Русь православная. Гл. 15 Раскол

     Часть 3: Православие в период нашествия монголов
     Глава 5: Раскол

Уже после смерти митрополита Максима в 1305 году начался раздор. Это привело к трагическим последствиям, протянувшимся на очень долгое время. Юго-западная часть Руси оказалась под владычеством Польско-Литовским, католичество делало попытки вытеснить православие. ХIV век, что он принёс на Русь?

Как уже ранее было написано, в Галиче один за другим покупали себе сан у греков Феодор и Феодорид, возникла ожесточённая борьба между католиками и православными. С 1340 года в Галиции польское владычество, Волынь объединилась с Литвой, католики стали отнимать православные церкви, превращая их в костёлы. В 1353 году от моровой язвы скончались – князь Симеон Гордый(1) и митрополит Феогност. Митрополия свободна. Кто займёт её?

Митрополия осиротела,
Весть об этом везде полетела,
И Литва этой новости рада,
Как бальзам ей на сердце, отрадно…
Своего на престол захотела.

Посвящение двух получилось,(2)
Почему вдруг такое случилось.
Алексей и Роман, разве можно?
Это было так неосторожно,
Много в мире тогда изменилось!

Алексей жил в Москве, был престольным
Ещё Киев,(3) но только не вольным.
Князь Литвы не хотел подчиниться,
Он верховенства жаждал добиться.
По натуре Ольгерд своевольный.

Сотворился мятеж,(4) как же можно,
В православии разве возможно?
Митрополию приняли двое,
Нет бы жить им, в согласье, покое,
Ведь и так было очень тревожно.(5)

Чтобы Киев Роману достался,
Не желал Алексей, возмущался.
Подчинения не захотели –
Своеволие… Годы летели!
Вскоре с жизнью Роман распрощался.(6)

Казалось, что смута церковная кончилась. Патриарх Филофей не желал отделения Литвы, чтобы не отделялась от всероссийского митрополита, но, к сожалению, этого не получилось. Некоторые князья не ладили с Москвой, не желали её возвышения, а также митрополит Алексей их тоже не устраивал. Покойный князь Симеон (Семён) Гордый уважал святого Алексея, ещё до своей кончины говорил братьям, чтобы они слушались его. При Иоанне II митрополит был главным советником князя и старался во всём ему помогать. Орда так же ценила и уважала святого Алексея.

Тайдула(7) заболела, не знали
Как глаза ей лечить, понимали,
Что не в силах помочь, испугались
Чанибека, потом совещались –
К князю руссов писать предлагали

Все придворные хану: «Быть может
Главный поп нам Московский поможет!»
И писал Чанибек князю: «Нынче
Тайдула заболела и легче
Ей не стало, отчаянье гложет.

Отпусти княже ты Алексея,
Исцелит он молитвой, сильнее
Нет молитвы его, отпустите,
И напрасно меня не гневите.
Пусть приедет в Орду побыстрее.

Бог поможет в молитве,(8) я знаю,
И разора не быть, обещаю.
Не пришлёшь, разорю край ваш вскоре,
Будет краю Московскому горе.
Согласиться со мной предлагаю!»

Князь подумал(9) «Как быть, что же делать,
Этот мир пока не переделать?!»
Ещё сильной Орда оставалась,
Над народом, увы, измывалась.
Алексею в Орду нужно ехать…

Тайдулу исцелил и вернулся
С ярлыком(10) он домой. Окунулся
С новой силой в дела государства,
Но столкнулся с изменой и чванством:
Он с Борисом(11) серьёзно схлестнулся.

Не желает Борис изменяться,
Не желает Москве подчиняться:
«Я колен своих не преклоняю,
Пред Москвою, её не признаю,
И не стоит вам в этом стараться!»

«Что-то нынче Борис возгордился!» –
На него Алексей рассердился.
Чтобы церкви закрыл все, отправил
В Нижний, Сергия,(12) думать заставил
Он мятежника, тот примирился.

В 1371 году патриарх Филофей забыв все свои уверения оставить единой митрополию, но по настоянию польского короля Казимира, в Галич дал особого митрополита Антония. Но и Литовский князь Ольгерд в свою очередь, не желая святого Алексея, написал патриарху, чтобы он назначил им другого митрополита, так как Алексей с трудным характером, не приезжает в Литву и Киев, не ладит и обижает шурина Михаила Тверского и зятя Бориса Нижегородского. Филофей в 1376 году поставил митрополитом Киевским серба Киприана. В России стало три митрополита. Митрополит Алексей предложил Сергию Радонежскому быть его приемником, но смиренный подвижник отказался от этой чести. После смерти Алексея его приемником стал архимандрит Московского Спасского монастыря Митяй (Михаил).

Но с епархией он не мирился,(13)
Дионисий(14) пред ним не склонился.
Он в Москву на поклон не поехал,
Хоть и требовали, чтоб приехал.
И отказу Митяй удивился:

«Как посмел на поклон не явиться,
Предо мной должен он повиниться!»
Дионисий посажен под стражу,
Не склонился он всё же ни разу,
И сбежал, что ещё приключится?

Путь не близкий, Митяй уезжает,
Свита в Грецию сопровождает,
Он в дороге умрёт,(15) не доедет,
И в Москву Киприан уже едет,
Князь не принял его, прогоняет.

Следом Пимен(16) обманом решился
Митрополию занять, сердился
Князь на Пимена, и Киприана
Вновь позвал, не терпел он обмана.
Ход события вновь изменился,(17)

Дионисий домой не вернулся,
Сан получен,(18) но не прикоснулся
Он к землице родной, арестован
Был в Литве, словно цепью закован.
Так и умер в тюрьме, не проснулся…

Русь содрогалась от усобицы; Пимен и Киприан враждовали, Пимен вскоре умрёт. В Галиче так и был митрополитом Антоний, Литва выдвинула своего кандидата, епископа Герасима, но новый князь Свидригайло сжёг его в Витебске, по подозрению в измене. В 1433 году великий князь Василий II и собор епископов нарекли митрополитом святого Иону – епископа Рязанского. Иона поехал в Грецию. Император Палеолог и патриарх Иосиф отказали ему, ссылаясь на то, что до него уже возведён в сан митрополита и отправлен в Москву Исидор. Они замыслили дурное против Руси.

Приехав в Москву, Исидор отпросился у князя на Флорентийский собор. Князь сперва не отпускал, но всё же после длительных уговоров всё же отпустил, наказав ничего чужого не привозить. Но Исидор оказался сторонником папы и унии, за что в Москве, за несение латинского креста и поминание папы, был посажен под стражу. В 1441 году осуждён собором русских епископов, но ему удалось убежать. Исидор был последним греком – митрополитом. Католическая церковь не смогла ввести в России латинство, в Литве сопротивлялись. Рим ухватился за унию.

А Русь строилась – возведено много храмов и церквей, не смотря на трудности. Хоть разделение произошло, православие сохранилось, отстояло право на веру отцов и дедов. В Грецию были посланы послы с прошением о поставлении митрополита, но когда узнали, что император и патриарх приняли унию, посольство вернули назад. Хоть в России и были усобицы между князьями – ослепление великого князя Василия II князем Дмитрием Шемякой – всё же в 1448 году Иона поставлен митрополитом собором русских пастырей. В 1453 году Царьград был взят турками, Иона послал подарки патриарху Геннадию, утешая его, и попросил благословения.  С  тех  пор  русская митрополия стала независимой, самостоятельной, первой по степени после Иерусалимского патриарха. Произошло окончательное разделение митрополий, они стали титуловаться по городам областей: Московским и Киевским. Литва оказалась под властью князя католика, флорентийская уния не прошла бесследно.

_________________________________________
1 - Князь Симеон Гордый – годы жизни 1317 – 1353 гг., старший сын Ивана Калиты.
2 - Посвящение двух получилось – в 1354 г. св. Алексей посвящён в митрополиты, литовский князь предпочёл своего митрополита. Чтобы не было смуты, патриарх посвятил и Романа в митрополиты, который обосновался в Литве и на Волыни.
3 - Ещё Киев… - Киев действительно ещё оставался престольным городом, но только до окончательного раскола.
4 - Сотворился мятеж… - мятеж во святительстве.
5 - Ведь и так было очень тревожно – Русь платила дань Орде и ездила за ярлыком туда, чтобы подтвердить своё право на княжение и т.д.
6 - Вскоре с жизнь. Роман распрощался – Роман скончался в 1362 году.
7 - Тайдула – жена хана Чанибека, заболела глазами, ей не смогли в Орде помочь. По совету приближённых, Чанибек обратился к Московскому князю, чтобы он прислал ему для исцеления Тайдулы св. Алексея.
8 - Бог поможет в молитве… - хан писал князю: «Мы слышали, что Бог не отказывает молитвам главного попа вашего; отпустите его к нам, да исцелеет его молитвами царица моя; если не отпустите, пойду опустошать землю вашу».
9 - Князь подумал… - князь Московский Иоанн II Красный (1326 – 1359 гг.), отец Дмитрия Донского.
10 - С ярлыком… - льготная бумага.
11 - Он с Борисом… - Борис Константинович (ум. 1394 г.), Суздальско-Нижегородская ветвь. Ссорился с братом Дмитрием (1324 – 1383 гг.), не признавал власть Москвы.
12 - В Нижний Сергия… - митрополит св. Алексей послал к Борису в Нижний Новгород Сергия Радонежского, чтобы тот закрыл все церкви в городе. Этой мерой смирил Бориса, заставив уступить Нижний брату.
13 - Но с епархией он не мирился – св. Алексей не желал на своё место Митяя, после смерти митрополита Алексея епархия не ладила с Митяем.
14 - Дионисий – Суздальский епископ Дионисий не поехал на поклон к Митяю, чем вызвал гнев того, произошла ссора, Дионисий был посажен под стражу, но сбежал.
15 - Он в дороге умрёт… - в 1379 г. Митяй по дороге в Грецию умрёт, так и не доехав в Константинополь.
16 - Следом Пимен… - архимандрит Пимен обманул, написав на бланке великого князя прошение о поставлении его, Пимена. Князь разгневался за обман.
17 - Ход событий вновь изменился – князь опять пригласил Киприона, хотя не доверял ему, при нашествии Тохтамыша, Киприан удалился в Тверь, которая была союзником Литвы и этим Киприан показал за кого он. Пимен был прощён и приглашен князем.
18 - Сан получен…- св. Дионисий всё же стал митрополитом, но по дороге домой, в Литве арестован и посажен в тюрьму, где и умер в 1385 г.

Используемая иллюстрация: Дионисий "Митрополит Алексей исцеляет царицу Тайдулу" (клеймо иконы "Митрополит Алексей с житием")


Рецензии