Зарисовки. Из Индийских дневников
Самолет авиакомпании «Дельта», выполняющий рейс по маршуту Дели – Мадрас, зашел на посадку, делая крутой вираж.
В густой темноте за стеклами иллюминаторов буквально вспыхнула яркая полоса огней береговой линии. Это Мадрас. Нашим взорам открылось поистине сказочное и незабываемое зрелище: многокилометровая цепочка ослепительных мерцающих огней, обозначивших контур извилистой бухты большого города. А он буквально выплывал из бархатной глубокой черноты августовской индийской ночи.
Так начиналось наше неформальное знакомство с Индией в самом конце августа того памятного года…
Это была совсем не туристическая развлекательная поездка. Наша группа из девяти человек была сформирована из числа обучавшихся Йоге при посольстве Индии в Москве. И теперь мы вот уже вторые сутки добиралась в самый дальний южный штат страны (Тамил Наду) для обучения одному из направлений йогических практик. Оно должно было состояться в одном из старых ашрамов Канадукатана по приглашению его хозяина и Учителя (гуру).
.........................................................
Мы добирались из Мадраса в Канадукатан полдня и целую ночь.
В салоне автобуса было на удивление комфортабельно и уютно: удобные откидные сидения, плотные раздвижные шторы на окнах, полочки для вещей, телевизор в передней части салона и все то, что в целом соответствовало нашим «западным» представлениям о комфорте цивилизации.
Наша группа довольно удачно и компактно разместилась в середине салона. Наступила ночь, Все сильно утомились и рассчитывали выспаться в дороге. Но полноценного сна этой ночью не получилось. Причиной этого явились абсолютно незнакомые и сильные впечатления: новый неизвестный мир с его людьми, наши неумелые попытки установить с ними контакт, все то, что иногда стремительно меняясь, мелькало за окнами автобуса.
Эта ситуация сильно будоражила и внутренне напрягала каждого из нас, а временами просто повергала в легкий шок. И усугублялось все это, к сожалению, весьма поверхностными и слабыми представлениями о реальной жизни индийской глубинки. Мы, будучи нормально образованными - по нашим представлениям - людьми, фактически оказались не готовыми к адекватной встрече с этим особым миром.
За окнами непрерывно мелькали какие-то пустые поля, деревушки, придорожные «харчевни-кофейни», в которых круглые сутки кипела жизнь. Возле одной из них во время очередной вечерней остановки мы с интересом наблюдали некоторое подобие ночной молодежной дискотеки. По всем признакам это был какой-то из многочисленных местных праздников: звучали национальные мелодии с причудливыми вкраплениями звуков ситары, сверкали, раскачиваясь на ночном ветерке, цветные фонарики на ветках деревьев, шелестели пестрые гирлянды вокруг танцевальной площадки, Царило оживление, стоял монотонный шум голосов, прорывающийся сквозь громкую музыку.
............................................
К утру в салоне стало прохладно, и все члены нашей группы начали дружно утепляться, натягивая на себя свитера и ветровки. Видимо, водитель после дневной жары и духоты вовремя не переключил кондиционер на соответствующий режим.
За окнами постепенно светало: был уже шестой час утра по местному времени. Забрезжил материковый индийский рассвет.
Ландшафт и виды за окнами начали постепенно меняться. Взошло солнце. Слабый, едва заметный ветерок зашевелил листву неизвестных нам местных деревьев и кустарников, местами обрамляющих шоссе. Временами из придорожных зарослей стремительно вылетали стайки птиц. В какой-то момент нам даже удалось разглядеть, что это были пестрые индийские попугаи среднего размера. Удивительно было впервые видеть этих птиц в дикой природе.
В одном из населенных пунктов, проезжая через который автобус сильно снизил скорость, нам удалось успеть полюбоваться незабываемым зрелищем. У самого берега сильно затянутого светло-зеленой ряской пруда красовались сказочные лотосы розового цвета. А на банановых деревьях возле пруда сидела компания ярких попугаев, жадно и весело расклевывающая спелые плоды.
Вся эта картина живо напоминала традиционные шелковые восточные панно.
Все, что мы видели вокруг, оставляло у нас ощущение нереальности, все происходило как во сне…
Где-то часам к восьми утра автобус въехал в небольшой городок. Именно он и был конечным пунктом этой долгой поездки – Канадукатан, воспетый еще в семидесятые годы Ю. Сенкевичем в его замечательном «Клубе кинопутешествий».
Резкая смена климата, невероятная насыщенность самыми разнообразными впечатлениями последних трех дней, проведенная без сна ночь в дороге, - все это усилило у нас ощущение ирреальности происходящего. Мы как будто попали в совершенно иное время, в какой-то фантастический мир. Все это было лишь подтверждением того, что все мы находились тогда в слегка измененном состоянии сознания.
В каком-то смысле это было символично, поскольку соответствовало началу приобретения абсолютно нового для нас сакрального опыта.
Перед нами предстал какой-то сказочный городок, улицы которого представляли собой непрерывную череду сплошных высоких каменных заборов мини-монастырей (ашрамов). По обе стороны каждой из нескольких прямых нешироких улиц непрерывной цепочкой тянулись эти белые каменные заборы, ограждающие территории ашрамов. Вдоль всей грунтовой, укрепленной камнями дороги, тянулись узкие и неглубокие канавы, Как позже выяснилось, они представляли собой часть местной канализационной системы. Из-за практически всех заборов ашрамов видны были верхушки растущих на их территориях разного рода пальм, и каких-то местных цветущих деревьев.
Место было более чем экзотическое.
.......................................
Выйдя из автобуса и забрав свои вещи, мы потащились по одной из улиц, поглядывая на ворота ашрамов. У ворот одного из них нас поджидал огромный, обликом напоминавший Кинг-Конга, детина неопределенного возраста. Как вскоре выяснилось, это был верный ученик, помощник, - правая рука гуру, пригласившего нашу группу на обучение одному из многочисленных направлений Йоги. Звали его Шри Нивассан, он был американцем, когда-то обучавшимся у Рамайяха (нашего гуру) в США.
Сам же Рамайях был коренным индусом одного очень знатного старинного рода, интеллигентным и очень образованным человеком. Вот уже больше двадцати лет большую часть года он жил в США, преподавал (в качестве профессора) в университетах Нью-Йорка и Калифорнии медицинские дисциплины, В том числе, - и нетрадиционные их направления: основы аюрведических знаний, йогические практики. Он блестяще владел четырьмя языками.
На момент нашего знакомства ему было семьдесят лет. И в этом его актуальном возрасте он был по-настоящему красив, подвижен, активен, остроумен и ироничен. В нем чувствовалась порода в высшем смысле этого слова.
Канадукатан был его вотчиной: он владел здесь богатым родовым имением и ашрамом, в котором нам предстояло жить и в течение четырех месяцев проходить - как вскоре оказалось – очень непростое обучение. И предполагало оно истинно аскетический образ жизни: суровые бытовые условия, строжайшую тотальную дисциплину, выполнение любых требований и заданий гуру в любое время суток. Было и то, к чему все мы привыкали с трудом и долго - постоянное чувство легкого голода…
…………………………………………………………………………………….
Это было началом одного из самых необычных и интересных этапов жизни, прекрасный, ни с чем несравнимый опыт открытия новых аспектов видения мира, самосовершенствования, обретения себя на пути достижения достойных целей.
Свидетельство о публикации №222061001322
Для этого надо иметь очень твердый характер.
Всего доброго Вам.
С уважением.
Татьяна Шмидт 22.10.2023 17:51 Заявить о нарушении
А по поводу характера Вы попали "в точку" ))).
Спасибо, Вам, за отклик и добрые слова.
С уважением.
А.
Алёна Вереск 22.10.2023 19:52 Заявить о нарушении