Рабфак

      
        Мой отец – Александр в пятнадцатилетнем возрасте подделал дату рождения в паспорте, чтобы вместе со старшим братом Анатолием стать рабочим Ленинградского металлического завода, сначала учеником слесаря, а потом слесарем. После Октябрьской революции правительством прилагались серьёзные усилия для повышения образованности населения. Заводских рабочих чуть ли не силком заставляли учиться. Не миновала эта кампания и моего отца.
        Для рабочих Ленинградского металлического завода, где он начал свой трудовой путь, был организован вечерний рабфак. Так сокращённо именовали рабочий факультет  – учреждение системы народного образования, которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения. Причём  выпускники рабфаков зачислялись в вузы без вступительных экзаменов.
        Вот что писал доктор исторических наук член-корреспондент Международной академии высшей школы профессор Алексей Алексеевич Резник в статье «Образование в России: история, современность, проблемы развития» (Информационно-аналитический бюллетень «Петербургский аналитик», № 7, 1999): «Конечно, среди рабфаковцев было много способных и даже талантливых, но им было трудно развить свои способности, поскольку учебные курсы были рассчитаны на основную массу «середнячков» и даже малограмотных учащихся, которым во что бы то ни стало надо было дать высшее образование». Отрицательные последствия такого «классового подхода» к подготовке специалистов с высшим образованием были столь очевидны, что уже в 1930-е годы рабфаки пришлось упразднить.
        Матрикул (устар. – матрикула, от лат. matricula – «список») – прообраз зачётной книжки. Сегодня в зачётную книжку или, как говорят студенты, зачётку преподавателями проставляются только положительные оценки. С моей же точки зрения,  неудовлетворительные оценки в зачётную книжку надо ставить обязательно. Это должно стимулировать студента к приобретению полноценных знаний, тем более, что мода на браваду «неунывающих двоечников» исчезла с приходом эпохи платного обучения. Сегодня Минобрнауки уже предлагает официально ввести наказания для студентов-целевиков вузов и колледжей  за неуспеваемость.
        В двадцатых годах прошлого века учащихся на рабфаке было так много, а преподавателей было так мало, что учащихся объединяли в группы по шесть человек, и на экзамен приходил только один из них с шестью матрикулами. И во все матрикулы выставлялась одинаковая оценка, полученная экзаменуемым.
        В матрикулы преподаватель мог ставить и неудовлетворительные  оценки, порочащие тянущегося к знаниям рабочего, поэтому в пришедшую на замену матрикулу зачётную книжку неудовлетворительные оценки ставить стало нельзя. Эта неразумная традиция и сохранилась до сих пор.
        Как рассказывал отец, все экзамены у них сдавал мальчик Гоша, которого работяги могли и побить, если он принесёт неудовлетворительную оценку. Гоша это знал и учился старательно. В итоге вся шестёрка по результатам аттестации могла поступать в любой институт. Мой отец выбрал медицинский.
– Но вы же ни черта не знали! – сказал я папе.
– Да, – сказал отец. – Мне пришлось очень серьёзно доучиваться.
– Интересно, а кем же стал этот ваш Гоша?
– Не знаю. Наверное, каким-нибудь академиком.
        Перед самой войной 1941 – 1945 гг. отец успешно закончил 1-й Ленинградский медицинский институт, но до врачебной практики дело не дошло, поскольку через месяц он уже маршировал в колонне красноармейцев к месту призыва. О его дальнейшей судьбе я написал в рассказе «Отец».


Рецензии
Странный был этот профессор Резник А.А., если считал, что даже малограмотным середнячкам, во что бы то ни стало !!!, нужно дать высшее образование. Почему бы такую привилегию не оставить способным и талантливым ?

И всё же социалистический подход к проблеме обучения дал свои результаты.
Не даром американские делегации в СССР, в период 1950-60г.г., в своих отчётах писали - " Нам угрожает не их армия и оружие. Нам угрожает советское образование и наука!"

Поэтому в 1991, проклятом году, первой была разрушена советская школа образования!
Последствия такого безответственного решения уже ощущаются в полной мере. То ли ещё будет!

С уважением

Владимир Кулик   11.08.2025 09:37     Заявить о нарушении
Вы правы, Владимир, нашу школу надо спасать. Как это делать? На эту тему у меня на сайте есть несколько публикация.
С уважением

Юрий Матусов   11.08.2025 17:27   Заявить о нарушении
Опыт советской школы ценен тем, что система образования
шлифовалась для престижа Государства. Что и дало
мощный потенциал для развития науки и наукоёмких отраслей.
Теперь всё, в основном, решает "конкурс кошельков".
Образование для понтов! Причём даже понты зачастую уже
заграничные. Как спасти школу? Просто сделать один шаг назад,
пока опыт свеж. Понимают ли это властьпридержащие?

Владимир Кулик   11.08.2025 18:07   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир, со школьным образованием сегодня у нас в России полный завал. Некоторые предложения по исправлению ситуации я сделал в очерках «С чего начать?», «Прошу задуматься», «Раздельное обучение», «Физкультура», «Я плохой». В статье «Ответ Хефту» я перечислил некоторые позиции, по которым уже удалось добиться успеха.
С наилучшими пожеланиями

Юрий Матусов   11.08.2025 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.