Клинкер Часть третья Глава 5, 6

Глава 5      Первый и последний контрольный срок

       Наступил мой первый контрольный срок выполнения задания. К этому времени у меня была выполнена примерно одна треть всех моих работ. Отчет о выполнении проходил в кабинете директора. Когда до меня дошла очередь, я, вооружившись необходимыми бумагами, сел напротив директора, на место, которое освободил начальник цеха «Обжиг» Нечипоренко.
       Платонов в первую очередь спросил меня о смете, копия которой была у него в руках:
       - Николай Иванович, у Вас в смете ряд работ, которые Вам не назначены, а Вы их включили в смету. Как Вы это объясните? – спросил он, и перечислил эти работы.
       - Виктор Степанович, моими рабочими выполняются ряд таких работ, которые не предусмотрены в Отраслевых СНиПах МПСМ . Я эти работы провел идентичными по стоимости работ, расценив их согласно  СНиПу строителей – ответил я директору. Платонов одобрительно покачал головой, и спросил:
       - А как Вам удалось вытащить роликоопору из под второй печи? Мы уже похоронили его, можно сказать. И эта работа Вам не была вменена - сказал директор.
Вез бравады ответил я директору, что эта работа выполнена экспромтом – подвернулся кран сорокотонник из ПМК 40, и я решил дерзнуть – ответил я.
       - Вообще то дерзко и авантюрно, но похвально. У нас ведь свой кран двухсотнник на заводе, а Вы привлекли из ПМК 40 – пытался урезонить меня Платонов.
       - Дело не в кране, Виктор Степанович, а в крановщике – ответил я.- Этот крановщик и нашим бы краном вытащил этот ролик из под печи.
       - Вы уверены? – спросил он меня.
       - Да, уверен – ответил я. – Я пробовал убедить нашего крановщика Малых, как можно вызволить ролик из под печи, но он на отрез отказался. Его краном  г\п 200тонн было бы проще, но он не хотел рисковать. Ведь проще сказать слово – нет.
       Бегло прочтя перечень выполненных мною работ, и больше не задавая вопросов, он сказал мне:
       - Я в курсе дела всей вашей работы, и доволен ею, и освобождаю Вас от дальнейших контрольных сроков.
       - Виктор Степанович, но впереди еще две третьи работы у меня – пытался возразить я.
       - А я уверен, что Вы их выполните - сказал директор. – Как закончите работу до конца, можете переводиться в ОГМ:
       - Ольга Ивановна - обратился он к Прыгуновой, - оформите Ивлева по повышенной тарификации, - и снова ко мне - Считаю, что экзамен для работы в ОГМ Вы выдержали.
       Последняя фраза его резанула мое сознание – зачем же так, Виктор Степанович, я ведь и без того собирался перейти в отдел, но без всякой колкости – не вслух сказал я.
       - Извините меня, Виктор Степанович, мне надо в отпуск отправиться, если не возражаете – уже вслух сказал я.
       - Да, идите в отпуск по окончании работ, и после отпуска приступайте к работе в ОГМ.
       - А можно я останусь в «Кавказском монолите»? - спросил я. Директор – человек проницательный, и понял ход моих мыслей.
       - Вы действительно, хотите остаться на Упаковке? - спросил директор – я в этом не уверен – сказал он
       - Виктор Степанович, как Вы решите, так я и поступлю – сказал я.
       - Я за Вас решать не буду. Вам решать, как поступить. Я не могу Вас неволить –  ответил директор – поступайте, как знаете.
       Выйдя из заводоуправления, я включился в работу по уборке и складированию металла в виде фрагментов отработанного оборудования цеха «Обжиг».  Работа согласовывалась с одновременной разделкой оборудования по секциям, погрузкой в транспорт, и выгрузкой краном «Кролл» с последующим складированием по схеме. Работа не сложная, но требовала четкости обеспечения техникой. С «КрАз»ом проблемы не было, он был «привязан» ко мне, а вот грузоподъемные механизмы, используемые не только мною, напрягали  мою работу, и мне некогда было размышлять над предложением директора. Вопрос моего перехода в ОГМ я оставил пока открытым.

Глава 6      Коммерция
   
       Закончив работу свою досрочно, я вернулся на «Упаковку», где и продолжил свою прежнюю работу. Директор в этом моем действии, конечно же, усмотрел откровенную дерзость, и вероятно, настроил Калюжина вынудить меня покинуть «Упаковку», так как Калюжин пуще прежнего притеснял меня, не давая нормально работать, постоянно напоминая мне: - Уходи с Упаковки по хорошему, тебе же есть куда идти.
       Вскоре он оставил меня в покое. И какое то время не беспокоил меня. Но вот однажды произошло совершенно неожиданное для меня событие. Позвал меня Калюжин для серьезной беседы:
       - Николай Иванович, тебе задание от Платонова – сказал он. – Сейчас вон та машина грузится цементом; тебе надлежит на этой машине проехать по Кавминводам, и в любом месте, где найдешь покупателя, реализуешь этот цемент. По какой стоимости ты продашь, меня не интересует, но мне привезешь деньги по стоимости мешка цемента здесь, на "Упаковке".
       - А почему я должен ехать? – спросил я его. – Неужели некого другого послать?
       - Другие с удовольствием за это возьмутся, но Платонов поручает это тебе – сказал Василий Филиппович. – Если реализовать не удастся, назад цемент не вези, а завези его в станицу Лысогорскую, вот по этому адресу – сказал он мне, протягивая мне листок с адресом.
       И с чего бы это Платонов такое задание мне поручает? – подумал я. – Никак хочет коммерческий интерес пробудить во мне? Но что пробуждать то, чего во мне нет.
       Тем не менее, я собрался и уехал с водителем груженного МАЗа, который, как я узнал позже, по адресу в Лысогорской он ездил регулярно, - это дом и двор тестя Калюжина, куда свозился цемент и реализовывался в этом дворе. Это я узнал, после неудачного предложения цемента в Пятигорске и в Мин. Водах. Никто не нуждался в цементе, у всех его было достаточно. Вечером мы выгрузились в Лысогорской, и вернулись домой. Такая поездка была только раз, видимо потому, что я "экзамен" коммерсанта не выдержал.   
       Но коммерция сама нашла меня на территории "Упаковки". Двор нашего участка всегда кишел грузовыми автомашинами, приехавшими за тарированным цементом. Очередь грузовых авто под погрузку тянулась до Центральной дороги завода. А, бывало, захватывала и по ней. Очередь же носила коммерческий характер – она диктовалась Главным "коммерсантом" Владимиром Федоровичем Марчук. Позже я заметил, что и некоторые из работников «Кавказского Монолита» то есть «Упаковки», курируют своих клиентов за определенную мзду. Пришла такая же возможность и ко мне.
               Однажды, подходит ко мне мужчина лет пятидесяти, водитель большого грузового фургона КамАЗ. Он назвался Василием и обратился ко мне с просьбой помочь ему загрузиться цементом до вечера.
       - Тебе, Василий, надо обратиться к Владимиру Федоровичу Марчук, он тут главный  по таким вопросам – ответил я ему.
       - Николай Иванович, я это знаю, я тут не первый раз – поведал он мне. - Но он, образно говоря, кожу «сдирает» заживо. Требует не просто деньги, а «дикие» деньги, из за которых теряется мой смысл везти домой цемент.
       - Василий – ответил я, - рад бы тебе помочь, но не могу потому, что не только дикие, но и в пределах разумного я не могу деньги брать с людей. Они мне прожгут не только карман, но и мою душу. А я душу свою стараюсь сберечь. Ведь душа наша – наша Совесть, которую доверил нам Всевышний. Мои деньги те, которые я получаю в день зарплаты у  кассира.
       - Мне так и говорили о Вас, когда советовали к Вам обратиться – сказал мне Василий. Я уже знаю, что Вы, в отличие от меня, далеки от коммерции, но я предложу Вам не деньги, а только возможность заработать деньги в дополнение к вашей зарплате. Я только прошу выслушать меня.
               Я на своей машине вожу товар по определенным местам. Сам я из под Краснодара. Вот мое предложение – мне, чтоб не тратить время в Черкесске на поиски спроса и сбыта продуктового товара, а только выгрузить его, я предлагаю Вам работу поиска спроса и сбыта продуктовых товаров в Черкесске, за что я                расплачиваюсь с Вами сразу же, а Вы помогаете мне загрузиться цементом за отдельную плату, которую Вы мне назначите. В  этом то, собственно, и будет заключаться Ваша работа, за которую я с Вами буду буду расплачиваться как пожелаете. Если вы не захотите деньгами, то продуктами, которые я буду привозить, или какие закажете. Это Вас должно заинтересовать – Вы мне услугу в поисках спроса продуктов, какие мне надлежит привезти, помочь загрузиться цементом. Не надо стесняться этой работы. Каждый труд должен оплачиваться. 
       – А, если интерес к коммерции появится глубже, Николай Иванович, - продолжил он, - Вы можете на разнице в цене выгадать. Пусть это Вас не смущает – это деловой ход в коммерции. Прейскурант на товар Вам будет известен, а как Вы договоритесь с магазином о цене, что бы иметь разницу стоимости, это будет  Ваша инициатива. Соглашайтесь, прошу Вас. Примите мое предложение за искреннее желание сделать Вам доброе.
       Убедил меня Василий – решился я попробовать себя в приемлемой для меня мере коммерции, не наносящей мне моральный урон. Подошел я к дежурному мастеру отгрузки, и показал водителя машины, которую в моих интересах надо сегодня же загрузить. Мастер удивился, так как я никогда не обращался с такой просьбой, и обещал сделать то, что я попросил.
       Машину Василия вскоре загрузили, и он, уже загрузившись, проезжая мимо третьего шлам бассейна, под которым базировалась моя группа ремонтников, остановился, и занес в наше помещение два ящика с продуктами в мое отсутствие. Нашел он меня в вагончике, где собирались все ИТР «Упаковки». Выйдя с ним из вагончика, мы обменялись с ним телефонами для деловых переговоров. Он мне тихо сообщил, отведя в сторонку, что за мою услугу сегодня, он положил ящики к моим ребятам в бытовку, с которыми, как я понял, он хорошо знаком. Я догадался, что именно они ему посоветовали обратиться ко мне. Я поблагодарил Василия, и мы простились.
       В ящиках, принесенным Василием, много всего и в большом количестве. Водку и консервы я половину оставил ребятам, только с условием, что только после пяти часов, когда уедет с завода заводоуправление, пообещав организовать им дежурный автобус. Соки, вино и кондитерские изделия, я отнес в вагончик, где не мало удивились, что не только Марчук угощает всех из полученного презента. Все порадовались за меня, что и у меня появилось свое «дельце». Недоволен остался только Владимир Федорович, расспрашивая подробно о щедром клиенте.
       Из двух ящиков, оставленным Василием, не мало хватило и мне взять домой. Дома я объяснил жене, откуда эти продукты, она не обрадовалась, а настороженно спросила:
       - А ты не боишься, что могут возникнуть неприятности? – Просто так продукты не дарят – сказала она. Жена – человек интеллигентной профессии, потому ей не понятны деловые отношения людей – «ты мне, я тебе».
       Поездил я по магазинам города, предлагая продукты, и выявил спрос на них. Некоторые магазины заинтересовались, а некоторые засомневались в экспедиторе. Уж, больно, не внушал я внешностью и ведением переговоров, делового представителя. Тем не менее, с некоторыми договорился, и сообщил об этом Василию.
       Приехал Василий и мы сразу встретились. Проехали по магазинам, реализовали товар. На следующее утро я, определив все дела по работе, собрался заняться делами Василия, чтоб загрузить его. Но, он увидев меня, не обрадовался. Выдавал его понурый вид, с которым он обратился ко мне:
       - Николай Иванович - произнес он уныло, - чего я боялся, то и произошло.
       - В чем дело, Василий? – спросил я.
       - Я боялся, что акула проглотит мелкую рыбу – сказал он. – так и произошло. Марчук, увидев меня, предупредил, что если я от него откажусь, то
 буду всегда  последним в очереди, и не одну ночь буду ночевать на заводе. Я согласился, уж извините меня. Сам Бог видит, я хотел, как лучше для нас с Вами, а получилось вот так.
       - Василий, я сейчас встречусь с ним, и поговорю – возмутился я.
       - Бесполезный будет разговор. Он от своего не отступится – сказал Василий. – Тем более он пообещал до обеда загрузить меня.
       Я не удивился поступку Владимира Федоровича, а потому и не возмутился, но все же, нашел его, и отведя в сторону спросил его:
       - Федорович, ты моего клиента из Краснодара у меня перехватил? – он улыбнулся нагловато и ответил:
       - Этот клиент не по тебе, Николай Иванович, выбери себе клиента поскромнее – посоветовал он мне. На вопрос мой, почему не по мне этот клиент, он не стесняясь сказал: - Такой жирный клиент, с такой фурой, с которого можно хороший куш снять, а ты его будешь загружать почти задарма. это не правильно.
               На этом моя коммерческая деятельность закончилась.


Рецензии