Знаешь, я хотел, чтобы он еще пожил немного

 
             «Знаешь, я хотел, чтобы он еще пожил немного…»

Шел 1942 год. В далеком чуйском селе не было слышно грохота орудий, ни взрывов гранат, но невидимая костлявая рука войны дотянулась и до нас. Война голодом прошлась по нашему селу. Голод и частые похоронки стали нашими спутниками жизни. В это лето мне исполнилось девять лет.
 
Стоял сентябрь. Отцвела придорожная россыпь полыни, горький ее запах наполнил степь тягучим ароматом, который щиплет ноздри. Вдали раздавалось ржание коней, пасущихся у заводи. Солнце нещадно палило уже который день. Я выбежал на улицу и прищурился, вглядываясь в горизонт.

-Идут! Идут! - крикнул я, завидев вдалеке у горизонта плывучие черные тени.
Из дома выбежали все взрослые. Началась суета. Вот уже десятый день все село ждало караван из Монголии. Наш Кош-Агач был первым пунктом назначения.  Этот груз следовало принять и погнать далее по Чуйскому тракту до города Бийск.
 
Навьюченные верблюды, табуны лошадей, коров и овец стали заполнять нашу степь.
Я ждал этого дня, как никто другой. Мне разрешили быть помощником гуртовщиков. Среди которых был и мой дед. Дед мой, седовласый старик, всегда был полон энергии, которая есть у людей, не умеющих отчаиваться. Он то и дело повторял мне: «Ай, да хорош! Похож на отца, ах, постреленок, весь в отца!» В его словах слышались гордость и восхищение мной, он видел во мне своего сына, ушедшего на фронт поздней осенью 1941 года.

Через неделю началась отправка. Более недели мы гнали стадо до Горного. На обратном пути мы с дедом отправились за полевой почтой. Дед вошел в какое-то здание.  Вскоре он вышел. Он молча побрел, а я за ним. Мы сели на лавку. Из арчымака  он достал серые листы. И судорожно стал их рассматривать.
На обратном пути дед все эти три дня все шутил, рассказывал мне об отце, вспоминая смешные его проделки.

Мы приехали домой к вечеру. Через час я узнал, что отец погиб на фронте. Детство мое кончилось, я повзрослел.

Спустя годы я спросил деда, почему он тогда, еще в Горном, не сказал мне, что отца моего больше нет.

И он ответил мне: «Знаешь, я хотел, чтобы он еще пожил немного…»
Вот спросите меня, что такое память? Я вам скажу, отца своего я не помню. Но помню каждое слово, сказанное дедом о моем отце.

Я смотрю на себя в зеркало и понимаю: как похож я на него!

январь, 2022г.


Рецензии
Очень трогательно.. И очень сильные акценты сделаны в этом рассказе! Сын еще пожил немного в душе внука.. Мощно!

Алекс Разумов   06.12.2022 22:43     Заявить о нарушении