Это стыдно, очевидно, петь про это бы не надо

"Это стыдно, очевидно,
Петь про это бы не надо..."

Была такая песня. И в ней пропевалось как раз об очень неконструктивной форме стыда.

Да, я стараюсь делить чувства на полезные и неполезные.

"Как тебе не стыдно!" - иногда вопиёт кто-то со стороны. Желающий просто поманипулировать чужим поведением или изменить его.


Так за что же взывают к стыду?

- За поведение, нарушающее общепринятые нормы. И это понятно.

Вспомните российскую феминистскую панк-группу "Pussy Riot", которая нашумела с акцией в Храме Христа Спасителя. Взывали. Наказали. На мой взгляд, не достучались. Или в транспорте, когда делают замечание за мат, гогот. Вы видели после этого пристыженных? Я - нет.

Или бушуют семейные страсти. Кумушки-соседки клокочут праведным гневом: как не стыдно оставить семью! Даже если стыдно или, точнее, жаль вторую половинку, человек всё равно в праве выбрать личное счастье. Другое дело, сделать это по человечески по отношению к своему спутнику, с уважением, заботой, максимально не задевая чувство собственного достоинства.

Стыдно за других. Хотя быть не должно, но всё равно бывает. Просто краснею молча. Или не молча. Но чувство моё и ответственность моя.

От чего же зависит будет ли стыдно? От личных установок человека: воспитания и самовоспитания. Если человек нарушает собственные нормы, то да, ему будет стыдно. Независимо от того, тыкнул кто-то со стороны или нет. А на нет и стыда нет.


За что бывает стыдно помимо норм морали? Когда ведёшься на чужие провокации.


- "Стыдно себя любить", - прочитала заголовок  у одного психолога. Сразу поняла, убеждение от противного. Очень созвучно предыдущему посту про гордость и предубеждения.


- За незнание "очевидного".

Приём манипуляторов, чтобы унизить собеседника, пошатнуть уверенность в своих силах.

Соглашусь, что незнание поэтов, писателей школьной программы, значимых для нескольких поколений исторических фактов вызывает недоумение. Может говорить об уровне и системе образования. Но вряд ли двоечнику будет за это стыдно.

Во всём остальном очевидные вещи для всех разные. Я могу не знать, каким сверлом сверлить бетон, но знать виды борща. Исключительно как дипломированный географ в своё время выяснила, чем одесский, например, отличается от полтавского.


- Как не стыдно иметь лишний вес! Ну или другие особенности внешности.

Ага, конечно! Как не стыдно мне носить очки, например. Или обувь n-ого размера. А вот ни капельки. Разве приличнее ходить наощупь и, как сестра Золушки, с отрезанной пяткой?


- Как не стыдно, я для тебя столько сделала, а ты!

И остаётся только развести руками. Я список собственных добрых дел не веду. Вот чтобы всё в табличке: дата, кому, что, в каком объеме и что хочу за это. Могу растеряться. Правда, с возрастом научилась пугать инициативных добрых людей вопросом: "Что за это буду должна?" Кто-то сразу убегает, как пойманный на месте преступления. Кто-то честно признаётся в тайных желаниях. А с большинством обмениваемся чудесной фразой из мультфильма: "Просто так!"

Возникает встречный вопрос: благодарить ли за взывание к стыду? "Я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами. Тогда как тебя, Золушка, я воспитываю с утра до вечера. А где благодарность? Где благодарность???" Вот как не стыдно?!

Меня можете не благодарить. За устыжение. Я обычно манипулирую, вызывая другие чувства.))

А вы на что давите?


____________
Фото из Интернета


Рецензии