Дж. К. Олифант. Бог суверенен в избрании

БОГ СУВЕРЕНЕН В ИЗБРАНИИ
Дж.Х.Олифант

1

Священные Писания учат, что спасение дается по благодати, и этот вопрос представлен таким образом, чтобы возвысить и усилить идею благодати «к похвале славы благодати Его» (Еф.1.6). Павел не удовлетворился использованием одного только слова «благодать», но добавил к нему другие слова, чтобы усилить наше представление о нем. Наше спасение чтит и прославляет Его благодать. Чтобы иметь высокие представления о благодати, мы не должны считать человека «слишком» грешным; наше мнение о благодати согласуется с нашим взглядом на грех.
«Тот, кому больше всего прощено, будет больше всех любить». То же самое и в словах: «Бог, богатый милостью (Еф. 2, 4), по Своей великой любви, которою возлюбил нас, даже когда мы были мертвы во грехе». «Богатый милостью» указывает на большую греховность, как и слова «мертвые во грехе», и мы не можем считать милость Божью великой в нашем спасении, если не признаем также великой нашу греховность.
«Чтобы в грядущих веках явить преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». Мы живем «в грядущих веках», и нам очевидны «преизбыточное богатство благодати Его»; и во все века, до скончания века, люди будут восхищаться безмерным богатством Его благодати, и я думаю, что в вечности каждый из нас будет стоять как явление безмерного богатства Его благодати. Будем помнить, что фраза «безмерное богатство благодати Его» означает нашу безмерную греховность; и чем выше, и шире, и глубже будут наши представления о Его благодати, тем больше будут расширяться и наши взгляды на греховность человека, и мы поймем причину вопля: «Боже, будь милостив ко мне грешному!» «Бедный я человек!».
Спасение - это не наш долг перед Богом; и, даруя его нам, Он не платит долг, который Он нам должен. «Это не от дел»; «Не по делам праведности, которые мы сотворили, но по Своей милости, Он спас нас». Он может полностью отказаться от этого и оставить всех погибать в своих грехах. «Мне позволено делать со своими, что хочу» (Мтф.20 15. Если бы Господь задолжал человеку спасение, дело обстояло бы иначе; но у нас нет претензий к Господу по какой-либо причине. Если бы можно было найти какую-либо причину, по которой мы должны быть спасены, либо из-за нашего послушания, либо из-за нашего происхождения, либо по какой-либо другой причине, тогда «безмерное богатство Его благодати» исчезло бы. Он может оставить нас погибать в наших грехах, но оставаться справедливым и добрым.
Если спасение полностью по благодати, тогда Бог полностью суверенен в даровании его людям. «Помилую» кого? «Кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею», - это язык того, кто понимает всю ситуацию и имеет с ней дело. Если бы у человека были претензии к Богу, такие выражения не использовались бы. Но он стоит на месте преступника, который лишился всех прав. «Не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
В человеческих правительствах тот, кто виновен в измене, полностью зависит от милости правительства. Правительство не обязано давать ему «шанс»; возможно, ни одно правительство на земле не обязано давать своим преступникам шанс на побег. Такое заявление в пользу грешника затмило бы сияние благодати Божией в спасении. «Не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
Нет оснований для деления греха на «смертный» и «простительный». «Все те, кто стоит на делах закона, находятся под его проклятием; ибо написано: проклят всякий, кто не будет постоянно исполнять все, что написано в книге закона». «Кто соблюдает весь закон, но согрешает в чем-то одном, тот виновен во всем». В Божьем провидении мы находим, что всем в любой момент грозит смерть, и это часть наказания. «Если месть захватит мое дыхание, я должен буду приговорить тебя к смерти». И если теперь часть наказания подлежит уплате, то причитается все, и ничто не удерживает грешника от гибели, кроме милости Божией. Бог суверенен на всех этапах той благодати, которая «приносит спасение». «Перед именем Иисуса должно преклониться всякое колено того, что на небесах, и того, что на земле, и того, что под землей, и исповедует всякий язык».
Читатель, я надеюсь, может вспомнить время, когда он узнал, что его осуждение было справедливым. Господь хочет, чтобы мы полюбили учение о благодати и увидели, что только благодать спасет нас, а мы можем увидеть это, только увидев нашу глубокую греховность.

2

Квакеры считали, что Христос умер за все человечество и что Дух дан всем людям достаточным для их спасения, если они используют его, и достаточным, чтобы оправдать Бога в их осуждении, если они отвергнут его (История Церкви Хасселла, с. 519). Уэсли придерживался того же мнения - что всем людям дана достаточная мера Духа, “чтобы оправдать Бога в их осуждении”. Этой позиции придерживаются многие. Это предполагает, что искупление и действие Духа так же необходимы для осуждения нечестивых, как и для спасения грешников. Если это так, то это доказывает, что мы не осуждены справедливо, пока Христос не искупил нас и пока Дух не пребудет с нами. Быть свободным от справедливого осуждения - это хорошее состояние, и оно означает не нуждаться в Спасителе.
Насколько я понимаю, весь план спасения рассматривает человечество как «уже осужденное», и это справедливо. «Он отдал Себя за наши грехи, чтобы избавить нас от нынешнего злого мира». «Как и Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за нее... чтобы Он мог представить ее Себе... не имеющей пятна» и т. д. Смерть Христа была необходима для спасения грешников, но не для справедливого осуждения их. В спасении грешников Бог являет богатство Своей милости и благодати; но милость и благодать не нужны для осуждения грешников.
Если спасение грешников совершается по благодати, оно должно быть суверенным, или Бог должен быть суверенным в нем. Он был бы справедлив, если бы все под законом погибли навеки; и Он может поступать в этом вопросе, как сочтет нужным. Мы не сможем понять «богатство Его благодати», пока не увидим грех в его истинном свете.
Работа Духа в нас не является уплатой нам долга и не предназначена для того, чтобы очистить Бога от нашего осуждения. «Я уверен, что начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». «Всякий, кто слышал или узнал об Отце, приходит ко Ине». Если для осуждения грешников необходимо действие Духа, тогда некоторые не «придут ко Мне», и те, кто слышит или узнает об Отце, но останутся во грехе, будут справедливо осуждены при благодатной работе Духа.
Если бы закон нашей страны требовал, чтобы двери тюрьмы оставались открытыми, и чтобы заключенный имел возможность сбежать, прежде чем его можно будет справедливо повесить, и чтобы, наконец, его следовало повесить за то, что он не вышел из тюрьмы, когда у него была возможность сделать так, это будет иллюстрировать вопрос. Каковы права преступника? Какие права есть у грешника выше или помимо преступника в наших судах? Конечно, наше отношение к Богу должно быть отношением не претендента, а преступника: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». «Если хочешь, можешь исцелить меня», были слова прокаженного.
Действие Духа заключается не в том, чтобы заплатить долг, а в том, чтобы «обличить [убедить] мир в грехе». Работа Духа состоит в том, чтобы убедить людей в грехе и в их справедливом осуждении и таким образом подготовить их к принятию с благодарностью прощения их грехов, подготовить их полюбить учение о благодати.
Мало того, что Дух показывает людям их грехи - как женщина, которая сказала: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала», и братья Иосифа вспомнили о своем жестоком обращении с Иосифом, когда они стояли перед ним в Египте - но Дух также открывает нам греховность нашей природы. «Боже, будь милостив ко мне грешному». Этот человек ударил себя в грудь, так как у него было тошнотворное представление о греховности своей природы, что он был «по природе чадом гнева». Трудно сказать, что нас огорчает больше всего: наши настоящие грехи или наша сильная склонность ко греху. Но под действием Духа мы видим и наши грехи, и греховность природы, и это открывает милость Божию в нашем спасении. Мы не задаемся вопросом, как Бог может быть справедлив в нашем осуждении, но как может справедливый и святой Бог спасти такого гнусного и грешного негодяя, как я?
Уроки, преподанные Духом, составляют сумму христианского опыта; и те, кто находится под обличением, могут терпимо относиться к смиряющему учению о верховной власти Бога в спасении грешников. “Я буду милостив к тому, к кому Я буду милостив, и Я буду сострадать тому, к кому буду сострадать". Эти слова учат, что Бог действует суверенно в этом вопросе. Никто не может направлять или контролировать милость Божью или в какой-либо степени определять направление милости Божьей. Если бы это было предоставлено контролю людей, тогда такие злые негодяи, как Савл из Тарса, или разбойник рядом с Христом на кресте, или женщина у колодца в Самарии, остались бы в стороне, и многие бедные грешники, которые чувствовали себя справедливо осужденными, были бы рады, что Бог всевластен в спасении. “Там, где грех был в изобилии, благодать была в еще большем изобилии”; и милость Божья возвышается над горой наших грехов. Приятно сознавать, что там, где изобилует грех, благодати гораздо больше. Тот, кому прощено больше всего, будет любить больше всех. Больше любви к Богу, больше благодарности исходит из сердца того, кто осознает справедливость Бога в его осуждении.
Спаситель сказал: «Много вдов было в Израиле во дни Илии; но ни к кому из них не посылался Илия, кроме как в Сарепту, город Сидонский, к женщине, вдове. И много прокаженных было в Израиле; и никто из них не очистился, кроме Неемана Сирина» (Луки, 4). 25-27. Это сильное заявление о суверенитете Бога; и люди в синагоге исполнились гнева, когда Он говорил эти слова, и они искали убить Его. Гордое сердце не может вынести суверенитета Бога в спасении; но тот, кто смирился перед Богом, может доверить свое вечное состояние суверенному Богу.

3

Богатство милости Божией в нашем спасении будет более заметным, если мы подумаем, от чего мы спасены. Павел учил так, чтобы подчеркнуть учение о милосердии и благодати. Если мы преуменьшим гибель нечестивых и установим, что окончательное наказание нераскаявшихся является лишь временным или даже кратковременным, мы сделаем из этого, что наше спасение соответственно мало. Если нет ада, то мы не спасены от ада, а если нет вечной кары за грех, то мы не спасены от вечной кары.
Изначально баптисты всегда считали, что существует ад и вечное наказание за грех. «Пойдут сии в муку вечную, и праведники в жизнь вечную». Здесь продолжительность «наказания» такая же, как продолжительность «жизни вечной». Считать, что такое наказание будет слишком долгим или слишком суровым, значит преуменьшать грех; и пропорционально как. мы преуменьшаем грех, мы преуменьшаем милость и благодать Божию в нашем спасении от греха. Если бы мы заботились о учении о благодати, мы не должны были бы извиняться за истину о грехе; ибо таким образом мы разрушаем идею милосердия и делаем спасение от греха долгом.
Католики говорят о своем чистилище для одних и «лимбе» для других. Одна ветвь универсалистов говорит об искуплении из ада - периоде, когда они достаточно пострадают, чтобы искупить свои грехи. Таким образом те и другие делают наше спасение мелочью; ибо, если мы во времени или в мире грядущем будем страдать за наши собственные грехи, это почти не стоит или совсем не оставляет труда Христа в нашем спасении. Грех против Бога не может быть маленьким, если Бог не будет маленьким. Если бы грех измерялся величием Бога, какое наказание он заслуживал бы? Если грех, вменяемый Христу, повлек за собой самую жестокую из возможных смертей, то чего мы можем ожидать для окончательно нераскаявшегося?
Когда Иисус понес наши грехи, Он был распят; земля содрогнулась, и само солнце померкло. То, что Он перенес, мы бы пережили, если бы Он не умер за нас. «Тот, кто не пощадил Сына Своего», пощадит ли других, если отказался пощадить Сына Своего? Закон Божий был удовлетворен смертью Христа; бесконечное превосходство и ценность Христа придавали Его жертве ценность, которая искупала грехи Его народа. Он заплатил весь наш долг; но окончательно нераскаявшиеся не имеют такого совершенства личности, как Он. Как долго будут страдать окончательно нераскаявшиеся, если они полностью расплатятся со своим греховным долгом? Когда их страдания удовлетворили бы закон и его крайние требования? Или мы должны ожидать смягчения закона или приостановления его справедливости? Легче исчезнуть небу и земле, чем одной йоте или черте закона не исполниться.
Не будем забывать, от чего мы спасены. Мы спасены от любви ко греху, от господства греха и от проклятия за грех, и это должно быть спасением от ада и вечного наказания. И для чего мы спасены? «Я считаю, что нынешние страдания недостойны того, чтобы сравниться со славой, которая откроется в нас». Когда мы подумаем, какими падшими грешниками мы были, ненавидящими и презирающими друг друга, какими были наши сердца и наши жизни, и что мы справедливо заслужили от руки справедливого и святого Бога, и каким богатством Его благодати должно было сострадать и спасти нас смертью Своего Сына, тогда у нас будет некоторое представление о богатстве Его благодати и милосердия в нашем спасении. И когда мы пересматриваем все драгоценные слова, которые говорят нам, что такое рай - его блаженство и бесконечные наслаждения, мы немного поймем милость Божью в нашем искуплении и спасении.
Старые баптисты никогда не откажутся от своих старых взглядов, изложенных и переформулированных по прошествии столетий. Они верят, что Христос спасает свой народ от ада и вечного наказания. Они верят, что Божья милость и благодать проявлялись и проявляются в высшей степени в нашем спасении; и они по-прежнему будут верить, что нечестивые «обратятся в ад со всеми народами, забывающими Бога»; и когда люди извиняются за грех, утверждая, что вечное наказание слишком сурово, они все равно будут спрашивать о «старых путях».

Замечание Сильвестра Хасселла

Пусть ни одно периодическое издание, поддерживающее уничтожение нечестивых, не находится под покровительством какого-либо первобытного баптиста; и пусть ни один мнимый проповедник, защищающий эту сатанинскую ересь, не будет допущен к проповеди ни в одной из наших церквей (Мф., 25 41; Откр., 14, 9–11; 20, 10; 21, 8). Как хорошо сказал брат Олифант, такая ересь мало или совсем ничего не делает из греха, мало или совсем ничего из Святейшего Бога, Который совершенно ненавидит грех, и мало или ничего из бесконечного искупления Христа за наши грехи. Признание одной ереси имеет тенденцию вызывать язву (или гангрену, или смерть) во всем корпусе здравого учения (2 Тим. 2, 17). С. Хассел

4

Да будет воля Твоя на земле, как на небе". Во многих местах нас учат подчиняться воле Бога. Мы никогда не наслаждаемся религией Христа больше, чем тогда, когда мы полностью покорны воле Бога. У Господа есть воля относительно спасения грешников, и Он имел волю относительно этого прежде времени. Воля Бога определяет, кто будет спасен, или воля человека определяет это. Это не от воли плоти и не от воли человека, но от Бога». Мы не оставлены в неуверенности в этом вопросе. Вполне уместно, что Его дело должно быть полностью от Него по нескольким причинам.
Это Господь умер смертью креста, чтобы спасти грешников. Он пролил Свою драгоценную кровь, чтобы спасти грешников, и вот одна из причин, почему это дело должно решаться Им. Другая причина в том, что небо принадлежит Ему, все оно Его, каждая обитель там там принадлежит Ему; и мы допускаем, что люди могут делать со своим достоянием, что им заблагорассудится; и если люди могут, то тем более Господь! Его мудрость и сила подходят Ему для решения этого вопроса больше, чем любому другому существу. Если бы кто-нибудь из миллионов земных жителей имел какие-либо претензии или мог бы указать причину, по которой они должны быть включены в Его наследие, дело обстояло бы иначе, но если ни у кого нет таких претензий, то, по-видимому, он может поступать со Своим наследием, как хочет, и, таким образом, отдавать это достояние кому Он хочет.
Он говорит: «Кого помиловать, помилую». Нам не позволено указывать на кого-либо как на слишком плохого, слишком мерзкого для Его милосердия. Мы читаем о некоторых из худших, которым оно дано. «Тот, кому больше всего прощено, будет больше всех любить». Вот один из результатов спасения главного из грешников; они «будут сильно любить». «Я пришел призвать не праведников, а грешников. Те, кто чувствуют себя бедными, гнусными грешниками, ничего не потеряют от того, что все это дело будет предоставлено Господу".
Кто может сказать, что больше было бы спасено, если бы это было оставлено на волю человека? Или кто может с уверенностью сказать, что вообще кто-нибудь был бы спасен, если бы все было предоставлено воле людей? Если грешник должен решить, будет ли он спасен, он должен сделать это, пока он грешник - пока он «мертв во грехе», и кто может сказать, что такой грешник когда-либо сделает такой выбор?
И если бы грешники, мертвые во грехах, никогда не сделали бы такого выбора, и все же весь план спасения был бы оставлен на их усмотрение, какой бы великой неудачей все это было! Если замысел Бога - это Его собственная слава в спасении грешников, была бы Его слава более надежной, если бы все было оставлено в зависимости от человека? Каждый из нас что-то знает о своей склонности сбиваться с пути - забывать Бога и все свои обязанности перед Ним. Разве лучше для нас, чтобы все были предоставлены самим себе?
«Что было в тебе такого, что могло бы заслужить уважение или доставить удовольствие Творцу? Так оно и было, Отец, Ты всегда должен сказать, Потому что это было хорошо в Твоих глазах". Нам уместно сказать по этому поводу: «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе». Если бы воля Божья была на спасение всего человечества, мы бы не придирались; но если целью Бога является Его собственная слава, кто может с уверенностью сказать, что таким образом эта цель будет лучше достигнута?
Справедливость Божья так же важна, как и Его милость. Если бы все были оставлены под законом и под его проклятием, тогда была бы обеспечена справедливость Божья, но не Его милость; поэтому, если бы все были искуплены и спасены, была бы видна Его милость, но не Его справедливость.
Будет ясно, что Бог серьезно относится к спасению Своего народа, если мы подумаем обо всем, что Он сделал для его обеспечения. «Он не пощадил Сына Своего»; «Как же с Ним не даст нам всего даром?» Кто может ответить на этот вопрос? Бог, конечно, подумал об этом и обо всем необходимом для осуществления этого задолго до времени. Он «приготовил» место для нас. Большой свадебный ужин готов. Одеяния, особняки - все приготовлено для искупленных. Но если все зависит от их выбора Бога, посмотрите, какой большой неудачей это было бы!
В свободных правительствах, подобных нашему, мы обнаруживаем, что избранные ниже избирателей. Народ - это выборщики, а избранные занимают место слуг. Итак, в данном вопросе; Бога никогда не называют «избранным», но Его часто представляют как избирающего, а нас часто представляют как «избранных» или «избранных». Чтобы все зависело от того, что грешник выбрал Бога, нужно вложить этот порядок и сделать грешника суверенным, а Бога зависимым. Но Господь Владыка вселенной. Он держит ключи в Своих руках и все делает как считает нужным.

5

Суверен - это тот, кто обладает высшей властью, у кого нет соперника, и в этом смысле Бог является суверенным. Нет никого выше него, перед кем Он должен отчитываться, никого, кто мог бы помешать тому, что Он делает. В природе вещей может быть только один настоящий суверен. Не может быть двух или более существ с бесконечной силой. “Вся власть, как на небесах, так и на земле, находится в его руках”. Во вселенной может быть только одно Существо, которое может поступать так, как хочет во всем. “Все народы пред Ним - ничто, и они считаются для него меньше, чем ничто и суета”. “Кому же тогда вы уподобите Бога?” “Вот, народы подобны капле в ведре и считаются мелкой пылью на весах”. Его нельзя победить, обескуражить или удивить. Грех не существует вопреки Ему. Это не мешает Его целям. Он позволил греху войти не потому, что должен был это сделать. Он охотно позволил этому случиться. Суверенитет - не единственное качество, которым Он обладает. Он справедлив, свят и мудр. Он не тиран, не жесток и не неоправданно суров. “В Нем нет никакой тьмы”; грех не от Него как причины. Он не использует Свою силу, чтобы сделать свои создания греховными; грех прослеживается в человеке. “Из-за непослушания одного человека грех вошел в мир.
Со стороны Бога нет ничего несправедливого в том, чтобы создать мир, в котором возможен грех, и нет ничего жестокого или недоброго в том, чтобы сделать это. Что-то внутри нас учит, что вина за это лежит на нас самих. Нам не нужно, чтобы кто-то говорил нам, что грех принадлежит нам. Когда Павел сказал: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» - он не имел в виду, что Бог сделал некоторых людей грешными или более грешными, чем другие. Он говорил о человеке, как о греховном в целом, как о глине из одной массы. Даже святые в Ефесе когда-то были чадами гнева, как и прочие - они все тот же кусок глины; и как горшечник может делать с глиной, что хочет, так и Бог может делать с грешным человеком, что хочет. «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет».
Здесь ясно говорится о суверенности Бога в спасении грешников. Бог суверенен в том смысле, что Он может и будет делать все, что Ему угодно. Человек в его падшем состоянии не имеет на него права. Бог может делать с людьми все, что Он захочет. Если бы у нас могли быть какие-то претензии к Нему, мир был бы другим. Когда мы настаиваем на том, что Его благодать различительна, то есть что она даруется одним и удерживается от других, здесь мы находим наибольшее противодействие. Если Божья милость применяется к достойным и заслуживающим и удерживается от худших и самых низменных, это разрушило бы идею различающей благодати. Это ниспровергло бы суверенитет Бога в спасении и побудило бы нас верить, что мы лучше, чем заблудшие, либо по природе, либо по практике, а это не согласуется с повседневным опытом Божьего народа.

6

Давайте рассмотрим, каково состояние человека или каким было бы его состояние, если бы не было Спасителя. Если он не будет справедливо осужден независимо от евангельского обеспечения, то ему не нужно Евангелие. Если он осужден несправедливо, ему не нужна система благодати, а если он находится в состоянии справедливого осуждения, он не заслуживает ее.
Популярно мнение, что грешник не может быть осужден по справедливости, если ему не будет дан шанс на спасение. Многие придерживаются этой точки зрения, не задумываясь, о чем идет речь. Это значит, что грешник не подлежит справедливому осуждению, а если так, то он находится в хорошем состоянии - быть свободным от осуждения - это безопасное и почетное состояние. Но если допустить, что грешник находится в состоянии справедливого осуждения, тогда он не имеет права на шанс, и, таким образом, евангельская система не предназначена для того, чтобы «очищать Бога осуждением человека». Все Евангелие рассматривает человека как преступника, полностью отданного на милость Божию, с которым можно распоряжаться по своему усмотрению. Утверждается, что эта точка зрения отбивает у людей охоту к серьезным мыслям и усилиям. Что толку в заботах, если все это - милость Божия, и особенно если Божьи цели неизменны в этом вопросе?
Лучшие люди верят, что Бог определенно предузнал наше последнее состояние, и если Он знает, то должно быть правдой, что это состояние и конец обязательно будут такими, какими Он их предвидит; однако все это не побуждает людей отказаться от всякой преданности. Лучшие люди верят, что время нашей смерти известно Богу и, следовательно, определено; тем не менее мы используем заботу и средства, чтобы сохранить нашу жизнь. Я рискну говорить за тех, кто верит, что Бог суверенен в спасении. Нас не обескураживает эта точка зрения. Мы признаем свое недостоинство для спасения и неспособность осуществить свое спасение, и этот факт нас не обескураживает. Мы знаем, что наше спасение обеспечивается либо нашими собственными усилиями, либо действием Бога; и мы чувствуем себя в гораздо большей безопасности, доверив все Богу, чем считая, что это зависит от нашей собственной верности.
Не обескураживает мнение, что нет надежды иначе как на милость Божию. Мы ожидаем, что дело благодати будет продолжаться среди нас. Мы ожидаем увидеть наших сыновей и дочерей измененными по благодати Божьей. Это не малая надежда, надеяться на Господа; потому что Бог велик, поэтому и наша надежда велика. Избрание не обескураживает «нищих духом» или тех, кто «алчет и жаждет праведности». Мы не видели своих имен в Божьей книге, но это не обескураживает нас. Мы зависим от Господа и чувствуем, что, если наши души были отправлены в ад, у нас нет другого доверия или претензий; и, кроме того, нет никого, кто определенно знал бы, что он обделен. Каким бы испорченным ни был человек, все же никто не может с уверенностью сказать, что он пропадет. Велика милость Господа, и в Библии есть примеры спасения худших грешников. Павел сказал: «Если, быть может, Бог даст им покаяние» - мы можем сказать это о самом развращенном человеке. Когда Давид молился за своего больного ребенка, он сказал: «Кто знает, что сделает Бог?» Сосредоточьтесь на самом отвратительном человеке, которого вы знаете, и скажите о нем: «Кто может сказать, что Бог по Своей милости сделает для этого человека?» Он творил чудеса для других во всех веках и во всех народах и продолжает творить чудеса среди людей.
Благодать Божия активна, действует, не ожидая, пока грешник начнет. Мы ожидаем, что грешники будут обращены и спасены на всем пути; это так сейчас и всегда было так. Те, у кого есть грешные дети, могут помнить Господа и то, что Он сделал для других. Кто может сказать, какие милости уготованы твоим сыновьям? Кто может сказать, что их уста еще могут восхвалять Господа? Всевластие Бога в спасении побуждает молиться за других. К кому мы пойдем? куда нам смотреть, или к кому плакать? Только Он может спасти. Это не питает порок.
Люди с испорченными умами и жизнью не любят эту точку зрения и не верят ей; и мы можем только ответить: мнение, что люди должны решать, а не Господь, кто будет спасен, - это мнение, которого обычно придерживаются испорченные люди. Они считают, что они имеют право решающего голоса в этом вопросе, и довольствуются этим взглядом во грехе. Если мы хотим проповедовать так, чтобы угодить нечестивым, мы должны сказать, что все предоставлено их решению и действию, что они могут решить все дело. Павел верил в это до того, как обратился, а потом верил в обратное. Именно после того, как он обратился, он сказал: «Не от дел»; «не по делам праведности, которые мы сотворили». Это учение верующего. Он стремится к хорошему в нашей жизни. Он питает доверие к Господу. Он ожидает великих дел от Господа; это дает веские основания для нашей надежды; она склоняет к послушанию и утешает тех, кого следует утешить.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии