Битва за небеса, часть 40

И 18 июля 1970 года наступил кульминационный момент войны. Первыми в бой вступили штурмовики А-4 «Cкайхок» – они наносили демонстративный лобовой удар со средних высот по позициям ЗРК. Их задачей было отвлечь внимание расчётов С-125 от главного удара с тыла. Последний наносили 20 истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом» из состава 69-й и 201-й эскадрилий, причём лучшие пилоты вели свои машины на предельно малой высоте. Командиром 201-й эскадрильи был майор Шмуэль Хец (1938–1970), один из лучших израильских лётчиков – он одним из первых в ВВС Израиля освоил F-4 «Фантом».
В тот день израильская авиация продемонстрировала высочайший технический уровень, великолепную боевую выучку пилотов, их превосходный боевой дух. Экипажи ВВС Израиля прекрасно освоили методы борьбы с зенитно-ракетными комплексами, разработанные американцами во Вьетнаме.
Разумеется, в борьбе со столь грозным противником расчёты наших ЗРК не могли не понести потери. Погибло 8 советских военнослужащих, в том числе рядовые братья Николай и Иван Довганюк родом из Ивано-Франковской области, то есть Западной (!) Украины. По воспоминаниям очевидцев, этих ребят отличали спокойное мужество и огромный интерес к своему делу. Как и в случае с литовцем Маляукисом, в те годы умная часть западных украинцев стремилась к союзу с тогдашними русскими.
Но 18 июля 1970 года показало, что оборудование и тактика израильских ВВС, дающие отличные результаты в борьбе со старыми С-75, бессильны против нового ЗРК С-125. В итоге был сбит «Фантом» Шмуэля Хеца, Хец погиб, а его штурман Эйни Менахем был взят в плен. Другой «Фантом» был тяжело повреждён, с огромным трудом долетел до своей авиабазы на Синайском полуострове, где после аварийной посадки был списан в металлолом.
Гибель такого аса как Шмуэль Хец потрясла израильские ВВС. Снова дадим слово Леониду Иоффе: «Однако американцы предупредили израильтян, что хотя они уверены в эффективности их средств радиоэлектронной борьбы против С-75, они не были предназначены против более новых С-125 и надеяться на это не следовало. Ракеты С-125 могли поражать цели на высоте всего в сто метров. Ракеты С-125 могли поражать цели на высоте всего в сто метров. Однажды, ракета С-75 пролетела на значительном расстоянии перед самолетом Хеца, когда он вел свою группу на бомбежку противника, и взорвалась, не причинив вреда. Услышав предупреждающий сигнал, что еще одна ракета приближается к нему, он продолжал сохранять свое место в строю и приказал остальным делать так же. Однако, эта вторая ракета была другой, гораздо меньшей и более быстрой. Предупреждающий сигнал о радарном захвате не переставал звенеть, что означало, что это была С-125. Эйни, штурман экипажа, сидевший сзади, вспоминал: «Мы продолжали лететь, не меняя курса, и все время смотрели на ракету. Она приблизилась к нам и взорвалась. Облако дыма после взрыва было бесформенным и красновато-коричневым, в отличие от кольцеобразного облака белого цвета, образующегося после взрыва С-75. Сильно поврежденный «Фантом» перестал повиноваться пилоту. Эйни благополучно катапультировался, но Хецу что-то помешало, возможно он был ранен и потерял сознание. Тогда же, помимо машины Хеца, другая С-125 поразила самолет Авиху Бен-Нуна. Однако ему повезло. Он сумел вернуться на своем израненном «Фантоме» и благополучно сесть. … Хец не был обычным пилотом. Он был одним из самых уважаемых летчиков-ветеранов и его гибель стала тяжелой потерей для летного состава ВВС страны. Ни один другой образ так не преследовал израильских пилотов в начале семидесятых, как образ Шмуэля Хеца, павшего жертвой ракеты противника».
В тот день командованию ВВС Израиля стало окончательно ясно, что новые советские ЗРК поставили под очень большой вопрос израильское господство в небе над Суэцким каналом. Нужно было разработать оборудование и тактику, позволявшие надёжно нейтрализовать С-125. Но на это требовалось время, а посему ВВС Израиля нуждались в мирной передышке. Войну на истощение нужно было кончать.

Продолжение следует...


Рецензии