Глава 9. Печаль художника

  Архип понял, что мир его безвозвратно ушел. Если он когда-то и рискнет в него вернуться, то сложно было представить, при каких обстоятельствах это бы произошло. Просто немыслимо! Отец вышвырнул его из дома, как поганого, бродяжного пса. Девушка не поверила его словам - фактически предала этим. Что же дальше? Если будущего нет, то нужно вернуться в прошлое. Именно так и размышлял поэт в столь злосчастный момент, растянувшийся на несколько часов.
  Он быстро собрал вещи, какие остались, забрал всю еду из холодильника, аккуратно упаковав ее в старый школьный портфель а также забрал коробку сушеной рыбы, которую отец наловил еще в августе, и, отключив телефон и выбросив сим-карту, собрал все деньги... и спокойно, как ни в чем не бывало вышел из дома.
Архип не боялся встретить отца лицом к лицу. Даже если бы он вдруг снова полез с кулаками, то на этот раз парень подготовился задать тому хорошей трёпки. Также ему было безразлично, если бы где-то случайно увидел Леру. Теперь она для него больше не существовала. Всё, что осталось - уйти в прошлое, погрузиться в него с головой, и будет держаться былого, жить им, и черпать оттуда вдохновение. Поэту всегда нужно уединение. Именно во время одиночества он пишет свои лучшие работы. Достаточно было вспомнить Болдинскую осень Пушкина.
  Архип проехал на автобусе до железнодорожного вокзала, купил билет до деревни детства и стал ждать. Он спокойно сидел среди десятков людей, и вдруг, словно кругом оказались сплошь и рядом враги, ему захотелось скрыться от этих скитающихся душ где-нибудь, как он уже сделал, забыв отца и Леру. Пока он был в здании вокзала, незаметно откуда-то возник туман. Когда парень вышел на улицу, ему стало зябко и не по себе. Какой-то холод оцепил весь внутренний, пока еще теплый свет души, и не хотел отпускать, обещая сохранить этот свет навсегда нетронутым в самой вечности. Это ощущение не было плохим, но и не было хорошим, а уж тем более прекрасным точно не являлось. Так что же это за странное наваждение?..
  - Опять этот туман! - выругался он себе под нос, спеша к платформе.
  И снова вокруг был лишь туман... Почему? Почему?! Откуда он взялся? Стоит однажды купить билет в свое прошлое, как туманы сразу же обволакивали своими щупальцами всю реальность и жизнь одного конкретного человека. Архип не воспринимал туман как нечто зловещее, но почему-то эта бледная субстанция, как темная материя все время незаметно подкрадывалась к нему, как только желание вернуться в деревню возобладало над повседневными заботами.
  Архип взошел на платформу с чувством одиночества в груди. Это чувство отстукивало мерные шаги его жизни. И в это мгновение все заботы, все страсти его всеобъятной сущности были где-то позади. Только в остановившемся снимке восприятия сознания время зависло между глубиной жизни со всеми ее страстями, и пустотой Небытия, - холодным туманом, который отбрасывал в забвение, заставлял не видеть, не дышать, не чувствовать больше ничего вокруг. А что было с теми людьми на платформе, рядом с ним? Неужели и они ощущали то же самое? Ему всегда казалось, что эти заблудшие маски притворства видят меньше, но в случае чего могут спасти его, каким-то образом вылечить и сказать пару слов о том, что он, Архип, не один. Нет! Но почему? Откуда эта вера, будто другие люди, его сограждане, могут показать ему больше, чем видит и чувствует он? Ответа не было, да и никогда уже не будет. Эта безысходная уверенность вонзала в его сердце металлические клешни отчаяния, отчаяния бесконечного поиска ответов на фундаментальные вопросы, и рвала его на части, пронзало плоть за миллиардную долю секунды, как сама мысль возникала в мозгу где-то за столь мизерные мгновения в сознании обычного человека.
  Когда прибыл поезд, ссыльный поэт быстро заскочил в вагон, чтоб хоть где-то спрятаться от этого всепоглощающего тумана, сел подальше от окна, и включил музыку в наушниках. Он слушал ее до тех пор, пока поезд не двинулся с места. Ему всегда нравилось слушать стук колес поезда, быть самим движением и ощущать всё вокруг в движении, стремящимся к цели.
  Стук колес как-то быстро усыпил его. До того, как закрыть глаза, он смотрел на своё едва заметное отражение в окне, затем кивнул головой и погрузился в странный сон. Ему чудилось, будто он начал писать книгу от первого лица, и в этой книге он встретил... самого себя. Он видел каждое написанное слово, и не мог поверить, что пишет его во сне.
  А во сне ли?.. История начиналась примерно так:

  Однажды я шел по улице. Вернее, скитался. Обычно, когда человек куда-то идет, он наполнен мыслями, идеями, куда-то стремится, будь то нелюбимая работа или же обычная прогулка наедине с мечтаниями, в которых явственно показан результат работы, достижение заветной цели. У меня этого ничего не было, поэтому я скитался. Так же для меня не существовало ни улиц, ни машин вокруг, ни людей. Словно какой-нибудь художник обозлился и опрокинул на холст моей разноцветной, яркой жизни серую краску.
 Я могу начать рассказывать о своем прошлом, от чего же скитаюсь, а не просто хожу, как остальные. Но зачем? Нет, как-нибудь в другой раз. Лучше поведаю о том, что нового случилось в этой блеклой атмосфере моего серого вакуума.
  Так вот, шел я... виноват, скитался по городу, изучая внезапную осень (тут должно быть красочное описание) и вдруг вижу… человека! Да, такого же пасмурного на вид, как я. Он остановился, пристально глядя мне в глаза. Мне показалось, что он понял меня в одно мгновение, увидел пустые, бездонные глаза, отчего сразу помрачнел. Я в его глазах видел какой-то смысл, но он был спрятан за ширмой знакомой пустоты, в которой увидел себя. У меня возникли вопросы, но незнакомец опередил и спросил первым:
  - Кто ты? – и он застыл, даже перестал моргать в ожидании ответа.
 Недолго раздумывая, я выпалил:
  - Человек.
  А что? Какое мне дело до этого незнакомца? Стану рассказывать о себе, назову имя, зачем? В ответ тот громко рассмеялся, окинул взглядом мой жалкий вид: старую, заношенную куртку и потрепанные джинсы. Обновлять гардероб не было нужды. Если нет смысла в этой жизни, то неужели новые брюки помогут обрести его?
  Незнакомец похлопал меня по плечу, точно старый друг и скрылся за углом дома. Его смех еще доносился до моих ушей. Я стоял не шевелясь. Нужно зеркало! Срочно. Никогда бы не подумал, что потребность в нем на данный момент окажется сильнее всего на свете. Пробежав по улице, увидел множество зеркал в одной из витрин крупного магазина.
  Покрутился, повертелся перед ними, внимательно рассматривая свой внешний вид. Мне нужно знать, над чем он так смеялся! Вдруг посмотрел себе прямо в глаза. Невольно заглянул в потаенные глубины своей души. Там было пусто; где-то на дне лежал пепел от сгоревшей жизни, от полыхавшего когда-то прошлого. Однако из-под пепла пытался вырваться тусклый огонек, который мерцал, казалось, в такт биения моего сердца. Что это? Неужели кусок чего-то живого внутри меня?
 Вопрос: «Кто этот незнакомец?» сменился на: «Кто же этот незнакомец, смотрящий на меня из зеркала?». Я медленно, но все же наполнялся мыслями. Появились вопросы, на которые, похоже, знал только случайный прохожий. Надо его найти! Я оторвал взгляд от зеркала и хотел рвануть по улице, устремиться на поиски незнакомца, но он уже стоял в нескольких шагах от меня. Затем подошел к витрине и сказал:
  – Забавные штуки, правда? – я молчал, глядя на него вопросительно. – Зеркала, – продолжил он. – Люди часто смотрят на свое отражение, но в основном с целью приукрасить себя. Редко кто задумывается о красоте душевной. Человек боится увидеть себя настоящего, столкнуться с бездной, на месте которой должен быть чистый свет.
  – Кто ты? – беспомощно спросил я.
  – Человек, – он снова засмеялся и, переведя дух, сказал:
  – Меня зовут Архип Белинский. Ты ведь знаешь его? Я – мудрец, который позволяет людям увидеть свое истинное лицо. Вот скажи, если бы я не засмеялся, ты бы обратил на себя внимание? Начал смотреть на себя с внешней стороны, а потом копнул глубже и увидел настоящего себя. – Он улыбнулся. – Не все способны на это. Что ж, есть у тебя желание измениться?
  Я молча кивнул.
  - Хорошо, - продолжал он. – Что бы ты хотел узнать? Ну, для начала.
  - Многое… - я погрузился в глубокое раздумье и на некоторое время серый оттенок исчез с улицы, вернув ей прежние краски. – Ты знаешь, для чего мы здесь? Люди.
  Архип-двойник ответил:
  - Обычный, и в то же время сложный для некоторых вопрос. Мы здесь для цели. Я видел в твоих глазах угасшую жизнь, исчезнувшие порывы и стремления. Мне не интересна твоя история о прошлом, не интересны причины, из-за которых ты не ходишь, а скитаешься. Я могу сказать одно: Ты можешь все изменить. Для этого понадобится мысль, идея, которая вдохновит и подвигнет, оживит твою сущность. Твои старания вдохновят других, пусть не миллионы, но хотя бы одного человека. Даже это будет достижением. Ты спросил, для чего мы здесь? Люди… - он помолчал.
  - Мы здесь, чтобы понимать великие вещи, создавать и двигаться вперед. Прежде, чем это сделать, нужно понять великого себя. Да, мы великие творения, просто не догадываемся об этом. Когда ты поймешь, что в жизни появился смысл – ты изменишься. Но чтобы измениться, нужно заглянуть глубоко внутрь себя. Очередной круговорот в природе, - он достал из-под плаща какую-то книгу, но открывать не стал. – А все-таки забавные эти штуки – зеркала!
  Я невольно сделал пару шагов навстречу и нетерпеливо заглянул в книгу, возжаждав узнать, что это за книга. Видимо, это идеальная книга мудрости, научившая Архипа жить, и, скорее всего, он теперь ходит в поисках таких, как я, обучая основам этой книги. Спаситель?
  Пустые страницы; в книге были чистые листы! Я силой выхватил и пролистал всю книгу от начала до конца. Перевернул обложку и увидел надпись: «Поэма Тысячелетия».
  - Ты не веришь в Бога, вот для тебя здесь и пусто. Более того, ты не веришь в себя. В твоей книге так же пусто.
  Тогда я вспомнил про записную книжку во внутреннем кармане куртки и, вынув ее, раскрыл: ничего.
  - Как?! – воскликнул я. – Там же столько всего было!
  - Было, - отвечал незнакомец Архип, не отрывая глаз от своей книги. – У тебя есть шанс заполнить ее заново.
  - Что значит?.. – я прибывал в полном недоумении от происходящего.
  - Это значит, что ты можешь начать жизнь заново, - пояснил двойник. – Найди смысл и заполни эту книжку. Ты уже начал жить по-другому с того момента, как увидел человека в зеркале. И ты изменился, - он опять улыбнулся. – А ведь забавные эти штуки…
  - Ну, хватит! – вдруг вспыхнул я. – С чего бы мне изменить жизнь, увидев свое отражение? Глупости!
 Незнакомец терпеливо молчал.
  - В интернете полно поучительных статей и прочего бреда, который учит жить. Для чего? Потешить себя знаниями, выделиться?
  - Тогда зачем ты хотел погнаться за мной? – тихо спросил двойник.
  - Чтобы спросить об ответах на многие вопросы, ведь…
  - А как ты понял, что я знаю ответы?
  - Посмотрев в зеркало.
  - Теперь ты видишь, как постепенно начинаешь жить, всего раз заглянув внутрь себя, в свою душу. Сейчас неважно, какие вопросы тебя тревожат. За один раз не получишь все ответы. Начни жить, творить и мыслить, тогда со временем мир откроет двери в удивительное измерение счастья и ответит на каждый твой вопрос. Большинство людей скитаются, думая, что ходят. Пытаются изменить мир и все попытки приводят в основном к провалу. Надо сказать им, что прежде, чем менять мир, нужно начать с человека в зеркале…
  Я постоял, переминаясь с ноги на ногу.
  - Спасибо. Серая краска больше не вернется в мою вселенную, - заметил я. – Архип, что ты будешь делать дальше? Куда пойдешь?
  - Буду смеяться над остальными, - Усмехнулся он. – На самом деле, указывать людям на их зеркала. 
  Архип проснулся. Теперь он знал, что не всё потеряно.


Рецензии