Полежаев Борис Иванович

Есть хороший советский фильм «Каждый вечер в одиннадцать». Правда, он на другую тему – тему любви. Но я его вспоминаю не случайно: почти каждый вечер в одно и то же время мне домой звонил бывший начальник Экспериментального отдела Борис Иванович Полежаев.
В то время я ещё работал в кадрах ПТО, он же уже находился на заслуженном отдыхе.
После каждого его звонка у меня поднималось к вечеру упавшее настроение. Ему надо было быть не начальником отдела на производстве, а педагогом в вузе: так доходчиво он объяснял мне, бывшему студенту-заочнику, ту или иную тему разговора.
На первом месте, разумеется, у нас стояла тема нашего с ним родного производства, которому он, как и я, отдал многие годы своей жизни. Нас интересовало не то, чем занимался Экспериментальный отдел, ибо любому не посвящённому человеку и так ясно: экспериментами. Нас интересовали люди, работающие там. До него и после него.
Ни для кого не секрет, что многие будущие руководители как производства, так и АВТОВАЗа начинали свой трудовой путь в отделе Полежаева. Не буду называть сейчас их фамилии, во-первых,чтобы не делать им не нужную рекламу, во-вторых, ко многим из них я относился как кадровик неоднозначно. Во многом моё мнение о них разделял и сам Борис Иванович.
Часто он начинал свой телефонный разговор со мной словами: «Ну, кадровики, вы и даёте, как вы могли поставить на должность …» Далее следовала фамилия его бывшего работника и должность, которую он получил в производстве.
На что я ему всегда отвечал одно и тоже: «Что Вы хотите, уважаемый Борис Иванович, если я, как ведущий кадровик, не могу принять самостоятельно на работу даже простого токаря или фрезеровщика, а тем более перевести их с места на место или уволить, в том числе, по собственному желанию».
«Знаю я эту историю не понаслышке, - отвечал мне, улыбаясь бывший начальник Экспериментального отдела, - но директор прав! Просто надо ему объяснять очень доходчиво, что представляет из себя тот или иной кандидат в руководители, а не у всех это получается».
Больше всего критики со стороны Полежаева я выслушивал после того, как один из его преемников на посту начальника отдела пошёл на повышение. Проблема заключалась в том, что не учитывалась при этом полученная им в институте специальность и опыт предыдущей работы. Пришлось объяснить Борису Ивановичу, что убедить директора в назначении на новую руководящую должность его преемника смог один из больших начальников в производстве. Вот только я уже не помню , то ли они в вузе учились вместе, то ли являлись земляками.
Мне всегда нравились и нравятся люди, которые, как хамелеоны, не меняют своих убеждений в связи с меняющимися обстоятельствами. К ним относился и Борис Иванович Полежаев.
Он был убеждённым сторонником коммунистических идей. «Подожди немного, Петр Алексеевич,- говорил мне он часто, - наступит время и у нас в стране снова появятся и пионеры, и комсомольцы, ибо подрастающему поколению нужна соответствующая идеология патриотов, без этого «ни туды и не сюды». Тогда я, слушая его, только улыбался, не догадываясь, что этот Человек, за спиной которого был огромный жизненный путь, окажется прав: с интересом россияне наблюдают в последние годы, как 19 мая на Красной площади российским школьникам вяжут красные галстуки. Такого лично я, разговаривая тогда с Полежаевым, представить не мог. Но это случилось.
Но и это не всё: слова Полежаева о подрастающем поколении оказались действительно пророческими. Появились не только пионеры, но и члены молодёжного движения «Юнармия». А о создании в наши дни молодёжного движения «Большая перемена» особый разговор.
Прошло уже достаточно много времени, как ушёл из жизни Борис Иванович Полежаев, но светлая память о нём осталась в моём благодарном сердце навсегда. Таких людей забывать нельзя! Они того заслуживают.

09.06.22 г.


Рецензии