О псевдокультуре и нравственном кризисе

Друзья!

Сначала -новости из МЦР!

"Традиция отмечать Международный День музеев берет свое начало в 1977 году, когда на очередном заседании Международного Совета музеев было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 145 странах мира.
В качестве главного гостя на праздник в Международный Мемориальный Трест Рерихов был приглашен (ММТР) г-н Ашутош Гарг, глава администрации округа Кулу, директор ММТР. А почетным гостем стал г-н Ашок Такур, пожизненный попечитель ММТР. Праздничный день открылся 18 мая 2022 года конкурсом сочинений, в котором по приглашению ММТР приняли участие школьники из одиннадцати школ долины Кулу. Темой конкурса стал лозунг, установленный для Дня музеев в этом году: «Сила музеев».
Конкурс состоялся в здании детской Академии искусств имени Е.И.Рерих, совсем недавно открывшей свои двери для детей после долгого перерыва, связанного с эпидемией коронавируса. По окончании творческой работы, когда жюри принялось за нелегкое дело определения победителей, для школьников была проведена экскурсия по музейному комплексу усадьбы Рерихов.
В Зеленом театре ММТР состоялась праздничная программа, посвященная Дню музеев. С приветственным словом к гостям обратился индийский куратор ММТР г-н Суреш Кумар. Он отметил, что музеи являются важнейшим средством культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира между людьми. Российский куратор ММТР г-жа Лариса Сургина подчеркнула, что музей-усадьба Рерихов является центром российско-индийской дружбы и сотрудничества. А почетный гость ММТР г-н Ашок Тхакур говорил о просветительской роли Музея Рерихов, о его значительном влиянии на окружающее пространство.
Музыкальная часть праздника была подготовлена в сотрудничестве с областным молодежным союзом Nehru Yuva Kendra. В программе приняли участие учителя Академии имени Е.И.Рерих, а также женская музыкальная группа «Gaytri Mahila Mandal» из городка Джагатсук.
Затем состоялась церемония награждения победителей конкурса. Первое место занял Srijan Bodh (G.S.S.S Naggar). На втором – Arpit (S.V.M. Larankelo). Третье место досталось Rishita Thakur (D.A.V. Manali). Утешительные призы получили Alisha (D.A.V. Mohal) и Sarika Chauhan (L.M.S. Kullu). В своих эссе юные писатели размышляли о том, что музеи – это отражение нашего пути, они помогают понять, откуда мы пришли и куда идем. О том, что музеи играют важную роль в нашей жизни: это океан знаний, это кладезь сокровищ и место идей. О том, что молодежь должна отложить телефоны и идти в музеи.
В этот же день, 18 мая 2022 года, ММТР принял участие в онлайн программе Международного Центра Рерихов (Москва), посвященной Международному Дню музеев. Программа рассказывала о деятельности и сотрудничестве Международного Центра Рерихов в Москве и Международного Мемориального Треста Рерихов в Индии – двух культурных организаций, созданных по инициативе С.Н.Рериха. Взаимодействие МЦР и ММТР получило новый импульс в 2012 году, когда был подписан Договор о сотрудничестве двух этих организаций. Российский куратор ММТР Лариса Сургина рассказала о широкой культурной деятельности, которую проводит российско-индийский коллектив Треста Рерихов. За многие годы музей-усадьба Рерихов, поистине, стала визитной карточкой и символом Наггара и долины Кулу".https://icr.su/
***********
 В журнале «Вестник культурологи» № 2, 2022 год вышла статья Марги Куцаровой «Живая Этика как философское основание Пакта Рериха». В статье показана неразрывная связь первого договора о защите ценностей культуры в мирное время и во время вооруженных конфликтов, который был инициирован выдающимся русским мыслителем, художником, ученым и общественным деятелем Николаем Рерихом, и философской системой Живая Этика, созданной Е.И.Рерих и Н.К.Рерихом в сотрудничестве с духовными Учителями Востока и представляющей собой синтез Восточной философии и русского космизма. Согласно Живой Этике, культура является двигателем эволюции человечества, основой прочного мира на планете. Концепция культуры Н.К.Рериха, базирующаяся на идеях Живой Этики, не только проводит четкое разграничение между культурой и цивилизацией, но и обосновывает необходимость приоритета культуры во взаимодействии с цивилизацией.

Принцип приоритета культуры воплощен в Пакте Рериха: этот международный договор предусматривает безусловную защиту ценностей культуры во время вооруженных конфликтов (приоритет культуры над военной необходимостью) и приоритет культуры (образования, науки, искусства, духовности) в мирное время при проведении внутренней политики стран, что означает, в частности, приоритетное финансирование объектов культуры, науки, образования. Главной задачей Пакта Рериха является сохранение объектов культурного наследия. Согласно Живой Этике, сохранение материальных ценностей культуры – это сохранение энергетики самой культуры – основы эволюции человечества, ибо энергетика без материи не существует. Культурное наследие, аккумулировавшее в себе светлую творческую силу мысли своих великих создателей, имеет важнейшее значение для оздоровления общества, для преодоления тяжелейших кризисных процессов современности, главный среди которых – нравственный кризис. Уничтожение ценностей культуры и самого пространства культуры неизбежно приводит к доминированию псевдокультуры, резонирующей с низшими инстинктами человека, приводящей к разбуханию самости, массового потребления, агрессии. Истинная культура, истинное искусство, одухотворенная наука способствуют развитию внутренних духовных сил человека, раскрытию его творческих способностей, а следовательно, и продвижению человечества по лестнице космической эволюции.
https://icr.su/
...Други!
К сожалению, не всё гладко оказалось в международном Рериховском Движении,подвергшемся расколу в связи со специальной военной операцией РФ на Донбассе. Смрадный дух бандеровщины проник в украинские рериховские общества.

Посему "...Конференция считает недопустимой положительную оценку роли Степана Бандеры, который, как доказывают факты истории, являлся пособником фашистов и виновным в казнях многих ни в чем неповинных людей, а также клевету и оскорбления в адрес руководства МЦР и Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, высказанные в письме В.А.Козара. Данное письмо фактически призывает к смене руководства двух вышеназванных организаций и ставит целью внесение раскола в Рериховское движение. В связи с тем, что популяризация МОО «Украинское рериховское общество» в интернете образа Степана Бандеры и, следовательно, поддержка его мировоззрения и бесчеловечных националистических взглядов несовместима с высоким правом именовать себя рериховской организацией и использовать символику Знамени Мира, Конференция Международного Центра Рерихов, который является законным правообладателем символики Рерихов, принимает решение отозвать разрешение на использование символа Знамени Мира, словесного обозначения «Знамя Мира» и словесного обозначения «Урусвати» у МОО «Украинское рериховское общество».
8. Конференция считает недопустимыми действия тех членов МЦР, которые, несмотря на принятые решения Правления МЦР и Общего собрания Московского отделения МЦР, продолжали публично, в том числе в социальных сетях, высказывать свое осуждение доклада Вице-президента МЦР и Обращения Правления МЦР и подстрекали к этому других. Данные действия грубо нарушают Устав Организации и несовместимы с пребыванием в ее рядах.
9. Конференция МЦР запрещает использовать символ Знамени Мира в личных целях в публичном пространстве и настоятельно рекомендует изменить личные аватарки в социальных сетях, удалив с них изображение Знамени Мира, а также бережно относиться к символу Знамени Мира и не умалять его высокое духовное значение.
10. Конференция МЦР обращается ко всем последователям Рерихов с призывом осмыслить происходящее в мире переустройство через призму идей Живой Этики и Граней Агни Йоги, трудов Рерихов и работ Л.В.Шапошниковой и не только помнить, но и исполнять Наказ Великого Учителя, переданный нам через Е.И.Рерих: «Никогда не осуждать Россию».
11. Конференция обращается к представителям рериховской общественности с призывом прекратить споры по поводу доклада Вице-президента МЦР А.В. Стеценко от 24.03.2022 г. и Обращения Правления МЦР от 06.04.2022 г. в публичном пространстве, в том числе в социальных сетях, и направить все усилия на активизацию своей культурно-просветительской, научной и выставочной деятельности, в которой сейчас как никогда нуждается Россия".
Что ж, я лично согласен с такими необходимыми решениями!

Вл.Назаров
*****************
1.Тьма- в наступлении!

Выписка из Решения внеочередной Конференции МЦР от 28.05.2022 г. по первому вопросу повестки дня «Об Обращении Правления Международного Центра Рерихов к рериховским организациям России от 06.04.2022 г.»


6 апреля 2022 года Правление Международного Центра Рерихов (МЦР) в связи с непониманием, с которым некоторые члены МЦР и рериховских организаций встретили доклад Вице-президента Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко, прозвучавший в День Учителя 24 марта 2022 года, обратилось к рериховским организациям России с изложением и обоснованием своей позиции (Обращение опубликовано 17 апреля 2022 г.). Поскольку Обращение Правления также вызвало непонимание со стороны отдельных членов МЦР и некоторых представителей рериховских обществ, Правление приняло решение о проведении внеочередной Конференции МЦР.
Масштаб происходящих сейчас в мире изменений настолько эволюционно значителен для человечества, что осмыслить его возможно только с позиций Учения Живой Этики, трудов Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, Граней Агни Йоги, работ Людмилы Васильевны Шапошниковой. Поэтому Международный Центр Рерихов, основанный Махатмой Святославом Николаевичем Рерихом по указанию Великого Учителя Рерихов и созданный посланницей Братства Учителей Людмилой Васильевной Шапошниковой, следуя указанному ими курсу и являясь фокусом Рериховского движения, был просто обязан провести анализ происходящего исторического процесса и оценить его влияние на дальнейшую Космическую эволюцию человечества.
Согласно Учению Живой Этики и Граням Агни Йоги, мир находится на переходном этапе к новой эволюционной ступени, когда обостряются все процессы, и борьба между Светом и тьмой приобретает невиданный размах, в ходе которого происходит окончательное разделение человечества. Как мы знаем из трудов Рерихов, начало этой борьбы пришлось на середину 30-х годов XX века, и последовавшие за этим Вторая мировая война и Великая Отечественная война стали земным выражением Армагеддона – Надземной битвы между силами Света и силами тьмы. Земным воплощением сил тьмы был нацизм, взращенный гитлеровской Германией при экономической и политической поддержке некоторых стран Европы и США. Ключевая роль в победе над фашизмом Силами Света была отведена России, в полном соответствии с той эволюционной задачей, о которой говорится в Учении Живой Этики: противостоять мировому злу и одержать над ним Победу, тем самым устранив в XX веке главное препятствие дальнейшей эволюции человечества. Поэтому значение Дня Победы 9 мая 1945 года для судеб мира очень велико. Те, кто сейчас пытаются аннулировать результаты этой Великой Победы и заслуги России в ней, являются пособниками тьмы. Продолжающаяся специальная военная операция России, направленная на защиту Луганской и Донецкой народных республик, обратившихся к России за помощью, вызвала резко негативную реакцию США и стран НАТО и выявила крайне опасные тенденции со стороны коллективного Запада, свидетельствующие о продолжении Армагеддона и попытках сил тьмы воспрепятствовать дальнейшей эволюции человечества. Это подтверждают следующие факты:
- пересмотр итогов Великой Отечественной войны Украиной и странами Запада путем искажения и подмены исторических фактов, преследование ветеранов-победителей, разрушение братских могил воинов Красной Армии, погибших в ходе Великой Отечественной войны и монументов, им посвященных, и в то же время чествование пособников фашизма;
- отказ от признания значения Победы советского народа в Великой Отечественной войне, спасшего планету от фашизма;
- поддержка неонацистской идеологии властями Украины, Соединенными Штатами Америки и странами Запада и распространение этой идеологии в странах Европы;
- подъем ярой русофобии на Украине, в США и странах Запада, сопровождающийся враждебностью не только к России, но и ко всему русскому миру и русской культуре;
- полномасштабная подготовка Украиной при непосредственном руководстве со стороны США и стран НАТО военных действий против ДНР и ЛНР, а также захвата Крыма, и, следовательно, войны против России, которую удалось предотвратить только благодаря опережающей специальной военной операции России, начатой 24 февраля 2022 года;
- активная поддержка военных действий Украины со стороны США и стран НАТО, свидетельствующая о войне коллективного Запада против России «до последнего украинца» и желании максимально ослабить и, более того, уничтожить Россию. С этой целью на Украине и был возрожден при активной поддержке США и Англии нацизм с бандеровским уклоном, чему существуют множество свидетельств, в том числе: наличие нацисткой символики в Вооруженных силах Украины на знаменах, обмундировании, технике и вооружении; внедрение в систему воспитания и образования подрастающего поколения и в процесс подготовки Вооруженных сил Украины воинствующего национализма путем героизации С.Бандеры, Р.Шухевича и других приспешников фашизма, с целью привить молодому поколению и военнослужащим Украины ненависть к России, и многое другое.
Масштаб и скорость проявления вышеперечисленных мировых тенденций, направленных на отказ от признания итогов Великой Отечественной войны, на возрождение нацизма и уничтожение России свидетельствуют о тщательно подготовленном плане сил тьмы нарушить эволюционный процесс и воспрепятствовать переходу человечества на новую ступень Космической эволюции. В этих сложнейших условиях, когда возникла прямая опасность для дальнейшего существования России и выполнения ею эволюционной миссии, возложенной на нее Силами Света, Обращение Правления МЦР к рериховским организациям России с призывом «осознать вынужденность и необходимость проведения специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины» имеет важнейшее значение.
Учитывая все вышеизложенное, внеочередная Конференция МЦР принимает следующие решения:
1. Конференция одобряет и поддерживает доклад Вице-президента МЦР А.В.Стеценко от 24.03.2022 г. и Обращение Правления МЦР от 06.04.2022 г. (опубликованное 17.04.2022 г.), благодарит докладчика и Правление за актуальный, объективный и глубокий анализ происходящих в мире событий и эволюционной роли России в них на основе идей Живой Этики, трудов Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, Граней Агни Йоги и работ Людмилы Васильевны Шапошниковой.
2. Конференция подтверждает необходимость и своевременность Обращения Правления МЦР к рериховским организациям России от 06 апреля 2022 года, направленного на осмысление происходящего глобального переустройства мира и ставящего своей целью напомнить всем последователям Рерихов важнейшее значение России в этом процессе и Наказ Великого Учителя, переданный через Е.И.Рерих: «Никогда не осуждать Россию, но являть глаз добрый и утвердить новое сознание в размахе совершающейся космической справедливости».
3. Конференция считает, что доклад Вице-президента МЦР и Обращение Правления МЦР являются результатом глубокого осмысления исторического процесса с точки зрения закономерностей происходящего глобального преобразования мира и роли России в этом процессе с позиции Живой Этики, трудов Рерихов, Граней Агни Йоги и работ Л.В.Шапошниковой. Таким образом, ни доклад, ни Обращение по своей направленности и содержанию не относятся к политической деятельности.
4. Конференция выражает благодарность многочисленным рериховским и другим культурным организациям России и других стран, а также всем лицам, направившим в адрес МЦР письма в поддержку доклада Вице-президента МЦР А.В.Стеценко и Обращения Правления.
5. Конференция рассмотрела обращения и письма, поступившие в адрес Правления и Конференции, в которых высказано несогласие с Обращением Правления МЦР и требование снять его с сайта МЦР:
 Обращение администраторов группы «Живая Этика» ВКонтакте(01.05.2022);
 Открытое письмо общественности (17.05.2022);
 письмо от председателя Кременчугского Рериховского общества Л.Н.Герасименко (04.05.2022);
 письмо председателя МОО «Украинское рериховское общество» В.А.Козара (09.05.2022);
 письмо от руководителя Рериховского культурно-просветительского центра Л.А.Мазур (27.05.2022);
 письмо от председателя Совета Подольского народного университета Культуры Наталии Щепиловой (23.05.2022);
и другие.
Конференция отмечает, что, к сожалению, некоторые наши коллеги, рериховские организации, которые выступили против Обращения Правления, оценили доклад и Обращение в сугубо политическом аспекте, упустив главную суть и цель – доклад и Обращение являются следствием произведенного глубокого анализа происходящих исторических событий с точки зрения метаистории и роли России в этом процессе. Это не позволило им понять как доклад, так и Обращение, которые не являются актами политической деятельности. Такой односторонний подход не позволил увидеть им глубинные причины и цели специальной военной операции России, которая явилась не только оказанием военной помощи ДНР и ЛНР, согласно их просьбе, не только защитой Крыма и России, но и мощным механизмом начавшегося глобального переустройства мира и выхода России, а за ней и остальных стран мира из навязанного всем странам США однополярного мира, ставшего серьезным препятствием для дальнейшей эволюции. Украина, к сожалению, оказалась послушным орудием в руках США и Англии. Письма протеста показывают глубокое непонимание сути и смысла начавшегося исторического процесса, происходящего сейчас в мире, и полностью игнорируют важнейшую эволюционную роль России в этом процессе. Авторы писем отрицают восьмилетний геноцид мирного населения Донбасса, факт распространения неонацизма на Украине и многолетнюю культивируемую там ненависть к России. Вспомним, что отношение к России, которая несет на себе бремя создания Нового Мира, является, по утверждению Е.И.Рерих, «пробным камнем». Считаем неэтичным, деструктивным и заведомо провокационным широкое распространение этих писем в интернете, в том числе и с призывами к подписанию писем протеста против Обращения Правления МЦР. Конференция рассматривает такие действия как попытку внести раскол в Рериховское движение, дискредитировать МЦР, оказать давление на его руководство, вызвать к нему недоверие и подорвать его авторитет.
Все вышеназванные письма и действия являются нарушением завета С.Н.Рериха, высказанного им в Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств от 26 апреля 1992 г.: «Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе».
6. Конференция МЦР выражает категорическое несогласие с обвинениями в адрес руководства МЦР, высказанными в письмах председателя Кременчугского Рериховского общества Л.Н.Герасименко, председателя МОО «Украинское рериховское общество» В.А.Козара и других. Содержание и стиль ряда писем имеют агрессивную националистическую окраску и отличаются злостной нетерпимостью.
7. Конференция считает недопустимой положительную оценку роли Степана Бандеры, который, как доказывают факты истории, являлся пособником фашистов и виновным в казнях многих ни в чем неповинных людей, а также клевету и оскорбления в адрес руководства МЦР и Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, высказанные в письме В.А.Козара. Данное письмо фактически призывает к смене руководства двух вышеназванных организаций и ставит целью внесение раскола в Рериховское движение. В связи с тем, что популяризация МОО «Украинское рериховское общество» в интернете образа Степана Бандеры и, следовательно, поддержка его мировоззрения и бесчеловечных националистических взглядов несовместима с высоким правом именовать себя рериховской организацией и использовать символику Знамени Мира, Конференция Международного Центра Рерихов, который является законным правообладателем символики Рерихов, принимает решение отозвать разрешение на использование символа Знамени Мира, словесного обозначения «Знамя Мира» и словесного обозначения «Урусвати» у МОО «Украинское рериховское общество».
8. Конференция считает недопустимыми действия тех членов МЦР, которые, несмотря на принятые решения Правления МЦР и Общего собрания Московского отделения МЦР, продолжали публично, в том числе в социальных сетях, высказывать свое осуждение доклада Вице-президента МЦР и Обращения Правления МЦР и подстрекали к этому других. Данные действия грубо нарушают Устав Организации и несовместимы с пребыванием в ее рядах.
9. Конференция МЦР запрещает использовать символ Знамени Мира в личных целях в публичном пространстве и настоятельно рекомендует изменить личные аватарки в социальных сетях, удалив с них изображение Знамени Мира, а также бережно относиться к символу Знамени Мира и не умалять его высокое духовное значение.
10. Конференция МЦР обращается ко всем последователям Рерихов с призывом осмыслить происходящее в мире переустройство через призму идей Живой Этики и Граней Агни Йоги, трудов Рерихов и работ Л.В.Шапошниковой и не только помнить, но и исполнять Наказ Великого Учителя, переданный нам через Е.И.Рерих: «Никогда не осуждать Россию».
11. Конференция обращается к представителям рериховской общественности с призывом прекратить споры по поводу доклада Вице-президента МЦР А.В. Стеценко от 24.03.2022 г. и Обращения Правления МЦР от 06.04.2022 г. в публичном пространстве, в том числе в социальных сетях, и направить все усилия на активизацию своей культурно-просветительской, научной и выставочной деятельности, в которой сейчас как никогда нуждается Россия.

Выписка верна:
Председатель внеочередной Конференции
Международной общественной организации
«Международный Центр Рерихов»
Стеценко А.В.
Секретарь внеочередной Конференции
Международной общественной организации
«Международный Центр Рерихов»
Миронова О.И.
*************
2.Сообщение Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха в поддержку Международного Центра Рерихов

Отвечая на события последних дней, сообщаем, что Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха еще раз подтверждает свою позицию о поддержке Обращения Правления Международного Центра Рерихов к рериховским организациям России от 17 апреля 2022 года. Заявление Международного Совета опубликовано на сайте Совета 4 мая 2022 года. [1]
Непонимание некоторой частью рериховцев важности и своевременности публикации Обращения Правления Международного Центра Рерихов к рериховским организациям России, вызвало волну обращений к вице-президенту Международного Центра Рерихов, Правлению и членам МЦР с настоятельной просьбой снять с сайта МЦР текст этого обращения. Опубликованные в социальных сетях тексты обращений, личные мнения содержат призывы к МЦР приложить все усилия для укрепления культурного сотрудничества и дружбы между народами, сохранения и популяризации наследия семьи Рерихов, Учения Живой Этики, не замечая, что МЦР все годы выполняет эти задачи своей культурно-просветительской и научной деятельностью. Фактически в этих текстах отражается не только позиция недоверия к МЦР, но и непонимание сложившейся ситуации в мире и роли России в космической эволюции.
Об эволюционной исторической роли России для будущего мы неоднократно читаем в Живой Этике, которая дана была Великим Учителем на русском языке и на сегодняшний день получила наибольшее распространение именно в России. Живая Этика начинается словами: «В Новую Россию Моя Первая Весть». Из древнейших трактатов Востока, трудов философов «Серебряного века», из писем Рерихов к своим сотрудникам и друзьям, в том числе из переписки Е.И.Рерих с Президентом США Франклином Рузвельтом в 1934 году, известно, что многострадальная Россия, пройдя свой крестный путь «за всех и за вся», пройдя успешно все тяжелейшие испытания, выпавшие на ее долю, выйдет обновленной, преображенной и духовно очищенной и поведет за собой Мир.
Учение Живой Этики дает возможность развивать в себе умение анализировать любое явление жизни, рассматривая его в более широкой перспективе, даже в планетарной. Мы живем в очень сложное время явного переустройства мира, время Великих перемен, кующих наше будущее; идет глобальная трансформация Космоса, планеты Земля и человечества. Это период перехода к Новой Эпохе и Новому Человеку и от каждого из нас зависит каким оно будет, наше Будущее.
Вся эта недоброжелательная «протестная» ситуация против МЦР, порой грубость и оскорбления в адрес руководства МЦР и его сотрудников, вызывают обеспокоенность членов Международного Совета, представителей многих рериховских сообществ и друзей МЦР. В такой необычайно трудный период для МЦР и всего Рериховского движения некоторые думают отсидеться, отмолчаться. Увы, это касается не только рериховских обществ, но и судеб всех стран и всего мира. Проблема значительно шире и глубже, чем кажется на первый взгляд. «Течение жизни народов идет неисповедимыми путями, недоступными пониманию обычных людей. Вот и сейчас безумие новых угроз нависает над миром. В ослеплении своем не хотят понять, что путь человеконенавистничества ведет к непредсказуемым последствиям. Обречены старый мир и все темное и злое, что стремится его поддержать». [2]
Хотелось, чтобы нас услышали и постарались понять современную ситуацию в рериховском движении. На нашем пути очередной, так называемый, «пробный камень», и каждому предстоит сделать выбор с кем и куда двигаться, на стороне каких сил оставаться: следовать за Иерархией и поддерживать МЦР, либо ваш выбранный путь идет в противоположном направлении. Все зависит от уровня осознания важности этого выбора каждым членом Рериховских обществ, от понимания Основ Живой Этики и незыблемых космических законов.
 Требуется осознать, что Россия есть оплот Светлых Сил, против которых идет открытая борьба, борьба против всего русского, попытка стереть из исторической памяти все героические заслуги народов России, культурные накопления, обогатившие мировую культуру. Используются все возможные средства, чтобы вычеркнуть Россию, как бы ее и не было вовсе. Е.И.Рерих писала: «Испытания человечества еще не закончились и преуготовляются новые столкновения в широком размахе. Но мы твердо знаем о победе нашей страны и о краткости предстоящих столкновений, иначе мир не выдержит. Но Новый Мир грядет в сиянии лучей новых». [3]
Сегодня идут военные действия не только на полях сражения, но еще ожесточеннее идет информационная война. Происходит распространение ложной информации, разрушение духовных ценностей, искажение исторической памяти, навязывание ложных жизненных ценностей. Задачи информационной войны – это борьба за человеческое сознание, манипулирование общественной мыслью и чувствами с целью создания хаоса и раздоров.
Проблема не только в том, какими мыслями руководствуются люди, но более в том, как люди мыслят. Упрощенное мышление в категориях «чёрное/белое» приводит к идеологическому фундаментализму и диктатуре определённых идей. Иными словами, важна не только сама мысль, её содержание, но и сознание, в которое «забрасывается», даже навязывается мысль. Попадая в узконаправленное сознание, мысль по законам диалектики начинает развиваться в свою противоположность.
С сожалением приходится констатировать, что именно такая трансформация в сознании произошла у некоторых представителей рериховского движения. Особенно проявилось это в узконациональном подходе, поддержке национализма, приводящего к разъединению народов и росту напряженности между странами.
Международный Совет РО считает недопустимым факт размещения председателем Украинского рериховского общества  В.А.Козаром на своей странице в фейсбуке портрета Степана Бандеры, который по итогам Второй мировой и Великой Отечественной войн причислен к нацистским преступникам за жестокие казни поляков, белорусов, украинцев, евреев, русских и людей других национальностей, за действия, направленные против человечности. Просьбу председателя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха удалить информацию со страницы в фейсбуке, В.А.Козар посчитал неприемлемой. В письме в адрес Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха 9 мая 2022 года В.А.Козар позволил себе в агрессивном тоне оскорбления вице-президента МЦР А.В.Стеценко, который был выбран вице-президентом на Конференции МЦР по рекомендации Л.В.Шапошниковой. В своем письме в адрес Международного Совета РО, учредителем и членом которого он являлся, В.А.Козар выдвинул необоснованные и бездоказательные обвинения Совету в поддержке руководства МЦР и совместном захвате «Главной Международной Рериховской организации (МЦР)», что является клеветой. Козар позволил себе в агрессивном тоне высказывания в адрес вице-президента МЦР и председателя Международного Совета РО, обвиняя их в разжигании ненависти к украинскому народу, называя «нечувствительными к страданиям народа» и прочее. Вся клевета и бездоказательные утверждения, призывы к участникам конференции МЦР «победить захватчиков, разрушителей, предателей, извратителей направления основателя МЦР», изложенные на восьми страницах машинописного текста, прикрываются им именами Л.В.Шапошниковой и Рерихов.
На собрании Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха было единогласно предложено вывести В.А.Козара из состава Совета за нарушение Устава, за поддержку нацизма в лице Степана Бандеры, за распространение клеветы на руководство МЦР.
Л.В.Шапошникова в своем выступлении в 1996 году отмечала: «Национальная культура и национальность — это краеугольные камни, положенные в будущее всего человечества. Рерихи возражали против узко-националистических позиций, но всегда несли в себе русскую культуру, на которой взросли, ценили ее и защищали. И именно в силу такого отношения к собственной культуре они понимали и ценили культуру других стран». [4]
Без расширения сознания, которое способно охватить всю сложность проходящих мировых процессов и принять противоположную точку зрения, не может быть ни культуры взаимоотношений, ни терпимости, ни истинного сотрудничества.
Просто лозунгами и словами о культуре не изменить мир, пропитанный ненавистью и нетерпимостью. Можно многое делать и сделать в культурном пространстве, нести людям знание и красоту, но при этом не суметь понять происходящие мировые события. Н.К.Рерих много писал о мире, что «в каждом мирном предложении заключается стремление к тому же мировому прогрессу и благосостоянию». Н.К.Рерих уточнял, что «одно телесное разоружение не поможет. Нужно разоружиться в сердце и в духе» и дополнял: «ведь сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество». [5]
Нужно понимать, что над Россией нависла угроза и сейчас важно обеспечение ее безопасности. Как сказано: «несмотря на все свои несовершенства и недостатки, надеждой на спасение планеты и ее человечества остается Новая Страна, и через нее утвердятся новые формы общественной жизни. Неизжитое и несовершенное изживается, а нужное и ценное останется, и поможет она, неся на себе бремя мира, всем народам Земли выйти на новую дорогу. Сложно положение международное. Перемешаны среди человеческих масс сторонники и противники Нового Мира, но Знамя Победы незримо реет уже над воинством Света». [6]
В Обращении Правления МЦР нет политических призывов, но призыв о поддержке Президента страны, о единении в тяжелое время испытаний. Международный Центр Рерихов и его Вице-президент А.В.Стеценко стоят на передовой все годы; МЦР является для нас ориентиром и фокусом, проявляя мужество и стойкость в деле защиты организации и сохранения наследия Рерихов. Необходимо задуматься и понять, почему МЦР обратился к Рериховским организациям и выразил именно таким образом свою позицию. Потому что, если предать Родину свою и Рерихов, то и борьба за наследие не будет иметь смысла.
Раскол в ряды рериховского движения вносит не Правление МЦР опубликованным Обращением, но непонимание некоторых рериховцев, выразивших свое неверие и недоверие Правлению МЦР. Каждый несет ответственность за свои мысли и решения, в том числе и организации. Значит нужно разобраться в своих побуждениях и убеждениях, проявить терпимость и уважение, но не пытаться изменить мнение и позицию МЦР, тем более публично открытыми письмами для подписания. Считаем это некорректным.
«Совершаются события чрезвычайной важности. И течение их вне контроля человеческой воли. Какая страшная сила противостала Новой Стране во время последней великой войны, и все же победа осталась за Россией. Так и теперь ей предстоит победа во всем, на всех фронтах, внутренних и внешних. Все победит и преодолеет великий народ с Помощью Нашей. Веру в конечную победу Света храните превыше всего». [7] И Космическая эволюция представляет вновь и вновь свои возможности для продвижения, трансформации, духовного совершенствования и переустройства мира. Призыв Н.К.Рериха «Мир через Культуру» остается нашей путеводной звездой.
Мы, члены Международного Совета Рериховских организаций имени C.Н.Рериха, утверждаем, что 33 года назад МЦР был создан в столице России в Москве С.Н.Рерихом и Л.В.Шапошниковой, как Международный Центр новой общественной Культуры для научно-просветительской и выставочной работы по изучению и популяризации наследия и миротворческих идей Рерихов, таковым он до сих пор является.
В Обращении Святослава Николаевича Рериха к Рериховским обществам России и других независимых государств от 26 апреля 1992 года, которому в этом году исполнилось 30 лет, говорится: «Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам светлого. Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы – благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет! Ваш Святослав Рерих. 26 апреля 1992 года. Бангалор, Индия».
 Мы призываем рериховские организации поддержать Международный Центр Рерихов!
Международный Совет Рериховских
организаций имени С.Н.Рериха
________________________________
[1] Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха в поддержку «Обращения Правления Международного Центра Рерихов к рериховским организациям России от 17.04.2022»
[2] Грани Агни Йоги. 1970 г., п.371
[3] Рерих Е.И. Письма в 9 т. Т VIII (1948-1950). М.: МЦР, 2008. С. 90. (от 16.09.48).
[4] О докладе Д.Энтина. Л.В.Шапошникова
[5] Материалы третьей Международной конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха в Вашингтоне. Послание Николая Рериха // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005. С.110-112.
[6] Грани Агни Йоги. 1972 г. п. 104
[7] Грани Агни Йоги. 1972 г. п.253
Источник: Сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
**********
3. Об Обороне

В 1936 году в Париже возникло «Русское эмигрантское оборонческое движение» (РЭОД), организация, в основу которой легла идея: «Оборонец тот, кто при всех условиях ставит защиту своей Родины выше политических разногласий с властью»[1].
Появление организации было вызвано уверенностью её основателей в том, что СССР грозит внешняя опасность: «Планы враждебных России держав к началу 1936 года выяснились с совершенной очевидностью. В этих планах Россия рассматривается как объект колониальной политики, необходимый для наций, якобы более достойных и цивилизованных. Более или менее открыто говорится о разделе России… поддерживаются всякие сепаратистские движения, возможные в многонациональной стране в революционный период её жизни»[2].
Оборонцы не относили себя к определенной политической партии и не разделяли общих политических взглядов. Скорее, они стояли вне политики. «Оборонческое движение – не политическая партия, это объединение тех, кто верен России и ее народу», – гласил лозунг оборонцев[3]. В РЭОД приняли участие люди с различной политической судьбой. Одни были готовы защищать Советскую власть без всяких оговорок. Другие же, не согласные с политикой руководства СССР, заранее предупреждали, что только на время, «пока отечество в опасности», они откладывают свои претензии к большевистскому режиму, намереваясь потом предъявить их снова. Единственным способом сохранения России от порабощения оборонцы считали безоговорочную поддержку Советской власти.
Оборонцам противостояли пораженцы, желавшие смены Советской власти при активном вмешательстве иностранных держав и поражения собственного правительства в войне со внешним противником. Любое противостояние или конфликт с другими державами, по их мнению, должны были спровоцировать масштабное восстанию внутри страны, которое свергнет существующую власть и построит новое, лучшее будущее – при поддержке извне. По мнению оборонцев, «пораженец не может быть признан патриотом (хотя и он, конечно, способен – по-своему – горячо любить свою страну), потому что отечество и его цели стоят для него на втором месте: на первом стоят вопросы внутреннего устройства. Ради части он готов пожертвовать целым»[4].
«Пораженцы» – явление не новое, они регулярно проявляют себя в периоды государственных смут и войн. В зависимости от исторического контекста или государственной принадлежности, мотивации пораженцев могут объясняться разными причинам: пацифизмом и отвращением к войне как к таковой, желанием заполнить вакуум, образовавшийся при смене власти, консерватизмом и нежеланием что-то менять или же, наоборот, желанием внести чуждые, более прогрессивные элементы в социум, вместе с верой в культурное или политическое превосходство соседних государств.
В 30-е пораженцы ставили в основу своей позиции нежелание отождествлять себя с интересами коммунизма и необходимость уничтожить «иго интернационала» путем «крестового похода против большевизма». Пораженцев были готовы поддержать «Российский фашистский союз» и ряд других правых организаций, позже – власовцы, а они, в свою очередь, в большинстве поддерживали националистов Испании, Италии и Германии, сделавших антикоммунизм частью своей внешней и внутренней политики. Их даже устраивали унизительные для России взгляды идеологов этих государств на все русское. Стойкая позиция оборонцев вызвала их преследования со стороны пораженцев и их идейных союзников-иностранцев. В связи с этим оборонцы даже были вынуждены обратиться к Лиге Наций и другим общественным организациям с просьбой принять меры по защите русского населения от агрессивно настроенных пораженцев, в частности, на Дальнем Востоке, где ситуация была наиболее критичной[5].
Агрессивная политика пораженцев, а также их альянс с профашистскими партиями и структурами заставили многих культурных деятелей раскритиковать их движение. Среди них были и Рерихи, которым была очень близка позиция оборонцев по внеполитическому объединению для защиты Родины и русской культуры перед лицом угрозы.
Столкнуться со злобным оскалом русских фашистов, пораженцев и их политических союзников, с клеветой и травлей с их стороны, Рерихам, к сожалению, пришлось лично, в дальневосточном Харбине, фактически находившемся во власти прояпонских пораженческих сил. На Дальнем Востоке Япония на тот момент вела «сепаратистскую азийскую пропаганду, утверждая, что все монгольские племена Сибири и Средней Азии должны быть освобождены от русского “господства”»[6].
«Утвержденцы», идейные предтечи оборонцев, были на Дальнем Востоке в меньшинстве и постоянно подвергались преследованиям, шантажу, клевете, травле и арестам за свои взгляды. 30 марта 1935 года Елена Ивановна Рерих пишет Владимиру Константиновичу Рериху: «Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма. Хочу верить, что среди сородичей, обитающих в Харбине, найдется хотя бы горсточка истинных просвещенных патриотов». В письмах Елены Ивановны того же, 1935 года, отражены ее размышления по поводу тяжелой ситуации вокруг России. Рерихи понимали критичность момента и необходимость консолидации сил для защиты Родины.
Николай Константинович Рерих поддерживал с РЭОД тесные контакты. В год основания общества им был написан очерк «Оборона», где мы читаем: «Защита Родины есть и оборона Культуры <...> Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять». Очерк оканчивается словами: «Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви, есть одна общечеловеческая любовь»[7].
Возможно, именно за эти мысли, за эту беззаветную преданность Родине и культуре – поверх всего, и благодарят члены Оборонческого движения Николая Константиновича Рериха – этот очерк мог стать для них программным. В начале 1937 года члены общества пишут: «Многоуважаемый и дорогой Николай Константинович, на исходе нынешнего тревожного года, мы считаем долгом обратиться к Вам с приветствием и благодарностью за ту духовную поддержку, которую Вы оказали и оказываете Оборонческому Движению. В особенности мы были тронуты Вашим посланием, которое было зачитано на нашем общем собрании и в котором выразились Ваши чувства патриота и защитника русской культуры. Именно на этих путях обороны Родины и ее культурного достояния мы и мыслим нашу работу и сотрудничество с Вами»[8]. Вероятно, речь идет именно об очерке «Оборона».
В 1941 году Николай Константинович вновь обращается к этому очерку в статье «Оборона Родины»: «Оборона Родины – та самая, о которой писалось пять лет назад. Уже тогда началось то, что вспыхнуло сейчас». Во время Великой Отечественной войны Рерихи сделали все возможное для помощи Отечеству. «Знаем, что и здесь полезны и делаем полезное. <...> Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. <...> Будь благословен час, когда расцветут все целебные травы. Русский народ – под знаком благоденствия! Не страшны ему испытания, претворятся они в достижения».
Ольга Карасева (Индия)

[1]  Оборонческое движение (Париж): Издание Российского эмигрантского оборонческого движения. 1936. № 1 (май), с. 8 Электронный доступ:
[2]  Там же, с. 1.
[3] Там же, с. 8.
[4] Там же, с. 8.
[5] Оборонческое движение (Париж): Издание Российского эмигрантского оборонческого движения. 1936. № 1 (май), с. 1 Электронный доступ:
[6] Там же, с. 3.
[7] Рерих Н.К. Оборона // Н.К.Рерих. Нерушимое. – Рига: Виеда, 1991. – С.212-213.
[8] Письмо от 7/1/1937 Н.К. Рериху от представителей Оборонческого Движения, Париж. Архив МЦР
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
10 июня 2022 года.


Рецензии