Кто для меня Алексей Иванович Сметана. Эссе

Первое знакомство. А первым было не личное, а из рассказа мамы. Она рассказала, что приехал молодой учитель английского языка, и на вопрос, как его зовут, сказал:
- Кефир Иванович.
В учительской долго смеялись, а Алексей Иванович объяснил, что ему это имя давно дали еще с Детства. И он никому не говорил вновь, но оно. Упорно возникало: и в Институте, и в Армии. Оно так крепко пристало к Сметана Алексей Ивановичу, что он не обижался, и стал сообщать прозвище сам, на новом месте.
Очень живой, любознательный и веселый человек – так все на Спорном знали его.
Урок английского.
В школе, он пришел к нам на урок с магнитофоном. Мы не знали языка ни бум-бум. Я знал от бабушки несколько слов с немецкого, от отца – французского, и всё. Поэтому, было интересно, что нам даст новый учитель. А Алексей Иванович, поставил на учительский стол магнитофон, включил. И сказал:
-Слушайте английскую речь, не пытайтесь понять, просто послушайте, как мелодично звучит этот язык.
И включил записи Битлз.
И мы, поплыли… на Желтой Подводной Лодке, с Сержантом Пепером.
Космос.
То, что я всю жизнь обожаю Космос, открытия – заслуга только Сметана.  Алексей Иванович в ДК стал вести ракето-строительный кружок. До этого, был корабле-строительный, но преподаватель уволился, братья Козловы и другие ребята, самоотверженно продолжали достраивать прекрасными плавающие модели кораблей. Но, А Алексей Иванович не хотел земные корабли, он был устремлен ввысь, к звездам. И привил эту любовь и нам.
Мы делали сами контейнеры с твердым топливом для своих бумажных ракет, и запускали их, как нам казалось, на Луну и на Марс. Помню, Володя Козлов притащил парашютиста, мы и его затолкали в нашу ракету, и запустили! Как же здорово было, когда отделилась часть ракеты, что и было спланировано  Алексеем Ивановичем, и парашютист, плавно начал спускаться к нам. А Алексей Иванович радовался, как мальчишка, вместе с нами.
Потом, мы стали это твердое топливо использовать как бомбочки. Топливо же было взрывоопасным. Самое смешное, что об этом обмолвился сам Сметана. А мы умели читать между строк, мы впитывали каждое слово  Алексея Ивановича.
Роли.
А Алексей Иванович никогда не терпел косности, строгого стандарта. Он все время что-то выдумывал и на своих уроках. И вот, чтобы привлечь к освоению довольно сложного языка Великобритании, он предложил нам самим разыграть миниатюры, но обязательно строго на английском языке. Мы с Костей Малицким, разыграли сцену в ресторане – он посетитель, а я – грубый официант. Помню, смеялись все, и сам Алексей Иванович. Значит, понравилось!
Это его качество и сгубило его карьеру учителя английского. Наши строгие начальники запретили ему так преподавать, а он не захотел меняться. Он ушел от преподавания языка – переключился на НВП и сценки в ДК.
Много позже, я сам был преподавателем. И в медицинском колледже, и в медВУЗе – по законам Болонской системы образования, стали строго требовать именно игровой компонент преподавания.  Откуда это знал Кефир Иванович? Или знал (он много знал и умел), или предугадал, что иногда можно использовать игровые, ролевые сцены, для лучшего усвоения материала. Но то, что Алексей Иванович был неординарным учителем, это точно!
НВП.
А вы курили, когда-нибудь на уроках при учителе? А мы – курили! Просто Алексей Иванович показывал на уроке НВП действие ПХР – прибора химической разведки, и нужно было испытать действие различны индикаторов. Вот, Алексей Иванович и взялся объяснить нам, курящим, что курение – опасно для жизни. Мы курили в ПХР, потом прокачивали дым через индикаторы. Боже мой, и аммиак, и цианиды, и СО… Что мы курим?
А вы ходили по школе с настоящим пулеметом? А мы – ходили! Мы разбирали на скорость Калашников и  ППШ. Мы на скорость набивали рожок магазина.
И нам было мало. И мы стали ходить в выходные дни, на кружок НПВ, к Алексею Ивановичу. И это дало свои плоды – от таких уроках, когда тебе доверяют оружие, учат обращению с ним – никаких Колумбариев не возникнет, как и недоразумений с оружием на охоте! И это всё благодаря Сметаны!
Американка.
После 9 класса, мы проходили военные  сборы. Курс молодого бойца, вдали от мамок-папок, в глуши Ягоднинского района – на Американке, старой базе старателей.  Два 9-го класса мальчишеского населения школы, отбыл под Прощание Славянки.  Классы были большие – детей в СССР рожали достаточно. Нас было много. И все с оружием (конечно школьным, спиленным, не боевым ни разу). Сам Алексей Иванович был тоже вооружен, но охотничьим ружьем, как оказалось не напрасно – мы ночью встретились с медведем. Медведь в первую же ночь ходил вокруг лагеря. Было Лето, медведи тогда были сытые, и на людей не нападали, если те не вынуждали сами. Но нервы медведь потрепал, точно! Поэтому, у нас всегда был пост из ребят – дежурили. И караул  во главе с самим Алексеем Ивановичем. Мало ли что.
Представляете – мальчишки, на полной самостоятельности, в глуши! Романтики хватало. Мы, с Костей, курили вечером, в печку – это Колыма, поэтому, даже Летом, нужно тепло в домике старателей. Нас и застукал наряд, из ребят и Алексея Ивановича. И на утро, мы хоронили окурок! По-моему, даже был репортаж этого. Сергей Ковалев, кажется, снимал на камеру.
Да, у нас, тогда не было смартфонов, ноутбуков, как у теперешних детей.  Но нам этого и не надо было! У нас была более насыщенная жизнь: охота, рыбалка, велосипеды, потом мопеды и даже мотоциклы… Днем – учеба. А вечером: взрывпакеты, ракеты, кружки, кино, потом – девчонки, как без них? А кроме того: хоккей, футбол, любимое хобби.
Если бы не Американка, я бы никогда не понял, что такое настоящий подвиг. На обратной дороге домой, я решил сократить путь. И мимо брода, по которому медленно форсировала вся наша группа, рванул в густой кустарник, чтобы махом перемахнуть стремительный ручей, что мы переходили. Но узкое место – это не та мелкота, что встречается, где брод. Не зная брода – не суйся в воду. И я провалился, сразу в глубину, меня закрутил водоворот, близко был Оротукан, а там, в сапогах, в тяжелой одежде и рюкзаком, я бы не выплыл. Но тут, вдруг, меня, словно пробку из бутылки, кто-то выдернул. Это был Валера Джурко,  за какие-то секунды. Пока все стояли в растерянности, рванул ко мне, и буквально выдернул меня из водоворота Смерти.  И Валера, помню, стоял и матерился  - крыл всех стоящих рядом. Нет, не на меня. Зачем,  я свое осознал на всю Жизнь. А на пацанов, что стояли рядом и даже не попытались меня спасти! Это и есть подвиг. Потому, что Валера – через какое-то время, спас и другого моего товарища: Костю Малицкого, что провалился под лёд, и вообще, полностью ушел под лед.  Но сам же мог запросто провалиться на тонком льду: Валера дополз до края льда, потом, долго шарил подо льдом,  в поисках Кости. И за волосы – выдернул его из воды!  Вот такие были у меня друзья! Позже, я узнал, что Валера Джурко – ездил, будучи военным врачом в Афганистан. И после очередной его поездки его не стало: инфаркт! Сложная у него была работа, но не подличал он никогда, это точно!
На Американке я научился варить. Вова Козлов был у нас знатный повар. Но приходилось и самому что-то варить, хотелось что-то другого из меню, кроме тушёнки с макаронами.  Алексей Иванович нас научил не только варить на большую компанию – чтобы не пригорало, и было всем вдоволь. Но и чистить огромные старательские котлы, после обеда!
Кросс, со стрельбой, «вспышки справа» в грязь – такого вы не получите в экзальтированной  тиши современных ОБЖ. Насмотрелся я этой фигни – у сына, в современности – тоска зеленая.
Так учиться и отдыхать со смыслом – могли только мы, наше поколение.
ДК.
 Алексей Иванович не мог сидеть на месте. Его веселый характер, знание многочисленных комических ситуаций и искрометный юмор, привел его в наш поселковый Дом Культуры. Он стал конферансье, причем веселый и забавный! Весь поселок всегда ждал его выступлений.
Машина.
Однажды, когда меня уже не было на Спорном, а мама еще работала в школе, ей понадобился опыт Алексея Ивановича. Она пришла в гости. Дети Алексея Ивановича дружно сказали:
-А папа на улице лежит.
Мама испугалась, побежала на улицу. Там, под машиной своей, действительно был Сметана. Он часто лечил свои старые Жигули. С ними, как раз, он и уехал на Материк.
Много позже, сын Алексея Ивановича выучился, стал работать в Англии. И, однажды, купил своему отцу – достойную машину. Как признание.
Никогда, вложенное в тебя доброе – не умирает!
Память.
Еще один аспект: Алексей Иванович никогда не ставил себя выше других. Я, пацан, мог разговаривать с ним по любом поводу. И, много позже, мы общались и переписывались в Одноклассниках. Я всегда поздравлял его с Днем Рождения, с Праздниками.
Однажды, он не ответил. Такого никогда не было. День в день, четко, по-военному, всегда приходил ответ на любые мои поздравления. Алексей Иванович, к тому же, был очень воспитанным! А тут, тишина. Ни строчки…
И только много спустя – пришла грустная весть. Не стало Алексея Ивановича.
То, что мы есть – это следствие того обучения, что в нас вложили наши учителя. А учителя у нас были хорошие! Такие, как наш Алексей Иванович.
-Откуда Ты это знаешь,  - часто спрашивают меня.
-Учителя у меня были хорошие!


Рецензии