Досужие рассказы Сатаны 10 Ход вещей

Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/

             
               Досужие рассказы Сатаны


                10 Ход вещей

1

Порой читатели упрекают меня, дескать, вечно ты, Сатан, рассказываешь нам потешные вещи, стараешься рассмешить, а ведь иной раз хочется чего-нибудь грустного, берущего за душу, чтоб уронить слезу, задуматься о бренном, нескладном, пустом, глупом, наконец!

Упрек я принимаю, но исключительно из желания потрафить благонамеренным ценителям моих рассказов, а вовсе не потому, что безоговорочно принимаю критику, хотя и нахожу в ней зерно истины. Вообще, я придерживаюсь абсолютно либерального взгляда на различие в образе мыслей людей. Иными словами, каждый имеет полное право на собственное мнение, если оно, разумеется, не расходится с моим. 

Итак, на сей раз, я поведаю повесть, печальнее которой нет на свете. Это история об одном дерзком опыте, или, как сейчас у вас на земле говорят, эксперименте, который закончился крушением изначальной идеи, а неуспех повлек за собою бедствия и разочарование. Забегая вперед, возьму на себя смелость указать на причину неудачи: пренебрежение задуманным самим Господом естественным ходом вещей.

2

Однажды явился ко мне некий смертный и попросил уделить ему час-другой внимания. Одет добротно, аккуратно. Манеры благородные, глаза проницательные, лицо умное, сразу видно образованного человека. Представился, и выяснилось, что и имя у него тоже подходящее – Наор.

 - Я пришел к тебе за советом, Сатан, - сказал гость.

 - Буду рад, если смогу тебе помочь, Наор, - ответил я.

 - Не сомневаюсь, что сможешь. У живущего на Небесах ангела взгляд на мир не узкий, как у землян, но общий, фундаментальный.

 - Перейдем к делу, Наор, - ответил я сухо, не показывая, что польщен.

 - Я – человек состоятельный, - начал свой рассказ Наор, - владею ювелирным заведением, от отца досталось мне. Покупаю золото, серебро, самоцветы. Рабочие мои изготовляют на любой вкус украшения для женщин и мужчин, всё вещицы отменно дорогие, и доход у меня – слава Богу. 

 - Так отчего же лик твой безотраден, почтенный Наор, - спросил я и почуял перспективу занимательного парадокса.

 - Трудятся в моем заведении несколько работников. Люди они в мастерстве искусные, но в жизни и в обращении простые. Сказать по правде, не чудом я богатею – это умелые руки наемников полнят червонцами мою мошну. А сами-то они живут в бедности. Но в радости!

 - Поясни, Наор, - попросил я, - не скудостью же они наслаждаются?

 - Вот в этом-то и великий мой вопрос, мудрый Сатан!

 - Коли работники отменно обогащают тебя, Наор, отчего не повысишь им жалование?

 - Повышал! Обиделись, отказались принимать!

 - Поразительно! Отказались из гордости? Из глупости? – изумился я.

 - Из солидарности! Сказали мне, мол, товарищам их, которые у других хозяев трудятся, плата выходит меньше. Вот мои работяги и не хотят, чтобы им завидовали, дескать, дружба дороже.

 - Думаю, Наор, напрасно ты своих людей простаками считаешь, ум у них весьма утонченный.

 - Ум у них утонченный? Пожалуй, прав ты, Сатан: живут они бедно, а жизни радоваться умеют!

 - Что дальше?

 - Дело в том, Сатан, что я, человек состоятельный, удовольствий жизни не чувствую. И не я один. Все мои покупатели – люди богатые, и никого среди них не вижу счастливыми.

 - Головокружительное открытие! Выходит, на большие деньги купишь печаль, а на малые – радость? Может, не даром говорят, что путь парадокса – путь истины? Я должен признаться, Наор, озадачил ты меня. Давай вместе думать. Где твой маяк?

 - Маяк мой мигает с берега всеобщего благоденствия.

 - Неужто благоденствие может быть всеобщим? У тебя и план имеется?

 - Есть кое-какие мыслишки. Вот я и пришел к тебе, Сатан, посоветоваться.

 - Выкладывай свою сверхидею, я сгораю от нетерпения!

 - Боюсь, не оказалась бы идеей фикс моя сверхидея! – скромно заметил Наор.

 - Не бойся! Мы с тобой – две головы. Сколько голов, столько умов.

 - Вот и я говорю, Сатан, что ум золота дороже, а умный и без него богат!

 - Так каков он, план твой?

 - Разберем всё по порядку. Малоимущие в нашем местечке жизнью довольны. Толстосумы не ведают радости. Первых, как известно, большинство. Вторых – мало. Причина огорчений коренится в золоте. Чем его меньше у человека – тем он счастливее. Таковы факты.

 - Упрямые они, факты эти, непреложные, очевидные, надежные, жестокие! – поддакнул я, впрочем, с некоторым сомнением, - и как же плыть к твоему маяку?

 - Счастье, как и солнце, светит всем, - воодушевился Наор, - нужно только подставить лицо живительным лучам!

 - Думаешь, все людишки возрадуются твоему солнцу?
 
 - Есть единомышленники у меня! Узок круг их, но помыслы страшно близки народу. Мы двинемся вперед с идеями в головах и с красными речами на устах.

 - И с оружием в руках? – уточнил я.

 - И с Писанием в руках! – мгновенно парировал Наор, - ведь сказано же: “И пастись будет корова с медведем; детеныши их лежать будут вместе; и лев будет есть солому как вол!”

 - Правильно ли, Наор, понимаешь ты слова мудрецов?

 - Конечно, правильно! Рассудим вместе, Сатан. Бедных – что песку в море, а богатых – по пальцам перечесть. Если неимущие поделят меж собой золото имущих, то на каждого из великого множества придется совсем малая доля содержимого кованых сундуков. Выйдет, что нищие почти не разбогатеют, стало быть, счастье их не убудет, зато крезы, обделенные ныне радостью жизни, обретут блаженство! 

 - Значит, вчерашние богачи, всего своего добра лишившись, станут счастливее других? Справедливо ли?

 - Ты прав, Сатан, об этом-то я и не подумал… Одинаковость пострадает… А ведь по мысли мудрецов все должны есть солому… Как хорошо, что я пришел к тебе за советом! Пожалуй, не станем раздевать догола толстосумов, ради равенства оставим им долю малую! 

 - Надеюсь, Наор, что добрые твои намерения угодны Творцу, а угодны ли будут действия?

 - Сомнения науки разрешит жизнь, не так ли, Сатан?

 - Задумки проверь на деле. Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Возвращайся в местечко и твори. Донесется и до меня гул перемен.

 - Ты благословляешь? Советуешь воплощать замысел?

 - Сочувствую и надеюсь, - ответил я Наору, - а теперь – ступай!

3

Прошли года. Я почти забыл о беседе с мятежным ювелиром. Как-то призвал меня Господь к своему трону и с неудовольствием сообщил, что дошли до него сведения о бедствиях в местечке, где проживал Наор. “Спустись на землю, Сатан, разведай, что к чему!” – приказал Всевышний.

Я не сказал Богу о своей причастности к делу. “Слетаю на землю, разберусь, потом, может быть, признаюсь!” – подумал я.

Нашел городок Наора. Безлюдье и разруха встретили меня. Я бродил по пустынным улицам. На меня глядели черные пасти окон. “Вымерли, что ли, двуногие эти?” – все больше сердился я.

Наконец, увидел в придорожной канаве спящего человека. Рядом с ним копошились мыши. Я тронул посохом тощее тело. Человек проснулся, вскочил на ноги. Передо мной стоял грязный, обросший бородой оборванец. Я всмотрелся в его лицо и признал Наора. Тот глядел на меня пустыми глазами. “Здравствуй, Наор, я – Сатан, пришел проведать тебя и деяния ума твоего!” – сказал я строго. 

По чумазым щекам Наора потекли слезы, он размазывал их, всхлипывая. Успокоившись, попытался обнять меня, но я ловко увернуться.

 - Рассказывай! – приказал я.

 - Случилось у меня затмение ума. Что видел и слышал – понимал превратно. Думал, разрушение – ключ к улучшению. А ты, Сатан, - советчик и свидетель безумия. Вот и весь сказ… – прошамкал беззубым ртом Наор. 

 - К делу переходи! – крикнул я гневно.

 - Удался замысел, и в этом несчастье. Чем краше говорили соратники мои, тем больше крови лилось в местечке. Не за счастье, а за добро воевали, кто за чужое, а кто за свое. Много голов полегло. Голод выкосил тысячи. Выжившие сбежали. Я – последний тут.

Не стал я дальше слушать несчастного, вернулся на Небеса и доложил Богу обо всем виденном, и свою долю не скрыл. Велик и справедлив был гнев Господа. “Ты, Сатан, как неразумный Наор, не понял замысла Творения Моего! – прогремел Всевышний, - вы нарушили ход вещей, а рабы мои на земле поплатились!”

Каясь, подумал я про себя: “Не учил Господь, что должна быть одинаковой природа разных творений Его. Вечны сила и слабость, дерзость и робость, а неравенство плодотворно. Мудрецов я призову к ответу, почему говорят они, мол, медведь станет пастись с коровой, а лев вместе с волом – солому жевать?” 
 

Полностью произведение опубликовано здесь:

https://s.berkovich-zametki.com/y2021/nomer4/berg/
https://s.berkovich-zametki.com/y2022/nomer1/berg/


Рецензии
//Если неимущие поделят меж собой золото имущих, то на каждого из великого множества придется совсем малая доля содержимого кованых сундуков.

Хоть это будет и не уж прям-таки совсем-при"совсем малая доля", но подобное "деление" снова приведёт к накоплению у одних, и к нищете у других...

А разом с тем - к выводам денег в оффшоры, коррупции и всем другим прелестям нашего мира, - включая конечно и войны - как (научно обоснованный злодюгами-экономистами) выход из любого кризиса, включая и нынешний глобальный кризис перепроизводства, для которого война - самое "то"...

Увы, но деньги портят отношения почти на всех уровнях...
начиная от (нередко спящих за деньги папы с мамой)...
И заканчивая целыми странами...

А в том числе уже и от покупки товара в магазине (когда при "транзакции" продавщица не дарит тебе вместе с товаром любовь, но поскольку дарит по сути лишь "горе-злосчастье" - ведь при этом она зарабатывает - т.е. на тебе "наживает")...

В результате чего общество (в котором вместо любви лишь всюду нажива) - есть и просто психично... больным...



Павел Маклауд   10.06.2022 17:39     Заявить о нарушении
Павел, спасибо за внимание.

Жаль, что приведенная Вами цитата не доведена до конца абзаца.

"Фишка" этой миниатюры в том, что оба главных персонажа делают логические ошибки и исходят из заведомо нелепых оснований. Результат получается нелепым.

Думаю, миниатюра заслуживает оценки с точки зрения юмора, но не по существу проблемы.

Дан Берг   10.06.2022 19:19   Заявить о нарушении
Не доведена, потому что это деталь... Причём, думаю - важная...
А Сатан - как известно - в деталях...

Я лично считаю, что живя под одним Небом, все должны получать блага земли - одинаково. - Начиная от дворника и заканчивая президентом.

Такую "систему" (причём электронную) запросто можно сварганить.
Но все должны будут работать...
Для того, чтобы однажды и просто... свести любую работу на нет...

Это кстати будет как "денацификация" (поскольку коммунист не может быть нацистом), так и "самостийностью" (поскольку такой страны ещё в мире не было)...

Деньги, друг мой - это последний оплот Сатаны...
чья участь - быть изгнанным вон...

Павел Маклауд   10.06.2022 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.