Казаки Золотой Орды. Чаcть 1. Гл. I - IV

     История казаков противоречит принятым утверждениям об «извечной борьбе Руси со Степью» и «татаро-монгольском иге», из-за чего, возможно, историки «разрешили» им право на существование лишь с XV – XVI вв. преимущественно в качестве беглых холопов из русских княжеств. Жизнь тех, кого гениальный Л.Н. Толстой называл создателями России, перед которыми она в неоплатном долгу, считалась нежелательной темой советской исторической науки. Причиной тому было и активное участие казаков в белогвардейском движении против советской власти. Но самой нежелательной была история ордынских казаков, свидетельствовавшая, как, на раздираемом междоусобицами, распадающемся пространстве Золотой Орды в XIV – XVI вв. формировалось Московское царство.

© Ахматнуров С.С., 2017

Часть 1
ДРЕВНИЕ КАЗАКИ
Глава I. Об истории возникновения казаков
Глава II. Русь
Глава III. Народы Евразии в свете ДНК-генеалогии
Глава IV. Торки, берендеи, чёрные клобуки, черкасы, бродники
Глава V. Быт и семья казаков
Глава VI. Язык и письменность
Глава VII. Религия

Часть 2
ЗОЛОТАЯ ОРДА
Глава I. Улус Джучи
Глава II. Армия Золотой Орды
Глава III. Ордынские казаки
Глава IV. Распад Золотой Орды и казаки
Глава V. Последствия ордынского погрома эмиром Тимуром

Часть 3
МОСКОВИЯ
Глава I. Казаки Московские
Глава II. Возвращение казаков на Дон и в Сибирь
Глава III. Казаки Московии в ее внешней политике
 Глава IV. Запорожцы
Глава V. «Смутное время»
Глава VI. Переславская Рада 1654 г

Эпилог. Евразийская Россия
Примечания
Приложение
Список литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ
     Идеи основателей русского евразийства Георгия Владимировича Вернадского (1887 – 1973), Петра Николаевича Савицкого (1895 - 1968), князя Николая Сергеевича Трубецкого (1890 – 1938), Льва Николаевича Гумилева (1912 - 1992) и др. о единых корнях Московской Руси и Золотой Орды не признавались советской исторической наукой.
    Так, Николай Трубецкой монгольской империи придавал гораздо большее значение в создание российского государства, нежели Византийской империи: «Чингисхану удалось выполнить историческую задачу, поставленную самой природой Евразии, - задачу государственного объединения всей этой части света. …В этом необходимо отдать себе отчет при признании исторической России фактической преемницей государства Чингисхана». Признавая при этом, что русская национальная мысль в византийских государственных идеях и традициях нашла материал, пригодный для оправославления и обрусения монгольской государственности: «…Византийские идеологии понадобились только для того, чтобы связать с православием и таким путем сделать своею, русскою, ту монгольскую по своему происхождению государственную идею» .
    Сформированные романовскими историками представления, что из-за господства татаро-монголов русские якобы отстали на триста лет от европейцев и сегодня присутствует в российской литературе. Особенно ярко, ориентированная на Европу идеология «руси, спасшей Европу от нашествия Батыя», стала проявляться в первой половине XIX в. Тогда в художественной и публицистической литературе стала красной нитью прослеживаться связь всего хорошего, что появлялось в Московии с цивилизованной Европой, а плохого – с татарщиной и трехсотлетним игом. Заискивания перед европейцами сопровождались пренебрежением и высокомерием по отношению к восточным народам.
     При всем этом, западные европейцы исходили и исходят из того, что русские – это вчерашние татары: «Нравы русских, вопреки всем претензиям этого полуварварского племени, еще очень жестоки и надолго останутся жестокими, – писал Маркиз Астольф Луи Леонор де Кюстин (1790 – 1857) – французский аристократ, путешественник. Приобрел мировую известность изданием записок о России, которую посетил в 1839 г.

     Романовские историки сумели создать такие противоречивые представления об истории российского государства, которые можно принимать лишь как догму. Что, например, означает «победа русских над ордой»? Достоверно лишь то, что «Орда Залесская» (Великое княжество Владимирское и Суздальское), в определении автора памятника древнерусской литературы конца XIV – начала XV вв."Задонщина", в соперничестве с Крымским ханством и Литвой вступило в наследство распавшейся от непосильного бремени огромной для того времени империи Улус Джучи и столица нового государства переместилось из Сарая на Волге в Москву. Ранее туда была перенесена ставка православных епископов Сарайских и Подонских в чьем ведении находились ордынские казаки.
    А может быть, кто-то вспомнит сколь-нибудь серьезное сражение московитов с ордынцами, где победа осталась за Москвой? Их не было… Была битва с ордынским сепаратистом темником Мамаем. В описании битвы на Куликовом поле в 1380 году историки умалчивают, что ее итогом было и прекращение «Великой ордынской замятни 1359 – 1380 гг.», за время которой Улус Джучи из-за междоусобиц практически распался. После той битвы господство Сарая продлилось еще на сто лет.

    В Европе хорошо помнят всесилие хана Батыя, хана Хулагу, а за тем Османов и московских царей, когда европейские государи без оглядки на Сарай, Стамбул или Москву (Санкт-Петербург) боялись, образно говоря, «чихнуть». А ведь за тысячу лет до монгольской империи еще были гунны, правители которых восемьдесят лет безраздельно господствовали в Европе.
     Сегодня и в России все больше людей осознают, что она никогда не была европейским государством и считают более приемлемым признание евразийской идеологии:
 «Евразийство – это философско-геополитическая концепция, утверждающая общность исторических судеб русского и алтайских («туранских») народов и несовместимость этих народов с западной цивилизацией. Одного взгляда на историческую карту достаточно, чтобы убедиться в том, что почти вся территория современного СССР некогда составляла часть монгольской монархии, основанной великим Чингисханом» .

    Упорство в стремлении отгородиться от родства со степными обитателями Евразии, притом, что значительная часть русской аристократии были выходцами из Орды, продолжает разрушать единство народов Российской Федерации. Предано забвению и то, что сами Рюриковичи задолго до эпохи Золотой Орды стали ближайшими родственниками половецких ханов, женя сыновей на ханских принцессах - красных девицах половецких.
    В дискуссиях о формировании государственной идеологии, несмотря на евразийскую риторику после отказа от коммунистических идей, упорно игнорируют взгляды великих евразийцев.  Евразийство России по просту заболтали.    
    Казаки, одни из кочевых (полукочевых) обитателей Великой Степи. Но учёные так умудрились запутать историю казачьего народа, что сегодня она вызывает больше вопросов, нежели ответов на них. «Прошлое казаков в российской истории не только извратили, но просто зачёркнули, назвав их беглым людом из русских княжеств» . Их назвали «славянами» и «русскими». Под запретом оказались произведения по истории казаков генерал-майора Исаака Фёдоровича Быкадорова (1882 – 1957), где он писал о  национальной принадлежности казаков: «…Казаки никогда себя не осознавали, не ощущали и не считали великороссами (русскими), — считали русскими, но исключительно в государственно-политическом смысле (как подданные Русского государства)» .
    Фундаментальное произведение потомственного казака Андрея Андреевича Гордеева (1886 – умер после 1930) «История казаков», впервые увидевшая свет в Париже, даже в новой России вышла в переработки В.Н. Боровицкой названием - «История казачества» . Надо полагать, и после распада СССР история казаков как народа вызывает у кого-то беспокойство и ему оставляют право называться лишь сословием.
    Не вписывались они и в образ пахаря-земледельца. Несмотря на то что с конца XVIII в. российское правительство насильственно заставляло казаков заниматься сельским трудом, последовательно уменьшая вознаграждение за ратные дела, даже в середине XIX столетия на полях и в садах работали преимущественно женщины и старики, «казак был твёрдо убеждён, что труд постыден для казака»  . Казаки считали себя прирожденными воинами, но не земледельцами.   
    Осталась культура народа, которую не удалось извести полностью, и те казаки, которых еще интересуют их древние корни. Они не могут довольствоваться лубочными картинками прошлого, для них будет важно иметь представление о казаках времен Золотой Орды.   

* Монголы - здесь и далее под монголами подразумеваются подданные империи Мэнге Эль («Вечное Государство» в переводе с тюрк.), созданного Чингисханом и его внуками.



Часть 1
 ДРЕВНИЕ КАЗАКИ

Глава I
ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАЗАКОВ
    Происхождение казаков - один из спорных вопросов российской истории. Без претензий на исчерпывающее раскрытие проблемы остановимся на некоторых, на наш взгляд, важных ее аспектах.
    Население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств, не желавших мириться с холопской зависимостью от князей и бояр, утвердилось в официальной российской истории. О донских казаках Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) написал: «…Происхождение их не весьма благородно: они считались российскими беглецами; искали дикой вольности и добычи в опустевших улусах орды Батыевой, в местах ненаселённых, но плодоносных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в Северную Европу; утвердились в нынешней своей области; взяли города Ахас, назвали его, думаю, Черкаским, или Козачьим (ибо то и другое имя знаменовало одно); доставали себе жён, как вероятно, из земли Черкесской и могли сими браками сообщать детям нечто азиатское в наружности…» .
     При всем этом он же отметил, что под именем торков, берендеев, черкасов и просто казахов казаки известны в истории, как минимум с Х века!
    Итак, казаков представляли беглым людом, крестьянами, холопами и разбойниками, бежавшими на окраины Московской Руси; впоследствии их назвали служилым сословием, несшим воинскую службу во благо отечества, и почему-то… славянами. Не объясняя при этом кочевого, полукочевого образа жизни казаков, воинских и других традиций древнего народа. Двуязычие казаков (татарский, русский или украинский) связали с татарским (тюркским) влиянием во времена Золотой Орды.
    Начнем с того, что ещё древнегреческий историк и географ Страбон (ок. 68 г. до н.э. – ок. 26 г. н.э.)  коссахами именовал один из воинствующих народов Закавказья. До Х в. сохранялось название «касакос», после этого в русских летописях его смешивают с касагами, касогами, казягами. Считали, этноним «коссахи» состоит из двух элементов: «кос» и «сахи» с определённым скифским значением «белые сахи» (белые саки). Смена приставки «кос» на «кас» имела, очевидно, причины чисто звуковые (фонетические) особенности произношения и слуховых ощущений у разных народов . Саками персы называли скифов Центральной Азии.
    Профессор Стамбульского университета казанский татарин Садри Максуди Арсал (1879 - 1957)  в своей книге «Скифы и Саки» писал, что в основе скифов и саков лежал тюркский элемент, а слово «скиф» произошло от слова «сак» . В современном татарском языке сак переводится как «охрана», «осторожный»; сакчы – «охранник», «сторож».
    Если скифское значение «белые саки» отражало название племени, то на Алтае было известно племя или род «ак каз», что в переводе на русский язык означает «белые гуси». В тюркских наречиях «ак» - белый, «каз» - гусь. «Ак каз», «каз ак», можно произнести и «каз сак». Получится сак из племени (рода) белых гусей.
    Исследователь казачества потомственный казак Евграф Петрович Савельев, ссылаясь на Иософата Барбаро, побывавшего в 1336 г. в Азове, указывал на происхождение этнонима «казак», как производное от тюркского «каз» - гусь, гусак – «свободный, как дикий гусь». Он считал, что в Золотой Орде они были не приписанными ни к какому улусу вольными воинами . 
    В работах по истории татар-христиан (кряшен) Максим Степанович Глухов высказывал предположение, что слово «казак» имело этнонимическое значение и восходит к сочетанию «ак каз» - людям племени «белых гусей», или «каз аяк» - «гусеногим». По его мнению, изначально так назывались светлоликие представители более широкого родоплеменного объединения «каз», в отличие от «кара каз» (караказов, карагасов, карагашей и т.д.) – «черных гусей». А половцы являлись прямыми потомками древних акказов с родовой тамгой «каз тэпие», или «каз аягы». Эти родовые тамги не забыты среди тюрок кряшен и сегодня .
    И в хазарах (казарах русских летописей) можно признать представителей народа «гусей». Если «каз» - это гусь, то «ар», «ир» в переводе с тюркских диалектов означает «человек», «мужчина». А у древних тюрок это был еще и «рыжий человек»*.
    Вот что в этой связи пишет член Академии наук РТ и Российской академии лингвистических наук, член президиума Всемирной ассоциации тюркологов Мирфатых Закиевич Закиев: «Мало кто знает, что один из этнонимов или самоназваний тюркских народов до этого периода [До исламизации арабами. – Прим. авт.] был "ар" или "ир", что на древнетюркском языке означает “мужчина”, “человек” .
    Особо следует подчеркнуть, что в первооснове русской истории «Повести временных лет» хазары противопоставляются славянам и называются скифами: «Когда же славяне, как мы уже говорили, жили на Дунае, пришли от скифов, то есть хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были насильники славянам» .
    В XII веке в Восточной и Центральной Азии отмечены самостоятельные племена, носившие названия казачьих орд. «Наиболее значительная «казачья орда» жила в верховьях Енисея и занимала земли на востоке от озера Байкал и на западе до р. Ангара [Вероятно, подразумевались северные границы их расселения. – Прим. автора]. В китайских хрониках орда эта называлась «хакасы», что, по исследованию европейских учёных, равнозначаще слову «казак» .
    Древними хакасами или енисейскими кыргызами называют народ, сложившийся в IV - III вв. до н.э. из саянских динлинов и предков современных хакасов – гяньгуней. «…От Тарбагатая на севере находилось владение Хагас (оно в древности по-китайски называлось Гянь-гунь)... Сей народ должен быть турецкого племени, жители коего имели орлиный нос, русые волосы и голубые глаза, были отважны и мужественны. С 758 года оно находилось под хойхорами [Уйгурами. – Прим. авт.], но когда Хойхорский дом начал приходить в упадок, то хагасский владетель стал именоваться ханом» .
 
*«Динлины», «гяньгуни», «хойхоры» - терминология китайская. Динлинскими горами древние китайцы называли Саяны.
    
Термин «хагас», по мнению С.Е. Яхонтова, является китайской транскрипцией этнонима «кыргыз» . Но если современное название народа «хакас» произнести без выдоха на первой букве, получится «ак ас» или белый ас (белый воин), что вполне согласуется с описанием древними китайцами внешности гяньгуней.
    Таким образом, прочтение этнонима «хакас» и «ак ас» может оказаться применимым к племенам (родам) ак каз, каз ак или белым сакам, о которых речь шла выше.
    На два компонента в этнониме «казак» указывает и казахский филолог, профессор Телгожа Жанузак, связывая «каз» с племенем (родом) «гусей», отмеченного в самых разных топонимах и гидронимах Евразии. В том числе названия Каспий, Кавказ могут иметь отношение к обитавшим там представителям «каз» .
    Антропологически европеоидный тип древних обитателей Саяно-Алтая убедительно подтверждён современными археологическими находками в курганных захоронениях VI – III вв. до н.э. урочищ Пазырык и на алтайском плоскогорье Укок. Эти находки перевернули представления историков о жизни и культуре проживавших там народов две и более тысяч лет назад! 
    Тюрколог Эсен уулу Кылыч считает, что по своему происхождению древние кыргызы были родственны и этнически близки к таким скифским или сакским племенам древности, как юечжи, аримаспы, тохары, усуни и т.д., которых древние греки именовали скифами, а персы - саками. Они относились к народам «Западного края», как называли китайцы земли, расположенные к западу от Ханьской империи. В состав их владений до конца III в. до н.э. входили и племена хунну, создавшие впоследствии великую державу Хунну. В верховьях и среднем течении Енисея возник Кыргызско-Динлинский племенной союз с динлинами, которые и были белокурыми, голубоглазыми, светлокожими людьми европеоидного типа, обитавшие на этих землях с незапамятных времен. На их основе сложился народ енисейских кыргызов. Об этих кыргызах  китайские посолы, пришедшие с посольством в ставку кыргызского правителя по так называемой "восточной" дороге, и написали, что жители, вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом, и голубыми глазами .
    В арабском анонимном источнике «Худуд-ал-Алам» упоминается о государстве «халлух» (756-940), торговавшем железом редкого совершенства. Халлухами или карлуками в современной терминологии арабы называли зеленоглазых кыргызов. В разбогатевшем на торговле высококлассным оружием в государстве карлуков распространялось христианство .
    В IX веке кыргызы и союзные им племена, захватив Присаянье, Алтай, северо-восток Казахстана до среднего течения Иртыша на западе устремляются на юг до Тянь-Шаня и на восток до устьев Селенги.  Их гегемония распространяется на значительную часть земель, некогда подвластных тюркским каганам.
    С потеплением климата Евразии, начавшимся ещё в конце VIII в., часть кыргызов покидает земли Центральной Азии .
    Засуха гнала кочевников на запад, на север. Чоро Тукембаев предполагает, что в освободившееся ото льдов Карское море из Средней Азии по Иртышу и Оби устремились потомки динлинов и россомонов, достигнув на своих кораблях скандинавских берегов.  Путь нашла исследователь Н.В. Федорова, обнаружив в полярных областях Урала и Обской губы артефакты среднеазиатского происхождения, возможно, потерянные викингами в первой половине IX веке .
    О продвижении средневековых хакасов [кыргызов] на запад свидетельствуют другие археологические находки. В середине IX в. часть их достигла р. Оби, а также Среднего Иртыша и Южного Урала. В верховьях р. Урал и близ с. Бобрового раскопаны курганы древнехакасской тюхтятинской культуры IX – X вв. Свидетельства древнехакасского обряда трупосожжения обнаружены у с. Балымер в Татарстане .
    После миграций на запад и на юг тюркоязычных племен к концу XI в. в предгорьях Саяно-Алтая возрастает монгольский элемент. Монголоидные антропологические признаки появляются у многих его обитателей. Но даже в XIII в. в Европу еще приходят «монголы», возглавляемые светловолосым ханом Батыем и великим полководцем Чингисхана - рыжим Субэдеем, который, как считают тувинцы, принадлежал к одному из древних тувинских родов. Да и сам потрясатель вселенной обладал высоким ростом, светлыми волосами и голубыми глазами, и вплоть до 1215 года в роду Чингисхана многие его дети и внуки рождались светловолосыми, а род Борджигинов слыл голубоглазым . В дальнейшем монголоидные антропологические признаки у жителей центра Азии начинают преобладать повсеместно.
    Утверждение средневековых арабских и персидских авторов (ал-Истахри, Ибн Хаукаля, анонимного сочинения Худуд ал-Алам) о том, что река Итиль (Волга) берёт начало близ земли хырхызов (кыргызов) и «течёт между землями кимаков и гуззов», может косвенно подтверждать появление хакасов в Поволжье. То же следует сказать про легенду, сообщаемую ал-Гардизи (XI в.) о происхождение кыргызов и их начальника из славян. Из-за необъяснимого для арабских и персидских купцов и ученых европеоидного облика кыргызов признаки славянского их происхождения он увидел в наружности кыргызов.
    Возможно, потомки древних кыргызских родов сегодня проживают на северо-западе Башкирии, часть жителей которых отличаются рыжим цветом волос.  Также половцы, как и древние кыргызы, в большинстве своём были светловолосыми с голубыми (зелеными) глазами, что отразилось в русском названии кипчаков - от полового цвета волос.
    В работах средневековых арабских путешественников встречаются сведения об аланах и асах Северного Кавказа. Они тех и других относили к тюркоязычным народам. Но, например, ал-Гарнати отличал язык асов от языка алан: «…Этот эмир читал под моим руководством «Удовлетворяющую книгу» ал-Махамили по фикху; а он – да помилует его Аллах! – говорил на разных языках, таких, как: лакзанский, и табаланский, и филанский, и за‘каланский, и хайдакский, и гумикский, и сарирский, и аланский, и асский, и зарихкаранский  и тюркский, и арабский, и персидский» .
     В «черкесах», «черкасах» слышится искажённое название тюрок-асов (воинов), о которых сообщали ал-Магриби  и Абульфеда.  Последний, вероятно, был хорошо осведомлён об этнической карте Кавказа, указывая: «…В этой стране много христиан, а именно: греки, разные армяне, зики, готы, таты, воляки, русские, черкесы, леки, йасы, аланы (в рукописи assi et alani), авары, казикумухи и почти все они говорят на татарском языке».   
    На китайской карте Восточной Европы от 1331 года в черкасах можно увидеть «сарыкесов», т.е. жёлтых (рыжих) или белых асов . Под именем черкасов (сер-асов по Светонию и Птолемею II в. н.э.) о казаках писали даже в ХVIII веке .
    Таким образом, древние и средневековые арабские, греческие, китайские авторы часто писали об одних народах, называя по-разному на своих языках. И лингвистам еще предстоит разбираться во всем этом кажущемся этническом многообразии.
    Приазовье и Тамань называли Землёй Касак (по Гудуд ал-Алам). Кассаки Поволжья, удзы и торки, выполняя поручение хазарского кагана, выгнали печенегов, принудив их уйти за реки Донец и Днепр. По мнению авторов Казачьей энциклопедии, тогда же в Приазовье и по Дону зазвучала славянская речь: «Казачья разговорная речь формировалась в обстановке количественного преобладания приазовских славян при сохранении многих тюркских вкраплений и оборотов речи, из которых самым значительным признавалось отсутствие форм среднего рода, из-за чего казачий язык раньше считался славяно-татарским» .
    Относительно формирования языка у казаков в обстановке количественного преобладания славян в Приазовье IX - Х вв. возникают большие сомнения. Для этого нет предпосылок или письменных указаний, и обнаружение арабским автором сакалибов в Приазовье могло свидетельствовать о торжестве христианской Церкви, когда проповеди начали читать на старославянском языке, а не о преобладании там славян. Именно Церкви принадлежало первенство в распространении знаний и письменности среди населения, в том числе у казаков. Христианские священнослужители могли способствовать славянизации разных народов. 
    В славянском происхождении казаков были убеждены Е.П. Савельев (1860 – 1927) и Д.И. Иловайский (1832 - 1920). Славянофильство Евграфа Савельева наглядно демонстрирует поддержка им Фаддея Воланского, который прочел руническую надпись на камне гробницы легендарного царя этрусков Энея, используя глаголицо-кирилловский алфавит. Притом, что найденная в Италии надпись выбита чуть не классическими орхоно-енисейскими рунами справа налево в тюркском стиле! В книге Алексея Бычкова «Происхождение славян» (2007)  приводятся подобные надписи, где, если оказывается невозможным славянский перевод, их называют «магические буквы и завитки».
    Такие надписи на камнях находили в евразийских степях от Орхона до Азова. Похожие надписи сегодня можно увидеть в музеях Копенгагена, Стокгольма, Берлина и других городов. Но принадлежали ли они древнеславянским племенам, как думал Е.П. Савельев, смешивая славян с русами? Эти надписи более похожи на тюркское орхоно-енисейское письмо. А древние русы действительно могли иметь к нему отношение, о чем речь пойдет ниже.
    В недавнем прошлом азиатских скифов рассматривали как периферию древнего скифского мира, но современные исследователи склоняются к определению Саяно-Алтая родиной скифов. Азиатские курганные захоронения древнее таковых в Европе.  Курган Аржаан, расположенный в Туве, оказался самым древним скифским курганом известным современной науке .

    Рассмотрим еще одно интересное исследование истории древних народов Евразии. Александр Лудов (2014) кай-саков называет царскими скифами в описании Геродота. Он считает, греческие кассаки или кивчаки грузинских летописей, арабские касаки и кипчаки персидских авторов есть никто иные, как казаки, известные на Руси под прозвищем половцев и касогов .
    Следует заметить, такое определение этнонима «кипчаки» выглядит убедительнее предположения известного российского тюрколога Сергея Кляшторного о нарицательном значении слова кывчак-кыбчак. По его мнению, в переводе с древнего уйгурского на русский это означало: «неудачный», «злосчастный», «злополучный» .
    Но очень сомнительно, чтобы Великую Степь (Дешт-и-Кипчак) от Манчжурии до Дуная называли «неудачной» и «злосчастной». Более убедительно звучит «Степь Царских Скифов» - кипчаков, кайсаков в представлении Александра Лудова.
    Наконец, в поисках истоков происхождения казаков нельзя обойти вниманием ещё одних скифов, тех, кого греки называли массагетами. По Геродоту зарождение скифских племён происходит примерно в середине второго тысячелетия до н.э., т. е. 3500 лет назад: «…Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времени первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз 1000 лет».  Геродот называл скифов народом моложе всех, кочевые племена которых обитали в Азии. Массагеты стали давить их с востока, скифы перешли Аракс и пришли в киммерийскую землю,  вытеснив оттуда последних .
    Здесь важен не факт «вытеснения» тех или иных народов, а указания на молодость народа. Если скифы времён Геродота были молодым и сильным этносом, следует думать, что другие скифские же племена – массагеты – оказались ещё более молодыми и сильными, сумев победить или подчинить тех, кто властвовал сотни лет прежде.
    Массагетами называют древних кочевников Восточного Прикаспия, одних из вероятных предков туркменов. Составители Казачьей энциклопедии считали, что в конце I в. массагеты могли попасть под власть асов-аланов и принять их этническое наименование . Но если в туркменах-карлуках (халлухах, арабских источников) признать зеленоглазых кыргызов, то вновь речь пойдет о белых асах из племени белых гусей. Отметим, что топонимы, гидронимы с названием «карлук» встречаются даже в Иркутской области. Что косвенно подтверждает близость карлуков и кыргызов, учитывая северные границы расселения древних кыргызов у берегов Байкала и реки Ангары.
    Ярким подтверждением силы массагетов является описание войны с ними могущественного персидского царя Кира II Великого в VI в. до н.э., голову которого царица победителей Томирис приказала опустить в мешок наполненный кровью:  «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала» .
    Евграф Савельев отводил массагетам особое место в войсках гуннов. «…Массагеты любили украшать конскую сбрую, свои головные уборы и одежду золотом и серебром, носили яркие красные или голубые кафтаны, брили бороду, оставляя усы, а на бритой голове длинный чуб; в битвах были неустрашимы и беспощадны для врагов. Греческий историк Прокопий (VI в.) о нравах их выразился так: «А Массагеты суть величайшие пьяницы из всех смертных». Западные же историки описывают их как самых свирепых, безобразных, по наружности, в мире людей» .
    Так в истории скифов, а за тем гуннов отмечены следы неустрашимых и беспощадных к врагам массагетов. Логично предположить, что с распадом империи гуннов они никуда не исчезли, но их могли называть аланами, асами, болгарами, карлуками, косаками, русами, черкасами, хазарами (козарами) и др., или они вошли в состав указанных этносов.
    Мировая история VI – X вв. отмечена экспансией не только тюрок или арабов, но и тех, кого называют «норманнами». Последние сумели обосноваться на Британских островах и в других частях Европы, в том числе варяги принимали участие в основании Киевского (Русского) каганата.    Особый интерес для казаков в русской истории представляет раздел владений сыном князя Святослава, великим князем Владимиром. Приняв христианство и женившись на греческой царевне, Владимир расстался с прежними жёнами, разделив между двенадцатью сыновьями от тех жен свои земли с тем, вероятно, чтобы удалить их с матерями из столицы. Он оставил себе только Киевскую область и право получать от детей дань. Томаторакань досталась Мстиславу. В 1022 г. Мстислав одолел вождя касогов Редедю. На следующий год под Лиственом он разгромил войска своего брата Ярослава, тот был вынужден бежать в Новгород. Объединив под своей властью Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, Мстислав привёл с Кавказа племена черкес и касогов. Присоединив к ним тюркские племена торков и берендеев, поселил их на границах, образовав военные поселения .

    В степях образованного Мстиславом государства уживались полукочевые бывшие хазары, касоги (косаки), между Доном и Северским Донцом торки, около Хопра и Дона берендеи, рядом с ними на Медведице бродники, в Приазовье - остатки ясов [асы]. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав овладел землями косогов, которых прежде более всего опасался. Но ему не удалось распространить власть на все степные племена, в том числе на казачьих предков. Тех стали называть «чёрные клобуки», так как чёрные остроконечные шапки косаков на Днепре казались необычными. К тому же в середине XI в. сюда пришли половцы .
    Важным представляется описание внешнего вида и образ жизни деда Мстислава и Ярослава, князя Святослава (942 - 972), который по греческим авторам мало отличался от такового у степняков, в том числе у казаков. Прическа Святослава с характерным оселедцем на макушке может свидетельствовать об этнической близости древних массагетов, казаков и древних русов.
    Известно, что во времена регентского правления матери Святослава, княгини Ольги (правила с 945 по 962 гг.) в Киевском каганате меняется этническая принадлежность правящей верхушки. В 957 г. Ольга крестилась в Константинополе и получила поддержку в войне против Хзарского каганата. И если старшее поколение носило ещё так называемые скандинавские имена, то у младшего появляются славянские. Об этом свидетельствуют имена членов её правительства. Таким образом, власть сосредотачивается в руках либо славян, либо ославяненных русов, считал Л.Н. Гумилев . Неясно лишь, отличал ли Гумилев славянские имена от христианских?
    Славянизация исповедовавших христианство казаков, как и русов на Днепре и на Дону, происходила в условиях возрастающего влияния Константинопольской Церкви. Тем не менее и в последующие двести пятьдесят лет предки казаков на Дону не входили в состав киевских княжеств, сохраняя независимость! А в 1223 г. бродники добровольно сражались против киевских дружин в составе монгольского экспедиционного корпуса Субэдея.
    Таким образом, можно видеть, что с первых веков новой эры в Приазовье, на Дону и в предгорьях Северного Кавказа происходило смешение потомков древних скифов, гуннов, русов, тюрков и аборигенов Кавказа. В IX – X вв. там отмечена христианизация и славянизация населения с распространением славянской речи. В результате сложились русо-турано-славянские племена казачьих предков. Но известно, что византийские авторы Средневековья отчётливо писали о различиях русов и славян. А потому называть древних русов славянами неправильно! И значение земледельцев славян в происхождении казаков сильно преувеличивается. Скорее всего, в Днепровско-Волжском междуречье северного Причерноморья и на Кавказе к IX - X вв. сформировался особый народ с образом жизни степных воинов. Благодаря русам они оказались способны и к морским походам по Каспию, Черному морю с нападениями на прибрежные города.
    Еще ранее часть таких «землепроходцев» через Енисей, Обь, Иртыш и Северные моря могла проникнуть в  Скандинавию, а в конце IХ в. под именем викингов отметиться в Англии и Париже
    В XIII веке с приходом войск хана Батыя на землях Северного Казахстана, на Яике, Дону и в Северном Причерноморье из казаков формируется легкая кавалерия, которая будет воевать в авангарде военных походов монгол, исполняя и другие функции, в т.ч. разведку и охрану границ Золотой Орды. В Российской империи казаков назовут военно-служилым сословием, а этноним «казак» закрепится за гражданами современного Казахстана, которых еще в XIX веке называли «киргиз-кайсаками» .

Глава II
РУСЬ

    В России споры «норманистов» и «славянистов» об истоках Руси продолжаются, но в средствах массовой информации и в художественных произведениях однозначно победили сторонники славянского происхождения великороссов. О древних русах практически не вспоминают, в т.ч. из-за того, что средневековые летописи и произведения византийских историографов четко разделяли русов и славян. О призвании руси чудью, славянами, кривичами и весями свидетельствует «Повесть временных лет»: «…Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. …И от тех варяг прозвалась Русская земля».
    Сторонники норманнского происхождения русов отождествляют варягов с викингами, которые в IX – X вв. захватили многие земли в Европе. На оригинальных судах они передвигались на огромные расстояния по морским просторам и рекам, грабя и облагая данью прибрежные народы.  В том числе в славянских землях хозяйничали викинги. Но здесь их назвали «варягами», от греческого слова, означающего «союзник» . 
    Старший из варягов Рюрик княжил в Новгороде, а два его военачальника Дир и Аскольд отправились вниз по Днепру и остановились в «небольшом городе», жители которого в то время (862 г.) платили дань хазарам. Этническую принадлежность тех жителей большинство авторов представляют славянами. Но известно, что после распада державы гуннов в Северном Причерноморье возникло государство, именуемое «Великая Болгария». После смерти хана Кубрата Великая Болгария распалась на две части.
    Кто же оставался на Днепре? Проживавшие совместно болгары, аланы и хазары в Днепровско-Волжском междуречье VI – VII вв. имели общую культуру, названную археологами «салтово-маяцкой». Что, конечно же, не исключает присутствия кочевников, учитывая этнический состав населения. И вряд ли возможно, чтобы все люди вдруг покинули благодатные земли; о каком-то тотальном геноциде народа в те времена ничего не известно. Потому можно предположить, что варягов встретили оставшиеся представители салтово-маяцкой культуры крепко «приросшие» к земле. Воинами были кочевники-степняки и те же варяги, условно назовем их «водными кочевниками». И оставшиеся здесь представители салтово-маяцкой культуры вряд ли могли оказать им сопротивление. Варяги просто заявили жителям, что отныне те будут платить дань не хазарам, но им. Возможно, представителей салтово-маяцкой культуры историки и называют славянами. А.Б. Широкорад замечает: «…Не исключено, что процесс славянизации болгар начался еще в Подонье, где их северными соседями были славяне…» .
    Сергей Михайлович Соловьев писал, что этноним «русь» появился в Северном Причерноморье еще до прихода Рюрика с братьями . Некоторые авторы связывают это с географией, где один из правых притоков Днепра ниже Киева до нынешних дней называется Рось. Греческий историк Иордан в VI в. упоминал вероломный народ россомонов, который помог гуннам разбить готов в Причерноморье. По Иордану, россомоны - это переселившееся вместе с готами в середине II века н.э. скандинавское племя . Б.А. Рыбаков также считал, что Русский каганат IX в. [Киевский каганат – Прим. автора] вёл свое происхождение от россомонов .
    В отличие от них Михаил Голденков уверен, что это готы пришли на Скандинавский полуостров: «…Почти признанный факт, что вождь Один (Воден), приведя свой народ гаутов (готов) на Скандинавский полуостров из Причерноморья, назвал новую страну Скандией – в честь Скандика, страны прародины гаутов, общих предков как скандинавов, так (выходит) и балтов со славянами» .
    А вот что заметили Юрий Дмитриевич Петухов и Нина Ивановна Васильева: «…Даже если русы-скифы пришли из Скандинавии, нас не должно это смущать. …Никаких «дойчеязычных», «инглишговорящих» племен и народностей в Скандинавии не было до XIII–XIV вв. н. э., Скандинавия — это исконная земля русов, и сами русы-скандинавы своей родиной всегда считали Великую Скифию. Ещё, и ещё раз! Мы должны преодолеть навязанный нам комплекс германофилии и германомании!»  .
    Определяют слово «русь» и как производное от финского “routsi” – гребцы или плаванье на гребных судах. И здесь начинается интересное… Как будто проливается свет на загадку, которую загадал ещё в XI в. средневековый ученый Махмуд Кашгарский: «Рус» или «рс» на Древнем Алтае называли гребцов, тех, кто из поколения в поколение «жил с весла» и этим промыслом добывал себе питание». Причем, как заметил Мурад Аджи, по Махмуду Кашгарскому название это «этническое» .
    Рослые, светловолосые, голубоглазые (зеленоглазые) «землепроходцы» из Саяно-Алтая могли проникнуть в Европу и на тысячи лет раньше. Может быть, неслучайно китайцы называют усуней западного края (Китая) в числе предков русских. Так же и в древней булгарской летописи Гази-Бараджа  о русах и болгарах говорится как о потомках древних сакланов, пришедших из глубин Азии .
    Исследования археогенетиков
1. Доказаны миграции человечества позднего неолита и ранней бронзы из евразийских степей на запад в Европу.
2. Доказаны миграции из евразийских степей на юг в Иран, Индию, начиная с первой половины II тыс. до н.э.
3. Доказаны миграции скифов из центра Азии на запад в I тыс. до н.э.
4. Доказаны миграции кочевников из центра Азии на запад в I тыс. н.э. Последней массовой миграцией из центра Азии можно считать монгольское нашествие XIII века.
    Из всего этого нетрудно предположить, что по Y-хромосоме носители гаплотипов R1a (носители этого гаплотипа среди русских мужчин составляют до 48% популяции) и R1b с европеоидными антропологическими признаками могли зародится в центре Азии и на протяжении нескольких тысяч лет маршруты их миграции направлялись в Европу, Ближний Восток, в Иран, Индию. А в покидаемых ими землях постепенно происходило замещение так называемых европеоидных антропологических черт у людей на монголоидные, в том числе в силу доминирования монголоидных признаков в смешанных браках.

     Ю.Н. Дроздов из анализа данных античных и средневековых авторов пришел к выводу, что все племена на территории Восточной Европы времен Средневековья, имели тюркскоязычные названия и не было племен со славяноязычной этнонимией. В скальдических стихах XI – XII в.в. русь представлена только своим самым ранним древнескандинавским наименованием «Gar;ar». Это древнескандинавское наименование народа имело тюркскоязычное происхождение, который они называли «северным» .
     И тот народ, который в летописи называется «новгородцы», был этнически родствен русам. «Руская земля» в Поднепровье названа в летописи не по этнониму автохтонного населения, а по этнониму мигрировавших сюда варягов-русов. После того, как Олег захватил Киев, он провозгласил по поводу этого города следующее: «се буди мати градом рускими» . Но, по мнению Ю.Н. Дроздова, в соответствии с грамматическими нормами славянского языка, существительное «Киев» - мужского рода, а существительное «мать» – женского рода. Поэтому по-славянски Олег не мог сказать, что «Киев будет матерью городов русских». Это в тюркском языке нет категории рода, а потому Киев можно было назвать матерью. То есть, Олег говорил по-тюркски .
    Получается, древние русы поздней античности и раннего средневековья могли быть тюркоязычными. С течением времени часть их в благодатных краях оседала на земле и начинала добывать пропитание земледелием, оставляя прежнее занятие разбоя побережий рек и морей. Причём новые «землепроходцы» с востока или севера непременно желали защищать аборигенов от врагов, требуя за то определённую награду - дань. Так, в Киеве варяги в IX в. объявили свою власть, требуя платить им дань. А потому отмечаемое некоторыми авторами даже во времена Ивана Грозного двуязычие московитов могло быть не только следствием оседания там бездомного люда из Золотой Орды после ее разгрома в 1395 – 1396 гг. эмиром Тимуром, но и сохранившее тюркоязычие более древнее население.
    Русы стали хозяевами речных путей и просторов Каспия, Чёрного моря, нападая на приморские города, в т.ч. на Константинополь. По данным ал-Масуди, флотилия русов, действовавшая на Каспии, состояла из 500 судов. По русским летописям, одно судно русов вмещало до 40 человек. В том месте, где расстояние между Волгой и Доном наименьшее, происходил переход из одной реки в другую. Таким образом осуществлялась связь между морями. В низовьях Волги и в Западном Прикаспии русы оставались вплоть до 20-х гг. XI века .
    Как видим, мореходами были русы, но не земледельцы славяне. С приходом новых кочевников с востока - половцев - в XI в. этнополитическая ситуация в Северном Причерноморье вновь меняется. Через сто лет уже редко встречаются упоминания о древних русах, но те, кто когда-то признал власть русов, стали принадлежать им – «русскими». Точно так же впоследствии принадлежащий татарам, в русской терминологии будет называться «татарин». Этнонимы «татар» и «татарин» несут разную смысловую нагрузку. «Ar», согласно древнетюркскому словарю, - это «человек», «мужчина»; «рыжий». Татар по М. Закиеву - это «чужой ар». Тогда тот, кто принадлежит им, по-русски может называться «татарин». В современном русском языке произошло смешение понятий: «рус» - «русский», «русская»; «татар» - «татарин», «татарка». Тогда как по-татарски это будет соответственно: «рус», «рус кеше», «рус хатыны» и «татар», «татар кешесе», «татар хатыны». Точно так же, например, у англичан национальную принадлежность обозначают “Englishman”, “Englishwomen”, но не просто “english” («английский»).
   Формирование современных русской, белорусской, малорусской (украинской) народностей произойдет лишь в XIV – XVI вв . А Алексей Бычков считает, что русских не было вплоть до царствования Петра I: «…Лишь во времена Петра I народы северных русских княжеств объединились в единую нацию, где русским считался всякий, принявший православие. В это время русский вовсе не обязательно славянин, но обязательно православный. И лишь позднее в русскую нацию влились донские, гребенские и т.д. казаки, потомки татаро-монголов, смешавшихся с тюркскими, аланскими и черкесскими жителями южных степей» . 
    Это может соответствовать взглядам великих евразийцев на российскую историю.
    Теперь о славянах. В 863 г. из Константинополя в Моравию были направлены братья Константин (Кирилл) и Мефодий, уроженцы города Солуни (Фессалоники) в Македонии. С их именами связано упорядочение славянского алфавита и перевод большого числа греческих церковных текстов.
    Первоначально в основе этих переводов лежал с детства знакомый им солунский славянский диалект. Но со временем он обогащался за счет других славянских диалектов, что привело к созданию так называемого старославянского языка . Особенно заметный след он оставил в развитии древнеболгарской и древнерусской письменности.
     Составители «Казачьей энциклопедии», ссылаясь на арабских путешественников, указывали, что во второй половине IX в., после апостольской миссии св. Кирилла и Мефодия, в Приазовье и по Дону восторжествовало христианство, и там зазвучала славянская речь. Надо полагать, восторжествовало христианство православного толка. Христианство в Северном Причерноморье проповедовалось уже с первоапостальских времен, и епископы из тех земель участвовали в самых первых Вселенских Соборах. Другое дело, что у готов, гуннов или алан поздней античности могло проповедоваться арианство с использованием Священного писания, написанного рунами.
    Влияние христианской Церкви, когда проповеди начали читать на созданном св. Кириллом и Мефодием старославянском языке, несомненно, способствовало славянизации населения. Само слово «монастырь» означает нести мысль, знания. Церковь несла знания в народ, и православные священнослужители, как никто другой, способствовали славянизации разных народов. Ярким примером служат болгары, часть которых приняла христианство и перешла на славянский язык. Другая их часть в Среднем Поволжье и на Кавказе сохранили тюркский язык. Славянизации подверглась даже правящая верхушка Киевского каганата: «…В середине Х века там произошла замена скандинавских имен на славянские» .
    Создание единой церковно-славянской азбуки было событием огромного культурно-исторического и духовного значения для славянских народов, считает Сергей Шумило (2010). А равноапостольных святых Кирилла и Мефодия он называет основателями «Славянской Церкви». «…Благодаря христианству, образованию и письменности варяги постепенно ославянивались, язычники христианизировались, а варвары становились цивилизованными» .
    Таким образом, вероятно, во времена раннего Средневековья на западе тюркоязычные германские народы Католической церковью романизировались и латинизировались, а в Восточной Европе часть тюркоязычных и фино-угорских народов славянизировались усилиями Православной церкви.
    Относительно самостоятельные территориально-политические образования в Северном Причерноморье после распада Хазарского каганата подверглись захвату новыми кочевниками - печенегами, торками (узами, гузами), а в XI в. здесь появились половцы. Казахский ученый Жумажан Байжумин считает, что слабая консолидация кочевых племен там породила острейшую военно-политическую конкуренцию между отдельными родоплеменными группами за право взимания дани с тех или иных древнерусских княжеств. Выходом из сложившегося положения, причём как для половцев, так и для русских княжеств, стало заключение браков между сыновьями русских князей и дочерьми половецких ханов. В результате такой интеграции в половецкую эпоху возникли государственные образования, внутреннюю структуру которых составляли кочевая и оседлая подсистемы. Практически все княжеские рода Киевской Руси состояли в кровном родстве со Степью . В частности, князь Александр Невский был родным правнуком хана Кончака по материнской линии и т.д.
    Здесь возникает вопрос, каким-то образом связанный с кастовостью в древнем арийском обществе. Практически ничего не известно о браках сыновей половецких ханов с княжнами Рюриковичей, в то время как сыновей русские князья охотно женили на половецких принцессах. Более того, у вождей степных кочевников выдавать замуж своих дочерей за сыновей вождей побежденных, было в обычае повсеместно от Манчжурии до Придунайских степей. Причины этого остаются неизвестны. А потому исследование останков Рюриковичей в усыпальницах русских государей Ахангельского собора Московского Кремля и в усыпальницах Крымских ханов на предмет установления их гаплотипов по Y-хромосоме и мт-ДНК могли бы разрешить многие вопросы истории. Следует отметить и необычайное сходство усыпальниц тех и других.

Глава III 
НАРОДЫ ЕВРАЗИИ и ОТКРЫТИя ГЕНЕТИКОВ
    В истории каждого народа присутствуют мифы и легенды. Попытки иначе взглянуть на официально принятую точку зрения или даже на окровенно легендарные события часто встречают волну критики и отторжение с ссылками на историков XIX в. В том числе из-за этого в молодежной среде присутствует явно ироническое отношение к историческим фактам.
    В этой связи можно привести слова Алексея Кунгурова: «Стерилизация исторической памяти заключается в выведении такой породы людей, которым история вообще не нужна. Это процесс длительный, но в стратегическом смысле очень эффективный» . А в отношении ведущего государства Евразии и его предшественников, завоевать которые с помощью силы никому не удавалось, подобная стерилизация может оказаться единственным способом разрушения.  Пример тому - Советский Союз, у народов которого изъяли историю Золотой Орды, Тюркского каганата, Империи гуннов и скифских царств, умалчивали о древних обитателях Саяно-Алтая. 
    Благодаря такой «истории» большинство народов Советского Союза представлялись некой человеческой массой, предки которой на протяжении всей прошлой истории непрерывно враждовали друг с другом. По выражению С.М. Соловьева, они были народом неисторическим . Ни в одном из учебников не говорилось о причинах лёгкости, с какой их далекие предки объединялись в единое государство. О великой царице массагетов Томирис, основателе первой евразийской империи вожде хуннов Модэ, царе Аттиле или тюркском кагане Бумыне, даже о могущественном Чингисхане если и упоминалось, то как-то вскользь, скороговоркой или с эпитетами «ужасный», «жестокий» и пр. Пытались забыть о и варягах, призванных править неразумными славянами.
    Известно, что тексты древних рукописей, летописей, историографических произведений в угоду тем или иным политическим интересам и отдельным правителям подтирались, вымарывались, изменялись, а иногда и просто уничтожались; создавалась «история», отвечающая политическим требованиям определённого времени. Но всеобщая компьютеризация и распространение интернета, с хлынувшим потоком противоречивой исторической информации, заставила многих людей задуматься, в том числе о прошлом своего народа.
    С другой стороны, следствием информационного бума и несоответствия открывшихся фактов устоявшимся представлениям стало критическое отношение части молодежи к историкам и к самой истории. Даже мнения о событиях недавнего прошлого в нашей стране за истекшие двадцать пять лет претерпели кардинальные изменения. В начале «перестройки» Советский Союз с его великими достижениями, в результате которых Россия стала мировой державой, пренебрежительно называли совком. Именем известного ученого физика, вместе с тем одного из светочей либеральной демократии семидесятых - восьмидесятых годов, призывавшего к расчленению СССР и введению против него всевозможных санкций, была названа площадь в Москве. Сегодня это имя уже предпочитают не упоминать…
    Историю иногда называют наукой, мифологией, идеологией и политикой одновременно. Археология, антропология лишь отчасти дают материальное подтверждение тем или иным событиям далёкого прошлого, причём с большой долей возможной ошибки во временной локализации, зачастую с ложной интерпретацией. Чего стоит утверждение, что в средние века в степях Днепровско-Донского междуречья за два – три поколения представители пришлого монголоидного населения завоевателей с востока приобрели европеоидные черты, а потому признаков присутствия там монголоидов практически не находят. Но любому хотя бы отчасти знакомому с законами генетики человеку, известно, что тёмный цвет волос, узкие глаза и другие монголоидные антропологические признаки являются доминирующими в смешанных браках с так называемыми европеоидами и ситуация должна была быть прямо противоположной. Почему этого не произошло? Ведь писали же о бесчисленных полчищах монголов, вторгшихся в Европу! 
    Завоеватели насиловали, брали в жёны или наложницы женщин завоёванных народов; их сыновья становились продолжателями родов и племён. По мужской линии они несли ген завоевателей. А потому генетический материал древних захоронений, исследования ДНК позволяет сегодня прояснить многие мучившие историков вопросы. Особое место занимают генетические признаки, передающиеся по мужской линии от отца к сыну по Y-хромосоме . Исследуются, конечно же, не только хромосомные, но и митохондриальные ДНК. Они менее информативны в плане генеалогии, но позволяют судить об определённых закономерностях, в т.ч. миграций человечества.
    На многие запутанные вопросы истории человечества предстоит дать ответы исследованиям археогенетики и популяционной генетики, которые начинают широко использоваться в исторической науке и антропологии. Уже сегодня говорить об истории народа без освещения известных результатов этих исследований становится затруднительным. Они заставляют иначе взглянуть на происхождение тех или иных народов. Так, в свете открытий генетиков оказалось, что не только большинство мужчин Западной Европы, но и мумии египетских фараонов принадлежат носителям гаплогруппы R1b*, родом из центра Азии, Южной Сибири. Работы археогенетиков свидетельствуют о массовых миграциях народов ямной археологической культуры в эпоху неолита и ранней бронзы из Азии в Европу. И «Великое переселение народов» в Европу, связанное с гуннами начала I тыс. н.э., было не первым из череды миграций туда азиатских народов.
      Очень похоже, что древнее население центра Азии и Южной Сибири было преимущественно европеоидным с незначительной монголоидной примесью. В сарматское и гуннское время там также преобладал европеоидный антропологический тип. Даже в раннем Средневековье в степях Саяно-Алтая ещё проживали европеоиды. Позднее происходит рост монголоидного компонента с уменьшением числа их носителей, в направлении с востока на запад. В подтверждение сказанному можно привести и скульптурные реконструкции по черепам из древнейших захоронений Урала, Казахстана и Сибири .
    Археологические культуры Сибири активно изучают западные археогенетики. В журнале  American Journal of Physical Antropology опубликована статья коллектива авторов Cl;mence Hollard, Christine Keyser, Pierre-Henri Giscard at al. о результатах сравнительного генетического анализа афанасьевской и окуневской (2500 – 1800 лет до н.э.) культур  из обнаруженных останков в могильниках Южной Сибири. Исследование показало, что между этими двумя культурами нет генетической преемственности. Афанасьевская культура генетически сходна с ямной культурой волго-уральского региона, а окуневская восходит к палеолитическому населению Сибири. Результаты исследования подтвердили родство афанасьевской культуры и ямной. Самое убедительное доказательство получено по Y-хромосомам, которые в этих культурах относятся к гаплогруппе R1b1a1a, причем в обеих преобладала субветвь R1b1a1a2a (маркер L23). Авторы полагают, что гаплогруппа R1b1a1a доминировала среди населения степей раннего бронзового века. Анализ фенотипических SNP маркеров указывает на то, что и внешне афанасьевцы были похожи на ямников – в обеих культурах преобладают аллели, связанные со светлой кожей и голубыми глазами. Что касается окуневской культуры, у нее не было генетической преемственности с афанасьевской. По Y-хромосоме большинство окуневцев принадлежали к азиатским гаплогруппам Q и NO1 .
    Добавим, что древние греческие, китайские, арабские, европейские, тюркские источники, начиная от времён Геродота, свидетельствуют о перманентном движении кочевых народов центра Азии в разные части Света, в т.ч. на запад в Европу. Реже упоминаются завоеватели с севера. Но ни в одном из них не говорится о движении народов с запада на восток, за последние три тысячи лет! Считать таковыми войны персидских царей, Александра Македонского, польско-литовских князей, Наполеона или Гитлера не приходится, так как все они быстро заканчивались поражениями последних. Исключением стали казаки в XVII – XVIII вв., покорявшие просторы Сибири до Мыса Дежнева в Тихом Океане. Но это могло быть возвращением на земли древних предков .



Глава IV
ТОРКИ, БЕРЕНДЕИ, ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ, ЧЕРКАСЫ И БРОДНИКИ

    Дон, Приазовье и равнины Северного Предкавказья называют колыбелью казачества. Казаков, черкасов, казаков Пятигор, казаков гребенских и азовских… часто называли черкасами, очевидно считая выходцами их из Черкасии, страны кавказской . Как ранее отмечалось, в этнониме «черкасы» можно признать тюрок-асов (воинов). По мнению Евграфа Савельева, черкасы не были каким-то отдельным племенем. Это была одна из общин азов или ясов летописца Нестора, вошедших в VII веке в состав Хазарии. «Ясы господствовали на всём пространстве от Азовского моря до Каспийского и известны были то под именем «аланорси» и «аорсов» (Ар-рос, О-рос, У-рос), то «касахов», «казахов» (ас-саков) и «касогов» нашей летописи» .
    В Х веке в заволжских степях северо-восточнее хазар между мадьярами, кипчаками и огузами появилось племенное объединение печенегов. В 915 году они оказываются у границ Киевского каганата. Взаимоотношения русских и печенежских князей складывались по-разному. Источники свидетельствуют о неизменном проникновении их в дела друг друга, в том числе участие в междоусобицах на той или иной стороне. Причём русо-печенежские отношения определялись не только в Киеве или в печенежском стане, но также в Константинополе. Часто позиция Византии оказывалась решающей в этих отношениях . Печенеги принимали активное участие в разгроме Хазарского каганата, разрушении его экономики. В 965 году киевскому князю Святославу в союзе с ними и огузами оставалось лишь нанести завершающий удар для окончательно уничтожения Хазарии.  С этого времени «Земля Касак» по Гудуд аль-Алам или «Казакия» в греческой терминологии, попадает под власть киевских князей .
     В 988 г. она переходит под управление князя Мстислава. Он стал во главе державы получившей название в русских летописях «Тьмутаракань» со столицей Томаторкань .   
    Геополитическая ситуация изменилась с приходом туда половецких племён. Не в силах им противодействовать часть печенежских и торческих (огузских) орд начали отходить к границам оседлых государств, надеясь на их покровительство и защиту. Вначале XI в. византийские императоры приняли и поселили на свободных землях своих северных провинций некоторые орды печенегов.
    В Венгрию проникновение печенегов началось ещё в первой половине Х в. при короле Золтане, женившем сына, королевича Токсона на знатной печенеженке. Став королём, Токсон продолжил печенегофильскую политику отца. Он принял на службу хана Тонузобу и дал его людям кочевья вдоль северной границы страны – на Тисе. При сыне Токсона в Венгрию пришли ещё несколько печенежских ханов со своими ордами. В результате не только пограничные, но и центральные области королевства были заселены печенегами, довольно быстро начавшими сливаться с венграми. Они приняли католичество и концу XI века по языку и культуре уже не отличались от основного населения страны .
    Это очередное свидетельство тому, что и печенеги имели вполне европеоидную внешность, в ином случае, с учетом того, что позже туда ушла часть половцев, которых некоторые исследователи ошибочно считали, как и гуннов, монголоидами, сегодня мы бы имели монголоидную Венгрию.
    Другие печенеги тесно связали свою судьбу с огузами (гузами, торками), расселяясь в пограничных землях русских князей, переходя к определённым чертам осёдлой жизни, в том числе в таких городках, как Торческ. Значительное количество печенежского населения оказалось на правом берегу Днепра в Поросье – землях между днепровскими притоками Рось и Стугна. Раскопки курганов и могильников, проведённых здесь в конце XIX - начале XX вв. под руководством генерала Н.Е. Бранденбурга, показали, что в подавляющем большинстве курганы принадлежали кочевниками. По обряду захоронений они определены в основном как торкские и печенежские.
    Ещё одно племенное объединение присутствует в летописях – это берендеи. В Поросье берендеи появляются одновременно с печенегами и торками. Их происхождение неясно, но, по мнению Светланы Плетневой, они могли быть одним из торческих родов . Кочевники Поросья сохраняли свои этнические названия и выступали как самостоятельные образования. Из них выделялись более мелкие этнические группировки, в т.ч. берендеи или бастии, получавшие свои названия от главы семьи или куреня . Упоминаются также торпеи, коуи.
    Взаимоотношения кочевников с русскими князьями складывались по-разному. Какая-то часть их переходила к осёдлому образу жизни и признавала княжескую власть. Другие предпочитали политическую свободу, сохраняя кочевой, полукочевой образ жизни и на определённых условиях участвовала в воинских походах и княжеских междоусобицах. 
   После потепления климата в Евразии IX - Х вв. из-за усыхания степей из долины Терека на Дон, на Днепр ушла часть населявших её народов, в том числе черкасы, хазары. На развалинах разрушенной крепости Белой Вежи на Дону переселенцами был построен новый посёлок из саманного кирпича, такого же, как на Тереке. Те хазары, вероятно, были христианами. Усилившись переселенцами с Кубани черкасы-беловежцы (впоследствии казаки белгородские) завладели нижним течением Днепра. Они стали грозою для соседей. Польские летописцы их называли черкасами и казаками. Часть черкасов король Болеслав Храбрый в 992 г. пригласил к себе на службу .
    Какие-то хазары на Кавказе могли принять христианство от армянских священнослужителей. И потому ещё до разгрома Хазарского каганата в 965 г. на земли Киевского каганата из Приазовья начали переселяться хазары-христиане. Во времена князя Игоря они населяли уже две улицы в Киеве. В Киев приходили хазары и из Белой Вежи. В те времена людей разделяла не национальная принадлежность, а исповедание веры. До тех пор, пока в Киеве приносили юношей в жертву Перуну, хазарские христиане чуждались русов и славян. После крещения Руси хазары и русы могли образовывать семьи без ограничений .
    Женами казаков могли быть и прекрасные иудейки Хазарии, а также персиянки, гречанки др. красавицы. Они приносили в казачьих детей свои антропологические черты.
    Особое место среди казачьих предков занимают бродники. Некоторые авторы называют их отрядами вольных поселенцев, аналогичных казачеству . Л.Н. Гумилёв писал, когда половецкая конница стала хозяйничать в Придонье, часть местного населения его покинуло, другие остались в лесах. Они и получили название «бродники», впервые упомянутые в Ипатьевской летописи 1147 г.
    Споры об этническом происхождении бродников продолжаются, но большинство авторов, в т.ч. М.И. Артамонов, Л.Н. Гумилёв, С.А. Плетнёва и др. видело в них народ «смешанного происхождения», в котором принимали участие тюркские, славянские племена. Учитывая образ жизни и обряды сожжения покойников, с большой долей вероятности следует допустить участие древних русов или енисейских кыргызов в этногенезе бродников, которые провожали покойников в иной мир таким же образом. Но бродники, по мнению составителей Казачьей энциклопедии, - не случайный сброд людей, бежавший откуда-то в степи и леса, а древнее племенное образование, проживавшее под властью своих вождей.
    Лев Гумилёв считал, что в отличие от многих других казачьих предков бродники говорили по-русски, исповедовали христианскую веру, хотя современные им летописцы не смешивали бродников и русов. То есть, по-русски (славянски) они могли заговорить с приходом свв. Кирилла и Мефодия.
    Поселения бродников встречались не только на среднем Дону. Остатки их посёлков обнаружены и в нижнем течении Днепра. С приходом половцев бродники неизменно им противостояли. Продолжалось это вплоть до разгрома половцев и русских дружин экспедиционным корпусом Субэдея на реке Калка в 1223 г., где бродники выступили на стороне монгол. Следует заметить, во вражде с Киевом были тогда и другие племена бывшей Тьмуторакани.
    С середины XII века в летописях появляются чёрные клобуки. Это общее название племён, прикочевавших к границам Киевского каганата после того, как в Подонских степях и Предкавказье обосновались половцы. Такое прозвище они получили из-за внешнего вида - по чёрным шапкам на головах. Летописцы же называли их отдельными племенными именами, часто торками и берендеями. В.Н. Татищев, вероятно, использовавший в своих трудах исчезнувшие впоследствии летописные списки о чёрных клобуках писал: «… Их историки разно имянуют, яко торки, печенеги, козары, черники, клобуки и берендеи, мню, что разные смешаны были» .
     За предоставленные земли чёрные клобуки обязаны были владетельным князьям воинской службой. Редко, но иногда договорные отношения нарушались. Например, при князе Мстиславе берендеи за определённую мзду согласились поддержать притязания его брата Владимира на великокняжеский престол. Но впоследствии, «поразмыслив, отказались». 
    Со временем составители летописных сводов стали именовать чёрных клобуков черкасами. В Московском летописном своде XV в. под 1152 г. поясняется: «Все чёрные клобуки еже зовутся черкасы» .


Рецензии