Знание - сила!

- Если хочешь купить себе мопед, тебе придется куда ни будь устроится работать на лето, - сказал, как отрезал, мне дед. Когда у тебя нет профессии, хорошо понимал я, тебе не светит ничего, кроме неквалифицированного труда. Ну да ладно, - главное зарплата!

Мать Вовки Школина работала бухгалтером в магазине наглядных пособий и учебных товаров. На лето, в магазине охотно принимали молодежь, для сезонной работы по комплектованию школ во время каникул. За месяц работы «выходило» 55 рублей. Совсем неплохо для студента училища на время каникул.

К концу первой недели из девяти юнцов, горевших желанием подработать, остались только двое, я и Сашка. В перерывах между сбором комплектов и их погрузкой в машины, Сашка забирался на штабеля газетной бумаги в рулонах и тайком от персонала магазина и склада курил сигареты «Мадрас». А я устраивался в подсобке для грузчиков на самодельном кресле — троне и читал. Читал. Читал.

«В жаркую пору одежда египтянина состояла из одной набедренной повязки. Но выйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо. На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко...»

Штатные грузчики магазина, Антон и Сергей Петрович постоянно посмеивались надо мной, - читаешь всякую ерунду! От чтения зрение только портится! Будешь много читать — пойдешь работать в школу за гроши! Однажды, я забыл одну из своих книг на столе для сборки жесткой упаковки — грузчики приколотили Айзека Азимова за нижнюю обложку гвоздями и долго смеялись, когда я растерялся перед не подъемной книгой.

Дни тянулись невыносимо долго. Только в минуты чтения, минуты, ручейком складывались в реки минут, а те, утекали без оглядки то в обеденный перерыв, то в звонкий грохот звонка, которым директор магазина сигнализировала раскиданному по складам персоналу о завершении рабочего дня.

Странным ритуалом было обязательное для грузчиков совместное поедание обеда, который каждый приносил из дома. Иногда я убегал на работу, позабыв баночку с едой на кухонном столе, и был вынужден довольствоваться батоном белой булки и литром пастеризованного молока из ближайшего магазина. Антон все лето приносил на работу тучную вязанку зеленого лука и научил меня есть его, предварительно покрошив в сметану или кефир. Вкус был специфический.

«Кухня древних египтян отличалась разнообразием. Они любили мясо и ели его достаточно много. Добывалось мясо в основном охотой. По праздникам употребляли жертвенных быков и коров. Египтяне разводили уток, гусей и кур. Рыбу они отваживались пробовать не сразу, поскольку долгое время рыболовство считалось опасным промыслом: река изобиловала крокодилами...»

Однажды, отношение моих старших товарищей к чтению книг изменил случай. Дождливым утром, соперничая грохотом полуприцепа с громовыми раскатами во двор магазина втиснулся КАМАЗ. В недрах будки, торжественно словно сфинкс, распятый талями, стоял токарный станок, окрашенный в веселый лягушачий цвет.

Директор собрала мужскую половину грузчиков и сообщила, что станок, нужно поставить в не отапливаемый склад. Тому, кто придумает как это сделать — премия 17 рублей.
Не понимаю, почему в таком магазине, где громоздкие и тяжелые предметы иногда случались в ассортименте, не было никаких приспособлений и устройств для работы с грузами.

Петрович и Антон присели на оградку клумбы и молча закурили. У каждого рождался и не развернувшись умирал за планом — план.

«Повседневный досуг египтян заполняла игра. По вечерам супруги часто играли в шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля, ходили белыми и черными фигурами. Однако о правилах этой игры ничего не известно...»

После небольшого приступа скромности и нерешительности, я предложил старожилам использовать для кантования станка средневековый способ работы с тяжестями. Мы вбили в земляной пол склада лом, надели поверх него стальную трубу. Трос, прикрепленный к станине станка,  мы в несколько оборотов обернули вокруг трубы, - во время одного из витков подсунули под трос тонкую водопроводную трубу. В натяг, трос крепко прижал наш импровизированный рычаг. Станок на транспортировочном поддоне был сгружен на поперечно уложенные обрезки стальных труб. Пока одни тянули станок «лебедкой», другие поочередно подсовывали трубы на пути груза. Без волшебства и путем простой физической силой груз был установлен в нужном углу склада...

«Египтяне хорошо относились не только к детям, но и к старикам. Каждый мечтал дожить до старости, сохранив при этом ясность мысли и физическое здоровье — такими людьми восхищались. Достигший звания «имаху» («почитаемый») имел не только пищу каждый день, но и рассчитывал на пышные похороны. Старость уважалась даже фараонами, которые переводили своих состарившихся верных слуг на более легкие должности...»

На три рубля из премиальных денег я накрыл небольшой стол. Мы ели, пили, и наперебой вспоминали перипетии с не подъемной чугунной железякой. Когда вышли на перекур, Петрович размяв толстыми пальцами «Ватру» сказал, - так вот чему в книжках тоже учат? Хорошее дело. Знание — сила, подытожил Петрович...


Рецензии