Лёшкины глаза

МИЛА ПРОСОЛЕНКО - http://proza.ru/avtor/bukinalimailr - ТРЕТЬЕ МЕСТО В 129-М КОНКУРСЕ ПРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ
               
Рассказ, посвященный детям Донбасса.


Сквозь грязное, пыльное окно чуть брызжет рассвет. В комнате было холодно и сыро. Лёшка открыл глаза. Вылезать из-под одеяла жутко не хотелось. Но нужно было будить маму, и сильно урчало в животе - вчера так и не пришлось поужинать. Мальчик сбросил одеяло, опустил босые ноги на пол. Пошарив одной ногой, все-таки обнаружил давно растоптанные тапки. Тапки...Они принадлежали его отцу, которого Лёшка давно не видел. Сын не знал где отец, жив ли? Уже почти три года Петра Николаевича Седого - так звали отца мальчика, не было дома, он ушёл в ополчение.
Мама...Ах, да, нужно будить маму. Она опять вчера пила водку с тётей Мариной, веселой и болтливой соседкой. Лёшка, шоркая взрослыми тапками, пошёл в другую комнату. Мать спала на диване, широко разбросав руки в разные стороны. В помещении стоял неприятный запах вчерашнего алкоголя, закисшей еды и пылью. Леша открыл форточку и подошел к дивану:
- Мам! М-а-а-м! Мама! Вставай! Тебе пора на работу!
Сын тряс еле соображавшую, лохматую, опухшую женщину:
- Мам! М-а-а-м!
Лёшка понял, что ее так просто не разбудить. Принёс из кухни чайник с холодным кипятком, стал поливать на лицо матери. Женщина открыла глаза, поморщилась и еле-еле поднялась с дивана.
Кате было всего 32. Но выглядела она намного старше, хотя была маленькой и очень хрупкой. А какая она была красоткой в своём небольшом городке! Всё было у Кати: хорошая семья, учёба в училище, красавец-жених Петя. Свадьбу гуляли как положено - два дня (первый день в местном ресторане, второй - у Петра в родительском доме). Через год родился синеглазый, розовощекий, светловолосый, пухленький, чудесный малыш. Радости родителей не было предела. Назвали Алексеем, Алёшенькой, Лёшиком - в честь деда Петра. Отец ребенка так и сказал: "Будет Лёшкой - счастливой дорожкой!" Катерина тогда переспросила: "Почему- счастливой дорожкой?"
- Мой дед в Великую Отечественную дошёл до самого Берлина! Ни одной царапины не было, хотя были в таких передрягах и боях, не приведи, Господи! "Деда так однополчане и прозвали "Лёшка - счастливая дорожка",- говорил с гордым видом Пётр. Так и порешили: будет сын Алексей! Семья Седых жила мирно, дружно. Родители работали на шахте: отец - шахтером, мать- контролёром. Лёшка ходил в сад, потом в школу.

Но однажды случилась беда. В родной город, где жил Лёшка со своей семьёй, пришли танки. Настоящие и почему-то очень страшные. В глазах Лёшки они отразились чёрными пауками, тихо надвигающимися на него. Зачем они здесь? Ведь только по книжкам о войне мальчик представлял их себе. Еще видел по телевизору и у одноклассника в стареньком компьютере. В это время на улице была весна. Так красиво пели птицы, а воздухе стоял проникающе-нежный аромат набухших почек. Мальчик видел, как женщины и мужчины перегородили дорогу технике. Танки медленно двигались, не останавливаясь. Люди держались за руки и говорили еще непонятные для Лёшки слова: "Нечего делать хунте на нашей земле!". Техника так и не остановилась и, проехав прямо по людям, двинулась дальше! Лёшка стоял с широко открытыми глазами и никак не мог пошевелиться! "Чёрные пауки" превратились в огромные, страшные чудовища...


Мальчик открыл глаза. Он мало что помнил с того самого дня, когда произошло это страшное событие. Алексей пролежал в горячке почти неделю. Он помнит, что мама долго плакала, почему-то постоянно его укрывала. Отец молчал, стоял у окна и...курил! Лёша никогда не видел, чтобы его отец держал сигарету. Лёшкины глаза - всегда светло-серые - стали шире и темнее.
- Катя! Алексей! Мне нужно вам кое-что сказать! - отец сделал паузу, выдыхая сизый дым в открытое окно.
- Мне надо... уйти!
- Куда? - Сын с матерью спросили одновременно.
- Защитить наш дом, нашу землю от злых людей!
Мама опять долго плакала, почему-то ничего не говорила. Мальчик подбежал к отцу, обхватил его руками - такого родного, теплого, сильного, нужного: " Папка! Папка! Не уходи! А как же мы? Я так боюсь!"
"Лёшка - счастливая дорожка! Я же скоро вернусь! Обещаю! Очистим нашу землю от этих черных пауков и вернусь! А ты...ты останешься за старшего! Береги маму! И, чтобы не случилось, помни: ты - мужчина, а мама - женщина! Береги её! Обещаешь?" - отец крепко обнял сына за плечи и уткнулся ему в светлую голову. "Обещаю, пап!" - ком в горле предательски и не вовремя появился у Лёшки.

Сын помнил, как уходил отец. Как мама его собирала. Помнил, как в их городе потом постоянно кричала сирена, как они с мамой часто ночевали в подвале дома, где было холодно и очень страшно. Потом умерли бабушка с дедушкой. Папа несколько раз бывал дома, но очень быстро уезжал. Звонил и обещал скоро вернуться. Но потом папа пропал, и никто не знал, где он находится. Лёшка так его ждал! Многие его друзья уехали жить к родственникам куда-то в Россию, но мама Катя не соглашалась уезжать. Мама ждала папу! И Лёша его ждал! Потом мама стала выпивать. Сначала немного. Но, когда появилась эта тётя Марина, стала пить много и часто, почти каждый день. Денег в семье практически никогда не было. И Алексей стал кто-то быстро взрослым в свои неполные 12 лет. Он всегда помнил слова отца "И, чтобы ни случилось, помни: ты – мужчина!" И Лёшка это не забывал.
- Мама, тебе пора на работу! Опять же уволят!
Катерина умылась, посмотрела на себя в зеркало и отмахнулась. Выпила чай, приготовленный сыном. И потихонечку, виновато пошла из дома.
- Мам, сегодня не пей! Прошу тебя!
Мать только кивнула и вышла. Лёшка убрал со стола, заправил постель, подмёл пол и стал собираться в школу. Школу он обожал! Особенно он любил уроки истории, которые им преподавала Мария Тимофеевна. Пожилая учительница умела так преподнести исторический материал, что Лёшка забывал про все неприятности и трудности на свете.

Мать вернулась вечером опять пьяной, и опять плакала, и опять просила у сына прощения. Лешка сильно разозлился на мать и толкнул ее на диван. Катя сразу уснула. Уходя от неё, сын увидел, что из кармана брюк матери, торчит какая-то бумага. Лёшка вытащил её и прочёл... Пред глазами всё поплыло, в ушах зазвенело, пол стал каким-то пластилиновым. Подросток доплёлся до своей кровати и повалился на неё. В записке было напечатано, что Седых Пётр Николаевич, ополченец, погиб и захоронен в неизвестной могиле. И стояла дата...Этой записке было почти три года! Три... Три года мать скрывала от сына эту страшную правду! Три года она страдала одна! А он так часто злился на неё! Лёшка тихонько поднялся, подошел к матери и опустился перед ней на колени. В огромных глазах этого мальчика, уже не по годам взрослого мужчины, было столько любви и жалости к этой маленькой и беззащитной женщине!
" Лёшка - счастливая дорожка!...
Береги маму!....
Чтобы ни случилось...
Береги её!...
Обещаешь?..."
- Обещаю, отец!

Глава 2.

Странно, так тихо на улице. Давно такого не было, чтобы что-то не взрывалось или не кричала всем надоевшая сирена. Алексей собирал вещи в сумку. Почему-то всё не вмещалось. Сверху положил тапки, с которыми он не расставался вот уже три года. Мальчик посмотрел на фото, которое стояло в рамке на столе. На снимке улыбался молодой мужчина в защитной форме, седая прядь слева на русых волосах сильно выделялась. И глаза.. У Лёшки были точь-в-точь глаза отца, такие же серые, большие. Эту фотографию Алеша сделал в последний приезд отца. Сын помнил, когда он обнял папу, от того пахло морозным утром, полынью, порохом, техническим маслом и хлебом. Потом, как оказалось, в вещь-мешке отца лежала большая буханка ржаного хлеба. В Лешкином городе обычно пекут пшеничный хлеб, а здесь - ржаной! Этот хлеб был самым вкусным на свете! Парень еще никогда такого хлеба не ел! По крайней мере, ему так показалось тогда.
- Ну, что, сынок, ты готов? - на пороге стояла мама и тревожно смотрела на сына. Лёшка оглянулся на мать. Маленькая, тоненькая, с красивыми и уставшими глазами, такая беззащитная, что защемило где-то внутри. Катя была уже в пальто и шапке. Семья уезжала из родного города. Куда они едут? Лёшка почему-то об этом особо и не задумывался. Здесь оставаться не безопасно, так говорили по радио, телевидению и из машин, ездивших по улицам уже который день. Мать с сыном еще раз окинули взглядом свою квартиру, где им было когда-то так хорошо и так плохо! Оба, не глядя друг на друга, вышли и закрыли дверь на ключ. Семья Седых эвакуировалась. Господи, какое забытое, непривычное слово для современного мира!

Выходя из подъезда, Алексей увидел своего закадычного друга Сергея из соседнего подъезда. Оба бросились друг другу навстречу.
- Лёха, вы тоже уезжаете? - высокий, темноволосый подросток спросил у друга.
- Да! Мы едем в Россию!
- А мы на Украину! Но куда именно, не знаю.
Эти два мальчишки ходили вместе в садик, потом стали учиться в одном классе. И каждый знал всё друг о друге. У Сережи тоже не было отца, тот погиб в шахте еще 2 года назад. Так что, все невзгоды эти дети-не дети переживали вместе и каждый по-своему.

Лёшка крепко обнял друга детства. Так они стояли долго. Почему-то щипало в носу, в горле опять этот проклятый ком и глаза, не поддаваясь Лёшкиному контролю, набирались слезами. Серёжа, уже не скрывая своих слёз, утирал рукавом куртки глаза.
- Серёга! А давай дадим слово, что никогда не забудем нашу дружбу?!
- Давай!
- Чтобы ни случилось, Серый, помни: мы - мужчины! А мужчины - всегда держат слово!
- Согласен, Счастливая дорожка! Может и встретимся когда-нибудь?
Лёшка раскрыл ладонь, на которой лежал значок в виде рукопожатия, и вручил его другу. Этот символ дружбы ему достался от прадеда Седых Алексея Николаевича, ветерана Великой Отечественной войны.

Автобусы разъезжались в разные стороны. Одина — на Запад, другой — На Восток. Лёшка грустно смотрел на свой родной и очень красивый городок, на свою любимую школу, на улицы, где они с Серёгой гоняли на велосипедах. Уже почти взрослый ребенок закрыл глаза и...заплакал.


Глава 3.
Заключение.

Алексей с мамой поселились где-то в Воронежской области. Им досталась небольшая комната в здании детского оздоровительного лагеря. В комнате было светло, тепло и очень уютно. Что еще нужно для спокойной жизни. Главное, по ночам не слышны взрывы, всегда есть электричество, по телевизору показывали добрые фильмы. Все потихоньку обустроились, в столовой кормили очень вкусно и сытно. Но самое главное, что через несколько дней Лёшка будет учиться! Пообещали, что детей будут возить   автобусом  в районную школу. А пока нужно собраться с мыслями. Алексей очень переживал за маму. Она перестала пить с того самого дня, когда состоялся серьезный разговор с сыном. Катя помнит, когда она протрезвела, её сын смотрел на нее неподвижным взглядом. Она никогда не забудет этот взгляд и слова, который произнес этот знакомый и в то же время совершенно незнакомый подросток.
- Мама! Я всё знаю! Я прочел это, - Лёшка протянул потертую бумагу.
- Прости меня, сыночка! Прости за всё! Я обещаю, больше не прикоснусь к стакану! Просто мне было так плохо! А ты еще был маленький! Я не могла тебе рассказать! - Катя бросилась к Алеше и крепко обняла его.
- Мама! Мамочка! Родная! Это ты прости меня! Прости! Теперь я многое понял! И понял ещё то, что нам нельзя оставаться больше здесь! По крайней мере, пока нам нужно уехать, как уезжают многие. Тем более, что папки уже..,- Лёшка осекся. Мать гладила своего ребенка, плакала и целовала его светлую голову.

Школа, куда пошли учиться приезжие дети, оказалась очень просторной и светлой. Местные школьники встретили новеньких дружелюбно. Лёшку посадили за последнюю парту, так как он сильно вытянулся за последний год. За пару дней все друг с другом перезнакомились, завязалась дружба. Впереди Алеши сидела девочка Вера с длинной русой косой, серыми глазами и очаровательной улыбкой. Подросток сразу обратил на Веру свое внимание. Что-то внутри ёкало, когда Лёшка видел то поворот головы соседки, то слышал ее имя или просто, когда та передавала ему тетрадку или учебник. Так завязалась школьная дружба между Алексеем Седых и Верой Иванюк, учениками 7а класса. После окончания уроков,  пока ждали школьный автобус, подростки гуляли в школьном парке или просто делали уроки на подоконнике школьного коридора. Бывало, что Вера приглашала Лешу домой на чай. Мама девочки была хлебосольной и часто угощала ребят  блинчиками, оладьями, пирожками с разным вареньем. Но самое любимое для Алексея - яблочное! Там, где он жил, было очень много яблок. И они всегда варили яблочное варенье с мамой.

Однажды Вера не пришла в школу. Леша очень переживал. Оказывается, его подружка заболела. После уроков подросток со всех ног бросился к дому одноклассницы. Дверь открыла бабушка девочки: "Добрый день, Алексей! Ну, не переживай ты так, раздевайся и проходи. Лежит твоя подружка с температурой." Вера лежала с укутанным горлом, бледная и не могла громко говорить. "Ничего, ничего, молчи! Я за тебя буду говорить, а ты просто кивай. Или, вот, держи ручку, будешь писать - грамоту развивать!" - выпалил Лешка с порога. Девочка улыбнулась. Бабушка внесла на подносе чай и любимые Лешкины пирожки с яблоками. "Угощайся, Леша! Это я сегодня напекла. Мама Веры на работе, на сутках она. Вот я сегодня и дежурю около этой птахи,- заботливая бабуля потрогала лоб внучки. Лёшка уплетал пирожка и рассказывал школьные новости больной. Вера смеялась, писала ему ответы, опять смеялась. "Где твоя мама работает? - спросил подросток. Вера стала писать: "В неврологическом диспансере, где лежат тяжело больные. У нее очень тяжелая работа. Я иногда ей там помогаю. Разговариваю с теми, кто ничего не помнит." Лёшка внимательно посмотрел на Веру.
- А можешь когда-нибудь взять меня с собой? Я тоже хочу помогать таким людям.
- Хорошо, я поговорю с мамой, - шёпотом ответила Вера.
- Ладно, я побежал! Скоро автобус. Задание я тебе принес. И смотри мне, не залёживайся, скоро у нас диктант. Как же я без тебя...напишу его?

Через полторы недели Вера выздоровела и вернулась в класс. Диктант написали...Написали! Вера - на пять, Лёшка - на три, но с плюсом! По крайней мере, так сказала Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы Она так и заявила: " Молодец, Седых! Пока диктант на три, но с огромным плюсом! Но скоро Алексей будет писать диктанты на крепкую четверку, а может и на пятерку!" Такой посыл от учителя окрылили семиклассника. И теперь ему не было так стыдно перед подружкой. Лёшка проводил Веру и поехал домой. Дома его ждала мама. Она была вся в волнении. Оказывается, ей предложили работу. Теперь они будут иметь свой доход и будут жить самостоятельно. Лёшка был счастлив, жизнь налаживается! На следующий день Вера сказала, что они сегодня идут после школы к ее маме на работу. Лёшка согласился, не раздумывая.

На улице стояла весна, которая кружит голову своими невероятными запахами цветущих деревьев, свежей травой и особым воздухом возрождающейся жизни. Вера с Алексеем подошли к воротам психоневрологического диспансера. Охранник дядя Ваня, увидев дочь главного врача, сразу открыл. "Дядь Вань, здрасти! - сказала Вера, - Это Алексей, мой закадычный друг, он со мной!" Пожилой мужчина внимательно оглядел Лёшку и одобрительно сказал: "Ну, что ж, проходите!". Ребята прошли за ворота. "Какое знакомое лицо у тебя, парень! Раньше здесь не бывал? - спросил охранник. "Ну, что ты, дядь Вань! Лёшка с Донбасса, он приехал зимой. Его видеть не могли Вы." Вера потащила за руку Лёшу в сад. На улице гуляли больные. Кто сидел на лавочке, кто сидел в специальных колясках, кто просто прохаживался по дорожкам между цветущих деревьев. Кто-то молчал, кто-то что-то бубнил про себя, кого-то водили санитарки под руку или возили на колясках. Вера подошла к одному мужчине, который неподвижно сидел на белой скамейке около цветущей белой вишни. Мужчина был в больничном сером халате, весь седой, с огромным шрамом на щеке. Больной молчал, неподвижно смотрел себе под ноги. Вера сделала знак рукой Алексею. Т-с-с-с, мол, ничего не говори. Шепотом произнесла:" Этот человек уже 2,5 года здесь. Он потерял память. Ничего не помнит, даже своего имени. Мы его называем Николай. Это единственное, что он говорил."
_ Добрый день, Николай! Это опять я - Вера!
Мужчина никак не отреагировал на слова девочка.
- Лёшка, а как тебя звали в детстве? Меня Верусей или Ворчухой.
- А меня батя назвал Лёшка - счастливая дорожка!
- Почему дорожкой? - улыбалась Вера, повернувшись к лучам весеннего солнышка.
В это время больной поднял голову,  стал шевелить губами, голова затряслась, здоровая рука стала хвататься за спинку скамейки. Но встать не получилось, и Николай стал заваливаться на спину. Вера и Лёша сильно испугались, закричали. Подбежали санитары и уже хотели  увезти больного в палату. Тут Лёшка увидел глаза этого человека - большие, серые и очень знакомые. И седая полоса волос слева на голове. Даже среди всей поседевшей головы эта полоса выделялась сильнее всего.
- Папка! Папка! Это ты!
Лёшка бросился к застывшему плачущему мужчине, обнял и уткнулся ему в грудь! Мужчина плакал навзрыд и только говорил одно:
- Лёшка! Лёшка! Счастливая дорожка! Мой Лёшка!
Непонимающая Вера плакала, санитары стояли в удивлении. Даже остальные больные стали как будто разумнее и смотрели на этих двух людей - отца и сына - радостными глазами! Примчалась главный врач, мать Веры. Она всё поняла издали. Вот так возвращается память к человеку! Вот так возвращается жизнь к людям! Вот так начинается новая жизнь! Вот и не верь после этого в судьбу!

Мила Просоленко, 2022 год
            

На 129-ой Конкурс прозы для начинающих http://proza.ru/2022/04/01/1373 Международного Фонда Великий Странник Молодым


Рецензии