Кошка - загадка природы - 1

      КОШКА  -  ЗАГАДКА  ПРИРОДЫ

            Кошки распознают эмоции хозяев.
     …Хотя кошачья морда имеет беспристрастное выражение, обладатель этой морды не так прост. Исследователи заметили, что кошки умеют распознавать настроение и ведут себя по-разному в зависимости от того улыбается хозяин или хмурится.
     Улыбка сигнализирует пушистому питомцу, что всё в порядке и можно вспрыгнуть на колени и помурлыкать, а злое выражение лица предупреждает: держись подальше!
                (Выписка из Интернета)

     То, что многие хозяева своих кошек любят, как детей родных, мало кого в этом удивишь, но есть у некоторых людей ещё и милосердие на уровне любви. И эту женщину я лично знала. Почему, «знала»? Жаль, но до меня дошёл слух, что её уже нет с нами. И, перебирая в памяти воспоминания об этой женщине, (она намного была старше меня), я искала именно такое воспоминание, которое отличало бы её, как личность, от других людей.
     Первое, что мне вспомнилось, это то, что она была искусной вышивальщицей и обычной иголкой творила чудеса. Я многому у неё научилась, а потом ещё, как садовод, пользовалась её советами. Но, однажды, мы, в её доме, обрезали разные лоскутки ткани и из них выстраивали узоры для коврика над кроватью для её внука. Это были ещё семидесятые годы прошлого столетия. Настоящие ковры редко у кого были в квартирах. Мы разговаривали о своём, но из кухни, раз за разом доносился звук, словно что-то покатилось по полу. Полы были деревянные и постукивание, с половицы на половицу, чётко слышно было. Я насторожилась, потому что дома мои дети были ещё маленькие и подобный стук означал только то, что они уже что-то натворили. Поэтому я первая выбежала на кухню. И что я вижу? Большая кошка катает по полу трёхлитровую банку. А в той банке маленький котёнок, который жалобно пищит. Мало того, кошка пытается его достать лапой, явно не для того, чтобы погладить. Глаза у кошки горят яростью. Тут на кухню вышла хозяйка, схватила полотенце и начала им охаживать кошку. Похоже, что такой воспитательный процесс на этой кухне происходил далеко не первый раз. Кошка, получив несколько оплеух, сиганула в комнату и спряталась под кровать. А кровати тогда ещё железные, панцирные и под ними лежали ещё какие-то вещи. Кошка нашла там себе укрытие и при мне больше оттуда не вылезала. Зато хозяйка рассказала мне историю этой кошки и котёнка.
     Кошку она нашла на улице, маленьким брошенным котёнком. Хозяйка её лечила, выхаживала и вот, теперь это уже большая красивая кошка. Хозяйка же была совестливым человеком и не могла спокойно пройти мимо попавшего в беду котёнка. Она подбирала котят, мыла их, откармливала и пристраивала в «хорошие руки».
     А этот котёнок (из банки) ей самой приглянулся и она решила его оставить в своём доме. Если кошка на других котят и внимания не обращала, то в этом котёнке она почувствовала соперницу. Не давала ей есть даже с маленького блюдца предназначенного малышке. Подойдёт, треснет приёмыша лапой, да ещё и угрожающе шипит. Бедняжка пряталась от кошки где только могла.
     - Я бы с лёгким сердцем кому-то саму кошку отдала, чем этого котёнка, только кто ж её возьмёт…
     Прошло этак недельки 2-3 и я при встрече спросила свою знакомую о её кошках. Оказалось, что они теперь вместе спят. Как бы теперь сказали: характер хозяйки оказался сильнее, и это поспособствовало к «принуждению к примирению».  Сперва с помощью полотенца, а потом – привыкла. Даже вылизывает её, как дочку.

                ***

    Умный человек жизнь измеряет не годами, а впечатлениями, воспоминаниями, размышлениями. Именно поэтому я не жалею времени при рассматривании фотографий, картинок или в задумчивости смотрю на зелёное творение природы, не замечая, что у впившегося комара уже раздулось брюшко. Посмотрю на этого кровопийцу, смахну его и вслед за ним полетит моя бледненькая мысль: «Даже комар пользуется моей чудаковатостью». Обычно «нормальные люди» называют тех, кто в любой ситуации ищет свою выгоду, а в моей задумчивости какая выгода?.. Хотя эти слова «корысть и выгода» в этом случае вроде как чужие. Но и в них есть некая доля правды. Задумчивость на малую толику меняет человека, делая его лучше, прозорливее, опытнее и взрослее. А взрослость приходит в любом возрасте, как и отголоски детства возвращаются к человеку без стука.
     Есть у меня одна хорошая знакомая, которая смотрит на мои причуды с некой долей скептицизма, а иногда и откровенно свысока. Попытки переубедить меня и переманить на свою сторону, не возымели успеха, но многолетняя дружба научила нас обеих прощать в характере некоторые несовершенства. Лет нам уже много, уже какие есть такими и век свой будем доживать. Так, вот, Т.И. каждый раз при встрече, предлагает мне посмотреть на экране своего телефона многочисленные фотографии цветов и кошек. Однажды, после моего задумчивого просмотра, предложила мне «скинуть их», дескать – «Сиди себе дома и смотри сколько хочешь…» Я обрадовано кивнула головой. (Глупо отказываться от такого подарка…) И вот теперь смотрю на кошек на экране своего компьютера, а вижу в них людей. Даже иной раз приходит ко мне мысль, что в этой усатой мордашке проявляется облик человека из кошачьей прошлой жизни, его характер, его мировоззрение, а порой немалый ум в её глазах. «Вот только сказать не может», - не раз слышала я такие слова от многих любителей кошек.
     Просматривая фотографии много раз, из их многоликого разнообразия западает в душу одна, к которой хочется вернуться. В этот раз я «отмотала» назад и остановилась на той фотографии, где кошка смотрит в окно.
     По всему видно, что дом старый, на стене возле окна даже штукатурка отвалилась и видны такие трещины, что свободно палец можно просунуть. Рамы окна деревянные, видимо ровесники дома. Темно-синяя краска настолько отшелушилась, что только по некоторым местам можно угадать, что она там когда-то была. Окно с двойными рамами. Со стороны комнаты створки окна открыты, внешние вовсе не открываются, за исключением форточки. Форточка открыта и почти во всём её проёме, по грудь, опираясь лапками на нижнюю часть, смотрит хозяйка этого дома – в дорогой, роскошной шубе светло-рыжая, слегка в коричневатую полоску кошка. Она мне напоминает мою бывшую соседку по саду, Раису Семёновну. Крепкого телосложения, в меру полная, и манеры, и взгляд её говорят о её самодостаточности, уверенности в жизни. Она тут хозяйка! Ей и дела нет, что её жилище далеко не дворец. То, что у неё есть, её вполне устраивает и смотрит она из окна несколько свысока, как зажиточная хозяйка на безродных бродяг. Она-то чистенькая, мордочка беленькая, глаза уверенные, даже тени мысли не допускает, что может быть иначе. Ну, и как тут подумать, что у этой кошки всего одна жизнь? Да, нет же. По всему её облику видно, что это женщина, которой за сорок, знающая и умеющая, по крайней мере – многое. Она была такой в прошлой жизни, когда была человеком, а теперь у неё пересменок, всего лишь. Посмотрите на неё! Даже хочется поздороваться с нею, как с бывшей соседкой… Ах, до чего же хороша, в этой своей самоуверенности, с достоинством зажиточной крестьянки…

                ***

     Когда внук, Саша, был ещё садикового возраста, мы любили с ним гулять по берегу озера, рассматривать красивые камушки и просто разговаривать. Однажды, уже в конце лета, когда пляж опустел, мы заметили, где-то в метре от воды, сидел кот. Большой, красивый, чистенький, упитанный кот. С тёмной шёрсткой, белой грудкой и в белых «носочках». Кот внимательно смотрел в сторону озера. А на озере ни уточек, ни даже лодок с рыбаками не было. Погода в тот день была ясная, тихая, даже волны не тревожили мокнущие в воде жёлтые листья вербы. Кота листики не интересовали, он философски смотрел вдаль.
     Мы как-то сразу зауважали кота, но к нему близко не подходили. Раз пришёл на пустынный пляж, значит искал себе уединения, зачем же ему мешать думу думать, решили мы. Но он всё же оглянулся, мельком окинул нас взглядом и опять засмотрелся на голубую гладь озера.
     - О чём он думает? – спросил Саша.
     - Это его тайна и он о ней не расскажет никому. А нам её никогда не разгадать, пока мы не научимся понимать язык животных.
     - А в сказках коты и кошки разговаривают…
     Я только вздохнула в ответ.
     Мы обошли стороной усатого философа и пошли дальше. Кот же остался сидеть на том же месте и так же смотрел вдаль. Он не ложился, не огладывался по сторонам. И я подумала: «Животных много мы видели даже за сегодняшний день, но именно к этому коту испытали искреннее уважение. В его поведении было нечто человеческое…»

                ***


Рецензии
Замечательны ваши рассуждения, Анна!
Да, коты - это особая цивилизация!
Заслуживают внимание и почтения, несомненно!
С уважением,

Элла Лякишева   24.07.2022 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и тёплые слова отзыва.
С пожеланием творческих успехов,

Анна Боднарук   25.07.2022 00:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.