Soma, haoma - губчатый шар, лён, эфедра

1.Исландское konguloarvefur "паутина",kongulo "паук". Начальное kon- произносится как мягкое "хь",точно так как в аварском обозначено "льняное семя"- хьон.2.Причина наличия в исландском латерального "лъ",напр.,в слове hellir "пещера" и многих других,- лингвистам неизвестна. Гипотезы существует - убедительного объяснения нет; 2.Мы считаем,что явственно различимое мягкое "хь" (хьон: kon-) в исландских словах "паутина" и "паук" должно быть связано с сохранившимися латеральными в исландском языке,отсюда переход латерального "лъ" в "хь",ср. исл. lin "лён" (= ав. лъелъ "то же"),но слышимое "хьон" в kon- (kongulo "паук"),при ав.диал. hum "паук", ав. xyon [x'on]"льяное семя,семя,зерно". Исландский язык демонстрирует на этом примере переход латерального "лъ" (ll,l -согласно исландской  орфографии) в "хь" (x'); 3. Индоевропеистика нуждается или в пересмотре своих концепций или,как минимум, в объяснении наличия латералов с их переходами/отражениями в таком архаичном и относительно хорошо сохранившемся и.е. языке как исландский.Предпологаемое лингвистами заимствование на уровне гипотетического прасеверокавказского, в праиндоевропейский аварского обозначения "лъна" (лъелъ) не в состоянии объяснить ни наличия латеральных в исландском,ни их отражений.   


Мы исследовали терминологию,связанноую с производством так называемого сакрального напитка Soma,соответсвующего в древнеиранском Haoma/Hom.В хотаносакском словаре Г.Бэйли,это "мяготь,губчатость". Сразу сближает humba "mushroom,ball" ("гриб","шар").Далее он сопоставляет эту основу с осетинским kultivated land,т.е "хом" и приводит аналогичные горно-таджикские (сарыкольский,язгулемские и т.п.) формы,давая определение "кровь" (huna).Так ка Г.Бэйли дал ссылку на kumba,то зглядываем и туда.Здесь перевод flax "лён" и сопоставлени с осетинским дигорским gana "конопля и лён".

В этимологических словаряхиранских языков: мунджанское нижнее yumaeghae "лён",мунджанское-верхнее yumaegae "лён", таджикское диал. xuma "эфедра",пушту uman "эфедра". В диалектах Зарафшана xuma "эфедра". По мнению Стеблина-Каменского,к этому слову также восходят также название луны в ряде языков: ваханское mak (< haumaka). По мнению И.М. Стеблина-Каменского к этому слову восходят название луны в ряде языков: ваханское mak "луна" (< haumaka).
Его связь с культом божества Луны и плодородия очевидна,что выдаёт их совсем архаичное происхождение,уходящее к пласту лунарных культов."Полнолуние-час великих свершений" в лунарных культах.Бык в древнем Египте -жертвенное животное Божества Луны.


 
      


Рецензии