Золотой голос России

ЛЮДМИЛА Георгиевна ЗЫКИНА (род. 10 июня 1929 г.) — кавалер Ордена св. ап. Андрея Первозванного (2004 г.), Герой Социалистического Труда (1987), народная артистка СССР (1973), основательница, солистка и бессменный художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» (1977—2009 гг.).
. . . . Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в семье обычных советских рабочих. Песня была их семейным увлечением. В тяжёлые годы Войны (с 1942 года) Люда училась в школе и параллельно работала токарем на Московском станкостроительном заводе им. С. Орджоникидзе. После войны будущая звезда эстрады работала санитаркой в подмосковном военно-клиническом госпитале им. А. В. Вишневского, а затем швеёй в больнице имени Кащенко. При этом в то время, по собственным признаниям, заветной мечтой как самой Людмилы, так и её отца было стать лётчицей.
. . . . Творческая биография началась только в 1947 году с участия во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, по результатам которого её приняли в Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого. Конкурс в ходе приёма достиг 1500 человек на место!!! Вместе с этим хором Зыкина первый раз побывала за рубежом, выступив в 1948 году на фестивале «Пражская весна» в Чехословакии. После этого будут ещё сотни выступлений за рубежом: за свою богатую творческую жизнь Людмила Георгиевна побывает аж в 92 странах.
. . . . В 1949 году, после смерти матери, у певицы пропал голос и ей пришлось временно уйти из хора и устроиться на Первую образцовую типографию! Но уже через два года голос восстановился и она смогла устроиться в Хор русской народной песни Всесоюзного радио.
. . . . В период становления большое влияние на певческую манеру Зыкиной оказала Лидия Русланова. По её пластинкам начинающая певица изучала русское традиционное народное пение, осваивала старинные страдания, частушки, причеты и плачи. Во многом именно у неё Зыкина переняла навык находить в песенном сюжете образную основу для театрализации, используя культуру точного жеста, правильного движения на сцене, эмоциональной сдержанности и строгости исполнения при сохранении богатства внутреннего содержания и смысла.
. . . . В 1955 году были выпущены первые студийные записи Зыкиной на виниловых пластинках содержащие русские народные песни, в центре сюжета которых стоит полная драматизма судьба русской женщины.
. . . . Судьбоносные в жизни певицы события и знакомства в творческой среде произошли в 1957 году. Зыкина участвовала во всех песенных конкурсах IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. В этом же году у Зыкиной появилась первая специально для неё написанная песня: начинающий композитор Александр Аверкин сочинил музыку на флотские стихи Виктора Бокова «На побывку едет молодой моряк». Благодаря мастерскому исполнению Зыкиной песня сразу стала популярной.
. . . . В начале 1958 года в составе концертной бригады организованной Центральным домом работников искусств, Всесоюзным гастрольно-концертным объединением и Всесоюзным радио Зыкина совершила вояж в города Крайнего Севера и на полярные станции Северного Ледовитого океана. Она пела в Игарке, Дудинке, Тикси, Хатанге, а для полярников на открытой годом ранее дрейфующей станции СП-6. В марте 1958 года быстро набирающая популярность Зыкина стала лауреатом конкурса на лучшее исполнение произведений о Советской Армии и Военно-Морском Флоте.
. . . . С 1960 года Людмила Зыкина временно оставляет хоровую деятельность и становится солисткой Москонцерта.
. . . . В 1963 году Зыкина впервые исполнила одну из самых известных своих песен, прошедшую через весь её последующий творческий путь — «Течёт река Волга», ставшей её «визитной карточкой» и прославившей на всём пространстве как СССР, так и далеко за её пределами. Распространено мнение, что эта песня на музыку Марка Фрадкина и слова Льва Ошанина в то время стала песенным символом России. Поначалу песня прозвучала в мужском исполнении Владимира Трошина и Марка Бернеса и лишь затем её начала петь Зыкина. По оценке автора стихов поэта Ошанина, «оказалось, что все три такие разные редакции песни имеют право на существование… Но, пожалуй, наибольшее количество поклонников у Зыкиной, которая поёт её, как сама Волга, как сама Россия».
. . . . В 1968 году Зыкина была удостоена звания «Народная артистка РСФСР». К этому времени её творческая деятельность уже широко освещалась в как в советской, так и в заграничной прессе, публиковались её интервью и обзорные статьи о ней.
. . . . Следует отметить, что столь высоких уровней мастерства Зыкина достигает задолго до получения специального музыкального образования: только в 1969 году она оканчивает Московское музыкальное училище им. М. Ипполитова-Иванова (с 1977 года Институт,а ныне Российская академия музыки имени Гнесиных).
. . . . Осенью того же 1969 года композитор Родион Щедрин впервые предложил Зыкиной исполнить новаторское произведение — ораторию, предназначенное для оперного голоса — «Поэторию». Певица долго отказывалась, мотивируя тем, что не обладает необходимым для оперного пения голосовым диапазоном. Тем не менее композитор был уверен, что Зыкина справится с партией предназначенной для оперной сцены, сохранив при этом свежесть и убедительность концертного исполнения, характерную зыкинскую искренность и естественность звучания фольклорного плача. По этим причинам Р. Щедрин считал Зыкину единственно возможной исполнительницей оратории. Историческая новизна «Поэтории» состояла в том, что впервые в советской музыкальной композиции автор ввёл в концертную ораторию церковные колокола, хоры, духовные песнопения о Богоматери. По идеологическим причинам это сложное произведение исполнялось в СССР всего несколько раз и с большими организационными проблемами, а пресса практически не давала рецензий о ней, несмотря на то, что либретто написал поэт Андрей Вознесенский, а за дирижёрским пультом Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио стоял Геннадий Рождественский. Это из ряда вон выходящее вокально-музыкальное произведение было исполнено на Международном фестивале в английском Бостоне, где получило признание жюри за высочайший уровень исполнения и оригинальное использование фольклора в симфоническом произведении. Европейский успех «Поэтории» во многом предопределили дальнейшее становление вокальных возможностей нашей героини.
. . . . В 1977 году Людмиле Георгиевне посчастливилось создать один из выдающихся творческих коллективов нашей страны – знаменитый Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», где Господь судил ей быть солисткой и художественным руководителем до конца жизни.
. . . . Следует упомянуть и то, что Зыкина при своей сумасшедшей популярности умудрялась вести педагогическую деятельность в Московском государственном институте культуры, где была доцентом (с 1989) , а также занимать должность профессора кафедры «Народный хор» в Российской академии музыки имени Гнесиных. Кроме того, Зыкина часто приглашалась в жюри фестивалей и конкурсов различных уровней как внутри страны, так и за рубежом.
. . . . Голос певицы можно охарактеризовать как полнозвучное, мягкое и тембристое меццо-сопрано с широким диапазоном. Красивый низкий грудной регистр сочетался с крепкими верхними нотами. Звучность её голоса богата и разнообразна, при этом пению не были свойственны выкрики и форсировка.
. . . . На протяжении всей жизни Зыкина придерживалась народного русского стиля пения, сначала хорового, затем сольного, в сочетании с эстрадной и академической манерой. Широкую известность ей принесли не столько русские народные песни, сколько советские, стилизованные под народные, песни небольших посёлков и рабочих окраин.
. . . . По оценкам музыкальных экспертов, исполнение Зыкиной отличает теплота старинной русской традиции, непосредственность выступления, что гармонично сочеталось и с внешним обликом красивой, дородной певицы. Ей не были присущи нарочитость, штамп, внешние эффекты. Душевность её исполнения и простота выразительных средств имели корни в глубоком понимании художественного образа песни.
. . . . В репертуаре певицы было более 2 тысяч русских народных песен, произведений современных композиторов, русских романсов, а также песни народов мира. Общий тираж выпущенных пластинок с песнями Л. Зыкиной превышает 6 000 000 экз.
. . . . О характере Л. Г. Зыкиной осталось мало достоверных сведений: известно о её четырёх браках, один из которых продержался 17 лет. Известен эпизод сожительства и вне юридически оформленного брака. Певица пользовалась всемирной славой и покровительством «сильных мира сего», чем и объясняется богатая коллекция ювелирных украшений, потянувшая на торгах аукциона на 1 млн. долларов. Вокруг них после смерти певицы разгорелся настоящий скандал между родственниками… Детей у Зыкиной почему-то не было ни от одного из партнёров… С министром культуры СССР Екатериной Фурцевой Зыкина любила ходить в баню. Так случилось, что вечером, накануне смерти Фурцевой, они тоже вместе парились в русской бане. Зыкина поехала домой готовиться к поездке в Горький, а Фурцева отправилась на банкет по случаю юбилея Малого театра. Ночью министр позвонила Зыкиной и попросила быть осторожней в дороге, голос у неё был грустный и печальный. На следующий день рано утром Зыкина уехала на машине в Горький, а днём ей сообщили о смерти подруги. Зыкина тут же вернулась в Москву... В 1991 году певица наряду с рядом политиков и деятелей культуры подписала «Слово к народу» — обращение опубликованное в газете «Советская Россия» с критикой курса М. Горбачёва и Б. Ельцина. Тем не менее, Президент России Борис Ельцин 27 марта 1997 года вручает Людмиле Зыкиной орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Ну, это уже скорее к характеристике нашего Первого Президента новой России… Несколько позже, а точнее 15 июня 2004 года, Президент России Владимир Путин заслужено вручает Людмиле Зыкиной высшую награду нашего государства - орден Святого апостола Андрея Первозванного – «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства». Правда, о какой-то религиозности Л. Г. сведений я не смог найти...
. . . . Певица рассказывала, что большую часть жизни проездила на «Волге», хотя всегда хотела ездить на «Пежо». Правда у неё был и «Мерседес», но его угнали в лихие 90-е.
. . . . Печальную страницу в биографии выдающейся вокалистки занимает тяжёлый недуг сахарного диабета приведший 1 июля 2009 г., на 81-м году жизни, к летальному исходу. Отпевание состоялось 4 июля в Храме Христа Спасителя. С воинскими почестями певицу похоронили того же дня на Новодевичьем кладбище в Москве, где 1 июля 2012 году над её могилой был открыт памятник.
. . . . В 2011 году выпущена почтовая марка России посвящённая Л. Зыкиной... В честь Людмилы Зыкиной в 1999 году был назван один из алмазов весом 54 карата, хранящийся в Алмазном фонде Гохрана России.
Людмиле Зыкиной посвящён сериал «Людмила» (2013). Её светлым именем названы улицы в городах Ижевск (Удмуртия) и Сасово (Рязанская область).


Рецензии