Мисхор

Часть 1.

Мы с женой приехали в Мисхор в начале сентября памятного, две тысяи двадцатого года, за полдень. Крымский полуостров встретил нас зноем в две тройки, хотя у моря было прохладнее градуса на три-четыре.

«Что такое Мисхор?», – спросит неискушённый в географии и истории читатель. На этот вопрос отвечу, что теперь подробную информацию по любому вопросу можно получить во всемирной помойке; но я, тем не менее, проявив к нему уважение, кратко сообщу: это местечко у моря, среди крымских сосен, кипарисов и пальм, на южном берегу Крыма, под горою Ай-Петри, то есть Святого Петра.

Мы с прошлого года вынашивали грандиозный план: рассмотреть из окна автомобиля Тамань, проехать по Крымскому мосту (не по тому, что в Москве, через одноименную реку), который белыми крылами распростёрся над Керченским проливом, соединив Крым с Большой землей. Затем предполагали через старые дороги вдоль побережья, проехать мимо Феодосии, Судака, Коктебеля, и дальше выехать к Алуште – а там Большая Ялта и Мисхор, конечная точка маршрута и начала большого отдыха: наши организмы взбунтовались и требовали обратноосмотического процесса в морской воде! Буквально за неделю до отъезда случилось радостное событие:  наш эль-президентэ, лично управляя своей «Златой», дал ей попробовать свежего асфальту «Тавриды» и потом сердечно благодарил строителей, сказав им:«добро»...
 
Первые девятьсот километров от столицы прошли, как говорят, на одном дыхании. Осенняя жара в плюс тридцать шесть началась с Воронежской области и не отпускала потом до Крымского полуострова. Каменск-Шахтинский в наших путешествиях на юг после раздела страны на удельные княжества – традиционная точка ночевки. В этот раз не стали услаждать свой слух шумом грузовиков в придорожных гостиницах, а попытали тихого счастья в самом городке. В спокойном месте нашли неплохой отель с недорогим кафе, где поужинали и переночевали. У нынешних отелей-отельчиков, возведенных по вырванным страницам СНиПов, есть одна проблема: шумоизоляция. Заказчики, не достроив отель, мечтают о прибыли; строители рассчитываю урвать копейку на дешевом материале и шлепают то, что нарисовали художники от кульмана; постояльцам остается только молча занимать койко-места. В результате негласного сговора двух первых, тонкие стены и потолки предают гласности гигиенические процедуры и отправление естественных надобностей последних, а обычный, вполголоса разговор соседей за стенкой мешает примитивно погрузиться в сладкий сон: несговорчивый, он не идет навстречу, несмотря на все попытки приманить его подсчетом слонов, овец и прочего животного мира. И это еще прекрасно, что за стеной не поселилась дружная команда поклонников Бахуса или семья, побывавшая на большом капустном поле, усеянном аистами….

Утром решали задачу – какой путь выбрать от Ростова: консультант-подсказчик по имени Нави-Гатор вел себя как обычный повеса и каждые полчаса его предпочтения менялись: то он приглашал посетить одну станицу Краснодарщины, то другую. Решили довериться этой скотине и сказали ему – веди, Сусанин. Но сначала проверенным путем дошли до Краснодара, потом объехали его с запада и пошли плутать по Таманскому полуострову. Увидели ерики, речки, бахчи; рынки, заставленные фруктами, ягодами и рыбой; палаточников и кэмперистов на берегу Азовского моря; высоту у Темрюка, где под открытым местом нашла себе пристанище военная техника разных поколений. Там проходили торжественные мероприятия, посвященные героическим действиям Красной армии во время Отечественной войны. Наконец, увидели саму крымскую автодорогу и Крымский мост. Ничего особенного в дороге к мосту и в самом мосту не увидели: экраны-щиты и высокие отбойники не дали возможности насладиться видами косы, моря, ну и собственно моста, который за считанные секунды пролетели, успев провопить: «Ура!, мы это сделали!», тут же очутившись в Крыму на не замызганном, черном асфальте трассы «Таврида».

 Проехав по ней с пару десятков километров, в раздумьях сформулировал пару мыслей: первое – «респект» дорожникам, и второе – эта дорога способствует превращению водителя в круиз-контроль. Нет эмоций от деревушек, церквей, овражков, деревьев. Выжженная степь, как правило. Может, сентябрь сжигает эмоции весны, но осень тут длинная…

«Таврида». Проезжая по ней, я вспомнил события двадцатилетней давности и наш ночной рывок на «Москвиче» от Керчи до Симферополя. Сойдя глубоким летним вечером с парома, мы попали в объятия доброго самаритянина из мытни незалежной, который прочитав наши таможенные декларации, вдруг решил до рубля пересчитать наши сбережения и потом без всяких угрызений совести отобрал все лишнее, что было сверх отмеченного. Через двадцать лет, наверное дети этого мытника стали отмывать уже миллиарды у Газпрома. Способные мытари у незалежной… Так вот, тогда мы рискнули поехать до Симферополя в ночь по незнакомой дороге на хвосте у одного автоперегонщика. Договорились о сигналах, скорости и тронулись. Через час ночной гонки по незнакомым пустынным дорогам красные огоньки его машины мелькнули далеко впереди, и мы его потеряли. Часа через четыре, утром, мы разбудили родственников в Симферополе…

 В этот раз мы начали присматривать ночевку в Феодосии, засветло, и остановились ночевать у дружелюбных греков, держащих на береговой линии отель «Вилла Одиссея».

Наутро мы были снова перед выбором: тащиться вдоль побережья до Алушты (плотный трафик по Керченскому шоссе уже с утра не внушал доверия), либо напрямую рвануть до Симферополя по «Тавриде», и далее, за троллейбусом – до Ялты, а там рядом – Мисхор. Решили – едем до Симферополя. На всем протяжении дороги до Симферополя идут фуры и летят легковушки, но пешеходные переходы (все они надземные) в разной степени готовности: стадии от начала до завершения. На всем более чем двухсоткилометровом маршруте у дороги ни одного кафе или заправки. Связь работает крайне плохо: вышек связи практически не видать. Промчавшись за полтора часа по новому полотну до Симферополя, мы пришли к мысли: раз ВВП лично порулил свою «Злату» в сторону Севастополя, то не рвануть ли и нам, по новому, так сказать, путинскому маршруту? Решено – сделано. Езда по новой дороге до Севастополя доставляет удовольствие. Виды горных массивов и долин, плавные изгибы, спуски и подъемы… Вдоль дороги видны колоссальные объемы проведенных земляных и технических работ.
(продолжение следует)


Рецензии