Однажды в мае. Версия 2022. Кузнецкий Мост

   Что испытывает человек, несколько лет не посещавший Кузнецкий Мост, когда наконец серые арки подземки встречают его своей ассоциативной перспективой?

  И вот уже последняя ступенька эскалатора распрямляется под его ногой, а ответ на заданный вопрос так и не найден, а только проносится в голове прерывистым пунктиром насмешливо-ворчливая фраза Фамусова:

  А всё Кузнецкий Мост, и вечные французы,
  Оттуда моды к нам, и авторы, и музы...

  Я надеюсь, все поняли, что этим  человеком, оказавшимся 1 мая в свой собственный день рождения в самом центре Москвы, и была я – ваш отважный  и верный экскурсовод.  Окинув взглядом привычную  карнавальную канитель Рождественки, я нащупала на противоположной стороне выразительную заглавную букву  вывески  обувной фирмы и тут же пропела вслух: «Э-э-э!».  И словно по команде из этой самой «Эконики» дружной стайкой выпорхнули все  разноцветные воображаемые покупки, совершенные мною за годы существования данного магазина: три пары высоких сапог и несколько лёгких лодочек из выворотной кожи. Чуть-чуть потолкавшись на крылечке, вся эта обувная рать быстро двинулась в разных направлениях, повторяя все мои многочисленные здешние маршруты. Глядя вслед своим любимым синим замшевым сапожкам, я подумала, что смогла бы пройти отсюда и до назначенного на Тверской улице места встречи даже с завязанными глазами, так хорошо я помню все рельефы этой местности. До начала спектакля оставался  ровно час.

    - Э! - Снова сказала я вместе с Петром Ивановичем и с Николем Васильевичем и прямиком направилась к заветной стеклянной  двери, чтобы там, внутри бутика, перед большим зеркалом завязать на шее новый атласный  французский платок, специально купленный в Интернете для этого случая – теперь прогулка по Кузнецкому пройдёт с особым столичным шиком. Уходя, я просмотрела несколько ценников и ужаснулась: за все потраченные здесь когда-то деньги я едва ли смогла бы купить сегодня одну единственную пару туфель…

  Итак, посмотрите вверх:  справа  в  московских облаках нас триумфально встречает глыба  русского неоренессанса с элементами римского барокко. Это самое пафосное и грандиозное сооружение Москвы возвёл здесь для своего Международного банка в 1898 году  Л.С. Поляков. Кроме архитектора Семёна Эйбушитца к зданию приложил руку сам Владимир Шухов, поэтому современников поражал не только экстерьер а-ля del Banko di Santo Spirito в Риме, но  и стеклянная крыша–«фонарь», и операционный зал.

    Но тут я замечаю, что некий диссонанс наметился во всегда журчащем человечьем потоке: словно какой-то сверхъестественный фотограф остановил это вечное движение, и вся московская тусовка замерла в статике снимка. За поворотом сразу находится отгадка: просто пешеходы превратились в зрителей и слушателей. Прямо на мостовой расположился квартет рок-музыкантов, и я под ритмы «Пикника» и под горку быстро спускаюсь к Неглинной улице, не забывая при этом разглядывать фасады домов и наряды местных модников.

  Кузнецкий Мост раскинул свои каменные объятья  всем гостям и тут же превратился в  огромный подиум под открытым небом: в праздничной толпе нет ни одного не модного персонажа.  Вот, например, в брючках-поддергайчиках,  открывающих голые щиколотки(мода на это так и не прошла), шагают в том же направлении что и я, два вполне себе  метросексуала.  Но кроссовки всё же обуты на укороченные  носочках, которые кокетливо выглядывают из фирменных шузов.

 У обоих франтов через плечо перекинуты совершенно одинаковые ремешки сумок-бананок, и поэтому две чёрные дутые куртки наискосок прочерчены  белыми буквами латинского алфавита. – Да они просто «двое из ларца»!- Мысленно вскрикнула я. Предлагаю читателю найти хотя бы пять отличий на фото. Я  обнаружила только три…

  Справа на тротуаре разложены, как на на витрине,электрические струнные инструменты, похожие на  скелетики  классических гитар( от  прежних форм остался только гриф со  струнами и деревянная  боковая  восьмёрка кузова, а вот деки исчезли безвозвратно).  Пластиковые стульчики пусты – выступление этого бэнда  ускользает от меня, поскольку  музыканты ушли на перерыв, и только ударник, склонившись к своим барабанам, остался на сценическом посту.

  Но две московские «герлы» сразу отвлекли меня от переживаний по случаю пропущенного концерта. На одной из них голубые дырявые джинсы – такого фасона я ещё не видела. Вообразите: « Лёгким движением руки брюки превращаются в элегантные шорты…».  Но, как и в кино, что-то пошло не так. Как будто пару пуговиц отстегнули, но основная штанина повисла на шортах, так и не оторвавшись, поэтому между двумя деталями образовалась искусно обработанная  прореха, сквозь которую белеет одна из тех ножек, о которых  грезил ещё Александр Сергеевич Пушкин, насчитавший в России всего «три пары стройных женских ног».

  Что бы он сказал теперь?

  Несколько вспышек - и вот уже и денди в чёрном, и щеголихи в голубом  перемещаются на карту памяти моей фотокамеры, а затянутый строительной сеткой мифический теперь Дом моделей, как театральный занавес, создаёт красивый антураж для этих уличных моделей.

  А если бы в угловом здании по нечётной стороне(№9/10), где в пушкинские времена находился ресторан «Яр» и где сам поэт бывал многократно, сохранился бы до сих пор советский   картографический магазин «Атлас», то я  могла бы отразиться в его роскошном витринном стекле в своём атласном платке и покаламбурить по поводу двух омографов: атлАс  и Атлас, а также заодно удостовериться  в том, что мой сегодняшний  «прикид» соответствует основному нынешнему стилю Кузнецкого, а именно: направлению «спорт – шик». Вместо общения с собственным изображением, сделав последний щелчок  супер-модных джинсов, я разворачиваюсь на 180 градусов, чтобы запечатлеть отсюда снизу всю панораму улицы, торжественно замыкаемую  триумфальной аркой банка Полякова. И вовремя: прямо на меня мчится румяная девица на самокате, явно вставшая на чудовищное средство передвижения впервые.

   Успешно отпрыгнув от этого нового  проклятья пешеходов, в отблеске огромного, в  два этажа, зеркального окна я на мгновение увидела силуэт самого основателя банка – Лазаря Полякова. Несколько  секунд он позирует мне,  ну точь в точь, как на портрете кисти Маковского…

  - Здравствуйте, Лазарь Соломонович, - весело  приветствую я банкира и тайного советника.
   А он отвечает мне, как в анекдоте у Гиляровского:
  - Ну и хочется вам затруднять свой язык? ... Зовите просто – ваше превосходительство.

  Надо срочно бежать дальше, а то вон в окнах Института искусствоведения на третьем этаже поляковского банка появился ещё и призрак Игоря Грабаря.

  - Игорь  Эммануилович, наше вам с кисточкой!- Пытаюсь отшутиться я по-парикмахерски и добавляю уже серьёзно, - спасибо вам за всё, господа: за Москву, за Музей изящных искусств, за Третьяковскую галерею, за «Троицу»!

    «Не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав» быстро прохожу  мимо громоздкой веранды сетевого грузинского ресторана и пугающего своими размерами макета сидящего джигита, так как впереди явно открылся брод для перехода Неглинной.

  Я удачно переправилась на другой берег и опять оглянулась, чтобы сделать ещё несколько кадров с нового ракурса. Но что это? Весь Кузнецкий  с огромным интересом и с фото-телефонами в высоко поднятых  руках замер в ожидании развязки немой сцены, разыгрываемой группой мотоциклистов на белых полосах «зебры». Их стремительное движение к Трубной площади было безжалостно остановлено почти игрушечным светофором. В отличие от наглых самокатчиков эти ребята ещё  вынуждены соблюдать ПДД.

  Шесть блестящих на солнце мотоциклов застыли как вкопанные в пяти метрах от меня.  Серебристые куртки спортсменов явно смахивали на старинные металлические доспехи  - ну чем не современный рыцарский турнир на колёсах? Пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что на одном из байков восседала Прекрасная Дама: светлые длинные волосы выбились из-под шлема, а форма бедра, обтянутого джинсой,  не оставляла никакого сомнения в гендерной принадлежности наездницы.

  А вот и «вечные французы»! Над головами наших рыцарей в бывшем доходном доме Московского купеческого общества, где когда-то  до революции был ювелирный магазин Фаберже, сияет в ореоле заглавной буквы «А»  Эйфелева башенка – ещё одна заграничная обувная эмблема. На таком фоне мотоциклетная кавалькада смотрится особенно офигительно! Экран моей фотокамеры запечатлевает  это мимолётное представление посреди Москвы, и вся нарядная публика с наведёнными объективами навсегда остаётся со мной, а я соответственно навеки отображаюсь в их смартфонах. Настал наконец звёздный час моего белого кашемирового пальто  торговой марки «FF», купленного перед самой пандемией и два года провисевшего в шкафу безвылазно!

  Ещё мгновение, и все шесть космически сияющих двухколесных машин ракетами улетают  к Сандуновским баням и потом – дальше по фарватеру протекающей под землёй настоящей  реки  Неглинки, чтобы порадовать  отличными снимками уже новых пешеходов у очередного  светофора.

  Мотоциклы с помпой пролетели мимо другого углового дома и ещё одной большой  буквы «А» - здесь находится отделение самого-самого частного банка, где я, кстати, года три назад получала зарплатную карту. Таким образом, бывшее начало  каменного моста, именовавшегося  кузнецким, оформляют теперь сразу с двух сторон ахающие  конструкции.

   Ещё до «Яра» в этом здании  находился модный  магазин  господина Демонси « Le  Montagne». Здесь в должности старшей приказчицы служила  приехавшая  в 1823 году в Россию из Франции Жанетта-Полина Гёбль, в замужестве –  Прасковья Анненкова. Помните: « Не обещайте деве юной любови вечной на земле»?  Сам молодой граф Иван Александрович родился и рос здесь же неподалёку на Кузнецком  Мосту ( дом 5/5 – снесён в 1946г). Где познакомилась эта легендарная пара, я пока точно не установила. Сначала все ресурсы взахлёб сообщали, что Анненков увидел впервые француженку в этом самом «Le  Montagne», но теперь вдруг выясняется, что молодые люди познакомились летом 1825 года на ярмарке в Пензе… Нужно будет почитать записки Александра Дюма, который был в Нижнем Новгороде  в гостях у четы Анненковых уже после ссылки в Сибирь, а, может,  даже и добраться до его романа «Учитель  фехтования», написанного гораздо раньше этой встречи, но их судьбами навеянного. Точно известно, что Полина Гёбль  была в апартаментах матери своего возлюбленного на Кузнецком Мосту и оставила об этом восторженные  воспоминания. Также известно, что в этом прославленном доме бывал и взрослый Александр Пушкин, когда там открылась «Книжная лавка с библиотекой для чтения Урбена». А потом всё тот же Яр(Ярд) открыл здесь гостиницу. Как вы думаете она называлась? Правильно: «Франция»!  Дом этот был украшен характерной для архитектора Василия Баженова полуротондой, что позволило  академику двух академий И.Э. Грабарю сделать предположение об авторстве постройки.

  Так можно до бесконечности стоять у Дома с путти напротив умозрительного Пассажа Солодовникова, разрушенного фашисткой  бомбой в 1941 году, и вспоминать о героях былых времён…  Очнувшись я мысленно отправляю Ивана и Прасковью Анненковых на шикарном  мотоцикле «Peugeot  Django» догонять только что уехавших современных байкеров. И, конечно, выглядят эти преследователи как Игорь Костолевский и Эва Шикульска из  кинофильма нашего детства «Звезда пленительного счастья»...

  Мы с вами всё еще идём по Кузнецкому мосту, построенному архитектором Ухтомским в 1754 году, и мост этот совсем не виртуальный, а самый что ни на есть настоящий – ведь в 1819 году, когда река Неглинка была окончательно заключена в трубу, мост просто взяли и засыпали грунтом. Специалисты говорят, что мост находится буквально в тридцати сантиметрах от современных покрытий, и в начале нулевых велись активные дебаты по поводу восстановления этого археологического объекта. Вот здесь в нескольких метрах  от Петровки и начинается подземная теперь кладка моста.  Саша Пушкин, появившийся на свет в Москве в 1799 году, прогуливался здесь в детстве вместе со своим гувернером.

  А сколько было пролито слез  по поводу того, что Кузнецкого моста больше не будет в Москве! Я тут же вспомнила цитату, найденную буквально вчера: «Смешно, что будут говорить: пошел на Кузнецкий мост, а его нет, как “зеленой собаки”», – так писал  А.Я.Булгаков - дипломат, архивист, писатель, московский почт-директор.

   И я тут же переиначила строчку главного почтмейстера, который, к слову сказать, был наполовину французом, применительно к нынешнему веку: придёшь на Кузнецкий, а там вместо улицы мост стоит трехпролётный белокаменный и Дома моделей нет как нет.

   А в реальности на площадке перед новым главным входом в ЦУМ, аккурат там, где  в 1946 году на месте Солодовниковского пассажа был разбит сквер, выступает ещё один музыкальный коллектив. Под энергичные звуковые волны, я вспомнила, как утром по телику я видела выступление германского канцлера Шольца: его резкая жестикуляция неприятно поразила меня своим сходством со зловещей пантомимой Адольфа Гитлера, тот же напор, та же  убеждённость фанатика. Здесь, в сердце нашей древней столицы, между Неглинной и Петровкой, в моём сознании произошёл водораздел между войной и миром. Символично, что при устройстве здешнего сквера был использован тот самый красный мрамор, найденный нашими бойцами во вражеском составе, оставленном фашистами под Можайском. Представляете, безумец Гитлер не просто хотел разрушить Москву, а планировал полностью затопить наш прекрасный город, а на берегу образовавшегося водоёма поставить памятник своей гнусной победе из специально привезённого мрамора и гранита.

  Чуть позже на другой стороне Тверской улицы, справа от Центрального телеграфа мы с вами увидим этот немецкий гранит, опоясывающий цокольные этажи двух сталинских домов. Таким образом, припасённые Гитлером стройматериалы  навсегда заняли свое место в центре Москвы и стали вечным памятником поражения фашистской Германии в войне против нашей страны.

  Джаз всё победно гремит, а я уже дошагала до следующего перекрёстка и предвкушаю дальнейшую прогулку по архитектурному клондайку. Чего только стоит призрачная голубизна модерна дома Сокол, его летящее над Кузнецким панно! Делаю обязательный снимок перспективы Петровки,завершаемой стеной Китай-города и золотыми главами Заиконоспасского монастыря, чьей территорией владел когда-то мой Историко-архивный институт, и где  мы вникали в смысл сказанного лекторами под треск камней древних сводов, а потом выбегали на самую святую улицу Москвы – Никольскую, временно именуемую улицей 25 Октября.

 А теперь слабонервных прошу покинуть зал! Пока я погружалась на перекрёстке в свои студенческие воспоминания, открылся коридор во времена военного коммунизма:

        Пусть бандой окружат нанятой,
        стальной изливаются леевой, —
        России не быть под Антантой.
        Левой!
        Левой!
        Левой!

 - Владимир Владимирович, - обращаюсь я к чеканящему стих и шаг Маяковскому, - ну почему история никого ничему не учит?

 - А-а, это опять вы! Так это наша национальная традиция, мэм, – вечно наступать на одни и те же грабли!- Отвечает мне с иронией поэт и продолжает. – Если вам интересно, то « моя работа в окнах РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, тогда здесь был Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Я немедленно обратился к заму Ростой».

   -  Да, да, это было в бывшем магазине  Абрикосова в Солодовническом пассаже. Вместе с вами трудились все гении вашего времени: Казимир Малевич, Лентулов, Машков, Моор, Малютин, Кукрыниксы, словом, вся Новая Третьяковка. Но вы у них были главным…

  - Какая осведомлённость! -  Всё-таки не забыли, «товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря»! – Воскликнул он и бесследно исчез в майском эфире.

  - Как же так… Опять не успела спросить: когда вы свои стихи читали в кафе «Музыкальная табакерка» в Доме Анненковой, вы знали, что и  Пушкин сюда тоже захаживал и книги у Урбена покупал неоднократно.  И ещё: когда вам пришла мысль написать своё «Юбилейное»?

 - Ответа не последовало, зато в памяти возникли заключительные строчки стихотворения, выученного наизусть ещё в школе:



 Ну, пора:
рассвет
лучища выкалил.
Как бы
милиционер
разыскивать не стал.
На Тверском бульваре
очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу
на пьедестал.
Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину.
Заложил бы
динамиту
— ну-ка,
дрызнь!
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!

  Друзья, пора и нам сделать небольшой антракт. Хватит, пожалуй, для первой части репортажа и фантазий, и информации. Впереди нас ещё  ждёт бермудский треугольник Хомяковой рощи, голубой туман Дома Сокол и густонаселённый памятниками и людьми Камергерский переулок, а также незабываемый литературно-музыкальный спектакль.

      Продолжение  следует…. http://proza.ru/2022/07/26/1602

    https://vk.com/album302650447_282848061- это фото отчёт( активную ссылку смотрите в рецензиях)
       


Рецензии
Лариса, великолепная работа! При любой возможности, непременно иду на Кузнецкий мост! Это место нужно почувствовать, понять. Ярко, зримо, Вам удалось передать настроение, свое видение. Разделяю Ваши впечатления, теперь, перечитав Вашу работу, взгляну иначе на любимую улицу, спасибо за потрясающую экскурсию!С уважением, Виктория.

Виктория Романюк   26.06.2023 18:40     Заявить о нарушении
Виктория! Добрый вечер!
Вы прямо по-булгаковски молниеносны. Не успели ещё чернила Вашей рукописи просохнуть в моём сознании, как здесь уже появилась Ваша рецензия. Д-а-а, нам, поклонницам Михаила Булгакова, достаточно мига, чтобы переместиться во времени и пространстве в нужную точку. Но дабы не потеряться в огромной галактике Прозы.ру, занесу сейчас Ваше победоносное имя в свой список избранных авторов. А также сердечно благодарю Вас за такой искромётный отклик!

Лариса Бережная   26.06.2023 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.