Особничий

               "Органами Особого отдела Комитета Государственной безопасности расскрыто создание Украинской националистической группы в вашей части.Создание ее явилось результатом ослабления политической бдительности  и безответветственности лично вас товарищ гвардии капитан! Представление Особого отдела направлено на имя командира 104 й воздушно-десантной дивизии и начальника Политического отдела!" -Жестко и пафосно с медью в голосе произнес  начальник Особого отдела дивизии.В том памятный вечер я был приглашен к нему для беседы.В кабинете были зашторены окна. Тускло горела лампа ,отсвечивая тени присутствующих . За столом сидели приглашенные секретарь партийной комиссии дивизии подполковник Скипенко и оперуполномоченый Особого отдела,курирующий мою часть старший лейтенант Голубничий.В полку он был известен под кличкой Особничий.
             Обращение начальника особого отдела  я выслушал стоя и с большим недоумением.
           "Есть ли у вас вопросы  по существу дела?- "спросил меня начальник особого отдела подполковник Ярункин."Безусловно есть "- ответил я...
                Тогда слово предоставляется нашему сотруднику старшему лейтенанту Голубничему.
           Голубничий начал излагать материалы собственного расследования.Он сказал,что в подсобном помещении клуба,в котором художник рядовой Владимир Грицак выполнял работы по оформлению наглядной агитации ,в вечернее время собирались его земляки -выходцы с западной  Украины. Они вели разговоры на украинском языке  и по имеющей у меня информации являлись носителями националистических идей,чуждых нашей советской действительности.Располагаю информацией что родственники рядового Грицака имели связь  в послевоенное время с украинским националистическим подпольем. А в помещении обнаружена литература на украинском языке и запрещенные книги ,изъятые из библиотеки части  Гроссмана и Булгакова а также журналы  с иллюстрациями картин иностранных художников -авангардистов.
                Информация Особничьего вызвала у меня саркастическую улыбку.Я хотел высказаться ,но увидел жест секретаря парткомиссии .-Указательный палец,приложенный к губам.
                "Все свободны! -жестко сказал главный особист дивизии.Мы вышли вместе с секретарем паркомиссии. Скипенко сказал мне :"Это серьезные опущения.За такое можно с партийным билетом расстаться ,а в лучшем случае получить  партийное взыскание!"
                На другой день я пришел в клуб .Встретился с рядовым Володей Грицаком. Его художественные работы я случайно увидел в медпункте полка,где он находился в команде выздоравливающих. Его  хотели комиссовать по состоянию здоровья из ВДВ,но служить оставалось всего три месяца .Так он и остался в полку и я взял его художником в клуб. Был он на редкость талантливым и работоспособным ,приятным в общении.
                Однажды он рассказал мне что вечером к нему нагрянул в мастерскую старший лейтенант  Голубничий.Был он в нетрезвом состоянии. Приказал Володе нарисовать его семейный портрет на холсте.Володя деликатно ему ответил что не занимается частными заказами  и что у него большой объем работы по клубу,учебному корпусу и на территории части.
  "Особничий  сильно осерчал  и намекнул что у меня могут быть большие неприятности если я с ним не буду дружить"-сказал Володя.
                "Похоже что они у нас с тобой начались"- ответил я.
           Через некоторое время Особничий снова нагрянул в художественную мастерскую. В этот момент  у Грицака находились его земляки из Львовской области.Особист распросил каждого. Кто и откуда  и в каких подраздениях служил и переписал фамилии и их данные в блокнот. А потом устроил тотальный обыск и конфисковал несколько книг и иллюстрированных журналов  с картинами зарубежных художников.
          Всех ,кто оказался в списках Особничего,перевели в другие части нашего соединения.А Володя Грицак уволился  и уехал к  себе на родину  во Львов. 
           Мое персональное дело по представлению Особого отдела дивизии  за потерю бдительности ,так и не было рассмотрено. Но наверняка  пометки в досье,которое составляла эта организация на каждого офицера,остались.
           Через несколько лет сам Особничий попал в неприятную историю ,которая серьезно подмочило его служебную карьеру.
                Наш полк на месяц  улетел на Республику Афганистан на усиление 103 Витебской Воздушно-десантной дивизии,которая участвовала в  знаменитой Паншерской операции.Особничий умудрился провезти  оттуда контрабандным путем трофейный  пистолет в Кировабад.Офицеров особого отдела таможня не проверяла. Иногда он носил его по вечерам . Или кого то побаивался или пытался войти в образ Рэмбо.
Однажды ,находясь в нетрезвом состоянии, подрался с аборигенами и пригрозил одного из них пристрелить. Для большей убедительности и как аргумент достал  ствол.
       Информация стала достоянием правоохранительных органов и  чтобы разрядить обстановку и не пятнать честь КГБ его очень быстро перевели в сухопутные войска в какой то очень отдаленный гарнизон. Как таковых  в Закавказском военном округе было много . 
               
                * * *
               
       Прошло 11 лет .И эта история уже имела продолжение в Киеве,куда я приехал в штаб Киевского Военного округа.Появилось свободное время и я решил прогуляться по любимому мною Крещатику. Свою прогулку я начал с района Бессарабского рынка,потом перешел на площадь Льва Толстого к старинному кинотеатру "Киев", спустился в подземный переход который всегда славился большим скоплением творческих людей :уличных музыкантов и  художников.
               Я заслушался замечательной песней,которую под Шуфутдинского исполнял уличный музыкант : "Отцвели каштаны,выросли друзья,и в моей прическе поменялось что то. поменялось что то.Где ж  ты Бессарабка молодость моя...
       Ты помнишь Крещатик. Все мои беды и победы.Кияне, прощайте. Я скоро к вам опять приеду.".....
              Вдруг,на фоне песни ,я увидел у мольберта   художника ,рисовавшего портрет очередного клиента. Он был длинноволосый   и с аккуратной бородкой. "Неужели Грицак ? Похоже что он"-подумал я.
          Возможно он уже уловил мой взгляд . Его лицо засветилось радостной улыбкой и он воскликнул : "Товарищ подполковник!".....
                Я подождал пока Володя закончит  портрет клиента. Предложил ему оторваться на часок от работы и пообедать вместе в ближайшем кафе на Красноармейской у стадиона Динамо.
                Интересная была встреча. Мы   как то быстро перенеслись в то замечательное время нашей службы  в Кировабадской Дикой Воздушно-десантной дивизии.Вспомнили историю раскрытия Особничим  подполья украинских националистов ,во главе которого был назначен особым отделом Володя Грицак.  И через прожитые нами годы все  это уже имело окраску трагикомического фарса.
                Володя уже несколько лет жил у своей тети в Киеве.Работал художником- оформителем в театре и подрабатывал рисованием портретов . Я видел его работы в переходе. Очень талантливо. Просто ожившие образы прохожих  .Расстались тепло. Потом жалел что не записал его адрес и телефон.
         Я направилсяпо   к Владимирской горке.По дороге  решил  зайти на Главпочтамт позвонить в Тбилиси. И здесь    еще одна неожиданная встреча . У входа на переговорный пункт  столкнулся лицом к лицу с бывшим оперуполномоченым особого отдела КГБ старшим лейтенантом Голубничим.
               Внешне он очень изменился . На лице явные признаки алкогольного загара,темные круги под глазами , с пивным животиком располневший и с остатками  былой поседевшей шевелюры . Одет небрежно .Стоптанные ботинки, из -под пиджака выглядывал засаленный воротник рубахи....
                "Приветствую тебя, Александр! Надеюсь что я не ошибся ...?" воскликнул я. Он как -то рассеяно посмотрел  на меня,потом на мои погоны и спросил :"Мы где то служили вместе ? Не могу припомнить  где? "
        Я ответил с улыбкой:"Не хочу утверждать , что служили мы вместе.Просто вы в должности оперуполномоченного особого отдела КГБ Вы присматривали  за нашей службой в городе Кировабаде в 104й гвардейской дивизии ВДВ!Вы оперуполномоченный Голубничий . "
            "Пытаюсь вспомнить...",-ответил он .Лицо его еще больше покраснело и на его лбу обозначились глубокие морщины. 
                " Вы в моем полку одиннадцать лет назад провели блестящее расследование по разоблачению  украинского националистического подполья .Кстати один из главных фигурантов вашего расследования Владимир Грицак в настоящее время находится в подземном переходе на площади Льва Толстого. Зарабатывает на жизнь рисованием портретов. Помню что дело украинских националистов началось с вашего визита к нему в клуб и с просьбы нарисовать ваш семейный портрет.Сегодня у вас есть возможность реализовать свое давнее желание. "
      По выражению лица Особничего я понял  что он он вспомнил этот фрагмент  своей чекистской биаграфии. Возможно ему было неприятно его обсуждать ...Он перевел разговор в настоящее время. Сказал что в органах госбезопасности  уже не служит и давно разочаровался в коммунистической идеологии.....
             Наша беседа была исчерпана  и он растворился  в людском потоке,текущем по Крещатику .....
             Вот так,в столице  Украины Киеве, в один день ,произошли встречи с двумя участниками   событий ,происходящих в далеких 70 х годах в Кировабадской Воздушно-десантной дивизии.





               
             


Рецензии