Царское Село

 

                Наряду с Петергофом Царское Село является самой  известной
               и признанной в этом статусе летней царской резиденцией в России.
               Екатериниский дворец, украшенный в пышном стиле Елизаветинского
               барокко, не уступает по своей мировой славе Петергофским фонтанам.
               Абсолютное большинство гостей северной столицы мечтают увидеть
               непревзойденные по своей роскоши залы Екатериненского дворца,
               прославившиеся во всем мире. Они были созданы гением
               итальянского архитектора Франческо Барталамео Растрелли. При
               этом я хочу немедленно добавить, что признанный мастер приехал
               в Россию еще ребенком и в нашей стране он стал всем известным
               зодчим.
                А после него пришла целая плеяда умных и талантливых
               мастеров своего дела, которые внесли  изменения в оформление
               внутренних покоев дворца. Такие вторжения в единый стиль
               Екатериненского дворца стали возможными со сменой правящих
               властителей и согласно их частным вкусам и предпочтениям. Много
               лет прошло со дня основания большого дворца в Царском Селе,
               который включил в себя по замыслу Растрелли три небольшие
               здания предыдущей эпохи и создал уникальный дворцовый ансамбль.
               Новые поколения посетителей царской летней резиденции давно уже
               считают, что прекрасный дворец носит имя Екатерины Великой.

                Они часто опираются на мнение, что самая известная в России
                владычица достойна и самого красивого дворца. В действительности
                такое бытующее представление о названии дворца не соответствует
                правде. Хотя при этом, нужно признать, что Екатерина Вторая,
                известная под титулом Великая, в самом деле проводила очень
                много времени в Царском Селе и обычно возвращалась в Петербург
                в Зимний дворец только поздно осенью. В годы своего правления
                она внесла коррективы в убранство Екатерининского дворца и по
                ее приказу ряд апартаментов были перестроены в  любимом для нее
                классическом стиле придворным архитектором Чарльзом Камероном,
                приехавшим в суровую и холодную Россию из Шотландии.  Затем
                пришла пора других венценосных властителей, от которых остались
                знамения их эпох, их стилей и имена новых архитекторов.
                Сегодня
                во дворце можно увидеть и эпоху правления Александра Первого,
                и Александра Второго, в чье царствование были перестроены
                личные покои Екатерины Великой. А вот от времени Павла
                Первого остались лишь те покои, которые были ему и его супруге
                подарены матушкой Екатериной Великой и оформлены Камероном.
                Павел не любил Царское Село и не уделял ему внимания.
                Очевидно это было связано
                с его непростыми отношениями с собственной матерью.
                Он считал, что она узурпировала власть и лишила его трона.

                Не найдем мы в убранстве дворцовых залов следов пребывания
                Николая Первого, Александра Третьего и Николая Второго. Оба
                императора с именем Николай предпочитали Екатериненскому
                дворцу Александровский. При его посещении можно увидеть
                много интересного из образа жизни и архитектурных предпочтений
                названных выше правителей. Они оба проводили много времени
                в Царском Селе и это была их любимая резиденция для отдыха и
                летних развлечений. При таких обстоятельствах, Екатерининский
                дворец  оставался представительской резиденцией для приема
                высоко поставленных гостей и организации великосветских балов.

                Что же касается Александра Третьего, то он предпочитал всем
                остальным летним зонам отдыха свою любимую Гатчину. С
                этим местом было многое связано в жизни этого русского царя,
                отличающегося постоянством и цельностью характера. Теперь
                я думаю, что настала пора пройти мысленно с какой-нибудь
                туристической группой по Екатериненскому дворцу.

                Восстановленный после разрушительной Великой Отечественной
                войны, дворец каждый год представляет то, что удается вновь
                вернуть в жизнь. Утраченное культурное и материальное
                наследие восстанавливается по крупицам. Чего стоит воссоздание
                русскими мастерами знаменитой Янтарной комнаты. Она была
                открыта для посещения в полном объеме спустя долгие годы
                восстановительных работ только к 2003 году, когда праздновался
                трехсотлетний юбилей основания Петербурга. Этот шедевр мирового
                уровня был создан заново благодаря сохранившимся описаниям,
                документам, фотографиям и наконец картинам. Руководители
                многих стран, посетившие город по случаю этого празднования,
                имели тогда возможность увидеть эту достопримечательность
                при посещении Екатериненского дворца. Он является сегодня
                не только музеем, но и резиденцией президента для приема
                высоких гостей.
                Однако вернемся к экскурсионной программе, проводимой
                в наши дни по залам дворца. Есть определенный маршрут для
                общего ознакомления с музейными ценностями дворца. Кроме
                него имеются дополнительные экскурсии , включающие в себя
                вновь открытую информацию о дворце и его обитателях. Итак,
                мы входим во дворец, проходя мимо секьюрити через охранные
                системы, и оказываемся в большом вестибюле с колоннами.
                Дальше мы поднимаемся, по расположенной справа белой
                мраморной лестнице, которая впрочем состоит всего из
                нескольких ступеней. В следующем помещении находятся
                гардероб и туалеты. Чтобы попасть в парадные залы дворца
                надо вернуться назад в вестибюль с колоннами. С противоположной
                от входа стороны стоит очередь в ожидании посещения внутренних
                покоев и возможности полюбоваться на выдумки зодчих и
                мастерство реставраторов. Пройдя еще через один контроль, нужно
                получить бахилы, которые здесь обязательны для использования
                в целях сохранения великолепных дворцовых паркетных полов.

                А дальше следует роскошная дворцовая лестница, разделяющая
                Екатериненский дворец на две половины: западную и восточную.
                Лестница, выполненная из белого каррарского мрамора, появилась
                в середине 19 века при Александре Втором. Украшенная красным
                ковром, потолочной живописью и восточными фарфоровыми
                вазами и блюдами, она в самом деле достойна восхищения.
                Кстати здесь же находятся два прибора русских мастеров,
                выполненных из русского фарфора в 18 веке. Это барометр и
                часы. Механические изделия продолжают находиться в рабочем
                состоянии и сразу обращают на себя внимание. Русский
                архитектор Ипполит Антонович Монигетти работал в стиле
                эклектики. Его архитектурные творения называют также вторым
                рококо. Не только новую парадную лестницу  создал он в этом
                дворце, но также перестроил и отдельные покои при Александре
                Втором. Еще при Николае Первом талантливый архитектор
                Монигетти основал некоторые парковые строения в Царском
                Селе. Его вкус нравился публике и он был приглашен во многие
                богатые петербургские дома для создания модных в то время
                интерьеров. Мы же имеем в данный момент возможность
                поговорить о творчестве этого архитектора в Екатериненском
                дворце и полюбоваться здесь на его работы. Преодолев лестницу
                и отдав дань восхищения ее убранству, мы попадаем в небольшие
                выставочные залы. Их всего два и в одном из них представлен макет
                дворца, сделанный еще в 18 веке и выставленный под футляром
                из стекла. Здесь также можно увидеть образцы резьбы по дереву,
                которые служили основой украшения покоев Елизаветинской
                эпохи в барочном стиле. Во втором совсем маленьком помещение
                висят портреты тех русских правителей, при которых Екатериненский
                дворец подвергся наибольшим изменениям. Это Елизавета Первая
                и ее придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли,
                Екатерина Вторая и Чарльз Камерон, и наконец Александр
                Первый и Василий Петрович Стасов.

                Теперь мы останавливаемся перед открытой массивной
                дверью, которая ведет прямо в Тронный зал, в самое сердце
                знаменитой резиденции. Подождав своей очереди на право
                входа в зал, мы следуем за другими туристами в самый
                большой в Петербурге Тронный зал. Его площаддь составляет
                1 000 квадратных метров. Это самое полное воплощение таланта
                Растрелли  в убранстве внутренних покоев дворцов, которое он
                сумел представить на всеобщее обозрение в огромных размерах.
                Не только здесь, но и в Зимнем Дворце и в Большом дворце
                Петергофа можно наблюдать сверкающую позолоту растреллиевских
                интерьеров, но не в таких огромных масштабах. Тронный зал
                располагается в закрытой галерее, которой  соединены
                существующие до этого дворцы, принадлежащие еще Екатерине
                Первой. Освещенный двойными рядами окон, находящимися с
                двух сторон зала, залитый светом 600 свечей, Тронный зал
                поражает, впечатляет. Чувство великолепия усиливает
                большое количество позолоты, украшающей деревянную резьбу,
                которой покрыты стены этого грандиозного помещения. Она
                представляет собой детские и женские образы, растительные
                орнаменты, гербы России и большие морские раковины как
                символ барокко. Деревянная позолоченная резьба была выполнена
                по эскизам зодчего дворца Фраческо Барталамео Растрелли. Невольно
                в ушах начинают звучать старинные музыкальные мелодии и
                перед глазами возникают танцующие пары. Здесь очень легко себе
                представить великосветский бал, многочисленных красавиц в
                немыслимо красивых нарядах, отражающихся в зеркалах зала.
                Галантные кавалеры, князья и княгини, графы и графини, бароны
                и баронессы... А где же царский трон и место царствующей особы
                на этом балу? Дело в том, что тронное кресло в музейном
                убранстве зала отсутствует. В действительности здесь было
                два места для установки трона. Они находились в южной и
                северной сторонах зала перед закрытыми дверями центральной
                части стен. И все цари и царицы принимали участие в празднествах,
                которые проходили в этом прекрасном зале.

                Для приема важных гостей существовало в эпоху правления
               Елизаветы Петровны пять больших аванзалов, которые находились
               перед Тронным залом сразу за парадной лестницей. Они назывались
               Антикамерами и были все пронумерованы. С той поры блеска и
               позолоты прошло много времени и в связи с этим сохранились и
               были отреставрированы только три подобных помещения. Прием
               гостей в залах ожидания перед большой царской аудиенцией или балом
               проводился согласно строгой регламентации важности приглашенных.
               Наиболее значимые представители светского общества находились
               в ближайших к Тронному залу апартаментах. При Екатерине Второй
               вошел в моду другой архитектурный стиль, который опирался на
               использование в оформлении интерьеров мрамора, цветного
               стекла, тканей. Две ближайшие к лестнице Антикамеры и сама
               парадная лестница исчезли во время проведенных в ее эпоху
               преобразований во дворце. Вместо них были созданы жилые
               покои для императрицы.
                Последующая эпоха внесла свои
               коррективы и из созданных Чарльзом Камероном новых кабинетов
               остался только знаменитый Арабесковый зал. Кропотливый труд
               историков и мастеров возродил это архитектурное чудо из разрухи.
               Правда, на подходе находится также восстановление знаменитого
               Екатериненского Лионского зала, который был утрачен уже при
               Александре Втором. При нем в этой части дворца проживала
               Мария Александровна, его законная супруга и русская императрица.

                Итак, согласно утвержденному музейными правилами
                маршруту, пройдя по левой стороне Тронного зала, мы попадаем
                в первую для нас Антикамеру, которая и числится под номером
                один. Сегодня здесь стоит богато сервированный стол, имеющий
                весьма сложную конфигурацию. На нем стоят обеденные
                сервизы времен Екатерины Великой и Николая Первого. Огромный
                стол занимает практически весь большой зал и предназначен
                для значительного количества гостей. Искуственные пирамиды из
                керамики повторяют натуральные, состоящие из различного
                вида фруктов, которые ставились на праздничные столы при
                Елизавете Петровне. Кроме них на столе стоят яблоньки с
                золочеными яблоками. На самом деле такие столы организовывались
                для свадебных торжеств, когда замуж выдавались фрейлены двора.
                В самом Екатериненском дворце они не накрывались, а такие
                мероприятия проводились в Санкт-Петербурге. В данном случае,
                для того, чтобы подчеркнуть наибольшую причастность Елизаветы
                Петровны к Екатериненскому дворцу, применяется такая декорация
                зала. Она дополняется позолоченной резьбой, каминами с облицовкой
                голландским кафелем и потолочной живописью, изображающей
                Елизавету Первую богиней на Олимпе. В следующих двух Антикамерах
                сохраняется вся та же роскошь убранства с парящей красавицей
                Елизаветой на Олимпе высоко над задирающими вверх головы
                посетителями и с поражающей воображение позолоченной резьбой
                по дереву.
                Однако здесь уже появляются приметы эпохи
                Екатерины Великой. В Антикамере №2 две изразцовые печи
                заменены на два камина, а в последней из уцелевших
                Антикамер установлены как приборы обогрева только камины.
                Они становятся новой приметой обновления и развития. Пройдя
                через небольшой коридор и несколько небольших выставочных
                залов, рассказывающих о разных документальных периодах
                жизни дворца, попадаешь в апартаменты, которые когда-то
                служили жилыми покоями Екатерины Великой. Но еще раньше,
                перед входом в эти помещения, есть хорошая возможность
                выглянуть в окно, находящееся слева и увидеть творение
                Чарльза Камерона, придворного архитектора императрицы.
                Речь идет о знаменитом дворце известным под названием
                «Галерея Камерона». Когда мы покинем музей и будем стоять
                в парке, любуясь на два таких разных дворца, то несмотря на
                все великолепие барочного стиля Екатериненского дворца,
                всегда найдутся те, кто отдаст предпочтение галерее Камерона
                с ее классическим стилем. Итак, мы входим в бывшие покои
                императрицы, имя которой продолжает быть на слуху спустя
                столетия. Вначале мы видим будуар Мариии Александровны,
                скромнейшей из всех приехавших в Россию немецких принцесс.
                Убранство кабинета соответствует моде середины 19 столетия.
                Мы видим вещи в стиле модного в ту пору второго рококо.
                Этот архитектурный стиль в убранство будуара новой русской
                императрицы привнес Ипполит Монигетти, о творчестве
                которого мы уже говорили вначале нашей экскурсии по дворцу.

                А дальше следует знаменитый Лионский зал. Когда-то во
               времена Екатерины Великой его сравнивали по красоте и затрате
               материальных и художественных вложений даже с самой
               Янтарной комнатой. Зал совсем скоро откроется после реконструкции.
               Удалось заказать золотистые штофы на стены на Лионской
               мануфактуре во Франции. Чудеса иногда в нашей жизни случаются.
               Разве нельзя назвать чудом тот факт, что по-прежнему существует
               то предприятие, где когда-то в 18 веке по заказу русской царицы
               выткали шелка для ее зала в Екатериненском дворце. И еще
               большее чудо состоит в том, что подобные ткани возможны в
               производстве. Дважды прославлены мастера французского города
               Лиона в Царском Селе. Впервые это было в 18 веке при создании
               Лионского зала. Во второй раз славу живучести и творческому
               потенциалу лионскому мастеровому делу возздали современные
               реставраторы уже в 21 веке. Не только лионскими шелками знаменит
               названный зал. Он прославился также изделиями из Афганского
               Бадахшанского лазурита. Камень имеет разные оттенки и сверкает
               то ярко-синим, то фиолетовым светом, дополненным золотистым
               блеском пирита. Крапинки золотистого пирита придают особую
               прелесть этому камню. Афгано-Бадахшанский лазурит является
               богатством и достоянием страны Афганистан. Он шел на изготовление
               вставок в перстни, серьги и ожерелья. В отделке Лионского зала
               использовано две с половиной тонны натурального лазурита.
               Красота и богатство интерьера дополняется сохранившимся в
               запасниках паркетом с инкрустацией из перламутра. Следуя ходу
               движения групп по дворцу, мы сделали только что обзор двух
               апартаментов, находящихся в южной части дворца. Следующая
               дверь из Лионского зала дает нам обратное направление в северную
               часть дворца.
                Таким образом мы обойдем весь Екатериненский дворец
                по кругу. Переступив порог последующего зала, мы попадаем в
                Арабесковый зал. Он тоже относится к одним из знаменитейших
                покоев дворца. В нем как в зеркале отражается эпоха Великой
                императрицы и тот архитектурный стиль, который нашел свое
                полное выражение в творчестве ее придворного зодчего Чарльза
                Камерона. Увлечение античностью отразилось в потолочной
                живописи и оформлении стенных панно зала. Изящные арабески
                на стенах зала послужили его названию.
                Строго выдержанная позолота, камины из каррарского мрамора,
                огромный турецкий ковер, покрывающий пространство всего зала,
                стулья в стиле французского мастера Анри Жакоба дополняют
                убранство и очень много рассказывают нам о правлении
                Екатерины Великой. Ковер, например, был изготовлен во Франции
                в честь победы над Турцией. Эпоха Великой императрицы была
                связана с расширением границ Российской империи и одной из
                самых значимых страниц в этой истории было освобождение
                Крыма от Османского правления. Что же касается стульев,
                обитых голубым штофом, то здесь имеется тоже своя довольно
                занимательная эпопея. Из множества, выстроившихся в ряд
                изделий мебельного искусства, два являются подлинной работой
                придворного мастера французского короля Людовика 16,
                ставшего вместе со своей супругой королевой Марией-Антуанеттой
                жертвой революционного террора. Однако, до этих трагических
                событий Франция являлась для многих правящих династий в
                Европе образцом придворного этикета, модной одежды и
                умения меблировать и обустроить интерьеры дворцов. В эту
                счастливую для королевского семейства Бурбонов пору, Францию
                посетил с визитом наследник русского престола Павел Петрович
                с супругой Марией Федоровной. Они были приняты дружелюбно
                и уважительно. В ответ на привезенные из России подарки было
                получено много ковров, ваз и сервизов. Кроме этого на деньги,
                выданные для дальнего путешествия по Европе матушкой
                Екатериной, семейная чета сделала много покупок и заказов для
                дальнейшей комфортной жизни в России. Среди заказанной
                меблировки были и стулья, о которых шла ранее речь. Больше
                года доставлялись грузы из Европы согласно сделанным заказам.
                Сегодня подобные стулья украшают все летние царские резиденции.
                Они есть и в Екатериненском дворце, и в Павловском, и в Большом
                Петергофском. Среди них есть как подлинники, так и копии,
                выполненные талантливыми русскими мастерами. Они как нельзя
                кстати подошли к убранству главного  парадного зала, созданного
                при Екатерине Великой в этой летней резиденции.
                Арабесковый
               зал занимает площадь почти в сто сорок квадратных метров. В его
               оформлении много светлых красок, поэтому он создает чувство света
               и легкости. В нем проходили торжественные приемы и придворные               
               церемонии, здесь царица проводила вечера, играя в шахматы и
               карты. Она любила Царское Село и часто жила здесь летом и осенью.
               Покинув Арабесковый зал, мы снова погружаемся в головокружительную
               роскошь эпохи Елизаветы Петровны. Еще раз нам предстоит пройти
               по уже увиденным залам. Мы возвращаемся в Тронный зал обходя
              дворец по кругу, следуя за другими гостями дворца через распахнутые
               двери залов. Если их закрыть, то окажешься в замкнутом
               пространстве одного помещения.
                А если двери широко распахнуты,
               то перед тобой встает дворец во всей своей громадности. Пройдя
               во второй раз по трем антикамерам, предшествующим Тронному
               залу, и осмотрев их с противоположной стороны, мы снова
               попадаем в главный зал дворца. Теперь у нас есть время и
               возможность поговорить о потолочной живописи. Она также
               грандиозна как и само помещение Тронного зала. Главная тема,
               озвученная художниками еще в антикамерах, повторяется.
               Главной героиней остается прекрасная Елизавета, парящая на
               Олимпе и с улыбкой взирающая на находящуюся внизу толпу
               туристов. Белокурая красавица окружена облаками и летающими
               ангелами. Недалеко от нее находится сидящая женщина, которая
               рисует картину. Она символизирует мать Елизаветы Петровны.

                В честь Екатерины Первой, своей матери, и назвала царица
                построенный по ее приказу дворец. В углах потолочной живописи
                находится герб Российской Империи: двуглавый орел. Повсюду
                можно видеть также инициалы царицы, обозначающие Елизавета
                Первая. Эта потолочная живопись по проекту итальянского
                художника Джузеппе Валериане называется «Триумф России». Во
                время войны в зал упала неразорвавшаяся бомба. Оккупанты
                боялись заходить сюда и это спасло помещение от полного
               разорения. После войны эта бомба с большими предосторожностями
               была эвакуирована с помощью вертолета. Это был очередной
               подвиг, относящийся к восстановлению Екатериненнского дворца.
               Сегодня здесь кипит жизнь, наполненная богатым содержанием.
               Иногда в Тронном зале можно видеть музыкальные
               инструменты, которые нам подсказывают, что здесь состоится
               музыкальный вечер. Здесь же проводятся торжественные мероприятия
               по случаю ежегоднего выпуска учеников школ города Пушкина,
               в котором и находится Царское Село. И совсем редко в этом
               прекрасном зале можно увидеть накрытые столы. Сервировка
               столов в таких случаях всегда достойна восхищения.
 
                Не менее прекрасны и залы Анфилады Растрелли. Она состоит из
               комплекса помещений, соединенных между собой с двух сторон
               распахнутыми дверьми. Выход в эту Галерею из Тронного зала
               находится с левой стороны. Стоя на пороге входа в Кавалерский
               зал, видишь бесконечную сверкающую анфиладу, вызывающую
               восторг и восхищение. За Кавалерской столовой следует Белая
               Парадная столовая, далее кабинеты с Малиновыми и Зелеными
               пилястрами, Портретный зал, наконец знаменитая Янтарная
               комната, а за ней еще целый ряд залов, которые завершаются
               Предхорной. Далее идет доступ в Дворцовую церковь. Итак,
               нам предстоит еще пройти Картинный зал, Малую Белую
               столовую, Китайскую гостиную, Буфетную, Зеленую столовую,
               Официантскую, Парадную Голубую гостиную, Китайскую
               голубую гостиную и наконец мы окажемся в Предхорной.

                Этот маршрут может быть значительно сокращен согласно
                программе посещения музея. Он может закончиться на Стасовской
                лестнице. А есть еще ряд апартаментов, которые можно посетить,
                выбрав другие программы. Тогда можно увидеть Парадный
                кабинет Александра Первого и выставочные залы, посвященные
                Романовым, начиная с правления Елизаветы Петровны, при
                которой был построен Большой Царскосельский дворец, о котором
                и идет речь. Также отдельной программой идет посещение
                комнат Павла Первого и его супруги Марии Федоровны в ту
                пору, когда они были Великими князем и княгиней. Речь идет
                о Камерюнгферской, Опочивальне, Живописному кабинету и
                Скульптурному кабинету. Все залы Золотой Анфилады Растрелли
                выполнены в едином стиле Елизаветинского барокко. Пышный
                позолоченный декор вносит атмосферу праздника и
                торжественности. В случае, если все двери знаменитой галереи
                были открыты, то в Елизаветинские времена можно было пройти
                от парадной лестницы до Дворцовой церкви.  Анфиладное устройство
                внутренних покоев дворцов пришло в России в моду к середине
                18 века. Свое яркое выражение эта мода нашла в создании
                «Золотой Анфилады Растрелли».
                Не все сохранилось от ее былого
                блеска и великолепия и она существует сегодня в значитльно
                укороченном виде. Это связано с большим изменением внутренних
                интерьеров, произошедших при Екатерине Великой: исчезла
                парадная лестница, исчезли две антикамеры, был перестроен
                ряд залов, заканчивающихся Предхорной. Она вела прямо в
                церковное помещение.
                Тем не менее, и сегодня можно из Тронного
                зала попасть прямо на богослужение, пройдя до конца
                задуманную знаменитым архитектором Анфиладу. Она
                сохранилась, хотя в определенной части дворца в другом уже виде.
                Однако вернемся к тому ряду залов Золотой Анфилады
                Растрелли, которые восстановлены во всем своем великолепии.
                Каждый из них имеет свою особенность и изюминку. Вот первый
                зал по ходу нашего осмотра дворца при выходе из Тронного
                имеет стол в форме буквы «Е», инициала Елизаветы Петровны.
                напоминая нам, в чье правление было создано все это богатство.
                Позолоченые стулья и кресла, кафельные печи по углам, все это
                относит нас к ее эпохе. Что же касается сервизов на столах, то
                это прямое указание на Екатериненскую эпоху. На главном столе,
                стоящем в центре зала и имеющем сложную конфигурацию
                буквы «Е», стоит стоит сервиз, имеющий много предметов
                На столе красуется большая Орденская лента черного и оранжевого
                цветов. Она посвящена учреждению в России в 1769 году
                Ордена Святого Георгия, высшей воинской награды. Сам стол,
                стулья и кресла были выполнены мебельным мастером Иоганном
                Дункером по эскизам Растрелли. На двух маленьких столиках,
                стоящих слева и справа, размещены сервизы в честь двух других
                российских Орденов, получаемых как высшие награды со
                времен этой императрицы: Ордена Андрея Первозванного и
                Ордена Святого Владимира. Голубая лента украшает стол с
                сервизом в честь апостола Андрея Первозванного, а черная с
                красным дополняет сервиз в честь Святого Владимира. Эти
                орденские ленты не только красиво окаймляют скатерти, но они
                оформлены также в крупные нарядные банты.
                Потолочная живопись сопровождает все залы анфилады.
                Она имеет в основе античные сказания и легенды. В этом зале
                изображены на потолочной картине Бог солнца и Богиня утренней
                зари в сопровождении четырех времен года.
                Осталось объяснить название зала, которое связано с эпохой
                правления Павла Первого. Несмотря на то, что он не любил
                Екатериненский дворец, на память от него остались воспоминания
                о заседаниях членов Мальтийского Ордена в этом роскошном зале.
 
                В честь этих событий появилось название зала «Кавалерский». Кроме
                этого добавлю, что в Кавалерской столовой представлены две
                современные крупные вазы из Мейсена. Они относятся к
                дипломатическому подарку к трехсотлетию основания Санкт-
                Петербурга от Германии.
 
                В следующем помещении анфилады, которое тоже служило
                столовой и известном под названием «Белая Парадная столовая»,
                имеется также много диковинок. В первую очередь в глаза
                бросается стоящий в центре зала роскошно украшенный и
                сервированный стол. Цветочные гирлянды спускаются с овального
                стола вниз и затем снова поднимаются вверх, образуя подобие
                неправильной формы венков. На столе размещен столовый
                сервиз, который назывется «Охотничий». Он был изготовлен еще
                при жизни Елизаветы Петровны в 1760 году китайскими
                мастерами в Санкт-Петербурге на Китайской фарфоровой
                мануфактуре.  В центре стола стоит
                маленький фонтан, из которого вместо воды во время застолий
                вытекали струи вина. Стены зала украшены многочисленными
                картинами, достаточно большими по размеру, изображающими
                сцены охоты. Картины обрамлены объемными рамами в стиле
                барокко. Их вычурность и позолота дополняют общее впечатление
                от роскоши зала. Картины были выполнены обрусевшим немцем
                Иоганном Фридрихом Гроотом. Он получил русское имя Иван
                Федорович, стал академиком Императорской Академии
                художеств и при этом любимым художником-анималистом
                Елизаветы Петровны. Царица любила охоту и картины, относящиеся
                к этой теме.
                Здесь есть также несколько шкафчиков с посудой.
            В одном из них размещен фарфор Елизаветинской поры. «Собственный
            сервиз» Елизаветы Петровны имел свои особые нежнейшие краски.
            При ней была осуществлена мечта ее отца Петра Первого об
            основании в России Императорского Фарфорового Завода. Это
            случилось в 1744 году. В зале в шкафу размещены образцы
            Елизаветинского фарфора, вошедшие сегодня в большую моду
            и продающиеся в многочисленных Петербургских сувенирных
            лавках и не только. Одни из них  имеют белый цвет, который пересекают
                тонкие синие линии, образуя изящные решеточки. С левой
                стороны зала у окон на маленьких столиках размещены три
                уникальные вазы Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Они
                выполнены в технике «Буль де неж». Немецким вазам присвоили
                французское название и оно переводится на русский язык как
                «снежок». В нашем городе я видела такие вазы только в этом
                дворце. Общую впечатляющую картину оформления Белой
                Парадной столовой дополняет потолочная живопись « Триумф
                Аполлона». А впереди уже другие залы Золотой Анфилады
                Растрелли распахнули нам на встречу свои двери.
    
                Два последующих кабинета не отличаются большими размерами.
                Это залы с Малиновыми и Зелеными пилястрами. Пилястры,
                так названы полуколонны в этих кабинетах, были при царях из
                малинового и соответственно зеленого серебра. Цвет зависит
                от присутствия химических элементов, добавленных в серебро.
                После реставрации кабинетов вместо исчезнувшего цветного
                серебра пилястры покрыли цветной алюминивой фольгой.
                Пилястровые кабинеты всегда производят большое впечатление
                и остаются в памяти тех, кто их увидел. В первом Малиновом
                кабинете стоит шахматный столик с фигурами из слоновой
                кости. Эта достопримечательность китайской работы принадлежала
                раньше Петру Великому, который любил играть в шахматы.
                Потолок украшен картиной, представляющей сцену встречи
                Александра Македонского с семьей правителя Персии Дария.
                Во втором Зеленом кабинете стоит клавир с отделкой из
                позолоченной бронзы. Музыкальный инструмент западноевропейской
                работы напоминает нам, что музыка всегда сопровождала жизнь
                богатую, проходящую в роскошно и удобно обустроенных
                дворцах.
                Далее мы попадаем в Портретный зал, который соседствует
                с Янтарной комнатой. Здесь представлены портреты трех цариц:
                и Екатерины Первой, и Елизаветы Первой, и Екатерины Второй.
                Самый большой и красивый портрет принадлежит кисти немецкого
                портретиста Генриха Бухгольца, который много работал в России.
                Он создал серию портретов членов царской семьи. Портрет
                Елизаветы Петровны в его изображении оказался особенно
                удачным. Царица представлена на этом портрете в полном
                блеске своей красоты. Статная, светловолосая и зеленоглазая
                она с легкой милостивой полуулыбкой смотрит на нас с
                портрета. Ее наряд подчеркивает высокое положение изображенной
                на холсте женщины. С именем Елизаветы Петровны связано
                создание в Большом Царскосельском дворце Янтарной комнаты.

                Именно она приказала доставить янтарные панно из Петербурга
                в Царское Село. Солдаты-атлеты несли драгоценные изделия на
                вытянутых руках весь путь, поочередно меняясь. Рядом с
                портретом царицы находится дверь, которая и ведет в прославленный
                в целом мире янтарный рай. Там находится Янтарная комната,
                которую называли восьмым чудом света. Ее площадь составляет
                около ста квадратных метров, а высота потолка достигает восьми
                метров. По желанию Елизаветы Петровны ее придворный архитектор,
                занимающийся перестройкой Екатериненского дворца, создал
                особый зал для размещения мозаичных панно, появление которых
                в России имеет свою особую историю.
                Эти события отсылают нас
              в Берлин в замок под названием Шарлоттенбург. Там жила прусская
              королева София Шарлотта и для ее удовольствия король Фридрих
              Первый заказал датским и прусским мастерам создание Янтарной
              комнаты. С 1701 года начались работы  и к 1706 году была полностью
              закончена облицовка янтарем одной стены, а также велась работа
              над оформлением еще одного стенного пространства.
              Однако королева умерла и с ее смертью Фридрих Первый
              потерял интерес к замку Шарлоттенбург и  Янтарная комната
              начала обустраиваться в другом месте. К слову сказать, в Берлине
                есть район Шарлоттенбург, названный в честь расположенного
                там замка, который стал общепризнанным музеем и одной из
                значимых Берлинских достопримечательностей.
                История не утратила, а сохранила имена самых известных и
                лучших мастеров, трудившихся над воплощением планов создания
                уникального шедевра в жизнь. Это были датчанин Готтфрид
                Вольффрам и немецкие мастера Эрнст Шахт и Готтфрид Турау.
                Позже янтарные панно стали дипломатическим подарком
                русскому царю Петру Первому от Фридриха Вильгельма Первого,
                который унаследовал прусский трон после смерти родителей.
                Для обустройства Янтарной комнаты в Екатериненском дворце
                янтарных панно было недостаточно, так как залы немецких
                замков были меньше русских, а высота потолков в них уступала
                значительно тем, которые были в Екатериненском дворце. Умный
                и талантливый Франческо Растрелли нашел выход из
                положения. Он велел разрисовать верхний ярус стен под янтарь.
                Неискушенный человек даже не сможет это сразу понять. Выдает
                подделку отсутствие блеска, который присущ янтарю. Он
                использовал также в отделке Янтарной комнаты золоченую
                деревянную резьбу в большом количестве, что принадлежит всему
                декору его прославленной Золотой Анфиладе дворца. Это
                нововведение в интерьер еще больше повысило привлекательность   
                зала. По причине нехватки янтаря стены были также украшены
                зеркальными пилястрами, разделяющими янтарные панели,
                украшенные дополнениями в виде гирлянд из фруктов,
                головок богов, оружия, сцен из Библии. Самыми важными
                дополнениями являются монограммы Фридриха Первого, его
                изображения и герб Пруссии в виде одноглавого орла.
               
                Эти дополнения на янтарном поле панно повторяются многократно и
              они все выполнены также из янтаря. Янтарь бывает разного цвета
              и это его многообразие представлено в Янтарной комнате. Сегодня
              классифицируется около 400 оттенков янтаря. Наиболее известны
              желтые, оранжевые и коричневые цвета. Из красного янтаря
              сделаны массивные рамы для флорентийской мозаики, которые
              дополнили интерьеры Янтарной комнаты при Елизавете Петровне.
              Эта работа была выполнена по проекту Растрелли в России.

                Сами же флорентийские мозаики были выполнены неизвестным
              мастером в середине 18 века. Они представляли собой аллегории
              чувств и были сделаны из цветных полудрагоценных камней:
              мрамора ценных пород, лазурита, агата, сердолика, перламутра
              и дендрита. Всего насчитывалось четыре жанровые картины,
              называющиеся «Осязание и обоняние»,«Зрение», «Слух», «Вкус».
              Мозаики показывали людей на фоне живописных архитектурных
              руин в те моменты жизни, когда им нужны их органы чувств.
              На вопрос, откуда в Екатериненском дворце появилась флорентийская
              мозаика , нельзя ответить однозначно. Согласно первой версии
              эти картины были подарены русской царице Марией Терезией,
              императрицей Австрии, в качестве дипломатического подарка.
              По второму варианту Елизавета Петровна сама заказала для себя
              эти работы во Флоренции. Помещенные архитектором Растрелли
              в великолепные янтарные рамы большого размера, картины еще
              больше украсили интерьеры комнаты. Флорентийскую мозаику
              постигла та же судьба, что и всю Янтарную комнату. Она была
              вывезена с территории России отступающими войсками Вермахта.

                Мозаичная работа «Обоняние и осязание», а также комод,
               сделанный берлинскими мастерами в 1711 году, были переданы
               германским правительством в музей-заповедник «Царское Село»
               после проведения длительных переговоров с музеем города
               Бремена, где оказалась эта картина. Судьба других мозаик не
               выяснена и остается на сегодняшний день не известна.

                Это событие произошло в 2 000 году, когда шли активные работы
               по воссозданию Янтарной комнаты. В результате чего, она была
               торжественно открыта в 2 003 году и это мероприятие приурочили
               к дню празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга.

                Главы государств, посетившие наш город по этому поводу,
                получили возможность одними из первых увидеть чудо
                возрождения уникальной достопримечательности. Мастерство
                русских реставраторов было оценено по достоинству. Долгие
                годы русские мастера трудились над воссозданием утраченных
                янтарных панно. В их распоряжении имелись фотографии и
                картины, воссоздающие внешний вид интерьеров зала. Кроме
                этого были даже образцы кусочков янтаря, снятых с панно. Из-за
                перепада температур в помещении янтарь разрушался. За годы
                существования Янтарной комнаты в ней не раз велись работы
                по восстановлению пострадавшего янтаря. Перед началом войны
                шла подготовка к очередным ремонтным работам и были взяты
                образцы на исследование. Таким образом в руках русских
                мастеров оказались небольшие кусочки от утраченных панно,
                которые помогали им воссоздавать шедевр мирового значения.

                В музее была основана «Царскосельская янтарная мастерская», в
                которой с 1981 года трудились не только мастера камнерезного
                искусства, но и искусствоведы, историки, химики. Долгое время
                эти работы проводились под руководством Александра Александровича
                Журавлева, реставратора и члена Союза художников России.
                Воссоздание шедевра велось из Калининградского янтаря. Музею
                не хватало финансирования для быстрого и успешного
                завершения начатых работ. Помощь пришла из Германии. Она
                выделила три с половиной миллиона долларов и трудоемкую
                реставрацию Янтарной комнаты удалось завершить. Из всех
                находящихся в этом зале экспонатов только два являются
                подлинными. Это флорентийская картина и комод, возвращеные
                музею в 2 000 году.
                Спасибо той немецкой женщине из Бремена,
                которая отказалась унаследовать после смерти своего отца эти
                вещи, вывезенные им из музея к себе на Родину. Она передала
                их в музей города Бремена. Затем они были возвращены в Россию.

                Знатоки говорят, что сделанная русскими мастерами копия
                Янтарной комнаты  по своему исполнению даже лучше
                первоначального исчезнувшего раритета. Существенное
                отличие состоит в том, что подлинные первоначальные панно
                Янтарной комнаты были покрыты лаком. Это способствовало их
                быстрейшему разрушению. Современные янтарные панно не
                лакированы и по мнению специалистов, это продлевает жизнь
                янтаря. Один раз в неделю янтарь для лучшей сохранности
                протирается особым составом. Кроме этого, нелакированный
                камень выглядит лучше, позволяя заметить все его особенности.
                Если верить всему написанному и сказанному о судьбе подлинной
                Янтарной комнаты, то не будучи эвакуированной вместе с другими
                художественными экспонатами музея, ее панно и все что там
                находилось попали в руки оккупантов. Считается, что эти
                ценности были вывезены сначала в Кенигсберг, затем в Тюрингию,
                а позже тайно проданы в США. Следы потеряны и очевидно их уже
                никогда не восстановить. Обязательным дополнением зала является
                потолочная живопись «Женитьба Кроноса». Она как и потолочный
                декор в других помещениях Анфилады имеет античные темы в
                изображении. В царствование Елизаветы Петровны в Янтарной
                комнате организовывались дипломатические приемы, а при Екатерине
                Великой здесь существовал музей янтаря. В добавление к облицовке
                стен янтарем была организована выставка различных изделий
                из камня. К сожалению долго находиться в этом зале мы не можем,
                как впрочем и в других. Осмотр дворца проходит согласно
                строгим правилам, когда посетители следуют группа за группой
                по ограниченной части залов.
                Постоянно оглядываясь мы переходим
                в следующий зал. Здесь тоже очень интересно. Это картинная
                галерея, созданная при Елизавете Петровны. Почти все картины,
                приобретеные по ее заказу в Праге в 1745 году принадлежат кисти
                датских и фламандских художников 17 и 18 веков. Таких картин
               насчитывается в этой картинной галерее 114. Они представляют собой
                натюрморты, библейские сцены, ландшафты. А всего в зале
                находится 136 картин. Две картины выбиваются из общего ряда.
                На них изображен Петр Первый в роли полководца при ведении
                самых больших сражений Северной войны. Эти картины называются
                «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной». Они были сделаны
                по заказу самого царя французскому художнику Пьер-Дени-Мартену,
                который славился изображением батальных сцен. Он изобразил Петра
                Великого в минуты его боевой славы. Состоявшиеся битвы против
                шведов в 1708 и 1709 годах принесли русскому царю большую
                победу. Он гордился своей армией и своими полководцами, которые
                вместе с ним запечатлены на полотнах. Для русского человека эти
                две картины являются самыми важными и значимыми в этой
                Картинной галерее, так как они отражают подлинную историю
                России. Шпалерная развеска картин позволила разместить в 180
                метровом зале такое значительное собрание картин. Они все
                подлинные, так как перед войной были эвакуированы из дворца.
                Потолочная живопись «Боги на Олимпе» завершает убранство зала.
                Картинная галерея имеет дополнительное историческое значение.
                Во время ведения Семилетней войны против Пруссии, которая
                началась в 1756 году и которая охватила многие страны в Европе,
                в Картинной галерее была учреждена официальная приемная.
                В ней Елизавета Петровна обсуждала военно-политические
                вопросы ведения войны и принимала посланников. Как известно,
                Россия выступила против Пруссии на стороне Австрии и тогда
                русские солдаты побывали в завоеванном Берлине. Но русская
                царица умерла, а сменившие ее на троне Петр Третий и Екатерина
                Вторая вышли из участия в этой войне, потеряв все завоевания.

                Со смертью основательницы Большого Царскосельского дворца
               и сам дворец изменился, что мы увидим пройдя вперед еще по трем
               залам. В них по-прежнему сверкает Расстреллиевская позолота,
               но по своему духу они уже принадлежат другим эпохам. В
               Парадном зале, где стены обтянуты китайским шелком, на стенах
               развешаны портреты.
                Едва переступив порог этого зала, сразу
               же навстречу входящим экскурсантам выступает Александр
               Первый, красивый и величественный. Он благосклонно смотрит
               со своего знаменитого портрета, копии которого находятся во многих
               дворцах Санкт-Петербурга. Автором его является английский
               художник Джордж Доу, прославившийся в России созданием
               портретов героев Отечествеенной войны 1812 года. Созданные
               им образы украшают Галерею войны 1812 года, которая находится
               непосредственно перед входом в Тронный зал Зимнего дворца.
               Положительная роль Александра Первого в войне против
               Наполеона всем известна.
                Напротив его портрета находится
               изображение Екатерины Великой. Оба портрета имеют
               внушительные размеры. Императрица изображена в пору своей
               зрелости, выглядит величественно и импозантно. Австрийский
               художник Иоганн Баптист Лампи Старший создал парадный
               портрет императрицы Екатерины Великой в полный рост. Это
               было в 1790 году. Героиня изображена в образе античной богини,
               спускающейся с Олимпа. Как римскую богиню Минерву царедворцы
               превозносили Екатерину Вторую за мудрость, покровительство
               искусствам и за умение успешно вести войны. Светлое платье
               императрицы украшают орденские ленты. Чтобы подчеркнуть
               ее приверженность идеям Петра Первого на портрете также
               изображен медальон с портретом Петра. Екатерина указывает
               рукой на книги с законами, изданными при ней. В другой
               руке она держит скипетр как символ власти. Его украшает самый
               большой в России бриллиант с названием «Орлов». Копии этого
               прекрасного портрета украшают также другие дворцы в Петербурге
               и его пригородах. Неслучайно портрет Александра Первого и его
               бабушки Екатерины Второй занимают видные места в зале. Он
               был ее любимым внуком и Екатерина Великая лично занималась
               его воспитанием. Кроме этих двух больших портретов, занимающих
               почетные места в Парадном зале, есть еще два небольших. Они
               повешены тоже друг напротив друга.
                Ближе к Екатерине висит
                портрет ее убиенного во время дворцового переворота мужа
                Петра Третьего. А напротив него находится портрет его матери
                царевны Анны Петровны, дочери Петра Первого.
                За Парадным
                залом находится Буфетная комната. Раньше там стояли шкафы
                с посудой и туда же доставлялись приготовленные кушания с
                первого этажа, где была дворцовая кухня. Далее сервированные
                блюда разносились по залам Золотой Анфилады, в которой стояли
                столы для трапезы. Как при ожидании приема в Тронном зале
                общество было разделено по Антикамерам, так и за столами
                приглашенные гости сидели за разными столами. Они были
                вместе только на официальном приеме в Тронном зале. Сегодня
                в Буфетной висят картины, изображающие Екатерининский дворец
                и парк в 18 веке. В зале выставлен искусно выполненный русским
                московским мастером Прокофьевым комод. Он наглядно
                демонстрирует талант русского человека. Шкафы отсутствуют,
                как впрочем и посуда. Ничто не напоминает того факта, что
                здесь когда-то была буфетная.
                Дальше мы попадаем в маленькую
                проходную комнату. Здесь мы можем попрощаться с блеском
                Золотой Анфилады Растрелли и сказать: «Здравствуй эпоха
                классицизма!», которая нас ждет за следующей дверью. Однако
                в этой комнате стоит небольшой столик, который заслуживает того,
                чтобы о нем было сказано несколько слов. Я имею в виду стол,
                который известен под названием «бобик». Мода пришла из
                Франции. Такие столики в форме боба ставились в дамские
                будуары. Стиль рококо прекрасно подходил к технике
                маркетри, в которой часто выполнялись  наборные из
                разных пород дерева изделия. Такие столики стали называть
                выгибными. Дамам полной комплекции было очень удобно
                сидеть за столом-бобиком. Екатерина в последние годы жизни
                тоже располнела и с удовольствием пользовлась такими
                столами, например при карточной игре, когда визави сидел
                за подобным же столиком, поставив его с другой стороны стола
                императрицы в удобной для себя позиции.

                Если при Елизавете Петровне проход от ее Парадной
                лестницы до Придворной церкви был возможен при прохождении
                всей Золотой Анфилады Растрелли, то в принципе пройти
                беспрепятственно с южной части дворца в северную, где
                находится церковь по-прежнему возможно. При этом нужно
                учитывать, что Парадная лестница больше не существует,
                а часть помещений рядом с церковью были перестроены и
                отнести их к Золотой Анфиладе Растрелли просто уже не
                получится.Обо всем этом мы уже ранее говорили и вот то
                новое, чего не было при Елизавете Петровне предстает перед
                нами. Итак, наша экскурсия по дворцу вступает в фазу
                дальнейшего знакомства с творчеством придворного
                архитектора Екатерины Великой Чарльза Камерона. Он заменил
                « висячие сады» Растрелли, примыкающие к стене церкви, на
                анфиладу личных императорских покоев. Совмещение
                античной и современной архитектуры лежит в основе его
                стиля. Этой работой архитектор занимался с 1773 года по
                1780. По распоряжению Екатерины Великой создаются личные
                покои для наследника престола Павла Петровича и его
                супруги. Мы сможем сегодня увидеть только два интерьера,
                созданных приглашенным из Шотландии зодчим. На нашем
                экскурсионном пути будут залы с названиями «Зеленая
                гостиная» и «Официантская».  Зеленая гостиная имеет светлый
                тон окраски  и белый лепной орнамент. В цветовую гамму
                добавлены также светло-розовый цвет и светло-голубой,
                сопровождающий плакетки в стиле Веджвут. Скульптурное
                убранство зала выражается фигурами юношей и девушек,
                облаченных в тоги, греческими вазами и виноградными лозами.

                Скульптурный дизайн Зеленой столовой был выполнен русским
              скульптором Иваном Петровичем Мартосом. Посреди зала стоит большой
              стол, на котором размещен сервиз, который называется «Московский».
              Он также известен под названием «Собственный». От него осталось
              всего несколько предметов в ходе исторического развития
              событий, связанных с революцией и войной. Дополнительным
              украшением служит также мраморный камин и разного рода
              каминные щипцы, изготовленные из позолоченной бронзы. Строго
              говоря, стиль убранства Зеленой столовой можно отнести скорее
              к постклассическому из-за недостаточной строгости форм. Последний
              зал, который нам предстоит осмотреть прилегает непосредственно
              к Зеленой столовой. Его украшают полуколонны из светло-коричневого
                дерева, столики со стульями для карточной игры английского
                всемирнопризнанного мастера 18 века Томаса Чиппендаля. Стены
                Оффициантской имеют много картин, изображающих ландшафты
                и руины. В этом помещении находится уникальный паркет из
                большого числа древесных пород. Самое главное, что он
                подлинный, не пострадавший во время войны. Последнее
                удовольствие для посетителей дворца состоит в том, чтобы вместе
                с экскурсоводом внимательно всмотреться в круги и квадраты
                паркета и узнать из какого дерева они состоят. Розового, дуба,
                эбонита, палиссандра, красного дерева...Хотелось бы, конечно,
                увидеть и остальные покои Великокняжеской четы в Екатериненском
                дворце роскошно отделанные согласно принципам
                классического стиля Чарльзом Камероном.
                Однако наш осмотр
                дворца на этом завершается. Мы не идем прямо, следуя принципу
                расположения анфиладных дверей, а поворачиваем направо и
                выходим на лестницу через боковую дверь. Каждый зал, созданной
                Растрелли Анфилады имеет три двери: входную, для выхода в
                следующий зал и боковую. Таким образом мы оказываемся на
                Стасовской лестнице, которую раньше чаще называли Церковной
                из-за близости к Дворцовой церкви. Построенная в 1846 году
                придворным архитектором Василием Петровичем Стасовым, она
                по своему оформлению перекликается с лестницей Монигетти,
                увиденной нами вначале осмотра дворца. Она тоже выполнена
                из белого мрамора и также покрыта красным ковром. Элементы
                рококо можно увидеть в оформлении стен, на которых имеются
                разного рода лепные завитушки и висят
                большие картины. Они изображают живописные ландшафты.

                Нам предстоит спуститься по этой лестнице, пройти по длинному
                коридору первого этажа, где выставлены фотографии тех залов,
                которые еще не отреставрированы. Кроме них там находятся
                фотографии разрушений дворца во время войны и его реставрации.

                На этом наша программа по осмотру дворца завершена. Да,
                действительно, мы не увидели всего культурного богатства,
                которое имеется во дворце. Мы не посетили в полном объеме
                апартаменты, предназначенные для будущего Павла Первого и
                его супруги. Кстати, вторая его жена Мария Федоровна, после
                смерти мужа постоянно ими пользовалась.
                Мы не видели
                Дворцовой церкви, которая называется Воскресенской. В
                качестве небольшого замечания добавлю, что ярко синяя
                окраска стен богоугодного заведения не забывается и не
                стирается из памяти. А если к этому добавить еще позолоту
                Растреллиевского барокко, то впечатление получается очень
                сильным. Не видели мы и рабочего кабинета Александра
                Первого и целого ряда комнат к нему прилегающих. В них
                организованы выставки предметов, портретов и картин,
                посвященных русским правителям, начиная с Елизаветы
                Петровны и заканчивая Николаем Вторым. А есть в Екатериненском
                дворце еще Зубовский флигель, связанный с воспоминаниями
                о жившем в нем последнем фаворите Екатерины Великой.
                Все это можно увидеть при последующих посещениях Царского
                Села. Во дворце существует несколько разных маршрутов для
                его осмотра. Мы прошлись по главным залам и увидели их
                достопримечательности.
                Теперь нам предстоит традиционная
              прогулка по Екатериненскому парку. Он занимает площадь
              в 107 гектар, а название связано с построенным здесь Екатериненским
              дворцом. Основанный в 1717 году парк состоит из двух частей:
              регулярной и ландшафтной. Это разделение также связано со
              вкусами проживающих здесь в разное время людей, которые
              отразились не только во внутреннем обустройстве Екатериненского
              дворца. Два противоположных направления в разбивке парка
              соперничают между собой и в то же время прекрасно сочетаются,
              дополняя и обогащая друг друга.
                Регулярный, французский стиль
              появился еще при Петре Первом и его супруге Екатерине
              Первой. Эту часть парка принято называть Старым садом.
              Строго геометрически прочерченные аллеи, подстриженные
              купы деревьев, цветы на клумбах...
Ландшафтное устройство парка
              связано уже с эпохой Екатерины Второй. Эту часть летней резиденции
              называют также Английским парком. Тенистые аллеи свободно
              растущих деревьев были ближе ее сердцу. Скульптуры, разного
              рода памятники, пруды...
                А кроме этого в Екатериненском парке
              есть еще и другие дворцы. Самым большим из них является
              Камеронова галерея с открытой террасой на втором этаже. На
              ней сосредоточен целый ряд бюстов античных мыслитилей. Из
              русских ученых такой чести удостоился только Михаил
              Васильевич Ломоносов. Особую прелесть этого дворца эпохи
              Екатерины Великой представляет высокая лестница, ведущая
              с террасы вниз. Особенно эффектно она смотрится со стороны
              озера, когда ее можно видеть во всем объеме. Именно с той
              точки местонахождения и получаются лучшие фотографии
              Камероновой галереи. Ее серый цвет вступает в контраст с
              голубизной и позолотой Екатериненского дворца. И находясь
              на Центральной дорожке парка, откуда видны оба архитектурные
              сооружения, можно четко понять, какой стиль тебе больше
              нравится.
                Оба дворца прекрасны и достойны восхищения. Позолота
              атлантов и колонн Екатериненского дворца перекликается с
              сравнительно небольшим дворцом  под названием «Эрмитаж».
              Это слово появилось в России еще при Петре Первом. Он привез
              его из Франции, где был гостем французского короля Людовика
              Четырнадцатого. Само же слово можно перевести на русский
              язык как убежище, уединенное место. Если пойти вперед по
              Центральной аллее, проложенной по Старому саду мимо
              сооружений, которые называются Верхней и Нижней ваннами,
              то попадешь прямо на площадку, где и располагается Эрмитаж.
              Он тоже был построен для Елизаветы Петровны под руководством
              Растрелли. Голубые с белым стены, позолота и архитектурные
              дополнения подтверждают эту истину. В этом здании тоже
              проводятся экскурсии с демонстрацией подъемного стола. Мода
              пришла как всегда с Запада, где впервые в старинных замках
              появились такие диковинки. Накрытый на первом этаже стол
              поднимался с помощью особого механизма на второй этаж,
              где собирался тесный круг друзей и единомышленников. Таким
              образом никто посторонний не получал информации о тех
              людях, которые были приглашены к столу хозяина или хозяйки
              в тот или иной вечер. В век интриг и придворных заговоров,
              которыми славился 18 век, это было вполне актуально. Сделав
              свое дело, обслуживающий персонал удалялся в Эрмитажную
              кухню, скрывающуюся за деревьями. Она существует как
              архитектурное сооружение и сегодня и находится от здания
              Эрмитажа на почтительном расстоянии. Сегодня там расположен
              выход для закончивших экскурсионную программу посетителей.

                Полюбовавшись на Эрмитаж и обойдя его со всех сторон, вполне
               удобно направиться к бывшему Охотничьему замку Елизаветы
               Петровны. Это тоже творение зодчего Растрелли. В его раскраске
               соседствуют, согласно эталону принятому в ту пору, цвета голубой
               и  белый. Однако, он заметно изменился с тех пор: исчезли речные
               ракушки в его облицовке и уже нет позолоты. Расположенный на
               берегу искусственно созданного еще при Петре Первом водоеме,
               замок располагает к романтическому настроению. Несмотря на
               то, что Екатерина Вторая тоже была как Елизавета Петровна и
               Анна Иоановна любительницей охоты и прекрасной наездницей,
               она использовала Охотничий замок с другой целью. Измененный
               согласно ее вкусам он стал называться Гротом и служил для чаепития
               императрицы в полуденный час вместе со своими приближенными.
               При ней здесь появилась в полукруглом вестибюле статуя
               великого французского мыслителя-просветителя Вольтера,
               с которым она была долгие годы в переписке. Сегодня это
               скульптурное изображение знаменитого философа, имеющее
               название «Вольтер, сидящий в кресле», созданное по заказу
               Екатерины Великой французским скульптором Жан-Антуаном
               Гудоном, находится в одном из залов Государственного Эрмитажа.
               Вместо него здесь, в Гроте, стоит статуя, изображающая саму
               Екатерину Великую. Вход в Грот открыт для посетителей летней
               царской резиденции. В просторном овальном зале, который
               находится слева от вестибюля, в летний период выступает
               певческий ансамбль «Капелла». Послушать их пение в зале
               с хорошей акустикой собирается много народа. Выступления
               ансамбля длятся с 11 утра до закрытия музейного комплекса.
               Вход свободный в порядке очереди. Здесь же можно приобрести
               диски с записями ансамбля русских народных песен и других
               произведений. Выйдя из Грота, все непременно подходят к озеру,
               чтобы полюбоваться на природу и другие достопримечательности,
               расположенные на его берегах.
                К ним относятся и Адмиралтейство
               с пристанью, у которой можно увидеть не только лодки, но и гондолы
               в венецианском стиле. Прямо перед собой видим так называемый
               «Зал на острову». За ним вдали виднеется Чесменская колонна и
               Турецкая баня, как дань моде, возникшей в России с ведением
               войн и дипломатических переговоров с турецкой стороной.
               Полюбовавшись на лестницу Камероновой галереи
               с берега озера и сделав несколько снимков на память
               с этого удобного ракурса, можно пойти к самой галерее по
               липовой аллее с подстриженными кронами вдоль берега озера.

                В Старом саду можно вначале и конце лета видеть стрижку
               деревьев. Для создания аллей регулярного сада в нашем климате
               больше всего подходит липа. Это дерево лучше всего поддается
               стрижке из-за мягкости своей древесины. Дойдя до конца аллеи и
               свернув направо, мы оказываемся у подножия знаменитой лестницы,
               на которой так любят фотографироваться молодожены со своими
               гостями. При желании можно подняться по этой лестнице на
               второй этаж, где имеются закрытая и открытая террасы-галереи. Вход
               на открытую часть галереи, достаточно большой по своей длине,
               не запрещен. Там имеется возможность не только осмотреть с
               высоты окрестности, обойдя галерею по кругу, но и познакомиться
               с бюстами античных мыслителей. С одной стороны галереи-террасы
               можно пытаться рассмотреть между деревьями пейзажного
               парка знаменитый фонтан «Девушка с кувшином», а с другой
               стороны, которая отделяется от первой закрытой галереей, можно
               видеть Старый сад, два небольших пруда, зеркально повторяющие
               друг друга и за ними здание Верхней ванны.
                С ним связана одна
               история имеющая место быть при Екатерине Великой. Как известно
               при ее правлении Россия воевала с Турцией. Дружественной
               стороной в этой войне по отношению к России
               выступала Австрия. Правитель Австрии и одновременно
               правитель Священной Римской империи Иосиф
               Второй Габсбург, старший сын Марии Терезии, посетил Россию
               и по приглашению Екатерины Великой побывал в Царском Селе.
               Он прославился своим вниманием к простым людям, их
               житейским невзгодам и тем, что отменил в своей стране
               крепостное право. По России он путешествовал инкогнито и
               его пребывание в Царском Селе также не афишировалось. Он
               отказался от проживания в Екатериненском дворце и для него
               заблаговременно перестроили Верхнюю ванну под жилой
               дворец. Современная экспозиция этого небольшого дворца
               предоставляет сведения о таком знаменательном событии.

                Посмотрев на здание Верхней ванны, гладь зеркальных прудов,
                можно затем обратить свой взор на Фрейлинский садик,
                разбитый у стен Камероновой галереи. В обязанность живущих
                во дворце Камероновой галереи фрейлин входил уход за
                цветами. Они подрезали аккуратно веточки цветников под умелым
                руководством садовников. В этом цветнике было много роз,
                которые были любимыми цветами Екатерины Великой. Они
                и сегодня здесь цветут и украшают садик наряду с другими
                многочисленными цветами, за которыми осуществляется
                тщательный уход.
                Налюбовавшись красотой ландшафта, мы
                идем вперед в сторону Агатовых комнат, составляющих
                единое целое с холодными банями, которые расположены
                на первом этаже двухэтажного здания. Это сооружение,
                созданное также Чарльзом Камероном, составляет с Камероновой
                галереей единое целое. Желтый цвет его стен контрастирует
                с красными нишами, укрывающими статуи. Что же касается
                комплекса бань в этом здании, то они там были не только холодные,
                но и горячие. При посещении этого музейного объекта больше
                всего внимание привлекает большая ванная, стоящая посредине
                зала.
                По преданию Екатерина Великая, которая хотела как можно
                дольше оставаться молодой и привлекательной, принимала в
                ней водные процедуры с лепестками роз. На втором этаже была
                зона отдыха, состоящая из ряда комнат, отделанных агатом и
                другими полудрагоценными уральскими камнями. Здесь же
                была и ее библиотека. Как известно, царица много читала, состояла
                в деловой и личной переписке со многими лицами. Она могла
                свободно перейти из своих апартаментов в Екатериненском
                дворце в Агатовые комнаты по соединяющим их переходу.
                На каменной площадке между дворцами был разбит Висячий
                сад, который существует и сегодня. Кстати, в Агатовых
                комнатах во время войны размещался офицерских клуб
                оккупантов. По пандусу мы спускаемся вниз
                с высоты второго этажа в Пейзажный парк с другой стороны
                Камероновой галереи. Когда-то по нему катали инвалидное
                кресло, в котором сидела больная царица. Это кресло со всеми
                дополнительными пояснениями можно увидеть на одной из
                выставок в Царском Селе. Если повернуть направо, то
                обязательно попадешь в необычайно красиво устроенный
                сад-цветник с фонтаном и скульптурами.
                Он находится перед
                Зубовским корпусом. Основная экспозиция этого музея
                повествует сегодня в значительно меньшей степени о роли в
                истории России фаворита Екатерины Веоикой Платона
                Зубова, а в большей степени о жизни в этом крыле дворца
                русского императора Александра Второго. Он стал царем-
                освободителем, отменившим крепостное право в России.
                Многое из подготовленных и частично проведенных им реформ
                рассказывают исторические документы, представленные
                в музейных экспозициях. Далее наш маршрут пролегает по
                живописным уголкам парка до самого выхода из него, который
                расположен недалеко от входа в Александровский парк.
 
                С левой стороны за высокой чугунной оградой с позолоченными
            красивыми воротами, украшенными двуглавыми орлами, которые
            представляют герб России, можно видеть Парадный двор
            Екатериненского дворца. Хочется отметить, что с этой стороны
            дворец выглядит несколько по другому. Здесь четко вырисовываются
            три небольшие здания, соединенные между собой крытыми
            галереями и дополненные боковыми флигелями, один из которых
            прилегает к Дворцовой церкви. Она сверкает своими золотыми куполами,
            придавая еще больше блеска царской летней резиденции. С правой
            стороны лежит решетка Александровского парка. В нем тоже
            есть много интересного.
                Во-первых там находится Александровский
            дворец. Он тоже большой, красивый и имеет богатую историю и
            интересное внутреннее убранство. И парк, и дворец носят имя
            первого владельца дворца Александра Первого.
                Этот дворец стал
            последним пристанищем свергнутого с престола Николая Второго
            и его семьи. Из него были они отправлены в Сибирь, где были
            тайно расстреляны. Еще существует крыльцо с задней стороны
            дворца, на котором царская семья ожидала своей высылки. В годы
            войны в Александровском дворце был немецкий госпиталь, а
            перед ним образовалось кладбище. Оно долгое время сохранялось
            на этом месте до создания на нашей территории официальных
            мест захоронений солдат Вермахта.
                А в Александровском парке
            кроме нескольких небольших дворцов, появилось в последнее
            время место, активно посещаемое паломниками. Оно находится
            на далекой парковой окраине, где была часовня с тайным
            захоронением знаменитого Григория Распутина. Он был другом
            царской семьи, лечил больного царевича и делал пророчества.
            Ненависть общества за тяжелую жизнь, за войну, которая велась
            в стране, выливалась и на голову этого старца. На месте уничтоженной
            часовни стоит поклонный крест, растут цветы и сегодня туда
            протоптана народная тропа. Пройдя дальше мимо хозяйственных
            дворцовых построек, попадаешь на площадь, с которой видна
            дорога, ведущая на Павловск, следующей царской летней резиденции.

                Она находится всего в пяти километрах от Царского Села. Но
            прежде всего любуешься золотыми куполами и голубизной стен
            Воскресенской церкви. Она соединяется не только с Екатериненским
            дворцом, но и с Царскосельским лицеем, в котором учился наш
            гениальный поэт Александр Сергеевич Пушкин. В Царском Селе
            многое связано с  русским поэтом, но в первую очередь,
            это лицей, основанный еще Александром Первым.
                В нем находится
                известный во всем мире музей, посвященный юным годам
                лицеиста Александра Пушкина. Если мы свернем налево,
                то скоро окажемся у Лицейского садика, где установлен
                памятник поэту. Он появился в 1900 году и изображает
                Пушкина-лицеиста, задумчиво сидящего на скамье. И сразу
                возникает мысль, что он сочиняет какое-нибудь поэтическое
                произведение. Как известно, Пушкин прославился своим
                стихотворным творчеством именно в Царском Селе, будучи
                лицеистом. Памятник относится к наиболее известным. Он
                был создан скульптором Робертом Романовичем Бахом по
                просьбе лицеистов и заказу Николая Второго. Следуя далее
                по улице, мы увидим скоро дом Китаевой.
                В действительности
                подлинного домостроения не сохранилось. Копия была создана
                в память о том моменте, что здесь проживал однажды летом
                после женитьбы Александр Сергеевич Пушкин. Предметы,
                принадлежащие ему и его супруге Наталье Николаевне
                частично сохранились и выставлены в этом музее, известном
                под названием «Дом Китаевой». В ту пору он был счастлив,
                весел и работалось ему легко. Он создал в тот летний сезон
                свою знаменитую сказку «Царь Султан». Совсем недалеко от
                этого дома находятся Египетские ворота, которые символизируют
                собой выезд из Царского Села. А дальше идет город Пушкин
                со своими многоэтажками и современной жизнью. Не доезжая
                этих ворот, можно свернуть налево и проехать немного в сторону
                Федоровской церкви.
                До нее мы дойдем пешком и полюбуемся
                ее белоснежными стенами и золотыми куполами. Построенная
                в неорусском стиле, она напоминает нам старинные православные
                храмы Пскова и Новгорода. Постройка нового храма в честь
                Иконы Федоровской Божией Матери в 1912 году было приурочена
                к празднованию трехсотлетия правления династии Романовых.
                Четырехсотлетний юбилей Романовы отмечали уже на чужбине
                в изгнании. Событие связано с благословением на царствование
                Михаила Романова в 1613 году как раз Федоровской иконой.
                Понятно, почему она была так чтима в семье Романовых. По
                желанию русского императора Николая Второго архитектор
                Владимир Александрович Покровский воздвиг храм. В соборе
                находится список чудотворной Федоровской иконы Божией
                матери. Если Вам эта тема интересна, то Вы можете за
                храмом найти бюст Николая Второго. Он находится рядом
                с растущими здесь дубами, посаженными лично царем. Рядом
                с бюстом есть бронзовая табличка с краткой историей установки
                этой памятной доски. Из нее узнаешь, что последний русский
                царь Николай Второй прожил всего пятьдесят лет. Наше пребывание
                в Царском Селе заканчивается посещением Федоровского собора,
                с которым тесно связана судьба последнего русского самодержца.
                С 1933 года по 1991 храм был закрыт по причине борьбы с
                религией. В наши дни собор отреставрирован и является
                действующим. Одновременно с возрождением храма изменилось
                и отношение к Николаю Второму, и всей его многострадальной
                семье. А эти события в свою очередь связаны с переменой
                политических мировозрений в масштабах всей страны.
                Мы понимаем, что можно увидеть и услышать еще так много
                занимательного.  Так много интересных тем не было затронуто
                и так много достопримечательных мест не было еще нами
                изучено! Утешить себя можно тем, что мы можем приехать сюда
                еще раз и эти удовольствия  оставить на следующую поездку..
               



 
               

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               


               
               





               
               








               


Рецензии