Странное

Не могу сказать, что я не верю в сверхъестественное. Скорее, сознаю, что существует многое, чего не понимаю, что человеку не дано пока знать и разуметь. Да и что есть сверхъестественное? Сверх чьего естества?  Моего? То же мне — естество нашлось. Человечества? Оно разное - с разными верованиями и традициями — разными культурами. Но тем не менее есть что-то, что безусловно не связано с  известными физическими законами и что, с чем современная наука давно согласилась, объяснить на данном этапе человеческого развития аппаратными методами познания окружающего мира не представляется возможным.
Не уверен, что уведенное мной нельзя объяснить, но для меня подобное явление было  непостижимым и безусловно, сверхъестественным...
Я реставрировал очередную икону. Много их прошло через мои руки. Всякие попадались. Совсем простенькие, с плохим письмом и невысоким качеством, и замысловатые —  отменно сделанные и тонко написанные. Некоторые вызывали недоумение, некоторые повергали в трепет и требовали бережного отношения.
Эта выгодно выделялась на их фоне. Небольшого размера, с деликатным письмом и, хоть с сюжетом точно переданным, но как-то по-своему, с тем, что называется «лица необщим выраженьем». Про такие говорят - «музейного значения». Поверхность, испещрённую трещинами, в двух местах уродовали глубокие дыры. Вместо красочного слоя и левкаса просвечивало  старое, века восемнадцатого, а то и раньше, дерево. Рисунок, так же как и живопись, местами утраченные, нуждались в восстановлении и реконструкции. Предстояла обычная работа, только чуть аккуратнее, чуть внимательнее, чуть тщательнее: всё - с приставкой «чуть»...
Укрепив красочный слой и заделав трещины, я  «подвёл» левкас и подготовил его под живопись...
Через несколько дней передо мной предстала удивительная картина. В тех местах, где ранее зияли дыры, а сейчас выделялись заделанные участки, явно проступили какие-то линии. Я поднёс икону ближе к стоящей на столе лампе, чтобы убедиться, не ошибся ли, не померещилось ли. Нет. Всё — точно. На местах «заплат» хорошо читался первоначальный рисунок. Я вращал «доску» и так, и эдак. Это был тот самый утраченный и требовавший восстановления «родной» рисунок иконы. Как он мог проступить? Где, на какой матрице памяти сохранился? Никакие мои в прошлом  физические познания не могли объяснить представшего передо мной феномена. Я смотрел на изображение и думал о том, что, наверное, именно о таких иконах говорят - «животворящие»...
Некоторое время я просто сидел  и смотрел на лежащую на столе икону, ничего не понимая и недоумевая, а затем спросил себя, нужно ли мне объяснение, того что увидел? И ответил - пожалуй, нет.  Я давно понял, что  далеко не всё хочу объяснять и понимать, выстраивать логику происходящего. «Во многих мудростях»... как говорится.  Какая здесь могла быть логика?  Есть, существует, и - слава Богу. А из-за чего, почему? Зачем мне это знать? Да и надо ли?...

2012. Москва.


Рецензии
Я верю Вам,хотя не могу ничего объяснить по той причине,что со мной происходили странные вещи,только в другом плане.Впрочем,Вашу "странность" можно объяснить. Сколько картин известных художников "С двойным дном". А почему икона могла иметь другой вид,но Ваша краска оказалась слишком тонкой.А,может,другой эффект. Помните чистый лист бумаги,а поднесешь его к огню проступают буквы. Может,Ваша краска сыграла роль катализатора.Впрочем,извините,что я расфилософствовалась:в художестве ничего не понимаю.

Миниатюра понравилась.Грамотно написана и незнакома мне тема. Я это ценю.

Всего доброго,творческих успехов. Хочу прочесть еще одну Вашу вещь,чтобы окончательно понять,как сильны Вы в словесности. Будьте здоровы.

Анна Куликова-Адонкина   20.07.2022 18:12     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Всего вам доброго.

Аркадий Паранский   20.07.2022 18:41   Заявить о нарушении