Подлинная чеченская демократия

Ниже будут представлены документально исторические сведения о быте и этнополитическом устройстве чеченского народа на 16-19 вв. Данный материал собран мною и публиковался ранее в различных исторических сообществах.

"Чеченцы не имеют ни правления, ни начальников, и если есть где-либо чистый демократизм, без примеси всякой другой формы, то это в Чечне.
Там нет различий состояний, нет никакой аристократии, даже аристократии богатства." [1]

"Чеченцы, не терпя искони в своей среде аристократии, не придерживались, к чести их говоря, и рабства, а потому, по захвате наших пленных, всячески старались поскорее от них отделаться – разменом, выкупом или перепродажей в горы. На беглых же они смотрели с точки зрения национального гостеприимства как на отдавшихся под покровительство их очагов, а потому никогда не выдавали их. (…) На этой стадии развития политического и общественного быта застали чеченцев русские. Они нашли в них упорного, неукротимого врага, которого и физические силы, и чисто демократические обычаи, и весь образ жизни, словом, дышали войной и волей." [2]

"Чеченцы почитают себя равными всем князьям в мире и не признают над собой никакой власти." [3]

"Хотя у него обширный, хорошо сохранившийся замок, с высокими стенами и с высокой башней, но он не называет себя князем. Таких вообще не имеется у чеченцев. “Все мы уздени, — говорят они, — мы свободны, как борсенна (как волк) и единственную разницу между нами составляет большая или меньшая бедность.” [4]

"Во время своей независимости чеченцы жили в отдельных общинах, управляемых через народное собрание. Сегодня они живут, как народ, который не знает классового различия. Видно, что они значительно отличаются от черкесов, у которых дворянство занимало такое высокое место. В этом и состоит значительное различие между аристократической формой республики черкесов и совершенно демократической конституцией чеченцев. Это и определило особенный характер их борьбы... У них господствует отчеканенное равенство, и все имеют одинаковые права и - одинаковые социальные положения.
Авторитет, который они передоверяют племенным старшинам выборного совета, был ограниченным во времени и объеме.…" [5]

"Чеченцы – народ совершенно демократический. Они не имеют ни князей, ни дворян, ни старших, ни младших. Все равны. Все свободны. Все независимы. Кое-какое влияние имеет духовенство, которое в большинстве соединяет и военную власть, как например Шамиль" [6]

"У чеченцев не существовало никаких сословных подразделений. Не было ни князей, ни старшин или почетных людей, пользующихся особыми правами и преимуществами, или облеченных властию. Между чеченцами все были равными." [7]

"Общественный быт Чеченцев отличается в своем устройстве тою патриархальностью и простотою, какие находим в первобытных обществах, до которых еще не коснулась современность ни одною из своих разнообразных сторон гражданственной жизни. У Чеченцев нет тех сословных подразделений, которые составляют характер обществ, европейски организованных. Чеченцы в своем замкнутом кругу образуют собою класс – людей вольных, и никаких феодальных привилегий мы не находим между ними." [8]

"Во время своей независимости Чеченцы, в противоположность Черкесам, не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны. Мы все “уздени” (т. е. свободные, равные), говорят теперь Чеченцы. Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость Чеченцев в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их героическую гибель." [9]

"Из трех народов, обитающих на северном склоне Кавказа: черкес, осетин и чеченцев, в первых двух аристократическое начало сильно выражено, но у чеченцев нет никакого следа аристократии, и чеченцы хвалятся тем, что они все равные, все дворяне и князей никогда у них не бывало <...> Чеченец расскажет вам свои родоначальные фамилии и тут же прибавит, что эти фамилии не княжеские и не владельческие, что все чеченцы равны между собою, все без различия дворяне, князей никогда у них не было и что чеченцы никогда и никем не были завоеваны." [10]

"Главное народонаселение Чечни — чеченцы. Это чисто демократический народ. У них нет ни князей, ни дворян, ни крестьян, ни даже отдельного духовного сословия. Все равны. Все невежественны. Все фанатики магометане. Все дети природы. Они делятся на общества. Все долинное пространство от Фортанги и до Аксая обитается сунженскими чеченцами."[11]

"Чеченцы, быть может из всех других воинственных народов, во время священной войны против русских, выказали в себе самые блестящие качества свободных людей: "мы все равны!" любили они повторять; и в самом деле, у них не было рабов, за исключение пленников и сыновей этих последних." [12]

"В Чечне не существовало системы правления или каких-либо классовых различий. Однако, как другие демократические народы, чеченцы были верны последним пристанищам благородных умов." [13]

"Чеченцы, например, все равны между собой и не имеют ни князей, ни дворянства, они проявляют некоторое уважение к духовенству и уважают тех, кто богат, или тех, кто выделился благодаря «военным подвигам»(...) Демократическое управление принято в некоторых племенах черкесов, абхазцев, осетин, кистин и чеченцев, особенно в чеченских племенах, которые населяют высокогорные долины Кавказа. " [14]

"Чеченцы, столь же ревниво оберегающие свою личную свободу, сколь нетерпимы они к любому иноземному игу, установили в своей стране некую форму федеративного правления." [15]

"Чеченцы издавна представляли из себя народ вполне свободных от всех социальных форм. Народ этот идеально - демократический, он не имел никаких сословий, ни князей, ни дворян, ни духовенства как сословия, и вполне патриархальный демократический режим царствовал во всем." [16]

"У Чеченцев нет и никогда не было своих князей, беков или каких-нибудь других владетелей; все ровны." [17]

"Чеченцы одинаково равны, одинаково свободны и независимы. «Мы все уздени», говорят они, понимая под узденями людей вольных и благородного происхождения." [18]

"Даже наши солдаты бегут именно в Чечню. Их привлекают туда совершенное равноправие и равенство Чеченцев, не признающих в своей среде никакой власти." [19]

"Установление мирных отношений с хищными чеченцами представляло всегда большие затруднения. Они не имели высшего сословия и, распадаясь на множество родовых союзов, управлялись своими старшинами, находившимися под влиянием членов союза. Русскому начальству на линии приходилось вступать в сношения не с целым народом или его представителем, а с каждым почти большим селением отдельно" [20]

"Сами же чеченцы называют себя узденями — дворянами, и стараются оправдать это название честностью и твердостью в слове." [21]

"Чеченцы имеют чисто республиканскую конституцию и
имеют одинаковые права" [22]

"Все, что принадлежит к чеченскому племени, выселенцы из Ичкерии, с верховьев Аргуна, составляет один общий класс людей вольных, без подразделений на дворян или на князей, с «Мы все уздени», говорят чеченцы, принимая это слово в этимологическом значении, то есть люди, зависящие от самих себя ." [23]

"Ермолов: «С чеченцами, народом сильным, живущим в состоянии совершенного равенства, не признающим никаких между собою властей, а потому и зависимости, употребляю я единственное средство - терпение (осада)..." [24]

____________________________________________
[1] - (Петр Максимович Сахно-Устимович, декабрист (избежал наказания), секретарь канцелярии при главноуправляющем в Грузии, статский советник. "Описание чеченского похода 1826 г." (Звезда, № 10. 2006 г.).
[2] - (Василий Александрович Потто, генерал-лейтенант, военный историк. «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» 1831 г., СПб, 1887-1889 г.).
[3] - (Степан Иванович Петин, генерал-майор, адъютант Императорского конвоя, историк. "Собственный его Императорского Величества конвой" 1811 г., СПб., 1899 г.).
[4] - (Ган К.Ф. ПСПХКИ (См. “Кавк. Вестник”, № 5.) (Летом 1897 г.).
[5] - (Эрнест Ш. (Ernest Chantre), французский писатель, ученый-этнограф. Recherches anthropologiqxies dans le Caucase. Paris, 1887 г.).
[6] - (Павел И. К. профессор, историк-кавказовед, публицист и общественный деятель. Ректор Варшавского университета (1894–1897). «Восстание Чечни и Дагестана в 1877-1878 гг. Зелимхан (Зикризм)». СПб., 1912 г.).
[7] - (Мелентий Я. О. русский военный писатель, генерал, участник Кавказской войны. «Кавказ с 1841 по 1866 год» (впервые целиком мемуары напечатаны в 2003 г. в СПб).
[8] - (Берже А. П., российский историк-востоковед, кавказовед, археограф, археолог, председатель Кавказской археографической комиссии. «Чечня и Чеченцы», Тифлис, 1859 г.).
[9] - (Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, под редакцией профессора И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и заслуженного профессора Ф.Ф. Петрушевского, С.- Петербургъ, 1890 –1907 гг.).
[10] - (Этнографический очерк черкесского народа, К. Ф. Сталь, 1852; Текст воспроизведен по изданию: Этнографический очерк черкесского народа. Составил генерального штаба подполковник барон Сталь в 1852 году // Кавказский сборник, Том 21. 1900;
[11] - (Ковалевский П.И. Восстание Чечни и Дагестана в 1877-1878 гг. Зелим-хан (Зикризм). СПб., 1912.)
[12] - (Реклю Элизе. Земля и люди. VI том. II глава - Кавказ. 1883 г.)
[13] - (Д. Ф. Баддели, британский путешественник, ученый и журналист. «Завоевание Кавказа русскими. 1720 – 1860»)
[14] - (Иоганн Бларамберг\\ОБЩИЕ ЗАМЕТКИ О НРАВАХ И ОБЫЧАЯХ НАРОДОВ КАВКАЗА\Формы управления)
[15] - (Хуан В.Г. испанский генерал, граф Перакампо, вождь бельгийских повстанцев против господства Голландии, Генерал-капитан Каталонии. «Два года в России», 1826 г. Глава VII НАРОДЫ К СЕВЕРУ И ВОСТОКУ ОТ КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА. – ЧЕЧЕНЦЫ)
[16] - (Томкеев В.И. Утверждение русского владычества на Кавказе
Тифлис 1901-1908)
[17] - (Материалы по истории Дагестана и Чечни. 1940г. стр.323.)
[18] - (ТСПТК 1894 г. в. 3 ИТОСК под редакцией секретаря комитета Г. А. Вертепова. книга 2-рая Владикавказ Типография ТОП. 1893.)
[19] - (А.П. Ермолов, генерал инфантерии и артиллерии, главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года). Письма к А. А. Закревскому. 1812–1828//С6. Русского Исторического Общества. СПб.,1890. Т. 73.).
[20] - («Исторический очерк Кавказских войн от их начала до присоединения Грузии». Под редакцией генерал-майора Потто. (К столетию занятия Тифлиса русскими войсками 26-го ноября 1799 года). Издание Военно-Исторического Отдела при штабе Кавказского Военного Округа. Тифлис, 1899 г.)
[21] - (С. Беляев Дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев Часть 1 стр. 1 1848 г.)
[22] - (Bodenstedt Friedrich. Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen. Berlin, 1855).
[23] - (Ф. И. Леонтович, Адаты кавказских горцев, Т2, Адаты чеченцев, 1883 г.)
[24] - (Н. Ф. Дубровин. "История войны и владычества русских на Кавказе".)


Рецензии