К вопросу о стремлении к всеобщему благосостоянию

     Социальное благополучие общества всегда основывается на использовании духовных,  материальных и финансовых ресурсов этого общества, а сами условия развития социального благополучия менялись на протяжении развития истории человеческого общества. Социальное благополучие также зависит от природных ресурсов страны, от потребительских стандартов общества, от уровня его социально-политического образования, от уровня способов производства материальных благ, этических и религиозных норм и т.д.

     Изначально понятие социального благополучия рассматривалось только с экономической стороны. В то же время вопрос, как можно достичь всеобщего благосостояния в обществе при монополии капитала, а не законов о социально-бытовых гарантий по труду для  благополучия населения страны, лишён смысла.  Как и путём равномерного распределения денежных доходов, без учёта развития производства материальных благ и способа их распределения, без учёта интеллектуально-духовного развития общества. Так, предлагалось  государственное вмешательство при рациональном налогообложении и новой бюджетно-налоговой политики. В общем смысле социальное благополучие понималось как  антипод неустроенности и бедности, с чем и предлагалось бороться.

     Но современное понятие социального благополучия уже включает в себя такие требования социальной безопасности,  как право на достойные жилищные и экологические условия, свободу творчества и др. Социальное благополучие  представляет собой  интегральный показатель функционирования социальной сферы при показателях качества жизни населения, а  индикатором социальной общественной системы должен быть уровень обеспечения народа благами для жизни относительно заслуг перед обществом, а не неизвестно как добытых денег.  Именно этот индикатор экономического благополучия общества должен быть критерием результативности государственной политики в социально справедливом обществе.

     Можно выделить социальное благополучие человека и социальное благополучие общества. Эти понятия входят в структуру социального благополучия,  которая включает представления о благополучии человека, о благополучии группы людей, о благополучии всего общества. Эти представления тесно взаимосвязаны друг с другом и потребность в  разработке всех показателей социального благополучия общества определяется практическими задачами совершенствования образа жизни и экономики общества.

     Так, представители различных наук долгое время пытались определить количественные измерители социального благополучия, которые бы отражали различные стороны жизнедеятельности общества. Таким образом, социальное благополучие может рассматриваться как объективное общественное явление, которое детерминировано повседневными условиями жизнедеятельности людей.

     В конце 20 века был разработан индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Показатели через этот индекс отражают степень благополучия страны по уровню социально-бытового благосостояния населения, демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни), уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня социально-экономической грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях).

     Каждый из перечисленных индексов по отдельности не всегда отражает общее благополучие, однако в совокупности они представляют картину  благополучия или неблагополучия конкретного общества. Отчет о развитии человеческого благополучия по странам публикуется каждый год.  Согласно этому отчету в 2018 году, в первую пятерку стран с высоким уровнем развития вошли Норвегия, Швейцария, Австралия, Ирландия и Германия.

     Россия заняла 49 место (из 189 стран). Важно отметить, что задачей социальной политики России является модернизация всех сторон общественной жизни, поэтому на государственном уровне разрабатываются  национальные проекты, касающиеся здоровья граждан, уровня обеспечения жильём, образования, здравоохранения и т.д.

      Структура социального благополучия общества включает в себя следующие элементы: уровень жизни, который детерминируется показателями среднедушевого дохода, прожиточного минимума и социально-бытовых гарантий по труду при стремлении к всеобщей занятости дееспособного населения в экономике страны.

     Понятие качества жизни, которое определяется представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, а также доступностью получения необходимой медицинской помощи и образования, общественные ожидания в сфере  безопасности, т.е. защищенности от преступных посягательств и террористических актов.

     Социальная защищенность индивида занимает важное место в показателях социального благополучия.   Социальная защищённость человека - это уверенность в действии социальных инструментов,  помогающих избежать тяжелого положение (нищета, голод, болезнь и др.),  которая гарантирует поддержку в случае невозможности обеспечения  себя и своей  семьи (содействие при потере трудоспособности, помощь в старости и т.д.). Забота о социальном благополучии семьи – это предмет  ответственности всех здоровых людей трудоспособного возраста.

     Однако пожилые люди, инвалиды и неблагополучные семьи не во всех случаях могут справиться со всеми социальными проблемами, если в государстве нет программы по социальной защищённости населения. Социальная защищенность подразумевает существование  нормативных гарантий реализации социально-бытовых прав граждан страны, учитывая состав их семьи и жилищно-бытовое развитие региона при формировании их образования, профессиональной подготовки и трудоустройства.

     К социальной защищенности относятся: материальное обеспечение социальной политики;  инфраструктура социальной помощи; наличие специалистов, оказывающих помощь в рамках социальной поддержки и прочее. Состояние социально-экономической защищенности населения связано не только с  чувством социальной защищенности человека, ибо даже, если все перечисленные структурные элементы соблюдены, это не дает гарантии, что у  отдельного человека автоматически вырабатывается чувство социальной защищенности.

     Отсутствие чувства социальной защищенности у индивида сказывается на состоянии социальной стабильности населения.  Социальное благополучие человека основывается на социальном благополучии общества, однако полностью  не сводится к нему. Более весомую роль играет  субъективная оценка индивидом своего благосостояния и его собственная удовлетворенность жизнью при сравнительном анализе своей жизни и жизни окружающих его людей.

     Может показаться, что  обеспеченная жизнь лучше, чем необеспеченная, а  наличие комфортабельных условий вызывает большее удовлетворение, чем аскетическая среда. Однако здесь большую роль играет чувство справедливости социально-экономических законов общества.

     Но некоторые исследования доказывают обратное. Так, английский психолог М. Аргайл представил  результаты своих исследований, в которых доказал, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенность жизнью зависит не столько от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека, сколько от привычного ему существования как нормального для себя. Он оценивает это состояние в зависимости от величин небольших изменений, которые связаны с событиями, происходящими в рамках этого привычного существования.

    Эти показатели удовлетворённости жизнью совпали у него для лиц  из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.  Так было доказано, что индивид оценивает свою жизнь по восприятию своего состояния с небольшим уклоном в сторону более привычных для него, а значит и более благоприятных условий жизни, поэтому в опросе такой индивид  "скорее удовлетворен" своей обычной жизнью, чем не удовлетворён.  И пока человек не осознает всю благоприятность новых условий, он не будет чувствовать себя в них комфортно.

     Но, если изменения достаточно значительны при большом скачке в образе жизни индивида, то  создаётся  другой подход к оцениванию: человек "реагирует  на дельту", на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями других людей.

     Например, при улучшении жизненных условий человека и его семьи, он будет оценивать свое социальное благополучие  как возросшее. Когда эти  улучшившиеся условия станут обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия вернется  к среднему уровню.

     Данную закономерность  нужно учитывать при опросе общественного мнения тех, кто стремится получить социальную помощь, поэтому у клиентов учреждений социального обслуживания введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая к уже существующей системе, но не более полугода, затем эта новизна утрачивается.

     Свои особенности имеет и восприятие собственного благосостояния человека по сравнению с благосостоянием других  людей. Объектом для сравнения выбираются люди, представляющие авторитет для того, кто сравнивает. Зависть к уровню благополучия других людей не всегда является отрицательным чувством, т.к. оно мотивирует на достижение лучших результатов в своей жизни, но всегда ли мотивирует на более результативный труд на благо общества и на продуктивные идеи? Однако в любом случае средние показатели благосостояния, при которых «никто не живет лучше», приводят к самоуспокоенности и застою в обществе.

     В государстве должны существовать механизмы поощрения  достижения благосостояния путем активного труда, таланта, изобретательности и т.д., в рамках существующего законодательства, а так же должны пресекаться попытки достичь  благосостояния незаконными способами при условии, что законы справедливы. Прозрачность границ тех способов, которые помогают человеку жить счастливо, является залогом  подвижности социума, его способности к самосовершенствованию.

      Определение благополучия отдельного человека изучалось многими исследователями. В структуре личности индивида выделяют  три элемента: физическое "Я" – телесная оболочка индивида и его материальные вещи; социальное "Я"  - социальные роли и  нормы поведения человека в обществе; духовное "Я" – духовные способности и свойства человека, состояние его сознания.

      Нельзя разделить  различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, т.к.  только в их единстве заключается устойчивость и целостность  отдельной личности. Понимание социального благополучия зависит от типа личности, ее воспитания, образования  и социальной направленности. Субъективное благополучие означает достижение удовлетворенности в таких сферах, как общение, труд, межличностные отношения.

      Так как субъективные переживания, "внутренние ощущения счастья" очень похожи вне зависимости от того, что их вызвало, аффективный компонент субъективного благополучия  является постоянным.  Объективное благополучие определяется  по социальным критериям личных достижений человека, структуры личности, поведения и деятельности.  Согласование общественных и субъективных элементов социального благополучия формирует  благоприятные условия для развития общества и его членов, а  рассогласование ведет к социальной  нестабильности.

     Специалисты по социальной работе часто имеют дело с проблемами своих клиентов, которые обусловлены  недостаточностью материальных средств, которые они часто могут иметь при своей зарплате только для выживания.  Но в обществе социальной справедливости социальная работа как вид  профессиональной деятельности изначально должен быть направлен на обеспечение  социально благополучных условий  жизни всех честно и добросовестно выполняющих свою работу на рабочем месте в экономике страны и их семьи при честно и справедливо нормированном труде по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья.

     Те народы, сознание которых не способно приспособиться к реальностям более прогрессивных видов социального и экономического обеспечения, когда нормы социальных гарантий зависят от общего количества производимых в обществе и необходимых каждому социальных благ по количеству и квалификации труда при относительно равном количестве труда по его рабочему времени, а не по капиталу, не смогут даже приблизиться к развитию социальной справедливости в своей стране. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     По мере развития и адаптации сознания населения общества к новым экономическим условиям на первом плане обозначается еще одна задача социальной работы – поддерживать  высокие стремления людей к развитию социальной справедливости в обществе.  Это должно определять необходимость разработки и применения  новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть сегодня специалисты с социально прогрессивным мышлением по социально-политической работе с населением России.


Рецензии