У подножия Памятника

               
                «Что я должен был  сказать? (…)
                Что пули из прошлого летят дольше, чем из АКМ?
                Что всякая война норовит сыграться до конца, и её 
                можно выиграть или проиграть, но нельзя сделать   
                вид, будто её просто не было?».
               
                С.Брутман, «Магазинчик смешных ужасов»
   Истово повторяли наши бабки и деды: «Лишь бы не было войны!». Твердили всю свою довольно беспросветную, скудную, но относительно мирную жизнь. Не считая мелких единичных конфликтов вроде новочеркасского бунта или потасовки в очереди за куском мяса или бутылкой водки.
   Войны не было долго – подкрадывалась, вспыхивала тут и там огоньком бикфордова шнура. И началась. Как в давние времена, у многих возникает вопрос: «Ты за красных или за белых?».
   Иногда: «Ты за наших, или…?»
   И попробуйте сегодня ответить. Или не ответить.
   У НАЦИЗМА нет национальности. У КОММУНИЗМА, СОЦИАЛИЗМА и многих других «измов» ее тоже нет. Зато бывает выбран и назначен народ (нация, народность, этническая группа, социальная «прослойка», «класс»), объявляемый источником мирового зла и подлежащий уничтожению.
   Про миллионы жертв раскулачивания не знает только тот, кто не хочет знать.   Про колхозное крепостное право с барщиной и оброками – тоже не скрыть, слишком велик размах.
   В нашей стране много и других скорбных, поистине черных дней, о которых мало кто помнит. Потому что у многих людей – знание истории по советским (или сугубо национальным) учебникам…
 
   24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) после обсуждения «Циркулярного письма ЦК об отношении к казакам» принимает секретную директиву. 29 января Председатель ВЦИК Я. Свердлов подписал эту директиву, которая положила начало расказачиванию на Дону, Кубани, Урале…
    На казачьих землях предписывались и неуклонно выполнялись такие террористические действия:
- сожжение казачьих хуторов;
- расстрелы каждого пятого или десятого из взрослого мужского населения станиц, где оказывалось сопротивление соввласти;
- массовое взятие заложников из соседних хуторов;
- беспощадные расстрелы всего населения.
   Дзержинский уже 19 декабря 1919 г. писал Ленину, что в плену у большевиков содержится около миллиона казаков (за год!). Надо полагать, это те, кто пока в живых остался.
   28 августа 1941 г. издан Указ Президиума Верховною Совета СССР № 21-160 о переселении немцев Поволжья в Сибирь и Казахстан. С 3 по 20 сентября отправлено 188 эшелонов – почти полмиллиона человек, обреченных на бездомность, голод, холод, тяжелый принудительный труд. Им никогда не позволили вернуться домой.
   С 18 мая по 04 июня 1944 г. насильственно выселили крымских татар из Крыма в Казахстан, Узбекистан и другие регионы.
   С 23 февраля по 9 марта 1944 г. проведена депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию – от 500 до 650 тысяч человек.
   Имена некоторых палачей еще сохраняются в названиях. Целая область – «Свердловская». Российская библиотека – «имени Ленина». Названиям улиц в небольших городах – несть числа…
   Да, а что там после войны?
   Во время войны ранения получили 46 миллионов 250 тысяч советских граждан. Из этого числа около 10 миллионов вернулись с фронта инвалидами. Многие из них не могли работать, а те, кто мог, на подсобных работах получали не более трети обычного заработка. Пенсия составляла не более 300 руб.  – на продовольственную корзину не тянула. Даже безруких и безногих хотя бы раз в год (после 1944 г.), но вызывали на освидетельствование, что было прямым издевательством.
   «Нищие победители» попрошайничали… И пьянствовали, привыкнув к фронтовым «ста граммам». Что и говорить, «нетерпимое явление» в советском обществе.
   Между тем в большинстве это были люди незаурядные – явно не трусы, потому что не прятались в бою, ловкие и умелые, крепкого здоровья и просто везучие, потому что выжили. Беспомощность и пренебрежение были невыносимы для них. Многие остались одинокими, а государство не просто отстранилось, но…
   23 июля 1951 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами». За два с половиной года было задержано около 450 тысяч нищих. 70 % – инвалиды войны и труда. Вот и оказались те, кто вытянул на плечах войну, в «домах инвалидов войны и труда».
   При каких обстоятельствах они были вывезены из крупных городов – архивных сведений нет. А если и есть, то их никому не показывали. Есть воспоминания Е.Захаровой о В.Шаламове, «Валаамская тетрадь» Е.Кузнецова … Сколько было таких домов и где, с какими условиями? Так ответило государство на подвиг своих солдат.

    Сегодняшнее происходящее – повсюду и повсеместно – имеет одну основную причину. Дело в том, что преступления НАЦИЗМА были признаны и осуждены в мире. Пусть поверхностно и односторонне, но – признаны преступлениями и осуждены. Преступления БОЛЬШЕВИЗМА и СТАЛИНИЗМА – никогда. Сегодня их стали не только замалчивать, но и оправдывать.
   Отсюда и жуткая мешанина в головах, символике, атрибутике, эмблематике…   Как простодушно подмечено народом: «Черт-те что и сбоку…» Нет, не бантик. Георгиевская лента – причина возмущений, протестов, споров и взаимных обвинений (за глаза иной раз – «колорадская»). К ленточке прибавление – знак «Зет», хищный, агрессивный, угрожающий, очень напоминает половину свастики.
   В войну, кстати, такая лента была гвардейской. СССР не присваивал атрибуты Российской империи, загубленой и растоптанной, на орла двуглавого не покусился. Интересно, какое отношение имеет сегодняшняя РФ к той империи…  Господа, надо что-то выбрать: либо крестик снимите, либо штаны наденьте.
   «Бессмертный полк» возник, когда это понадобилось государству. Нетрудно понять, для чего.
   В 2012 году в Томске впервые провели акцию «Бессмертный полк»: колонна участников несла портреты своих воевавших родственников. Казалось бы, что в этом плохого?
   Но кто-то думает, что люди собрались сами по себе, без государственно-идеологической направленности и руководящей роли государства? Организовали и распространили акцию в России и за границей трое журналистов.
   Есть еще и другое движение: «Бессмертный полк России». Отличаются они эмблемами: «Георгий Победоносец» или «Журавль». А еще есть «Волонтеры Победы».
   Всех поддерживают на федеральном уровне «Роспатриотцентр», Федеральное агентство по делам молодежи; эти общественные организации получают прямое и косвенное государственное финансирование в виде грантов и субсидий – десятки миллионов рублей!
   На патриотическую пропаганду государство никогда не жалело денег. Не хватало только на тех, чью победу будто бы праздновали. Так ведь люди победили в СВОЕЙ войне, а государство празднует свою победу…
   Для чего сегодня рядить в военную форму детей, предрекать и каркать? Кто желает для них такого будущего? Переворачиваются в гробах прадеды… Правда, в братских могилах и рвах не поворочаешься. А сколько их там еще, безымянных?
   9 мая – вовсе не праздник, даже со слезами на глазах». Праздником он был всего лишь раз – в 1945 году. Да и тогда радость была не столько от победы, сколько от того, что кончилась бойня. Оказалось – не кончилась… Это очень скоро поняли те, кто вернулся живым.
   Долгое время и праздника особого не было, даже выходного дня. С 1965 года его объявили официальным, снова провели парад и праздновали год от года все пышнее.
    «Со слезами на глазах» да «с сединою на висках» – это проводы на пенсию, а не память о величайшей катастрофе в истории человечества.
   Праздник – он государственный. А для людей – скорбь, боль, смятение… Шествия, демонстрации, лозунги – это тоже государственное. Подлинное человеческое горе молчаливо и потаенно.
   День памяти и скорби – это вернее. Один из многих дней в истории России. Но сейчас уже довольно явственно звучат призывы «не омрачать праздник» – скорбите, дескать, 22 июня!
   Да, а что происходит через много-много лет после войны?
   75 лет победы в Великой Отечественной войне ознаменовались крупной выплатой ветеранам в размере 75000 рублей. В живых почти никого не осталось, и не каждый оставшийся поймет, что к чему…
   К 65-летию победы загодя, в 2008 году было обещано всем ветеранам дать жилье.
   Через год – «если не к 9 мая, то в течение 2010 года все ветераны будут обеспечены жильем». В 2011 году – «решения о выделении квартир ветеранам… будут выполнены до конца…чего бы это ни стоило!».
   В 2013 году десятки тысяч ветеранов квартиры не получили. Более 20 тысяч уже просто не дождались обещанных квартир. Ушли с надеждой…
   С каждым годом участников войны становилось все меньше, и денег на жилье выделяли все меньше, а в 2018-2019 годах их просто не дали. Не предусмотрели.
   В январе 2020 года осталось… 219 ветеранов, нуждающихся в жилье.
   Наконец, в 2022 году «более миллиарда рублей» будет выделено на жилье для 607 ветеранов. Само по себе увеличение их числа интересно и труднообъяснимо; возможно, просто собрали, наконец, документы – поверим в это! Они  «будут получать сертификаты на жилье». Вместо квартиры – сложная финансовая операция. Известно, что пи…. – ну ладно, пилить субсидии – не мешки ворочать. Чиновникам не привыкать.
   Дикое сочетание пышных празднований, парадов, салютов, шествий, пафосных поздравлений с тупым многолетним равнодушием к людям – поистине крайнее проявление цинизма. В государственном масштабе. И предостережение тем, кто сегодня воюет: с вами поступят так же.
   О памятниках беспокоятся и проявляют заботу, хотя памятники не мерзнут, есть-пить не просят, в крыше над головой не нуждаются…
   Памятники – тоже символы событий, эпохи, но они выражают ту или иную государственную политику. В послеперестроечное время в России своротили немало монументов. Потом остановились.
   Как быть с Памятником – пусть в его собирательном образе? Один не хочет, чтоб надругались над памятью его прадеда, погибшего в Латвии, Литве, Польше – где угодно! – освобождая эту землю. Или все же – «освобождая»?
   Другой готов памятник взорвать, потому что его прадед сгинул в советских лагерях или был пристрелен на месте из-за подозрений в помощи каким-нибудь «лесным братьям»…
   Попробуйте сегодня понять…
   Нацизм не может быть терпим. А как быть с остальными «измами»? Куда деть грязный хвост, который тянется из прошлого за сегодняшней РФ?
 
Май 2022 г.


Рецензии