Талисман
Все знают, что Александр Сергеевич Пушкин был очень влюбчив, как и подобает настоящему поэту. Отдавая должное совершенству прочих творений природы, он, на мой взгляд, вполне обоснованно уделял особое внимание наиболее ярким воплощениям идеалов женской красоты (причём, не только внешней, но и внутренней, духовной) как высшему достижению божественного вдохновения. Именно такому вниманию все мы обязаны появлением изобилия прекрасных стихотворений, навсегда вошедших в золотой фонд русской поэзии, ведь чуть ли не каждая из прелестниц его знаменитого Донжуанского списка, включавшего 37 имён, была удостоена собственного поэтического шедевра, от которого и сейчас у многих замирает сердце.
Период своего годичного пребывания в Одессе с июля 1823 по июль 1824 Пушкин ознаменовал несколькими громкими романтическими увлечениями, самое резонансное из которых было связано с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой - супругой генерал-губернатора Новороссии.
Это была абсолютно неординарная женщина. Она была красива, богата, образована. Радушная хозяйка, интересная собеседница, верная жена, заботливая мать. Свое высокое общественное положение она рассматривала не как средство для получения удовольствий и удовлетворения личных амбиций, а как возможность сделать много полезного для жителей своего города. Обладая значительными собственными средствами, графиня Воронцова тратила огромные суммы на благотворительные цели. Благодаря этому немалое число жизненно важных проектов в интересах самых обездоленных жителей Одессы было воплощено в жизнь. Ее общественная деятельность также получила высокую правительственную оценку: уже после смерти мужа она была награждена орденом Святой Екатерины. О важной роли Елизаветы Ксаверьевны в жизни города также свидетельствует и тот факт, что похоронили ее не где-нибудь, а в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе Одессы. Но это мы забежали чуть-чуть вперёд.
По правде говоря, я весьма далёк от того, чтобы подобно многим искателям разного рода сомнительных сенсаций, испытывать энтузиазм по поводу возможности бросить тень на репутацию самой яркой звезды одесского небосклона тех лет (в сети нетрудно обнаружить самые фантастические измышления на этот счёт). В моей картине мира добродетели первой леди Новороссии никак не могут уступать ее чарующей красоте. Поэтому я безусловно отказываюсь от поддержки любых попыток приписать этой замечательной женщине поступки, достойные общественного порицания. Однако дыма без огня, как известно, не бывает и в один прекрасный момент случилось неизбежное. На пути высоких чувств нарисовались обстоятельства непреодолимой силы в виде грозной фигуры властелина Новороссии Михаила Семёновича Воронцова и несчастному поэту в конце концов не осталось ничего другого, как отбыть в село Михайловское под надзор своего отца.
После нескольких месяцев разлуки пылкость отношений двух выдающихся людей, связанных духовной близостью невыразимой красоты, стала понемногу угасать, о чем нам повествуют горькие строки:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Упомянутый в стихотворении перстень был прощальным подарком графини Воронцовой своему великому поклоннику. Александр Сергеевич очень любил его, считая своим талисманом, и редко с ним расставался. На знаменитом портрете Пушкина работы Тропинина хорошо виден этот перстень, надетый на указательный палец правой руки. Он представлял собой большое витое золотое кольцо с крупным восьмиугольным камнем — сердоликом красноватого или желтоватого цвета. На камне была вырезана надпись на караимском языке.
«Симха, сын почётного рабби Иосифа,
да будет благословенна его память».
Над надписью помещены стилизованные изображения виноградных гроздей — орнаментом, свидетельствующим об крымско-караимском происхождении драгоценности.
Уже после дуэли умирающий поэт завещал его Василию Жуковскому, своему другу и «побежденному учителю». После смерти Жуковского его сын Павел передал перстень как драгоценную реликвию писателю Ивану Тургеневу, который в свою очередь завещал, чтобы после его смерти перстень передали Льву Толстому, и просил, чтобы тот, в свою очередь, завещал его достойному продолжателю пушкинских традиций в литературе. Но наследница И. Тургенева Полина Виардо по каким-то причинам не смогла или не захотела выполнить последнюю волю своего умиравшего в муках супруга и отослала перстень в Пушкинский музей Александровского лицея, где он и хранился до весны 1917 года, когда бесценная реликвия была украдена и исчезла навсегда в беспощадном пожаре революции.
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Оба стихотворения А.С.Пушкин написал в 1825 г.
И в заключение не могу не привести свидетельство П. И. Бартенева, знавшего Воронцову лично, который писал, что она на всю жизнь сохранила тёплые воспоминания о Пушкине и до самой смерти ежедневно читала его сочинения.
Свидетельство о публикации №222060800080