Мечислав. Витольд Мечиславович Романовский

          Мечислав Станиславович Романовский (18 декабря 1902 - 8 октября 1938) был родным племянником и крёстным сыном моей Прабабушки Генрики Марты Варш, урождённой Дудо. Мечислав был сыном старшей сестры моей Прабабушки - Адели Марии Софии Романовской, урождённой Дудо.
          Как я узнала о трагической судьбе Мечислава? После очередной поездки в Смоленский архив, дома за компьютером набирала в интернете имена своих родных  «на удачу». Когда набрала в браузере имя Мечислава, высветилась ссылка на сайт памяти жертв политических репрессий в СССР. Немного придя в себя после морального потрясения, я отправила запросы в архивы ФСБ по Тульской и по Калужской области, в ФКУ «Российский государственный архив социально-политической истории».
          Мечислав Станиславович был из семьи польских дворян Витебской губернии Беларуси по отцу и из семьи зажиточных поляков простолюдинов из Варшавы, занимавшихся торговлей, по матери.  По линии своей бабушки по отцу Леокадии Яновны (Ивановны) Романовской, ур. Войно-Оранской, Мечислав Станиславович происходил из династии военных: оба родных брата и племянник Леокадии Яновны, дослужились до званий генерал-майоров царской армии. Судя по тому, что Леокадия Яновна и её супруг Эдуард-Александр были небогатыми дворянами, братья Леокадии Яновны дослужились до званий генерал-майоров без связей и протекций - за счёт личных заслуг. Иосиф был старшим помощником военного начальника Среднего Дагестана в 1870-1880 г.г. Аркадий, судя по тому, что обладал орденом Бухарской звезды, воевал не на Кавказе, но на Востоке. Сын Аркадия – Сергей Аркадьевич Войно-Оранский, будущий генерал-майор от артиллерии в Первой Мировой войне, женился на дочери генерала Дитерихса – Любови Фёдоровне Дитерихс.
          Я не случайно так подробно пишу об этом, подтверждая документально. Сын Мечислава, мальчик, которому было 7 лет на момент расстрела отца – правнук Леокадии Яновны Романовской, урождённой Войно-Оранской – как я узнаю позже,  окончит лётное военное училище на Дальнем Востоке и станет гвардии майором авиации.

             Из протокола допроса 14 июля 1938 года, копия которого была мной получена в дополнение к ответу УФСБ по Калужской области, я узнала, что у Мечислава была жена Анна Павловна Романовская, в девичестве Кумова, и сын Витольд Мечиславович, которому на 1938 год было 7 лет. До расстрела Мечислава, семья проживала на железнодорожной станции Фаянсововая в доме №6.
             В 2015 году я набирала в интернете имя сына Мечислава – Витольда Мечиславовича Романовского – в поисковиках телефонных справочников. Всех телефонных справочников, базы данных которых были доступны. Причём набирала по-разному: я пробовала указать вместо отчества «Мечиславович» отчество «Вячеславович», так как из практики работы с архивными документами знала, что часто такие описки переходили из документа в документ. Не только из-за профессиональной небрежности исполнителей документов, но и из сознательного желания, уцелевших после репрессий 1937-1938 годов, поляков русифицировать польские имена. В некоторых документах Мечислав Станиславович, при полном совпадении года рождения, места рождения и всех других данных, указан, как Вячеслав Станиславович. Так я нашла адрес и телефон Витольда Мечиславовича Романовского. Он был записан, как Витольд Вячеславович Романовский, 02.05.1931 года рождения, в телефонном справочнике Горловки.
             28 и 29 июня 2015 года я не могла дозвониться в Горловку на этот телефон – шли короткие гудки. Муж подарил мне SIM-карту с номером телефона с тремя «777» на конце и другими повторяющимися цифрами, но в пакете услуг не было роуминга. Когда я не могла дозвониться в Горловку, я подумала, что гудки идут не такие, как когда не отвечают на звонок, а такие, как когда вызов не проходит. Муж пытался усыпить мою бдительность, сославшись на особенности ситуации в Горловке – город обстреливался украинскими боевиками, возможно не было связи. Я задумалась, нужен ли роуминг для звонка в Горловку из России? И есть ли на моём телефоне роуминг? 30 июня я попросила у мужа его телефон, к которому, - я знала точно, - подключен роуминг и набрала номер телефона Витольда Мечиславовича Романовского в Горловке. Трубку взяли сразу буквально с третьего-четвёртого гудка. Так я познакомилась с сестрой жены Витольда Мечиславововича.
             Когда я готовилась к разговору, меня преследовала картина, которую я как будто когда-то видела в каком-то фильме. В этой картине были звуки взрывов снарядов, обстрелов и квартира с  двумя одинокими пожилыми женщинами, одна из которых умирает. Взрывы снарядов не отменяют старость, одиночество и естественную смерть. Страшно не столько умирать, сколько оставаться жить тому, кто провожает в последний путь умирающего. Потому, что его хоронить будет уже не кому.
             Телефон взяла сестра жены Витольда Мечиславовича Мальвины Ивановны – Светлана Ивановна.  Не ошиблась ли я? Их Витольд был Вячеславович, а не Мечиславовович. Я назвала полное имя мамы Витольда Мечиславовича – Анна Павловна Кумова  -  и рассказала о том, что мне известно об обстоятельствах трагической гибели его отца. Так мы поняли, что я не ошиблась. Это был «наш» Витольд.  И наш и наш.
             Витольд умер 16 лет назад 16 июля 1999 года. Он закончил лётное училище на Дальнем Востоке и был военным лётчиком. Светлана Ивановна с гордостью  с ударением сказала, что их Витольд был гвардии майором авиации! Когда вышел на пенсию в 1970-х годах, Витольд с женой Мальвиной переехали из Дальнего Востока на родину жены в Украину. В Горловке Витольд Мечиславович всё время до своей смерти работал начальником охраны «Донбассэнерго».

              Светлана Ивановна поняла меня. От неё я и в помине не услышала таких глупых идиотских вопросов, как от своих родственников из Санкт-Петербурга (название города надо произносить «в нос» с прононсом и картавить): «А, что вы хотите?». «Нет, я не еду в Санкт-Петербург и не хочу пожить у вас проездом. А, если бы и надумала приехать, сняла бы гостиницу». «Ой, правда? Слава Богу! А, то вы знаете, мы живём в таком месте… У нас столько родственников. Все хотят остановиться».
              Мы говорили-говорили со Светланой Ивановной, а потом в какой-то момент она оборвала свою речь на полу-фразе и взволнованно сказала: она хочет, чтобы я знала, что их Витольд был очень хорошим, добрым и отзывчивым гостеприимным человеком! Сказала, что её сестру всю жизнь носил на руках: «Он за всю жизнь Малю не то, что «дурой» никогда не назвал. Он за всю жизнь ни разу голос на неё не повысил!». Со слов Светланы Ивановны, её сестра была домохозяйкой и занималась сыном. Сын очень болел и умер в 2013 году. Светлана Ивановна по долгу гостила у Витольда Мечиславовича и Мальвины Ивановны, а потом переехала к ним жить. Сын Светланы Ивановны – Константин – умер, супруг, по всей видимости, тоже. Несколько раз Светлана Ивановна отметила, что  Витольд Мечиславовович всегда был с ней гостеприимен и радушен – никогда она не чувствовала себя «в гостях», как это бывает в других семьях.
          Фотографии? Да, у неё есть фотографии. Она отдаст их мне. Когда в Горловке станет мирно, я обязательно приеду, мы вместе сходим на могилу Витольда и Славы, - говорит мне Светлана Ивановна. Витольд назвал единственного сына в честь своего отца Вячеславом. Я уже писала выше, что во многих документах имя Мечислава было переиначено в Вячеслава, в то время, как Витольду на момент гибели отца было всего лишь 7 лет.
           Пока мы говорим, сестра Светланы Ивановны вдова Витольда умирает в другой комнате. У Мали болезнь Альцгеймера и сахарный диабет. Она не в сознании, а когда в сознании, ничего не помнит. Мальвине Ивановне 76 лет. Светлане Ивановне 75. Две одиноких женщины.  Светлана Ивановна говорит, что она одна в квартире с умирающей сестрой.  Украинские боевики в любой момент могут начать обстрел жилых домов. Их дом на краю города.  Из знакомых все, кто мог, уехали в Россию. Соседи и друзья собирают деньги и хоронят тех, кто умирает.
         У Светланы Ивановны двоюродный брат в Ростове, родственники украинцы в Москве. Они созваниваются. Почему не помогли уехать из Горловки, я не спрашиваю. Светлана Ивановна говорит, что они с сестрой Мальвиной украинки. Почему такое польское не украинское имя у Мальвины Ивановны я тоже не спрашиваю.            
         Светлана Ивановна знала маму Витольда Мечиславовича – Анна Павловну Романовскую, в девичестве Кумову. Когда я стала рассказывать про польских родных Мечислава Станиславовича, Светлана Ивановна вспомнила, что Витольд Мечиславович когда-то ездил с женой или с мамой к двоюродной сестре в Ленинград. Я  при этих её словах, поняла, кто были эта красивая пара на фотографии, которую мне показала в Твери дочь моего двоюродного дедушки Виктора Юлиановича. Галина Викторовна, близко общавшаяся с той самой двоюродной сестрой из Ленинграда, показывала мне фотографии по-голливудски красивой пары мужа и жены: очень красивых и очень элегантно с лоском дорого одетых. Тогда я ещё не знала предыстории и не понимала, кто это – какие-то родственники и какие-то двоюродные. Я запомнила только, как Галина Викторовна с завистью сказала, что он лётчик с Дальнего Востока и они не общались, потому богатые всегда держатся особняком. По-голливудски красивая пара…
          Я сказала, чтобы Светлана Ивановна звонила на телефон моего мужа. Теперь злюсь на себя, на то, что пустила дело на самотёк. Ведь знаю же, что муж легко мог не взять телефон. На бумаге записала адрес в Горловке, но не записала на бумаге телефон. Надо было предложить переехать к нам в N-ск? Тогда не стала, потому что не хотела посвящать в свои проблемы. Теперь жалею об этом.   
         
           Фотография из интернета (американские киноактёры).    


Рецензии