Про войну и не только

В мемуарной серии «Наш ХХ век», которую выпускает московское издательство «Центрполиграф» вышли две книги известных советских военачальников.
У книги Александра Евгеньевича  Голованова "Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941 - 1945" – трудная судьба. Как и у ее автора.
Необычайно яркий взлет в 1941—1945 годах и необычайно долгое и глухое замалчивание после войны — такова линия жизни автора мемуаров «Дальняя бомбардировочная...» Главного маршала авиации А.Е. Голованова.
К маю 45-года лишь три военачальника  имели звание Главных маршалов родов войск – Главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, а также Главные маршалы авиации А.А. Новиков и А.Е. Голованов. Однако в послевоенные годы все они были сняты с занимаемых постов. Судьбы каждого из них  сложились по разному, но была одна общая причина для опалы.  Когда необходимо выстоять в испытаниях, власти требуется твердый и независимый руководитель, способный иметь собственное мнение  и отстаивать его. Когда же испытания позади, такие люди становятся ненужными, поскольку не способны приспосабливаться и угождать  власть предержащим.
Деятельность Голованова в годы войны была подчинена И.В. Сталину, о котором мемуарист много пишет в своей книге.
А потом последовала опала, в 1948 году  Голованов был снят с должности командующего Дальней авиацией и соответствующих его званию постов больше не получал. В августе  1953 года был уволен в запас. Последние годы жизни отдавал работе над мемуарами, пропадая в Подольске,  где буквально перелопатил горы документов Центрального архива Министерства обороны.
Увлекательно и живо рассказывает Голованов о самоотверженных полетах экипажей бомбардировщиков, о многих драматических эпизодах на фронтах и в Ставке, участником и свидетелем которых был. Книга Голованова «Дальняя бомбардировочная», несомненно, входит в золотой фонд российской военной мемуаристики. В этой же серии изданы мемуары маршала Баграмяна «Мои воспоминания».
Иван Христофорович Баграмян – выходец из армянской рабочей семьи в октябре 1915 года вступил добровольцем в русскую армию. В составе Экспедиционного корпуса русских войск участвовал в походе в Персию и в Хамаданской операции на Кавказском фронте Первой мировой войны.
В декабре 1920 года добровольно вступил в Армянскую Красную армию.  Баграмян в книге воспоминаний рассказывает о событиях, связанных с победой Октябрьской революции, установлением советской власти в Армении
Осенью 1924 года он был направлен в Ленинград на учёбу в Высшую кавалерийскую школу. Вместе с ним её слушателями стали такие известные в последующем военачальники, как Г. К. Жуков, А. И. Еременко, В. И. Чистяков, П. Л. Романенко, К. К. Рокоссовский.
Во время массовых чисток РККА на Баграмяна, когда-то служившего в «буржуазной армянской армии», был собран компрометирующий материал, но будущий полководец был спасён благодаря заступничеству А. И. Микояна.
В основу воспоминаний Маршала Советского Союза Баграмяна легли две ранее изданные его книги "Так начиналась война" и "Так шли мы к победе". Автор знакомит читателя с важнейшими событиями Великой Отечественной войны, анализирует ход военных действий на различных участках, где ему довелось принимать участие в руководстве войсками, возглавлять крупные штабы, командовать армией, а затем фронтом.
Наряду с мемуарами известных людей и научно-исторической литературой в редакционном портфеле издательства «Центрполиграф» достойную нишу занимают авторы детективного жанра, с творчеством которых мы знакомимся впервые. В своих обзорах я представлял книги Лизы Марклунд, Мэри Кубики, Николя Бегле и других европейских авторов.
Сейчас хочу сказать несколько слов об австрийском писателе Андреасе Грубере. Этот «многостаночник»  работает   в самых различных жанрах от детектива и  триллера, до  научной фантастики, мистики и «ужасов».
Однако наибольшую известность ему принесли книги в жанре психологического триллера.
Как и другие мастера зарубежного, а сейчас и отечественного детектива, Грубер пишет криминальные серии со сквозными героями.
Особенно популярна серия о расследованиях психолога криминальной полиции Мартена Снейдера и его напарницы Сабины Немез. Обращает внимание присутствие слов – «смерть и смертельный» в этой страшноватой серии. Посудите сами: «Смерть с уведомлением», « Смертный приговор» «Смертельный хоровод», «Сказка о смерти» и наконец последняя из этой серии – книга «Метка смерти».
Вот в нескольких словах сюжет этого конспирологического триллера: комиссар уголовной полиции Сабина Немез крайне удивлена, встретив в главном здании криминальной полиции в Висбадене женщину в монашеской одежде, которая заявляет о желании признаться в преступлении. И не кому-либо, а исключительно коллеге Сабины Мартену С. Снейдеру. Безобидная на первый взгляд женщина заявляет, что в следующие семь дней совершит семь убийств – о мотиве и способе она хранит молчание. Пожилую монахиню задерживают, а в криминальной полиции начинается суматоха — особенно после того, как Сабине, несмотря на все усилия, не удается предотвратить первое убийство. Очень скоро становится ясно, что за всем этим скрывается исключительно изощренный план, который заинтриговывает и Снейдера.
Детектив и его друг (напарник, помощник, коллега) – приём в детективной литературе не новый. Его истоки прежде всего мы встречаем  у сэра Артура Конан Дойла с бессмертными Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Линейку продолжил американец Рекс Стаут с тучным Ниро Вульфом и Арчи Гудвином.  Этот персонаж - правая рука, глаза и уши частного детектива Ниро Вульфа, а также его водитель, телохранитель и секретарь. Все произведения о Ниро Вульфе изложены от его имени. Одним словом - реинкарнация доктора Ватсона.
Другой американец Эрл Стенли Гарднер внёс в этот детективный дуэт гендерное равновесие, приставив к адвокату с детективными наклонностями Перри Мейсону секретаршу Деллу Стрит, иными словами, одев Ватсона в юбку. Примеры можно длить, но европейцы не были бы сами собой, не добавив своему «детективному дуэту»  новых красок сексуальной толерантности, а именно сделав одного из героев, в случае  Грубера это Мартен Снейдер, сыщиком с нетрадиционной ориентацией. Как говорится, приехали!
Чему удивляться? Элементарно, Ватсон!
Но мы из нетрадиционной Европы обратимся к  отечественным традиционным ценностям – одной из которых является любовь. Не так давно я представил нашим читателям
книгу Елены Первушиной «Любовь в Серебряном веке».  Теперь автор посягнула на чувства поэтов Золотого века, где как известно блистало «наше всё». Александр Сергеевич Пушкин был чрезвычайно любвеобилен.  Но и другие поэты, которых часто затмевало  «солнце русской поэзии»,  своих чувств к прекрасному полу не скрывали. Современники Пушкина -  Державин, Крылов, Жуковский. А ещё Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет . Удивительные истории их любви  стали сюжетами новой книги Елены Первушиной «Любовь в Золотом веке». 
Золотой век русской литературы не имеет четких временных границ. Он "растянулся" на весь XIX век, от первых произведений сентиментализма и романтизма до триумфа реализма. В этот период были написаны гениальные стихи и поэмы, великие романы и повести. Это и "Бедная Лиза", и "Евгений Онегин", и "Анна Каренина"… Герои их по-разному проходят испытание любовью, но каждый раз результаты этого испытания становятся приговором целому поколению. А в то время, когда писались эти произведения, те же испытания проходили и живые люди. Возможно, познакомившись с историями любви поэтов Золотого века, кто-то решит, что не все из них заслуживают имени настоящих героев своего времени. Но литература, а особенно поэзия, очень редко создается ради "положительного примера". Ее задача совсем иная - давать утешение тем, кто страдает, напоминать нам всем, что мы - люди, и поэтому мы можем быть добрее друг к другу и становиться лучше.
В заключение этого обзора новинок московского издательства «Центрполиграф» хочу остановиться на двух книгах, которые в наше тревожное время спецоперации на Украине, когда разного рода конспирологические теории просто зашкаливают, а разного рода фейкам нет конца, получили актуальное звучание.
Книга Чарльза Уильяма Гекертона «Тайные общества всех веков и народов» была впервые издана 150 лет назад. Автор  считал свою книгу "самым ясным отчетом о тайных обществах". Книга фактически является путеводителем по истории образования, развития и деятельности тайных обществ. Гекертон приводит их подробную классификацию, описывая религиозные, военные, судебные, ученые и политические тайные обществ. Многие тайные общества, о которых в ней написано, давно канули в Лету, но интересны как исторический факт. О тамплиерах, розенкрейцерах, алхимиках и Рыцарях Храма написано много романов и снято немало кинокартин, и успех им обеспечен на годы вперед. Людям свойственно верить в разного рода заговоры, даже там, где их нет. Хотя истоки современного политического терроризма следует искать именно в этих обществах и сектах.
Специалист по истории ислама, Ближнего Востока и взаимоотношений между исламом и Западом, профессор Принстонского университета Бернард Льюис в книге  «Ассасины» прослеживает историю радикальной исламской секты, явившейся первой группировкой людей, которые начали использовать убийство в качестве политического оружия. Собственно и сейчас термин «ассасины» применим в разного рода радикальным исламским сектам, практикующим терроризм по всему миру. Но что интересно, европейцы, начиная с крестоносцев  вплоть до современных спецслужб, активно использовали этих террористов в своих целях. Поэтому не стоит удивляться тому, что среди националистического сброда на территории Украины, в нацбатах, наверняка, можно встретить ассасинов сегодняшнего дня.


Рецензии