Предисловие

https://youtu.be/ylR3NugEbDo

В эту пятницу смог от дыма горящих марийских лесов закрыл полностью город, и я с удовольствием принял предложение жены поехать в деревню, где отдыхала моя двенадцатилетняя дочь Даша со своим братом.


Я ехал довольный, думая, как хорошо, что у дочери есть в деревне бабушка, и она не дышит этим задымленным воздухом. Полгорода ходит в масках, но я не уверен, что это им помогает.


Неожиданно, подъезжая в деревню, я увидел густой туман и мой водитель прокомментировал: «Это горят порецкие леса». Господи, нет спасения от этих пожаров, не зря, наверно, Лужков улетел за чистым воздухом в Европу, пока его «матом» не вернул премьер.


Я увидел, как наяву в этом дыму на небе очень похожего на министра. Слишком уж он крутой! Из своего опыта я знаю, что если ответственное лицо не боится ни Бога, ни черта, ни начальника, ни своего народа, значит, он никогда не будет справляться со своей работой. Чтобы глава МЧС решил свои задачи достаточно динамично, а не по-колхозному, он должен хотя бы бояться своего непосредственного начальника, то есть премьера.


К моему удивлению, увидев меня, дочь ринулась ко мне и бросилась на шею. Это для меня сюрприз. Уже чуть больше года она игнорирует папу, как ненужный элемент семейной жизни, или дочь стеснялась показывать нежность, так как считает себя взрослой. Мы переглянулись с ее мамой. Я поймал ее удивленный взгляд не без родительской ревности, значит, наша дочь стала непредсказуемой не только для меня, но и для мамы.


- Даша, только и делает, что читает книгу, не помогает. Я ее попросила картошку перебрать, она сказала, что грязную работу не будет делать, - пожаловалась бабушка. Мне было трудно сдержаться от улыбки. До одиннадцати лет мама и бабушка заставляли читать книги, а дочь с упорством отлынивала от чтения и, наконец-то, когда стала книгочеем, бабушке это не нравится.


- Даша, бабушке нужно помогать. Если ты будешь чередовать чтение с работой на земле, это будет, наоборот, интересно. Свои «Сумерки» ты наверно давно прочитала, а сейчас, что ты читаешь?


- Она второй раз, как дурочка, перечитывает эту книгу, - ответила за Дашу бабушка.


- Мне моя учительница русского языка говорила, что книгу обязательно нужно перечитывать, так как в первый раз какие-то детали можно упустить, - поддержал я дочь.


Даша ухаживала за гостями, то есть за нами. Ужин был великолепный. При разговоре я понял, что она помогает бабушке и готовить, и по хозяйству, и на огороде, просто бабушка хочет, чтобы внучка помогала более экспрессивнее и без пререканий. Как я понял из разговора, прежде чем сделать что-то, Даша обсуждает предстоящее с бабушкой, правильней, спорит с ней.


Я попрощался с бабушкой, ссылаясь на неотложные дела, собрался в обратный путь. Хозяйка категорически не хотела меня отпустить. Ее довод был достаточно убедителен: «Воды нигде нет, а я все равно нашла и затопила баню для вас».


Даша готова была броситься в поддержку бабушки, чтобы оставить папу, но к моему удивлению, она сначала переглянулась со своей мамой (с мамой мы заранее договорились, что они не будут уговаривать меня остаться), по мимике, поняв, что мама запрещает ей уговаривать папу, Даша остановилась, для порядка чуть вздохнула. Вот это да, бабушке удалось за пару недель воспитать в моей дочери послушную дипломатичную девочку.


Но… перед тем, как сел папа в машину, она бросилась ко мне на шею и долго не отпускала. Значит, действительно соскучилась.


СЮЖЕТ ДЛЯ ПОВЕСТИ «МАРГАРИТА»


Сначала он почувствовал запах цветочного мыла, будто август каким-то неизведанным способом исчез и вернулся май оглушающим цветением сирени. Затем к нему прикоснулся тот предмет, издающий запах весны. Павел проснулся. Дома никого не было, он даже не стал смотреть на подарок. Конечно, он так и знал, опять что-нибудь перешитое от старых рубашек старших братьев.
В избу вошла мама. Павел сначала хотел сделать вид, будто он все еще спит, потом передумал и воскликнул:


- Мама, я когда-нибудь получу новую рубашку, хотя бы на день рождения?


Мама не отреагировала на укол сына, подошла к нему, взяла рубашку:


- Ты посмотри, видишь, тут погоны и пояс на рубашке. Это офицерская рубашка.


Павел поморщился, ему стало обидно, что мама все еще думает, что он такой же маленький семилетний, ничего не соображающий и будет, как тогда, в первом классе ходить в костюме, перешитом из старых брюк отца с гордостью, как дурак, думая, что это китель, так как пуговицы доставали до шеи.


И вообще Паша не виноват, что родители настрогали целых девять детей, и у них не хватает денег даже купить нормальные подарки.


- А вот это вчера папа в Канаше купил для тебя, - мама показала на одеколон. Это был настоящий одеколон «Саша» с профилем настоящего мужчины. Паша был уверен, что он-то никогда не будет носить обноски.


Конечно, выходной мальчику из-за дня рождения родители не стали делать. Он пропустил мимо уха обещание мамы, что папа освободит его от обязанности пасти колхозных коров пораньше.


- Военная выправка есть, - улыбнулся ему папа. Он готовился к отъезду на лошади на луга на берегу Цивиля.


Паше было приятно, он пытался скрыть улыбку от папы, но непроизвольное самодовольство не отпускало его. Все-таки родители постарались. А то, что ему и сегодня придется пасти коров, ну что тут поделаешь, неизбежность. Его тезка Павка Корчагин больной, но все равно вел людей, чтобы делать узкоколейку и спас город от холода. Правда, у Корчагина была Тоня Туманова… но и у Павла Евлампьева есть своя Тоня Туманова по имени Маргарита.


Вчера вечером Маргарита спросила у него:


- Ты будешь моим Мастером?


Павел искренне засмеялся, он вспомнил прошлое лето, когда он работал подсобником на строительстве фермы, которая называлась красиво «Комплекс». У них был на работе мастер по строительству, сутулый, суетливый, постоянно моргающий, по кличке «Тормалла». Тормалла - это по-чувашски «надо вставать». Только сядешь отдохнуть, откуда ни возьмись, появлялся мастер «Тормалла» и никому не глядя в глаза, суетливо и бестолково ходил вокруг ребят и мычал: «Тормалла, тормалла, тормалла».


Павел рассказал Маргарите о мастере, она обиделась, спросила недоуменно:


- Так ты не читал «Мастер и Маргариту»?


- Что это?


- Ты слышал о Булгакове? Кстати, кто твой любимый писатель?


- Николай Островский.


Девочка стала загадочной, она с минуту испытывающее смотрела на мальчика и побежала в дом к своей бабушке, сказав на прощание:


- Никуда не уходи, я скоро…






...
Больше она не приезжала в нашу деревню. Почему-то дети после двенадцати лет не любят и не хотят "на деревню к бабушке". Возможно, отрочество инстинктивно готовится к взрослой жизни и подсознательно уходит от патриархальности предков, то есть зов предков нарушает предчувствие свободы подростка.


Желтый август сушил траву. Сухая трава царапала, кусала босые ноги мальчика.



                Осталось еще немного пути, и он - дома.



                Он успел. Мятая оранжевая открытка лежала на вершине кучи мусора, куда он выбросил еще ранним утром, когда младшая сестра стала громко орать: «Пашке невеста подариила аткрыытку".


                Мальчик бережно поднял глянцевую открытку, разгладил ладонями. Он будто снова почувствовал карамельный запах девочки.


                Ее почерк был ровный, неестественно правильный, мальчик подумал что он за тысячу лет не смог бы написать так красиво, если бы даже очень постарался.


                «С Днем рождения, Павел!
Твой друг, Маргарита»


Рецензии