Флаг им в руки, или Почем подъем?

                (Шкодные мысли о школьных делах)
 

       Эти заметки хотелось бы адресовать бывшим одноклассникам, тем более что подходящие поводы как раз имеются: вон сколько свежих новостей на эту тему резво поперло из правительственных сфер, как шустрые тараканы из-под плинтуса. Нет, хорошо все-таки, что мы свою школу окончили ровно 32 года назад и с тех пор больше не имеем к современному среднему образованию никакого отношения, кроме самого отрицательного. По крайней мере, говорю это за себя. В нынешней школьной системе мне было бы еще тошней, чем было в советской. Отчего так? А вот не угодно ли полюбопытствовать на досуге.

      Два материала подряд – прямо-таки день за днем. Начнем с первого по хронологии (он же, кстати, и наиболее пафосный). Итак, формулировка в одном из региональных новостных пабликов: «Как именно нужно поднимать флаг в школах России? Минпросвещения выпустило документ». Краткая цитата-пояснение для тех, кто еще не удосужился ознакомиться с этим опусом-фокусом: «“Мною подписан стандарт церемонии поднятия государственного флага нашей страны в школах, этот стандарт согласован с председателем Геральдического совета при президенте РФ, в нем описан порядок проведения церемонии поднятия флага, установления флага, герба”, – сказал журналистам глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов».

       Что там брякнул примитивный министр, это вряд ли кому-то интересно. Говорящим марионеткам самое место в балагане, а не в правительстве. Гораздо занимательнее отклики анонимных и псевдонимных комментаторов, чьим оперативным откликам удалось проскочить через тугое (и тупое попутно) сито модерирования сайта. Привожу ниже подборку образчиков народного юмора и скепсиса по отношению к официальному маразму. Картина маслом, так сказать.

       Теоретик обобщает: «Дутый патриотизм (гвоздь выпустить не можем) на пустом месте, не подпитанный свободой и уровнем жизни, ничего, кроме омерзения, не вызовет».

       Практик конкретизирует: «Представил: пурга, ветер, мороз –22°С, все на улице и поднимают флаг?»

       Остряк прибавляет: «И целовать портреты вождей нынешних обязательно!»

       Шутник от него не отстает: «Всё правильно, нужно вернуть политинформацию для школьников».

       Циник за ними туда же: «Пришла пора выпускать цитатники, как при Мао».

       Ёрник выражается не совсем грамотно по форме, но вполне правильно по сути: «Северная Корея отдыхает перед таким патриотизмом».

       Рационализатор вносит деловое (и дельное) предложение: «А я считаю, что нужно еще запретить иностранный интернет, пусть будет доступ только к местным СМИ и источникам информации. Тогда мы будем думать, что живем лучше всех».

       Пара мемуаристов, пользуясь удобным случаем, пускается в сентиментальное плавание по волнам своей памяти. Первый ностальгирует по временам не столь уж давним: «У нас в школе по вторникам в обязаловку были политинформации. Разборы, как они там загнивают, и особенно разборы мудрых решений очередного съезда КПСС. В детях они вызывали стойкое отвращение к подобным шабашам. Отвращение аж до блевоты. Очень надеюсь, что старые грабли не заставят себя долго ждать. Надо еще в обязаловку ввести целование портрета вождя». (Впрочем, аналогичное пожелание было уже высказано ранее.)

       Зато второй автор воспоминаний обращается к глубоким сакральным корням авторитарной (не путать с авторитетной!) идеологии нынешнего правящего режима: «Мама мне рассказывала, как утро в школе ее детства начиналось со “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!” А я, дурачок, смеялся».

       Да уж: хорошо смеется напоследок тот, кто перебирается из этой ретроспективной трясины куда-нибудь в более благодатные места. На этот счет некий экс-путешественник делится весьма разумными соображениями: «Думаю, поднятием флага особо ничего не добьешься, а вот поднятием уровня жизни (хотя бы до уровня Дании), пожалуй, можно патриотизм воспитать».

       Однако его оптимистическая вера в прогресс не находит понимания и поддержки у некоего строгого политолога, сурово указывающего на бесполезность внешних атрибутов при неизменном внутреннем бардаке: «Вот скажите, пожалуйста: в парламенте часто исполняют гимн, но тогда почему особой любви к своим избирателям у депутатов нет, а также патриотизма не наблюдается? Ездят на иностранных авто, недвижимость за рубежом имеют, подняли пенсионный возраст, увеличивают налоги, и притом убыль населения просто катастрофическая».

       Вот именно: скажите господа властители-правители, отчего вы все поголовно такая отборная дрянь, которой лучше бы оставаться где-нибудь в уборной? Но не дадут они ответа на этот риторический вопрос, как и вообще не намерены ни за что держать ответ. И поэтому абсолютно прав некий безымянный и склонный к лаконичной стилистике представитель родительского общества, заявивший наотрез: «Этих шоуменов, лжепатриотов близко не подпускать к нашим детям. Точка».

       Нет, пока еще лишь точка с запятой, ибо нам предстоит выслушать народные отклики на логическое продолжение и развитие предыдущей темы, а именно – оценить финансовое измерение казенных патриотических потуг, претендующих, как обычно, на кругленькую сумму, четко обозначенную в заглавии сегодняшнего новостного материала: «Правительство потратит 970 млн рублей на флаги и гербы в школах».

       А чего бы вы хотели? Патриотизм недешево стоит, ведь любить такую родину можно только за очень большие деньги. Во всяком случае, начальство никогда себе не отказывает в патримониальном субсидировании. Ну, иной раз кое-какие крохи перепадут и всякой прочей подручной челяди: должен же быть рай земной во всей деревне! 

       Да что-то вот новоявленные земляки-сельчане, мягко говоря, не в восторге от размашистых планов верховных паханов. Резкое недовольство явно звучит в отдельных репликах, сливающихся в общий хор порицания и осуждения (ладно хоть, что не какой-нибудь условной судимости).

       «Больше потратить некуда?» – возмущается один.

       «Школы отремонтируйте!» – призывает второй.

       «Лучше бы на рабочие тетради малышей потратили!» – суется с непрошеным советом третий.

       Четвертый думает всё больше не о мудреной учебе, а о простом хлебе насущном: «А может, лучше бесплатные обеды деткам»?

       В ответ ему незамедлительно прилетает саркастическая реплика: «Ха-ха, патриотизмом сыты будут». (Это точно: сыты по горло государственной пропагандой, только вот не очень-то она питательная.)

       Проницательный абориген предусмотрительно интересуется: «А школы все обеспечили туалетами в зданиях?»

       Его иронию охотно разделяет многоопытный краевед-натуралист, наверняка опирающийся на личные наблюдения: «Наверное, прикольно будут смотреться где-нибудь в глубинке школы с деревянными удобствами на улице и новым флагштоком». (Зато красиво, как мог бы легко оправдаться какой-нибудь отчизнолюбивый эстет-директор.)

       Но, разумеется, наш исконный коррупционный мотив решительно преобладает над бравурными нотами чиновничьих речей. Это, можно сказать, ведущий лейтмотив социальной рецепции любых казенных инициатив.
 
       «Сопрут больше... Ворье уже руки потирает», – со знанием дела констатирует некто.

       «Как в последний раз воруют!» – наивно изумляется кто-то другой.

       А прагматично настроенный правдоруб-демократ, пожелавший остаться неизвестным, щедро и совершенно бескорыстно поделился альтернативной концепцией укоренения стандартов патриотического воспитания среди широких масс населения: «Предлагаю после каждой линейки с гимном и поднятием флага сжигать айфон, изъятый у жирного чиновника».

       И лишь усталый от всего на свете учитель, давно уже разочарованный в бестолковой минпросвещенческой имитации забот о нуждах школы, подвел с сардонической усмешкой неутешительные итоги: «Будем сидеть на гербах, а писать на флагах...»

       Остается только надеяться, что это – учитель русского языка и что он сумеет правильно поставить ударение в глагольном слове, дабы не пришлось будущим поколениям подрастающих граждан окончательно сесть в глубокую лужу. Ну а что же еще вытекает из такого шаблонно-бюрократического эрзац-патриотизма?

       10 июня 2022   


Рецензии