Учитель, перед именем твоим

Сочинение написано внучкой для участия в
республиканском конкурсе, в связи с годом Учителя
15 апреля 2010 г.

Учитель, перед именем твоим…

На мой взгляд, из огромного разнообразия современных профессий, можно выделить две наиболее важные для человека - учитель и врач.   Это   самые древнейшие профессии и потребность в них человек ощущает с рождения. Вначале младенец обходится инстинктами и рефлексами, но очень скоро начинает нуждаться в обучении. 

Обучение - это основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и других. Обучение тесно связано с воспитанием, а воспитание - это целенаправленное развитие человека, которое подразумевает освоение культуры, духовных ценностей, норм поведения и жизни в обществе. Слово педагог произошло от греческого paidagogos, что в переводе означает – воспитатель. Фактически, воспитатель – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. Это может быть: учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада.

Первыми учителями и воспитателями ребёнка становятся родители и семья. Многие философы и учёные утверждают, что основное воспитание ребёнок должен получить до исполнения ему трёх лет, а начинать воспитывать надо даже не с  рождения, а, когда он находится ещё в животе у матери. Например, если в этот период мать слушает спокойную красивую музыку, родившийся ребёнок, услышав эту музыку, успокаивается и радуется.

 Маленькие дети всё делают по настоящему, искренне, они открыты для обучения, а потом, когда вырастают, живут так, как их  «научили» или, как научились сами, нахватавшись сомнительных «знаний». Современного ребёнка растят телевизор, игровая приставка и компьютер, а родители целый день на работе, они зарабатывают деньги. Одни - на то, чтобы прокормить семью, а другие, чтобы приобрести, как можно больше, материальных благ. У них нет времени научить детей другим занятиям, общению с Природой, чтению книг.  Маленького ребёнка отправляют в детский сад, где в группе до тридцати малышей с разным темпераментом или нанимают ему няню. Но далеко не всякому ребёнку везёт с няней так, как Александру Сергеевичу Пушкину. Арина Родионовна не только была ему доброй няней, но и другом. Она привила ему любовь к русскому языку, русской старине, истории, любовь к Родине. А некоторые родители вообще ведут аморальный образ жизни и не дают детям совсем никакого воспитания, а только подают дурной пример.

Вот такими мы достаёмся нашим учителям.  А учитель не только преподаватель, но и воспитатель.  Ему придется помочь ребёнку исправить ущерб, нанесённый неправильным воспитанием родителей. Для этого нужен огромный запас не столько знаний и умений, сколько любви и терпения. Поэтому, я считаю, работать в школе с детьми должен человек, который любит своё дело, творческий, внимательный, любящий людей вообще и детей особенно, которому небезразлично каким станет наше общество и наша Родина. И я уверена, что так оно и есть, потому что учителей в школе всегда не хватает, а те, которые есть, работают долго. Значит, случайных людей здесь нет, несмотря на большие нагрузки и небольшую  заработную плату.

По моему убеждению, особая роль отводится учителям начальных классов. Они учат нас любить и уметь учиться. Но, главное это то, что наши любимые первые учителя воспитывают в нас правильное поведение в обществе, бережное отношение друг к другу, любовь к Родине, уважение к далёким предкам и к родителям, знакомят с творчеством писателей, поэтов, художников, учат любить Природу. Я очень люблю и уважаю свою первую учительницу – Сенскую Наталью Константиновну и всегда буду помнить её. Она рассказывала много интересного, и я полюбила читать. Она заметила, что я люблю рисовать и сочинять стихи, и я с удовольствием в течение нескольких лет оформляла классную стенгазету. Она всегда находила для нас и время, и доброе слово. И по сей день встречает нас с радостью и любовью. Недавно у Натальи Константиновны был юбилей, я для неё сочинила стихи на мотив «Школьного вальса» (см. приложение № 1) и моя одноклассница спела их. И хотя я уже не занимаюсь сочинительством, мне захотелось сделать это для неё, как прежде. И, несомненно, есть в том заслуга моей любимой учительницы, что первые пять классов я училась на одни «пятёрки».

Вообще быть учителем не только почётно, но это ещё и большая ответственность. В школе мало быть хорошо образованным, интеллектуально развитым преподавателем, который хорошо знает и рассказывает свой предмет, хотя и это тоже важно. На мой взгляд, кроме вышеназванного, надо иметь высокую культуру общения и нравственность, быть внимательным и чутким. Классный руководитель должен знать своих учеников, их жизнь в семье, их родителей, материальный достаток, темперамент ученика, чтобы построить свои отношения с ним и уметь его направлять на учёбу, правильно ориентировать на жизнь в обществе.

 Отношения надо создать такие, чтобы подросток мог подойти к учителю в трудный для себя момент,  попросить совета или помощи, не боясь быть осмеянным или опозоренным. Моя бабушка рассказывает, что в её школе были именно такие отношения, и она всегда с любовью и благодарностью вспоминает своих учителей: Сычугова Геннадия Васильевича, Петелину Любовь Александровну, Сафонову Альбину Владимировну и других.
Значительное большинство наших учителей тоже вызывают чувства искреннего уважения, благодарности и симпатии. Но, к сожалению, есть и другие. Моя подруга Маруся, которая теперь живёт в Санкт-Петербурге, часто сокрушается из-за того, что у неё не сложились отношения с одной из учительниц. Подруга рассказывала, что учительница хорошо преподаёт свой предмет, но сама плохо воспитана,  излишне эмоциональна, её раздражает моя подруга, которая имеет противоположный темперамент, за что не раз была при классе подвержена оскорблениям, таким как: «червяк», «черепаха», «амёба» и т. п. Подруга очень страдала от постоянных придирок и оскорблений, учительница старалась выставить её посмешищем при учениках. Так она обращалась с большинством ребят в классе, выставляла провинившегося ученика на обозрение и поощряла насмешки ребят над ним, часто сожалела, что сейчас не прежние времена, когда можно было бить детей указкой или розгами. Возможно, это у неё такой «чёрный» юмор, потому что невозможно представить, чтобы цивилизованный человек мог быть таким на самом деле. При этом она имела нескольких «любимчиков», которых явно выделяла, делала им разные «поблажки» и обращалась с ними ласково. Бедные «любимчики» тоже пострадали: коллектив настроился к ним недоброжелательно, хотя некоторые из них не виновны, что их выделяли. Но из других ребят от «избранности» полезла потребность «ябедничать» и «подлизываться».

Не буду перечислять всех необоснованных придирок и оскорблений. Я-то ведь хорошо знаю свою подругу и её семью, мне за неё обидно. Я утешала Марусю, как могла, предлагала смотреть на всё спокойно и с юмором, быть умнее и достойнее. Сейчас подруга повзрослела и на эти отношения смотрит спокойно, понимает, что надо получать образование и в жизни ей ещё встретятся подобные люди и такие отношения, а она уже приобрела опыт, ей будет легче. Это она сейчас, немного повзрослев, так стала рассуждать, но тогда Марусе было плохо, она с  тоской  ходила на занятия, даже хотела перейти в другую школу, жизнь ей казалась мрачной. Она замкнулась и   чувствовала себя изгоем в классе, где её оскорбляли. А ведь менее крепкий человек мог сломаться и испортить свою жизнь или здоровье.

 Но, к счастью, такое случается редко и, в основном, наши дорогие учителя - прекрасные люди, которые помогают нам достойно войти во взрослую жизнь. Мы благодарны им за это. Мне радостно было узнать, что нынешний год объявлен Годом учителя. Надеюсь,  правительство и государство должным образом оценит не только труд учителей, но и  важность, и нужность воспитания нового поколения, людей будущего. Сейчас столько появляется нового: в 2003 году наступила новая эра Водолея, люди тянутся к светлому, духовному, каждый человек имеет возможность посетить любую страну, стираются расовые различия. Я рада, что живу в это время и, надеюсь, смогу быть полезной своей Родине.

Посвящается первой учительнице (на мотив "Школьного вальса")

Наталья Константиновна,
Мы все  пришли сюда сейчас
Чтоб рассказать, как крепко любим Вас

Четыре года каждый день
Мы все входили в этот класс
И Вы всегда с улыбкой ждали нас.

Наталья Константиновна,
У Вас сегодня юбилей
Примите поздравления скорей

Желаем Вам здоровой быть
И в радости 100 лет прожить
А мы Вас не забудем никогда!


Рецензии