!
Резко развернул машину в сторону самолета противника, взял ручку на себя. «Мессер» в этот момент оказался прямо передо мной в прицеле. Я нажал на все гашетки. Вижу, как пули вонзаются в истребитель. Кажется, проходит целая вечность.
Истребитель задымил, свалился на крыло и пошел к земле! Летчик оказался опытный: перед самой землей он сумел выровнять горящий самолет и плюхнулся в сугроб...»

Далее Бегельдинов пишет, как на следующий день его вызвали в штаб 292-й штурмовой авиационной дивизии, где сообщили, что сбитый им немецкий летчик был взят в плен. Он имел чин майора и 108 сбитых самолетов на своём счету.

Случай был неординарный и, разумеется, мне захотелось узнать имя сбитого аса Люфтваффе. Долгие годы это не удавалось. Однако сейчас, когда в моём распоряжении накопилось множество соответствующей информации, я смог, наконец-то, разобраться с этим случаем.

Оказывается, на Северо-Западном фронте действительно был пленен знаменитый немецкий ас. Это был командир 2-й группы 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце» майор Ганс Гаан, одержавший 108 воздушных побед и награжденный Рыцарским крестом с Дубовыми листьями. Однако в плен он попал 21 февраля 1943 года. А бой, в котором Бегельдинов сбил Ме-109, произошел спустя две недели — 7 марта 1943 года. Как видим, явное несовпадение! Судя по всему, Бегельдинова ввёл в заблуждение кто-то из штабников. 

Кого же, в таком случае, сбил Бегельдинов? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Дело в том, что по данным наградного документа на Бегельдинова, его «группа в этом тяжелом и неравном бою сбила 3 истребителя Ме-109, что подтверждено присланным сообщением наземных войск». То есть, не один только Бегельдинов одержал в этом бою победу над немецким истребителем.      

Если же говорить в целом, то в тот день части 6-й воздушной армии и приданные ей соединения (в том числе 292-я дивизии) по докладу экипажей в воздушных боях сбили 36 самолетов противника (13 ФВ-190 и 23 Ме-109).

А что говорят по этому поводу документы противника? И вот здесь, нас ждёт совершенно неожиданный и неприятный конфуз. Дело в том, что немецкие истребительные части I./JG.26, Stab/JG.54, I./JG.54 и II./JG.54, действовавшие на том участке советско-германского фронта, не понесли 7 марта абсолютно никаких потерь в воздушных боях! Лишь во время взлёта с аэродрома Рельбицы (около 90 км западнее Старой Руссы) перевернулся, разбился и сгорел со своим ФВ-190 пилот I./JG.26 унтер-офицер Ганс-Йоахим Фаст.

Очень, очень странно! Кого же из немецких летчиков пленили тогда? Предполагаю, что это был унтер-офицер Георг Мундерло из II./JG.54, которого подбили накануне 6 марта около 15 часов. На повреждённом истребителе Ме-109 он произвёл вынужденную посадку южнее Старой Руссы, на территории занятой советскими войсками. Вероятно, какое-то время он пытался идти к линии фронта, пока на следующий день 7 марта не был пойман. Не берусь утверждать, что это было именно так, но другого объяснения эпизода с пленным немецким лётчиком у меня нет.

В общем, такая вот запутанная история.

Между прочим, в боях 7 марта 1943 года потери советской 6-й воздушной армии на Северо-Западном фронте составили 30 самолетов, в том числе:
а) Не вернулось с боевого задания 22 самолета (7 Пе-2, 8 Ил-2, 2 «Киттихаука», 2 ЛаГГ-3, 1 Як-7, 1 Ла-5 и 1 «Аэрокобра»). 
б) Сбито в воздушных боях 6 самолетов (4 Ил-2, 1 ЛаГГ-3 и 1 Як-1).
в) Подбитые в воздушном бою произвели вынужденные посадки 2 Як-7.

Имеет ли тема наших потерь какое-то отношение к истории с пленным немецким летчиком? И стоит ли вообще затрагивать эту болезненную тему? Думаю, обязательно, чтобы сделать, наконец-то, правильные выводы из прошлого. И пора бы уже за малым видеть большое...


Рецензии
Очень интересно, действительно! Как все запутано бывает...

Флоранс Найтингейл   24.06.2022 14:52     Заявить о нарушении
Верно подметили, Флоранс! Благодарю за отклик!

Олег Каминский   24.06.2022 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.