Против унижения благодарности

Общетиражный философский словарь рассматривает благодарность как «признательную память о том, что было; память о счастье или благодати; само это счастье или заново переживаемая милость ... Благодарность распространяется на былое, пока это былое сохраняется ... Это счастливое воспоминание … Благодарный человек с любовью думает о прошлом не потому, что этого прошлого больше нет (это и есть ностальгия), а потому, что истинность прошлого сохраняется в настоящем … Именно поэтому благодарность является добродетелью – сознание долга приносит ей радость, тогда как самолюбие стремится о нём забыть».

Как же это искажает и умаляет смысл и значение благодарности! Это прямо-таки слегка приукрашенная неблагодарность: был признателен, потом позабыл – и всё…

Из словарных философов только Пруст воспел благодарность как «вновь обретённое время, радостное ощущение вечности» – это уже категории, хотя бы намекающие на Божественность.
Благодарность высоко ценил Марк Туллий Цицерон: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей».

Если верить этимологии, у греков значения благодарности приобщались к понятиям «дар», «милость», «угождение», а в русском переводе Нового Завета греческое слово переводится как «благодать».
В латыни трансформируется в caritas – «любовь-милосердие, и gratia – «красота», «благодать».
Русское слово «благодарность» (благое дарение) также указывает спецификацию особого действия – дара как подношения, приношения.

Словарь по этике тоже произвольно унижает благодарность: это якобы «отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях. Моральное требование платить добром за добро … Долг благодарности приобретает более широкое значение в условиях буржуазного общества как не оформленное правом дополнение к экономическим и юридическим отношениям взаимного обмена товарами и услугами. Но именно здесь в силу противоположности интересов людей эта обязанность наиболее часто нарушается…».

В «Новой философской энциклопедии» благодарность есть выражение «чувства обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние». А затем понятие вроде бы расширяется, но при этом так препарируется, что диву даёшься: «Как моральное чувство и обязанность благодарность восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами … а также к отношениям взаимности услуг.

Оказывается, что «благодарность как особого рода дарение осмысляется
только благодаря философам, которым «на протяжении всей истории приходилось акцентировать возвышенный, собственно этический смысл благодарности».
Начиная с Сенеки, который объяснял, что благодарность представляет собой добровольное дарение.
Но у всех философов «…при этом всегда сохраняется понимание её всего лишь как взаимности, характеризующей функциональные, корыстные отношения».

Только одно мнение М. Кляйна звучит весьма отрадно: «…некоторые современные психологи рассматривают … способность к благодарности как один из первичных показателей нравственной чувствительности (отзывчивости) личности, как предпосылку более сложных нравственных чувств и способностей – доверия, сострадания, доброжелательности; развитая способность к благодарности удерживает человека от таких деструктивных чувств, как жадность, ревность, зависть». Нужно отметить, что самое продвинутое из публикуемых энциклопедических воззрений на благодарность.

Проблематизация понятия «благодарность» принципиально меняется только в христианстве. Адресатом действительной и полной благодарности должен быть Бог, а её предметом – все творения Бога. Но чаще всего благодарность трактуется как обязанность и соотносится с милосердием.
И уже почему-то никому не интересно, что при таком подходе (а часто и нагнетании) в свойствах человека принимаемое благодеяние будет восприниматься как бремя, ведь тогда он как бы обрекается на благодарность. И это уже не естественная, искренняя и часто восторженная благодарность, а … какая-то тягомотина. 

А вообще … зачем человекам быть благодарными?

Мироздание – это сложная система, в которой всё взаимосвязано. Абсолютно всё имеет смысл и предназначение, а случайности – это всего лишь неизвестные нам связи.
В каждом есть потенциал, но он может реализоваться только тогда, когда человек будет использовать полученный ресурс по правильному назначению.

Правильное назначение – это соответствие Программе творения, называемой ещё предопределением и волей Божией.
А на нашем сермяжном уровне – это всего лишь выполнение своей работы для того, чтобы работала вся система. Все различия – в объёме и уровне работы.

Мы лично на самом деле ничего не имеем. Всё вокруг является «собственностью» системы. А чтобы система тебя не выбросила, нужно отдавать.
Свойство отдачи, способность к отдаче – это условие соответствия свойствам Творца, которые по сути есть «предустановленная», ничем не обусловленная отдача.

Человек на уровне мирской осознанности всегда будет думать только о своих выгодах. Чаще всего, когда кто-то вроде что-то делает не для выгоды, и отдаёт, что мог бы присвоить – в действительности он это всё делает исключительно для себя.

А кто уже понимает, что человек должен жить ради других, что в этом и есть этой жизни смысл, – этот уже растёт духовно, и стремится жить в соответствии с законом равновесия Божиего мироздания.
Как это? А так – с благодарностью за всё и ко всему, что есть.

С какой благодарностью – это тоже имеет значение. Вот представь, что ты имеешь очень дорогой бриллиант, и тебе на какое-то время необходимо отдать его на хранение.
Ты не понесёшь камень тому, кто не понимает его ценности. Ты обратишься к честному человеку, имеющему хотя бы представление о ценностях.
Если ценишь дар этой жизни, реализованный в материальных и нематериальных ценностях, с разного рода возможностями, не перепоручишь его абы кому.
Творец знает твою ценность. Но для Него все ресурсы творения обязательно должны быть в действии – иначе какая же в них ценность?!
Бриллиант также имеет ценность только будучи освещённым, иначе это просто камень.
Творцу не интересна огранка бриллианта, Ему отрадна его суть – способность принятия и отражения света.

При рождении каждый из нас получает «талант» – какое-то количество и качество способностей. И ещё получает определённые возможности в соответствии с замыслом Творца.

Но что дальше? А дальше … человек либо благодарный, либо нет.
Благодарность начинается с ощущения того, насколько много важного тебе перепало, потому ты это ценишь. И не станешь игнорировать, тем более – бездумно уничтожать.
Неблагодарный не понимает, какую ценность получает. Воспринимает как должное, и не ценит.

Когда человек благодарен, из его жизни потихоньку уходит ненужное, именно по этой причине такой человек «на позитиве» и деятелен в делании добра. Он искренне добропорядочен – во всех его порядках добро важнее.

Искренность – это когда душа открыта, и это одна из основополагающих особенностей способности к благодарности.
Кто не способен быть благодарным сейчас, имея то, чем уже обладает, тот не станет благодарным даже получая максимальные блага, которые даже не может себе представить.
Благодарность – это состояние сердца, которое возносит на ту высоту, какой достигает в благодарении.
Благодарность – это начало любви и рождение душевности, а через развитие душевности – и духовности.

Благодарность как духовное свойство уже не имеет размеров-измерений, не зависит не от размера полученного дара (по-дарка).
Самый высокий уровень благодарности – способность благодарить даже за горести и страдания, зная, что они тебя исправляют, призывают твой дух и развивают его.

При рассмотрении благодарности как энергии – это великая сила, доступная каждому, мощнейший позитивный поток энергии.

Вот попробуй: для начала благодари своё сердце за то, что оно открылось Божественной энергии, и ты почувствуешь, что оно действительно открывается! И увидишь, что радостней становится жить!
Всякий раз, когда ты осознанно произносишь «благодарю!», ты уже совершаешь Божественное действие дарения блага, радости, любви. Какой этот дар – это зависит от твоих свойств и твоего предназначения в соответствии с Программой, – естественно, предназначения тобой раскрытого и реализуемого.

Таким образом, благодарность является самой могущественной силой в мироздании из сил, нам доступных!

Огромный плюс практики благодарности – она до безумия проста, в смысле не нужно для этого усилий ума. Ты прямо сейчас можешь остановиться и задуматься о том, за что и кому благодарен в своей жизни.
Искренне поблагодарив их всех (чем больше наберётся, тем лучше), начнёшь испытывать высокие положительные эмоции. То есть, выходить на высокие «частоты» Царствия Божия, духовного мира.

Благодари жизнь за всё, что в ней было – всё это было дано для сохранения ЖИЗНИ ДУШИ.

Самая прекрасная молитва из всех существующих – это настоящая благодарность.

Вместо того, чтобы просить у высших сил что-то, просто молиться за то, что у вас есть сейчас. С помощью благодарности жизненные уроки обретают правильный смысл.

В денежном эквиваленте заплатить за жизнь никто не в состоянии – она невоспроизводима и бесценна. Мы можем только заплатить только благодарностью. Благодарность включает в себя как способность брать, так и способность отдавать: это получение РАДИ ОТДАЧИ – это «экономика» духовного мира.

«Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (2Кор 4:15).


Рецензии