О женщине-воительнице. Княгиня Ольга

 Итак, если я начал предыдущую статью с женщины-воительницы, то продолжу дальше свою мысль. Согласно, византийским источникам, женщины-воительницы были и в войске Святослава. Остается открытым вопрос были ли это женщины, последовавшие за своими мужьями, или просто искательницы приключений, мы этого никогда не узнаем. Вероятно, были и те другие, а также женщины, избравшие путь воина, чтобы отомстить за своих павших мужей.

 Отмечу также, что одна из русских былин посвящена Василисе Микулишне, жене Ставра Годиновича, которую пытается испытать князь Владимир. Однако она не проявляет в ней свою силушку, а вводит князя в заблуждение.

 "Повесть временных лет" доносит до нас сказание о женщине-княгине Ольге. Нельзя исключать вероятности ее присутствия в битвах, о чем говорит ее поход в древлянскую землю.

 Итак, согласно "Повести" события развивались следующим образом. Дружина заставила Игоря вновь вернуться к древлянам за повторной данью. Возмущенные этим поступком древляне убили киевского князя.

 Следует сказать, что в древности князь имел не только военное, но и сакральное значение. Отголоском этого является король-Солнце Людовик XIY Да и само убийство Игоря носило ритуальный характер со стороны древлян. Согласно свидетельству византийского писателя Льва Диакона, Игорь был умерщвлен, будучи привязан к стволам деревьев. Скорее всего, как пишет историк Фроянов, расправа над Игорем состоялась в священном лесу и означала жертвоприношение древлянским божествам.

 Таким образом, полянская община, потерявшая своего защитника становилась беззащитной и беспомощной перед внешним миром.

 Далее, как пишет Фроянов, происходит "сватовство" древлян, под которым скрывается передача власти победителю, т.е. древлянскому князю Малу.

 Первое древлянское посольство Ольга велела засыпать землей вместе с ладьей, второе сожгла в бане. Далее происходит третья месть Ольги на тризне по Игорю было убито еще 5000 человек. И, наконец, месть завершается сожжением целого города.

 Как пишет Фроянов, "троекратное умерщвление древлян Ольгой нельзя отождествлять с обычной местью. Погребение заживо в яме, сожжение в домовине (бане), избиение у могилы - это человеческие жертвы, принесенные Ольгой полянским богам и князю Игорю".

 Но характер Ольги имеет двойственность, и эта двойственность проявляется в ее принятии христианства. Тот же самый парадокс мы видим и у князя Владимира, победившего в братоубийственной войне и проявившего жестокость при взятии Полоцка, из которого происходила осмеявшая его княжна Рогнеда.

 Историк С. М. Соловьев в своей "Истории" писал о княгине Ольге следующее: "Как Олег, так и Ольга отличались в предании мудростью...т.е. хитростью и ловкостью. Ольга хитростью мстит древлянам, хитростью берет Коростень; наконец, в Царьграде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга - мудрейшею из людей: в предании они являются также, как нарядники, заботящиеся о строе земском".

 Но за кадром предания остались внутренние муки Ольги. Вероятно, ей также, как пушкинскому Борису Годунову, мерещились убитые древляне. Отсюда и принятие княгиней христианства.

                Литература

1. Фроянов И. А. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. - М., 1995.

2. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Русь изначальная. Кн.1 - М., 2001.


Рецензии